Ольга Хохлова и Пабло Пикассо: история любви с жестоким финалом...
Большая любовь художника и русской балерины обернулась не менее грандиозной драмой. Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в городе Нежин в семье полковника императорской армии. Балет появился в ее жизни довольно поздно: она начала учиться в частной студии Евгении Соколовой в Петербурге только в 14 лет.
Родители, не одобрявшие увлечение дочери, все же оплатили ее обучение. Выбор педагога был идеальным: Евгения Соколова, ведущая балерина, а затем репетитор Мариинского театра, отличалась необыкновенными педагогическими способностями – среди ее учениц были, к примеру, прославленные Анна Павлова и Тамара Карсавина. Ольга тренировалась упорно и самоотверженно, что особо оценил Сергей Дягилев.
*****
Когда в 1911 году он создавал постоянную труппу "Русского балета", юная балерина была зачислена в нее одной из первых. Злые языки говорили потом, что никакого особого таланта у Хохловой не было. Но Дягилев, известный своей бескомпромиссностью при отборе танцовщиков, никогда не взял бы в труппу слабую балерину и тем более не работал бы с ней долгие 8 лет. Пикассо был совершенно покорен Ольгой, он буквально преследовал ее. Благовоспитанная скромница поначалу не отвечала на его ухаживания, но все же не устояла под напором темпераментного андалузца. Дягилев, заметив их взаимный интерес к друг другу, вежливо предупреждает художника: "На русских девушках принято жениться".
"Шутите!" - восклицает Пикассо, но предложение тем не менее делает и везет Ольгу в Барселону знакомиться с матерью. Та от выбора сына не в восторге, однако находит в себе силы предостеречь будущую невестку. "Бедная девочка, ты понятия не имеешь, на что ты обрекаешь себя. Будь я твоей подругой, посоветовала бы тебе не выходить за него ни под каким видом. Я не верю, что с моим сыном женщина может быть счастлива. Он озабочен только собой", – говорила мать художника.
Скорее всего, Ольга и сама понимала, что с Пикассо легко не будет. 25 марта 1918-го, за несколько месяцев до свадьбы, она пишет жениху: "Ты никогда не сможешь любить меня так, как люблю тебя я, потому что любовь случается раз в жизни, а ты уже любил раньше, и это приносит мне боль. Ты не представляешь, как мне тяжело, как я мучаюсь. Я не могу успокоиться и перестать плакать. Я люблю тебя, и я совершенно несчастна".
Хохлова и Пикассо поженились 12 июля 1918 года, тогда же прошла церемония венчания в русской церкви в Париже. На нее пригласили Сергея Дягилева, Жана Кокто, Гертруду Стайн и – весь цвет литературно-музыкального Парижа 1920-х. Влюбленный Пикассо был даже не против брачного контракта, по условиям которого в случае развода все имущество супругов, в том числе произведения искусства, делилось пополам. Через несколько лет он горько пожалеет об этом.
В это время Пикассо отходит от прославившего его кубизма в сторону неоклассики, которую часто называют энгризмом по имени французского классического живописца Жана Огюста Доминика Энгра (1780–1867).
И во многом обращение к классической фигуративной живописи вызвано желанием его возлюбленной "узнавать на картинах свое лицо". Некоторые современные исследователи назовут этот период просто – "период Ольги". Первые работы в этом стиле художник создает еще в Барселоне, там он пишет один из лучших портретов будущей жены – "Ольга Хохлова в мантилье". Эффектной деталью ее наряда была как раз мантилья – атрибут традиционного испанского костюма, для имитации которого Пикассо использовал скатерть.
После свадьбы они переезжают в апартаменты в центре Парижа, которые Ольга обставляет на свой вкус, оставив мужу студию на втором этаже. Их соседом становится известный арт-дилер Поль Розенберг, который с этих пор начинает продавать картины Пикассо, что очень способствует успеху художника.
