Объясняют священнослужители О значении церковного действия — каждения в храме — рассказали священнослужители. Борис Гущин — иерей, настоятель Ильинского храма (г. Таганрог).
Борис Гущин, иерей:
Вы, наверное, обращали внимание, что в начале и середине богослужения священник совершает это древнее символическое действие. Каждение совершается в самые-самые торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священник обходит весь храм, и малым, когда оно совершается только в алтаре и перед иконостасом.
Огонь кадила символизирует собой божественную природу Иисуса Христа, а уголёк — человеческую природу. Исходящий дым означает присутствие Духа Святого, а также — молитвы людей, возносимые к Богу.
Каждение было установлено ещё в Ветхом завете самим богом. В книге Исход говорится о том, как Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения. И дал чёткие инструкции по его изготовлению. Вот тот древний жертвенник для курения — не что иное, как прообраз современного кадила.
Вы, наверное, заметили, что кадят не только священные предметы — престол, алтарь, иконы, но и всех присутствующих в храме. Потому что они так же являются своего рода образами Бога. Верующие в знак благоговения на это действие отвечают поясным поклоном.
В качестве ладана обычно используется специальная ароматическая древесная смола. Запах ладана имеет некое миссионерское действие. Входя в храм, мы сразу ощущаем приятный аромат. Это внутренне настраивает нас на молитву и умягчает нашу душу.
Александр Тылькевич — протоиерей, настоятель храма апостолов Петра и Павла (г. Шилка).
Александр Тылькевич, протоиерей:
Меня как-то спросили, почему в храме так часто кадят? В храме кадят не часто и не редко, а по уставу. Каждение положено во время Херувимской, перед чтением Евангелия, во время Проскомидии, во время Всенощной…
Как вы думаете, почему курильщик курит? Ведь вдыхание и выдыхание табака — это тоже форма каждения. Раньше индейцы, вдыхая и выдыхая табак, кадили своим идолам. А идолы — это бесы.
Если каждение в храме происходит по уставу, то желание курильщика соединяет его с бесом. Почему у него возникает желание? Он любит этот процесс. Хотя... Может, и не любит, но ему надо непременно связываться с ним (бесом).
Каждение — это такая форма молитвы к Богу.
Михаил Преображенский — иерей, преподавателя литургики и библейской истории, проповедник.
Михаил Преображенский, иерей:
Чего боится бес? Ладан сам по себе, как кусочки смолы — тут совсем ни при чём. Бесу от этого ни холодно, ни жарко. Мало того, язычники, которые приносят жертву бесам, они этот же ладан используют и кладут на те же угольки. Только что это означает? Язычники на беса обращают внимание и на его жертвенник подкладывают угольки — слезы своего сердца, отдавая силы своей души бесу. И бесу это приятно. И бес его одерживает. И человек становится одержимым бесами.
А Божий человек что делает? Бес на него нападает, а он зажигает кадило Богу. Вы никогда не замечали, когда вначале Литургии дьякон кадит, что он при этом читает? Пятидесятый псалом… Держа в руке круглый предмет, который расколот пополам, внутри которого тлеют угли, и на них возлагаются слёзы дерева…
Кадило — это образ нашего сердца. Жертва Богу — дух сокрушенный. Вот это дух, чёрствый и одеревенелый, мы сокрушаем... Свои намерения комкаем перед лицом Бога, если эти намерения были нацелены не в сторону Бога.
И мы в своём сосуде сердца возжигаем огнём любви одеревенение своей души. Окаменелость нашу воспаляем, воспламеняем огнём веры и проливаем на этот огонь слезы своего покаяния. И вот этот ладан, как слезы покаяния, ложится в огонь веры и возносится к Господу.
Куда всё внимание человека нацелено в этот момент? К Господу. Чего бес боится? Господа и нашей спины. Потому что мы на беса — ноль внимания и фунт презрения. Всё наше сердечное покаяния — к Господу. И жертва Богу — мой дух сокрушенный. За всё то, что я наделал.
Благодати Божьей бес боится. Благодати Божьей ему не понести.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ, МОЛИТВЫ, ХРАМЫ.
