3-го мая исполняется 105-тие Джона Льюиса - американского джазового пианиста, композитора и аранжировщика.

Известен как музыкальный руководитель Modern Jazz Quartet.

3-го мая  исполняется 105-тие Джона Льюиса - американского джазового пианиста, композитора и аранжировщика. - 987768641520




Джон Аарон Льюис (John Aaron Lewis) родился 3 мая 1920 года в Лагранже, штат Иллинойс, США. Джон вырос в городе Альбукерке, штат Нью-Мексико. Его семья была музыкальной и, начиная с семилетнего возраста, Льюис начал изучать классическую музыку и фортепиано. Первые музыкальные выступления прошли в музыкальной группе бойскаутов. Тётя Джона любила джаз и танцевальную музыку, именно её влияние на музыкальные вкусы племянника были определяющими.

Джон Льюис учился в Университете штата Нью-Мексико, где создал и возглавлял небольшую группу. Получил дипломы в области антропологии и музыки. В конце концов, он решил бросить антропологию, узнав что в антропологии не платят много.

В 1942 году Льюис был призван в армию и играл на фортепиано вместе с Кенни Кларком, который уговорил его переехать в Нью-Йорк после окончания службы. Льюис переехал в Нью-Йорк в 1945 году чтобы продолжить свою музыкальную учебу в Manhattan School of Music и в конечном итоге закончил со степенью магистра в области музыки в 1953 году. Хотя его пребывание в Нью-Йорке было посвящено больше джазу, он по-прежнему часто играл и слушал классические произведения таких композиторов, как Шопен, Бах и Бетховен.



Кларк и Льюис в 1945 году пробовались для группы Gillisbie, играя песню под названием "Bright Lights", написанную Льюисом для их армейской группы. Они попросили присоединиться к биг-бэнду Диззи Гиллеспи, а мелодия, переименованная в Two Brass Hit, стала мгновенно популярной. Льюис в этом составе был аранжировщиком и играл на фортепиано в период с 1945 до 1948, участвовал в туре по Европе. После ухода из группы Gillisbie Джон Льюис был аккомпаниатором у Чарли Паркера и играл на некоторых из известных его записях, таких как, "Parker's Mood" (1948) и "Blues for Alice" (1951), а также сотрудничал с другими известными джазовыми музыкантами - Лестер Янг, Элла Фитцджеральд и Иллинойс Жаке.
3-го мая  исполняется 105-тие Джона Льюиса - американского джазового пианиста, композитора и аранжировщика. - 987768603376


Джон Льюис поучаствовал в записи знаменитой сессии Майлса Дэвиса "Birth of the Cool"., С 1948 году по 1949 Льюис играл в нонете Дэвиса вместе с Гилом Эвансом, Джерри Маллиганом и другими и считается одним из наиболее плодовитых аранжировщиков этого коллектива. Льюис аранжировал "S'il Vous Plait," "Rouge," "Move" и "Budo".

Джон Льюис, вибрафонист Милт Джексон, барабанщик Кенни Кларк и басист Рэй Браун, будучи в составе Gillespie Big Band, часто играли небольшим составом, когда «духовикам был необходим небольшой отдых. Это нравилось зрителям, что привело к созданию новой группы, которую они первоначально называли в 1951 году Milt Jackson Quartet, но в 1952 году переименовали в Modern Jazz Quartet.
3-го мая  исполняется 105-тие Джона Льюиса - американского джазового пианиста, композитора и аранжировщика. - 987768548080
3-го мая  исполняется 105-тие Джона Льюиса - американского джазового пианиста, композитора и аранжировщика. - 987768630256

Квартет был сформирован из-за необходимости иметь большей свободы и сложности в композиции, что танцевальный стиль биг-бэнда не позволял. В то же время Джон Льюис хотел. чтобы MJQ иметь больше импровизационной свободы, он также хотел включить некоторые классические элементы в свои композиции. Льюис заметил, что стиль бибоп обращает все внимание на солиста, и Льюис в своих композициях для MJQ попытался выровнять время импровизации со временем общей игры. Джон взял на себя роль музыкального руководителя с самого начала, хотя утверждал, что группа не имеет "лидера". Тем не менее, принято считать, что "Джон Льюис, по причине его вклада в группе, всё же был первым среди равных. Miles Davis даже однажды сказал, что «Джон научил всех, Милт не мог читать для всех и басист Перси Хит вряд ли». Льюис поднял коллективный талант группы.

Джон Льюис постепенно отходил от стиля бибоп строгих 1940-х годов, он был ориентирован на более изысканный, полированный, камерный стиль музыки. Композиции Льюиса для Modern Jazz Quartet породилили «неоклассический стиль» джаза, который в сочетании стиля би-боп с динамической тенью и драматической паузой более характерен для джаза 20-х и 30-х годов.