Пабло и Ольга ведут светский образ жизни. Среди их друзей Игорь Стравинский, Антон Рубинштейн, Коко Шанель, Марсель Пруст, Джеймс Джойс. Пикассо очень льстит успех Ольги в свете, она чувствует себя в своей стихии и наслаждается вниманием представителей богемы. В письмах своей близкой подруге, американской писательнице Гертруде Стайн Пикассо писал, что его покорили мудрость и спокойствие супруги, что является гораздо более редким даром, чем умение танцевать. Ольга превратила мужа из художника, окруженного безвестными натурщицами, в уважаемого буржуа, которому рады на любом светском рауте.
В 1919 году Ольга получает печальные новости из России: ее брат Евгений погиб, отец пропал без вести, двое других братьев примкнули к Белому движению, а мать и сестра находятся в Тифлисе на грани нищеты. Эти трагические известия очень сказываются на душевном состоянии Хохловой, что отражается в работах Пикассо: на всех картинах тех лет (например, "Задумчивая Ольга") Хохлова погружена в себя, она кажется отрешенной и опустошенной; в ее застывшем взгляде читается тревога.
Ольга не радуется жизни, она испытывает чувство вины за то, что находится в благополучии и семейной гармонии, в то время как ее родные терпят нужду. Она пытается помочь им с помощью Пикассо – пересылает деньги и рисунки в Сербию, чтобы брат Николай, осевший в Белграде, мог заручиться поддержкой влиятельных лиц. Пытается через Красный Крест отправлять посылки матери и сестре, они доходят через раз или не доходят вовсе. К волнению за близких добавилось еще одно несчастье: из-за травмы ноги балерина завершает свою карьеру.
В феврале 1921 года у пары рождается сын Пауло (Поль). Его рождение вдохновило Пикассо на создание целой серии произведений, центральными персонажами которых стали Ольга и Поль. С этого момента в его творчестве формируется новое настроение и новое направление – монументализм. На первый план выходят образы семьи, матери и ребёнка.
В картинах этого периода царит покой, которому оказался созвучен интерес Пикассо к античности и Ренессансу, возникший во время его знакомства с Ольгой в Италии и вновь оживший в 1921 году, когда семья проводила лето в Фонтенбло. Ольга отдавала сыну все свое внимание, для отца Поль стал предметом гордости. Во множестве портретов сына Пикассо символически передает ему свои увлечения, наряжая мальчика в костюмы персонажей комедии дель арте, в частности Арлекина, с которым в молодости, как свидетельствуют картины "розового периода", он отождествлял себя сам.
К 1925 году в семейной идиллии появляются первые трещинки: Пикассо постепенно чувствует пресыщение семейной жизнью, его начинает раздражать великосветский образ жизни, он пропускает один званый прием, потом другой. Смокингу он теперь предпочитает шорты и рубашку. Пикассо начинает осознавать, что их счастливый брак с Ольгой близится к концу.
В апреле 1925-го они вместе отправляются в Монте-Карло, где встречаются с Дягилевым. Пабло увлеченно рисует танцующих балерин. Несомненно, это ранит Ольгу, которая тяжело переживает окончание карьеры танцовщицы. Однако именно в образе балерины Пикассо решил представить ее в своей большой картине "Танец". Искусствоведы полагают, что именно в 1925 году в работах Пикассо завершился период классической красоты – тот самый "период Ольги". В следующие 10 лет ее образ претерпевает пугающие превращения.
В январе 1927-го Пикассо знакомится с 17-летней Марией-Терезой Вальтер у входа в парижский магазин . Он подходит к ней со словами: "Я Пикассо. Вы и я вместе совершим великие вещи". У них завязывается роман. Именно Мария-Тереза станет его главной натурщицей периода сюрреализма.
Но если ее изображения будут радостными, светлыми и чувственными, то Ольга выглядит на новых полотнах довольно агрессивно. Теперь Ольга предстает в чудовищной изломанной позе с безвольно растекающимися по полотну конечностями, с открытым ртом, если это вообще можно назвать ртом, а не пастью. Можно себе представить, насколько чуждым и унизительным такое изображение казалось Ольге, эстетически далекой от художественных экспериментов супруга.