:Галина Козлова ( Грибанова)
Что символизирует кадило?
Объясняют священнослужители
О значении церковного действия — каждения в храме — рассказали священнослужители.
Борис Гущин — иерей, настоятель Ильинского храма (г. Таганрог).
Вы, наверное, обращали внимание, что в начале и середине богослужения священник совершает это древнее символическое действие. Каждение совершается в самые-самые торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священник обходит весь храм, и малым, когда оно совершается только в алтаре и перед иконостасом.
Огонь кадила символизирует собой божественную природу Иисуса Христа, а уголёк — человеческую природу. Исходящий дым означает присутствие Духа Святого, а также — молитвы людей, возносимые к Богу.
Каждение было установлено ещё в Ветхом завете самим богом. В книге Исход говорится о том, как Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения. И дал чёткие инструкции по его изготовлению. Вот тот древний жертвенник для курения — не что иное, как прообраз современного кадила.
Вы, наверное, заметили, что кадят не только священные предметы — престол, алтарь, иконы, но и всех присутствующих в храме. Потому что они так же являются своего рода образами Бога. Верующие в знак благоговения на это действие отвечают поясным поклоном.
В качестве ладана обычно используется специальная ароматическая древесная смола. Запах ладана имеет некое миссионерское действие. Входя в храм, мы сразу ощущаем приятный аромат. Это внутренне настраивает нас на молитву и умягчает нашу душу.
Александр Тылькевич — протоиерей, настоятель храма апостолов Петра и Павла (г. Шилка).
Меня как-то спросили, почему в храме так часто кадят? В храме кадят не часто и не редко, а по уставу. Каждение положено во время Херувимской, перед чтением Евангелия, во время Проскомидии, во время Всенощной…
Как вы думаете, почему курильщик курит? Ведь вдыхание и выдыхание табака — это тоже форма каждения. Раньше индейцы, вдыхая и выдыхая табак, кадили своим идолам. А идолы — это бесы.
Если каждение в храме происходит по уставу, то желание курильщика соединяет его с бесом. Почему у него возникает желание? Он любит этот процесс. Хотя... Может, и не любит, но ему надо непременно связываться с ним (бесом).
Каждение — это такая форма молитвы к Богу.
Михаил Преображенский — иерей, преподавателя литургики и библейской истории, проповедник.
Чего боится бес? Ладан сам по себе, как кусочки смолы — тут совсем ни при чём. Бесу от этого ни холодно, ни жарко. Мало того, язычники, которые приносят жертву бесам, они этот же ладан используют и кладут на те же угольки. Только что это означает? Язычники на беса обращают внимание и на его жертвенник подкладывают угольки — слезы своего сердца, отдавая силы своей души бесу. И бесу это приятно. И бес его одерживает. И человек становится одержимым бесами.
А Божий человек что делает? Бес на него нападает, а он зажигает кадило Богу. Вы никогда не замечали, когда вначале Литургии дьякон кадит, что он при этом читает? Пятидесятый псалом… Держа в руке круглый предмет, который расколот пополам, внутри которого тлеют угли, и на них возлагаются слёзы дерева…
Кадило — это образ нашего сердца. Жертва Богу — дух сокрушенный. Вот это дух, чёрствый и одеревенелый, мы сокрушаем... Свои намерения комкаем перед лицом Бога, если эти намерения были нацелены не в сторону Бога.
И мы в своём сосуде сердца возжигаем огнём любви одеревенение своей души. Окаменелость нашу воспаляем, воспламеняем огнём веры и проливаем на этот огонь слезы своего покаяния. И вот этот ладан, как слезы покаяния, ложится в огонь веры и возносится к Господу.
Куда всё внимание человека нацелено в этот момент? К Господу. Чего бес боится? Господа и нашей спины. Потому что мы на беса — ноль внимания и фунт презрения. Всё наше сердечное покаяния — к Господу. И жертва Богу — мой дух сокрушенный. За всё то, что я наделал.
Благодати Божьей бес боится. Благодати Божьей ему не понести.