Льюис также был уверен, что группа всегда должна быть одета безупречно хорошо. Он считал, что важно одеваться так, как они относятся к своей музыке: полированно, элегантно и уникально. Льюис однажды сказал в интервью Down Beat Magazine: "Моей моделью была группа Дюка Эллингтона. Они были самой элегантной группой, которую я когда-либо видел".

С 1952 по 1974 год Джон Льюис писал для квартета и выступал с ним. Композиции Льюиса имели первостепенное значение в завоевании MJQ мирового имени и для того, чтобы сделать джаз культурным, не сокращая его свинговую основу.

В этот же период времени Льюис занимал различные должности, а в том числе заведующего кафедрой в течение летних сессий в Lenox School of Jazz в Ленокс, штат Массачусетс в 1957-1960, директора ежегодного джазового фестиваля Monterey с 1958 по 1983 г., музыкального консультанта фестиваля Monterey Jazz в Калифорнии. Он создал кооператив биг-бэнда оркестра США, который выступал и записывался в стиле Third Stream (Третье течение - джаз / классический комбинированный) в 1962-65. Оркестр США, вместе со всеми композициями Льюис в целом, были очень влиятельные в развитии музыки "третьего течения", которая была в значительной степени определена переплетением классической и джазовой традиции. Кроме того, он создал Jazz and Classical Music Society в 1955 году, который дал концерт в Tower Hall в Нью-Йорке, что способствовало увеличению популярности этого нового жанра классического джаза.

Modern Jazz Quartet был временно расформирован в 1974 году, потому что Джексон чувствовал, что группа не получает достаточного количества денег соответственно своему уровню престижа был на музыкальной сцене. Во время этого перерыва, Льюис преподавал в Городском колледже Нью-Йорка и Гарвардском университете. Джон также смог поехать в Японию, где записал для CBS свой первый фортепианный альбом. Во время пребывания в Японии Льюис также сотрудничал с Хэнком Джонсом и Мариан МакПартланд, с которыми выступал на концертах.

В 1981 году Modern Jazz Quartet воссоединился для тура по Японии и Соединенным Штатам, хотя группа не планировала выступать регулярно. Поскольку MJQ больше не был его основной карьерой, Льюис успел сформировать и поиграть в секстете под названием John Lewis Group. Несколько лет спустя, в 1985 году, Льюис сотрудничал с Гэри Гиддинсом и Робертом Сваном, чтобы сформировать American Jazz Orchestra. Кроме того, он продолжал преподавать джазовое фортепиано для начинающих студентов. Его стиль преподавания предполагал убедиться, что студент владеет "тремя основными формами: блюз, баллада, и часть, которая движется". Он продолжал преподавать до конца жизни.
3-го мая  исполняется 105-тие Джона Льюиса - американского джазового пианиста, композитора и аранжировщика. - 987768626416



В 1990 году Льюис принимал участие в различных музыкальных мероприятиях, в том числе в Re-birth of the Cool sessions с Джерри Маллиганом в 1992 году, "The Birth of the Third Stream" с Гюнтером Шуллером, Чарльзом Мингусом и Джорджем Расселом. Он записал свои последние альбомы на Atlantic Records: "Evolution" и "Evolution II" в 1999 и 2000 годах соответственно. Джон Льюис также продолжал играть от случая к случаю с MJQ до 1999 года, когда Милт Джексон умер.

Джон Льюис умер в Нью-Йорке 31 марта 2001 года в возрасте 80 лет от рака простаты после продолжительной болезни.

Композиции Джона Льюиса признаны уникальными, так как они объединяют в себе элементы классической формы, традиционного джаза (зачастую утерянного в современном джазе) и коллективной импровизации. Излюбленными формами Льюиса являются фуга и контрапункт, которые он эффективно использовал, встраивая в написанные линии одиночных и коллективных импровизаций.



3-го мая  исполняется 105-тие Джона Льюиса - американского джазового пианиста, композитора и аранжировщика. - 987768652528


John Lewis -" Sensitive Scenery"
3-го мая  исполняется 105-тие Джона Льюиса - американского джазового пианиста, композитора и аранжировщика. - 987768651504
  • John Lewis - Delauny's Dilemma
  • John Lewis - Monday In Milan
  • John Lewis - Natural Affection
  • John Lewis - Visitor From Mars
  • John Lewis - Two Degrees East Three Degrees West
  • John Lewis - Lela
  • John Lewis - Sacha's March
  • John Lewis - A Time For Tears



CBS Studio, NY. December 17 & 20, 1976

John Lewis - piano
Michael Moore - bass
Connie Kay - drums



John Lewis plays Bach - Prelude No. 10 in E minor, BWV 855
John Lewis (piano)

Комментарии