Пикассо несколько лет удается сохранять отношения с любовницей в тайне. Он даже снимал ей квартиру в доме напротив их с Ольгой парижских апартаментов. А летом, когда они всей семьей уезжали на курорт в Бретань, Мария-Тереза, как ни в чем не бывало, останавливалась неподалеку от них.
Ольга узнает об этой связи лишь к 1929-му году и не уйдет от мужа еще 7 лет. 7 лет продолжались ее страдания, которые в итоге привели к почти безумию. Пикассо нравилась борьба женщин за него – ее финал пришелся на 1935 год. Мария-Тереза прибегла к самому сильному аргументу: она появилась на пороге Ольги с новорожденной дочкой на руках. И заявила: "Вот произведение Пикассо". От этого удара Ольга не оправилась.
Забрав сына, она уехала на Лазурный берег и поручила своему адвокату составить опись всего имущества Пикассо, чего художник ей так и не простил. Дать жене развод он тоже отказался, ведь в этом случае ей отошла бы и половина его картин. До последнего дня своей жизни Ольга оставалась мадам Пикассо.
Ольга мучительно переживала разрыв и не смирилась с ним. Она еще долго будет преследовать Пикассо и его новых пассий, отправлять ему письма с призывом вернуться в семью и фотоколлажи, где они все еще вместе. Последние годы жизни Ольги были очень тяжелыми, она перенесла инсульт, потеряла возможность ходить.
Ее внучка Марина так писала в своей книге: "Моя бабушка Ольга, со всем смирившаяся, оболганная, опустившаяся после стольких пережитых ею предательств, закончила жизнь парализованной старухой. А дед ни разу даже не соизволил навестить ее на ложе отчаяния и скорби. А ведь она бросила ради него все: свою страну, свою карьеру, свои мечты, свою честь". Ольга умерла от рака в 1955 году. На ее похороны Пикассо не пришел. Пережив ее на 18 лет, он обзавелся еще двумя внебрачными детьми и еще одной официальной женой.
Старый альбом
Ольга Хохлова и Пабло Пикассо: история любви с жестоким финалом...
Большая любовь художника и русской балерины обернулась не менее грандиозной драмой.Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в городе Нежин в семье полковника императорской армии.
Балет появился в ее жизни довольно поздно: она начала учиться в частной студии Евгении Соколовой в Петербурге только в 14 лет.
Родители, не одобрявшие увлечение дочери, все же оплатили ее обучение.
Выбор педагога был идеальным: Евгения Соколова, ведущая балерина, а затем репетитор Мариинского театра, отличалась необыкновенными педагогическими способностями – среди ее учениц были, к примеру, прославленные Анна Павлова и Тамара Карсавина.
Ольга тренировалась упорно и самоотверженно, что особо оценил Сергей Дягилев.
Злые языки говорили потом, что никакого особого таланта у Хохловой не было.
Но Дягилев, известный своей бескомпромиссностью при отборе танцовщиков, никогда не взял бы в труппу слабую балерину и тем более не работал бы с ней долгие 8 лет.
Пикассо был совершенно покорен Ольгой, он буквально преследовал ее.
Благовоспитанная скромница поначалу не отвечала на его ухаживания, но все же не устояла под напором темпераментного андалузца.
Дягилев, заметив их взаимный интерес к друг другу, вежливо предупреждает художника: "На русских девушках принято жениться".
"Шутите!" - восклицает Пикассо, но предложение тем не менее делает и везет Ольгу в Барселону знакомиться с матерью.
Та от выбора сына не в восторге, однако находит в себе силы предостеречь будущую невестку.
"Бедная девочка, ты понятия не имеешь, на что ты обрекаешь себя.
Будь я твоей подругой, посоветовала бы тебе не выходить за него ни под каким видом.
Я не верю, что с моим сыном женщина может быть счастлива.
Он озабочен только собой", – говорила мать художника.
Скорее всего, Ольга и сама понимала, что с Пикассо легко не будет.
