Все дети чего-то боятся, и это нормальный этап развития. Каждому возрасту свойственны те или иные страхи и мы, взрослые, это понимаем, но малышам порой бывает довольно сложно справиться с ними самостоятельно. Как помочь ребёнку? С помощью рисования! 1. Попросите ребёнка нарисовать свой страх Для рисунка лучше использовать не фломастеры и ручки, а краски, карандаши, мелки - материалы, которые можно стереть или смыть, чтобы при необходимости можно было бы внести изменения в рисунок. Наблюдайте, как малыш рисует, и как меняется его настроение. Задавайте вопросы — «Что это?», «Кто это?», «Чем опасен нарисованный персонаж, и кого он любит пугать?». Из рисунка и рассказа своего чада вы сможете понять, чего именно боится малыш и, возможно, поймёте, почему. 2. «Поиграйте» с рисунком После того, как рисунок готов, повесьте его на стену и «поиграйте» с сюжетом. Попросите кроху рассказать о рисунке подробнее: нравится ли ему, как получилась картина? Какие места на рисунке симпатичны ему больше всего? Какие не нравятся? Какие фрагменты получились страшными? 3. Придумайте историю Вместе с ребёнком сочините сказку или историю о том персонаже (или месте), которые изображены на картинке. Постарайтесь придать герою сказки максимально человечные черты. Даже если это страшный монстр, придумайте, что он, к примеру, любит получать в подарок на День рождения, какие у него любимые игрушки, и чего он больше всего боится сам, от чего грустит. 4. Исправьте ситуацию Спросите ребёнка, что можно сделать, чтобы страшные места на рисунке стали нестрашными? (Возможно, будет достаточно дорисовать цветочек или какой-то «волшебный оберег», и картина перестанет быть такой пугающей). Подумайте вместе, можно ли исправить чудовище. Может быть, оно как почтальон Печкин — вредный был, потому что у него велосипеда не было? Если найдётся способ, обязательно внесите придуманное на рисунок. 5. Не рвите и не выбрасывайте рисунок Иногда в книгах советуют нарисовать страх, а потом порвать рисунок. Но лучше так не делать. Страх лучше прорабатывать, обсуждать и придумывать другие способы справиться с ним. Может быть, ребёнок захочет вернуться к рисунку через некоторое время. А возможно, после игры и всех внесённых исправлений, малыш сразу захочет повесить картину на стену. Разрешите ему это.
Центр психологии и развития личности Карта Успеха
:Екатерина Полухина
ДЕТСКИЙ СТРАХ И РИСОВАНИЕ
Все дети чего-то боятся, и это нормальный этап развития. Каждому возрасту свойственны те или иные страхи и мы, взрослые, это понимаем, но малышам порой бывает довольно сложно справиться с ними самостоятельно. Как помочь ребёнку? С помощью рисования!
1. Попросите ребёнка нарисовать свой страх
Для рисунка лучше использовать не фломастеры и ручки, а краски, карандаши, мелки - материалы, которые можно стереть или смыть, чтобы при необходимости можно было бы внести изменения в рисунок. Наблюдайте, как малыш рисует, и как меняется его настроение. Задавайте вопросы — «Что это?», «Кто это?», «Чем опасен нарисованный персонаж, и кого он любит пугать?». Из рисунка и рассказа своего чада вы сможете понять, чего именно боится малыш и, возможно, поймёте, почему.
2. «Поиграйте» с рисунком
После того, как рисунок готов, повесьте его на стену и «поиграйте» с сюжетом. Попросите кроху рассказать о рисунке подробнее: нравится ли ему, как получилась картина? Какие места на рисунке симпатичны ему больше всего? Какие не нравятся? Какие фрагменты получились страшными?
3. Придумайте историю
Вместе с ребёнком сочините сказку или историю о том персонаже (или месте), которые изображены на картинке. Постарайтесь придать герою сказки максимально человечные черты. Даже если это страшный монстр, придумайте, что он, к примеру, любит получать в подарок на День рождения, какие у него любимые игрушки, и чего он больше всего боится сам, от чего грустит.
4. Исправьте ситуацию
Спросите ребёнка, что можно сделать, чтобы страшные места на рисунке стали нестрашными? (Возможно, будет достаточно дорисовать цветочек или какой-то «волшебный оберег», и картина перестанет быть такой пугающей). Подумайте вместе, можно ли исправить чудовище. Может быть, оно как почтальон Печкин — вредный был, потому что у него велосипеда не было? Если найдётся способ, обязательно внесите придуманное на рисунок.
5. Не рвите и не выбрасывайте рисунок
Иногда в книгах советуют нарисовать страх, а потом порвать рисунок. Но лучше так не делать. Страх лучше прорабатывать, обсуждать и придумывать другие способы справиться с ним. Может быть, ребёнок захочет вернуться к рисунку через некоторое время. А возможно, после игры и всех внесённых исправлений, малыш сразу захочет повесить картину на стену. Разрешите ему это.