РОВ — это «разговоры о важном». Так сокращённо именуют очередное школьное нововведение учителя и дети. Предмета РОВ нет в образовательном стандарте, но распоряжением Кравцова все школьники страны обязаны начинать каждую учебную неделю с «разговоров о важном», ибо это как бы государственное дело. Под знаком новации уже прошло полугодие, и можно подводить предварительные итоги. Если говорить кратко и подавить эмоции, то хватит одного слова: СКУЧНО. Неважные получаются разговоры. Прямолинейное морализаторство бессмысленно, ибо не доходит до адресата. Как писал К.Д.Ушинский, «приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров». Не прочувствовано, не понято — потому и скучно. А ещё скучно оттого, что во всех школах и во всех классах одно и то же, по единым калькам, разработанным столичными «специалистами». Только «уровень» варьируется в зависимости от класса. Содержание этих «уроков» спускают сверху в электронной форме вместе с детальной «методикой проведения», где главное требование к учителю — вовремя «нажать на кнопочку «начать»». При желании педагог может вообще не открывать рот, а только «нажимать кнопочки»: всё, что надо, дети сами прочитают и увидят на экране. Если захотят. Напомним, что в воспитательной работе есть основное правило: объект воспитания не должен знать о том, что его воспитывают. В РОВ это правило нарушено изначально в самой грубой форме. С описанной выше методикой можно ознакомиться по ссылке: https://vk.com/minacademy?z=video-198655662_456239576 .. . Каждый четверг «разработчики контента» подробно разъясняют педагогам, в чём состоят особенности очередного РОВ (на предстоящий понедельник). Там можно увидеть их лица с приклеенными улыбками, сияющие показным оптимизмом, и прочувствовать, какими усилиями они стараются разогнать неодолимую тоску, в которой утонули РОВ. Цитированный ролик посвящён предновогоднему «разговору о важном». И чего там только нет для возбуждения «интереса и фантазии». Например, интерактивное караоке (школьный класс для этого — самое место, ага). И письмо Деду Морозу, которое ему напрямую доставят (бедный дед, столько писем из всех школ под копирку — с ума сойти). И «ёлка желаний», разумеется. Плюс Кравцов с обращением к детям. Вымученно и убого. Дети с лёгкостью пропускали бы эти РОВ мимо ушей, сожалея лишь о потерянном времени, да организаторы не лыком шиты: для «обратной связи» внедрили «рабочие листы» РОВ. На малышей это действует: хочешь выглядеть хорошо — изволь слушать и запоминать. И стараться. Два таких «листа» по теме «День героев Отечества» приведены в качестве иллюстрации к этому тексту. По ним можно видеть, как растёт «уровень сложности» от класса к классу, и как «креативят» составители этих тестов — минпросовские малютки. И что нас ждёт в перспективе? Речь не только об этих РОВ, а о всей воспитательной работе, которой вдруг озаботилась власть после 30 лет её игнорирования. Успех воспитания напрямую связан с идеологической базой, которая лежит в его основе. А эта база сегодня уже вполне вырисовывается. Её суть выражает известная фраза: «Мы попадём в рай, а они сдохнут». Сильно сказано, а главное, захватывает и порождает желание присоединиться. Весьма адекватная форма обращения к мировым прогрессивным силам, которые Россия «поведёт за собой на борьбу с сатанизмом». Ага и так точно, не правда ли? Впрочем, взрослые дяди, да во власти, да к тому же в нынешнюю мутную пору, могут позволить себе блажить как угодно. Но идти с подобными установками к детям — это уже за краем. А малыши — они живут в одной стране со взрослыми и дышат одним воздухом. От них такие заявления (и как бы от первого лица) не спрячешь. Потому рано или поздно найдётся искренний пацан, который (как в сказке про голого короля) прямо скажет: «Знаете, дяди, в рай — это вы уж как-нибудь сами, в частном порядке, если по-другому не смыслите. А нас — не надо. Мы будем жить. Вместе с Россией». Тут нас могут прервать: развели демагогию на пустом месте. Чего прицепились к этим РОВ? Был заказ на воспитательную работу с детьми. Минпрос его выполнил, получил финансирование и теперь потихоньку пилит бюджет. А что тупо всё, так там по-другому не умеют. Пройдёт год-два и про РОВ забудут, потому что появится какой-нибудь ВОР или что другое. Как нынче вместо РДШ («российское движение школьников») создали «движение первых». А где теперь РДШ — о том знают лишь избранные. Всё это в значительной степени верно. Но есть одна деталь, ради которой и написан этот текст. В проведении РОВ отрабатывается новая технология, которая подробно изложена выше. «Разговоры о важном» в состоянии вести любой учитель, независимо от предметной подготовки. Более того, их может провести и не учитель, т. е. любой слегка образованный человек. Заметим, что со стороны педагогов широкого осуждения этих РОВ не