25 марта 1918-го, за несколько месяцев до свадьбы, она пишет жениху:
"Ты никогда не сможешь любить меня так, как люблю тебя я, потому что любовь случается раз в жизни, а ты уже любил раньше, и это приносит мне боль.
Ты не представляешь, как мне тяжело, как я мучаюсь.
Я не могу успокоиться и перестать плакать.
Я люблю тебя, и я совершенно несчастна".
Хохлова и Пикассо поженились 12 июля 1918 года, тогда же прошла церемония венчания в русской церкви в Париже.
На нее пригласили Сергея Дягилева, Жана Кокто, Гертруду Стайн и – весь цвет литературно-музыкального Парижа 1920-х.
Влюбленный Пикассо был даже не против брачного контракта, по условиям которого в случае развода все имущество супругов, в том числе произведения искусства, делилось пополам.
Через несколько лет он горько пожалеет об этом.
В это время Пикассо отходит от прославившего его кубизма в сторону неоклассики, которую часто называют энгризмом по имени французского классического живописца Жана Огюста Доминика Энгра (1780–1867).
И во многом обращение к классической фигуративной живописи вызвано желанием его возлюбленной "узнавать на картинах свое лицо".
Некоторые современные исследователи назовут этот период просто – "период Ольги".
Первые работы в этом стиле художник создает еще в Барселоне, там он пишет один из лучших портретов будущей жены – "Ольга Хохлова в мантилье".
Эффектной деталью ее наряда была как раз мантилья – атрибут традиционного испанского костюма, для имитации которого Пикассо использовал скатерть.
После свадьбы они переезжают в апартаменты в центре Парижа, которые Ольга обставляет на свой вкус, оставив мужу студию на втором этаже.
Их соседом становится известный арт-дилер Поль Розенберг, который с этих пор начинает продавать картины Пикассо, что очень способствует успеху художника.
Пабло и Ольга ведут светский образ жизни.
Среди их друзей Игорь Стравинский, Антон Рубинштейн, Коко Шанель, Марсель Пруст, Джеймс Джойс.
Пикассо очень льстит успех Ольги в свете, она чувствует себя в своей стихии и наслаждается вниманием представителей богемы.
В письмах своей близкой подруге, американской писательнице Гертруде Стайн Пикассо писал, что его покорили мудрость и спокойствие супруги, что является гораздо более редким даром, чем умение танцевать.
Ольга превратила мужа из художника, окруженного безвестными натурщицами, в уважаемого буржуа, которому рады на любом светском рауте.
В 1919 году Ольга получает печальные новости из России: ее брат Евгений погиб, отец пропал без вести, двое других братьев примкнули к Белому движению, а мать и сестра находятся в Тифлисе на грани нищеты.
Эти трагические известия очень сказываются на душевном состоянии Хохловой, что отражается в работах Пикассо: на всех картинах тех лет (например, "Задумчивая Ольга") Хохлова погружена в себя, она кажется отрешенной и опустошенной; в ее застывшем взгляде читается тревога.
Ольга не радуется жизни, она испытывает чувство вины за то, что находится в благополучии и семейной гармонии, в то время как ее родные терпят нужду.
Она пытается помочь им с помощью Пикассо – пересылает деньги и рисунки в Сербию, чтобы брат Николай, осевший в Белграде, мог заручиться поддержкой влиятельных лиц.
Пытается через Красный Крест отправлять посылки матери и сестре, они доходят через раз или не доходят вовсе.
К волнению за близких добавилось еще одно несчастье: из-за травмы ноги балерина завершает свою карьеру.
В феврале 1921 года у пары рождается сын Пауло (Поль).
Его рождение вдохновило Пикассо на создание целой серии произведений, центральными персонажами которых стали Ольга и Поль.
С этого момента в его творчестве формируется новое настроение и новое направление – монументализм.
На первый план выходят образы семьи, матери и ребёнка.
В картинах этого периода царит покой, которому оказался созвучен интерес Пикассо к античности и Ренессансу, возникший во время его знакомства с Ольгой в Италии и вновь оживший в 1921 году, когда семья проводила лето в Фонтенбло.
