*************************** ШЕДЕВРЫ ПРОШЛЫХ ЛЕТ ***************************
≈≈ ≈≈ ≈≈ ≈≈ «Lullaby of Birdland» («Колыбельная птичьего острова») ≈≈ ≈≈ ≈≈ ≈≈
Популярная песня, ставшая джазовым стандартом, «Lullaby of Birdland» («Колыбельная птичьего острова») была написана в 1952-м году американским пианистом Джорджем Ширингом - одним из самых знаменитых музыкантов того времени. Слова написал известный американский поэт, композитор и аранжировщик Джордж Дэвид Вайс.
Песня была написана для владельца Нью-Йоркского джаз-клуба «Birdland» Морриса Леви. Этот джаз-клуб открылся в 1949-м году на Бродвее и вскоре стал самым популярным в США. В 1952-м году в честь выдающегося саксофониста Чарли Паркера «Bird» («Птица»), клуб был назван «Бердленом».
Послушаем мелодию песни в исполнении автора Джорджа Ширинга. Запись 1992 года из Мюнхенской филармонии. Джордж Ширинг – рояль, Нил Свейнсон-бас.
Наибольшую популярность песне принесло её исполнение знаменитой американской джазовой певицей Эллой Фицджеральд. Она включила песню в свой третий студийный альбом «Lullabies of Birdland» («Колыбельная Птичьего острова»), записанный совместно с контрабасистом Рэем Брауном, пианистом Доном Эбни, трубачом Саем Оливером и другими музыкантами. Пластинка была выпущена на студии «Decca Records» в 1954 году.
- Аудиозапись недоступна
Вот что я
Всегда слышу, когда ты вздыхаешь.
В моём мире слов
Нельзя выразить
В одной фразе то, что я чувствую.
Ты когда-нибудь слышал двух голубок –
Билла и Курлыку,
Когда они влюблены?
Что за волшебную музыку
Творим мы своими губами,
Когда целуемся!
Старая плакучая ива
Знает, как плакать.
Так я плачу на своей подушке,
Если ты должен сказать мне
«Всего доброго» и «прощай».
Прошепчи мне тихо
Колыбельную Страны птиц,
Поцелуй меня нежно, и мы разойдёмся,
Улетев высоко в Страну птиц,
Высоко в небо над головой,
Потому что мы влюблены.
Послушаем одну из лучших версий этой песни афроамериканской джазовой певицы, одной из наиболее известных в XX веке, обладательницы Премия «Грэмми» в номинации «Лучшая джазовая вокалистка» (1982) Сары Воан.
- Amy Winehouse - Lullaby Of Birdland (Live At The Stables 2004)
- Jerry Portnoy - Lullaby of Birdland
Звучит биг-бэнд знаменитого американского джазового пианиста и органиста, динамичного Каунта Бэйси. Запись 1058 года.
- Count Basie - Lullaby Of Birdland
- Аудиозапись недоступна
Потребность в продвижении клуба Birdland появилось у его совладельца Морриса Леви вскоре после того, как в 1949 году он отказался от прежнего названия (Clique Club). Такой, как бы сейчас сказали, ренейминг, оказал на статус заведения решающее влияние – ещё бы: назвать крохотный, на 150 человек, клуб именем прославленного апостола бибопа Чарли "Птицы" Паркера, да к тому же при его жизни! (К слову, сам Птица такой ход оценил и стал время от времени выступать на обновлённой площадке, несмотря на нескромные аппетиты его менеджмента.) В общем, последовавшие два–три года стали для "Бёрдленда" временем бурного развития.
Для закрепления статуса клубу не хватало только одного: чтобы о нём узнало как можно больше любителей джаза в Нью-Йорке. Тогда талантливый промоутер Леви решился на революционный для тех времён шаг: он при помощи радиостанции WJZ запустил серию трансляций из концертного зала, что автоматом не только значительно расширило его аудиторию, но и стало сильным промо-ходом, говорящим о "продвинутости" заведения.
Тогда-то Моррис Леви и обратился к Джорджу Ширингу, который к тому времени вот уже пять лет как обосновался в Нью-Йорке и попал в обойму артистов "Бёрдленда", с просьбой записать аудиозаставку для этих радиошоу. Ширинг, не будь дурак, от предложения отказался, сказав, что данная композиция ему не нравится, и выступил со встречным предложением: он, Ширинг, сочиняет и записывает тему, а Леви занимается продвижением и в творческий процесс не лезет. На том и порешили.
Скоро контакты заключаются, да нескоро шедевры рождаются: долгие недели Джордж Ширинг пытался "подобраться" к искомой теме, но тщетно. Всё произошло спонтанно: однажды, прямо во время ужина пианист вскочил и побежал к роялю; спустя десять минут композиция была практически готова. Позже, объясняя такую импульсивность, Ширинг говорил: "Речь не идёт о минутах. На её сочинение ушло десять минут плюс несколько предшествовавших лет в музыкальном бизнесе".
Вскоре тема была записана в виде инструментальной композиции, и радиошоу, наконец, обрело свою фирменную заставку. Параллельно с этим Ширинг озаботился тем, чтобы дать теме самостоятельную жизнь. Сначала он сделал аранжировку для своего квинтета, а затем обратился к песеннику Джорджу Дэвиду Вайссу, чтобы тот сочинил текст на основную мелодию песни.
Результат работы Вайсса (из-за контрактных обязательств его имя долгое время обозначалось как B. Y. Forster) впервые был издан на виниле в декабре 1954 года – исполнили её певица Сара Вон и трубач Клиффорд Браун. Первая же запись "Колыбельной" стала её самой коммерчески успешной и признанной версией, а сама песня моментально вошла в число джазовых стандартов (и стала "визитной карточкой" леди Вон).