Ольга отдавала сыну все свое внимание, для отца Поль стал предметом гордости.
Во множестве портретов сына Пикассо символически передает ему свои увлечения, наряжая мальчика в костюмы персонажей комедии дель арте, в частности Арлекина, с которым в молодости, как свидетельствуют картины "розового периода", он отождествлял себя сам.
К 1925 году в семейной идиллии появляются первые трещинки: Пикассо постепенно чувствует пресыщение семейной жизнью, его начинает раздражать великосветский образ жизни, он пропускает один званый прием, потом другой.
Смокингу он теперь предпочитает шорты и рубашку.
Пикассо начинает осознавать, что их счастливый брак с Ольгой близится к концу.
В апреле 1925-го они вместе отправляются в Монте-Карло, где встречаются с Дягилевым.
Пабло увлеченно рисует танцующих балерин. Несомненно, это ранит Ольгу, которая тяжело переживает окончание карьеры танцовщицы.
Однако именно в образе балерины Пикассо решил представить ее в своей большой картине "Танец".
Искусствоведы полагают, что именно в 1925 году в работах Пикассо завершился период классической красоты – тот самый "период Ольги".
В следующие 10 лет ее образ претерпевает пугающие превращения.
В январе 1927-го Пикассо знакомится с 17-летней Марией-Терезой Вальтер у входа в парижский магазин .
Он подходит к ней со словами:
"Я Пикассо. Вы и я вместе совершим великие вещи".
У них завязывается роман.
Именно Мария-Тереза станет его главной натурщицей периода сюрреализма.
Но если ее изображения будут радостными, светлыми и чувственными, то Ольга выглядит на новых полотнах довольно агрессивно.
Теперь Ольга предстает в чудовищной изломанной позе с безвольно растекающимися по полотну конечностями, с открытым ртом, если это вообще можно назвать ртом, а не пастью.
Можно себе представить, насколько чуждым и унизительным такое изображение казалось Ольге, эстетически далекой от художественных экспериментов супруга.
Пикассо несколько лет удается сохранять отношения с любовницей в тайне.
Он даже снимал ей квартиру в доме напротив их с Ольгой парижских апартаментов.
А летом, когда они всей семьей уезжали на курорт в Бретань, Мария-Тереза, как ни в чем не бывало, останавливалась неподалеку от них.
Ольга узнает об этой связи лишь к 1929-му году и не уйдет от мужа еще 7 лет.
7 лет продолжались ее страдания, которые в итоге привели к почти безумию.
Пикассо нравилась борьба женщин за него – ее финал пришелся на 1935 год. Мария-Тереза прибегла к самому сильному аргументу: она появилась на пороге Ольги с новорожденной дочкой на руках.
И заявила: "Вот произведение Пикассо".
От этого удара Ольга не оправилась.
Забрав сына, она уехала на Лазурный берег и поручила своему адвокату составить опись всего имущества Пикассо, чего художник ей так и не простил.
Дать жене развод он тоже отказался, ведь в этом случае ей отошла бы и половина его картин.
До последнего дня своей жизни Ольга оставалась мадам Пикассо.
Ольга мучительно переживала разрыв и не смирилась с ним.
Она еще долго будет преследовать Пикассо и его новых пассий, отправлять ему письма с призывом вернуться в семью и фотоколлажи, где они все еще вместе.
Последние годы жизни Ольги были очень тяжелыми, она перенесла инсульт, потеряла возможность ходить.
Ее внучка Марина так писала в своей книге:
"Моя бабушка Ольга, со всем смирившаяся, оболганная, опустившаяся после стольких пережитых ею предательств, закончила жизнь парализованной старухой.
А дед ни разу даже не соизволил навестить ее на ложе отчаяния и скорби.
А ведь она бросила ради него все: свою страну, свою карьеру, свои мечты, свою честь".
Ольга умерла от рака в 1955 году.
На ее похороны Пикассо не пришел.
Пережив ее на 18 лет, он обзавелся еще двумя внебрачными детьми и еще одной официальной женой.
#17июня