наблюдается. И это понятно: кто сегодня дерзнёт идти против власти. Но есть и другая сторона. Проведение «разговоров о важном» требует минимальных усилий, это халява в чистом виде. А дополнительная оплата капает. Потому и молчат учителя, и лишь единицы смеют сказать хотя бы, что «разговоры о важном» — пустая трата времени А между тем РОВ — это проект с двойным дном. На этих «разговорах» Минпрос отрабатывает технологию «школы будущего», когда сценарий каждого урока будет прописан в деталях для всей массовой школы страны (как это будет выглядеть — о том цитированное выше видео). А функции «учителя» будут сведены к тому, чтобы «нажать кнопочку «начать»». Первыми под «централизацию» попадут дисциплины, завязанные на идеологию (тут важно ещё, что при таком подходе «будет исключена всякая крамола»). Их список известен — это те предметы, по которым уже утверждены «федеральные образовательные программы» и «федеральный календарный учебный график» (см. https://vk.com/wall-62604527_54575 ). Законодательная база по их преподаванию по централизованной схеме уже есть. А дальше придёт очередь и всем остальным предметам. Отсутствие негативной общественной реакции на РОВ (а её и не может быть в нынешней ситуации — оцените тонкость хода) будет истолковано как одобрение «новой методики обучения». И дальше эта «методика» потечёт широкой рекой во все школы, где будет ощущаться нехватка учителей. А при нынешней кадровой политике это будут буквально ВСЕ ШКОЛЫ (за исключением самых-самых). Похоже, что модераторы процесса уже всё просчитали. Становится понятно, почему власть не предпринимает реальных шагов для решения проблемы дефицита учительских кадров. И РОВ — это не очередная кравцовская глупость или блажь, а предтеча похорон учительской профессии.
зрелость 2.0
РОВ: ЗАЧЕМ И КОМУ ЭТО НУЖНО
РОВ — это «разговоры о важном». Так сокращённо именуют очередное школьное нововведение учителя и дети. Предмета РОВ нет в образовательном стандарте, но распоряжением Кравцова все школьники страны обязаны начинать каждую учебную неделю с «разговоров о важном», ибо это как бы государственное дело.
Под знаком новации уже прошло полугодие, и можно подводить предварительные итоги. Если говорить кратко и подавить эмоции, то хватит одного слова: СКУЧНО.
Неважные получаются разговоры.
Прямолинейное морализаторство бессмысленно, ибо не доходит до адресата.
Как писал К.Д.Ушинский,
«приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров».
Не прочувствовано, не понято — потому и скучно. А ещё скучно оттого, что во всех школах и во всех классах одно и то же, по единым калькам, разработанным столичными «специалистами». Только «уровень» варьируется в зависимости от класса.
Содержание этих «уроков» спускают сверху в электронной форме вместе с детальной «методикой проведения», где главное требование к учителю — вовремя «нажать на кнопочку «начать»». При желании педагог может вообще не открывать рот, а только «нажимать кнопочки»: всё, что надо, дети сами прочитают и увидят на экране.
Если захотят.
Напомним, что в воспитательной работе есть основное правило: объект воспитания не должен знать о том, что его воспитывают. В РОВ это правило нарушено изначально в самой грубой форме.
С описанной выше методикой можно ознакомиться по ссылке: https://vk.com/minacademy?z=video-198655662_456239576 .. . Каждый четверг «разработчики контента» подробно разъясняют педагогам, в чём состоят особенности очередного РОВ (на предстоящий понедельник). Там можно увидеть их лица с приклеенными улыбками, сияющие показным оптимизмом, и прочувствовать, какими усилиями они стараются разогнать неодолимую тоску, в которой утонули РОВ.
Цитированный ролик посвящён предновогоднему «разговору о важном». И чего там только нет для возбуждения «интереса и фантазии». Например, интерактивное караоке (школьный класс для этого — самое место, ага). И письмо Деду Морозу, которое ему напрямую доставят (бедный дед, столько писем из всех школ под копирку — с ума сойти). И «ёлка желаний», разумеется. Плюс Кравцов с обращением к детям.
Вымученно и убого.
Дети с лёгкостью пропускали бы эти РОВ мимо ушей, сожалея лишь о потерянном времени, да организаторы не лыком шиты: для «обратной связи» внедрили «рабочие листы» РОВ.
На малышей это действует: хочешь выглядеть хорошо — изволь слушать и запоминать. И стараться.
Два таких «листа» по теме «День героев Отечества» приведены в качестве иллюстрации к этому тексту. По ним можно видеть, как растёт «уровень сложности» от класса к классу, и как «креативят» составители этих тестов — минпросовские малютки.
И что нас ждёт в перспективе?
Речь не только об этих РОВ, а о всей воспитательной работе, которой вдруг озаботилась власть после 30 лет её игнорирования.
Успех воспитания напрямую связан с идеологической базой, которая лежит в его основе.
А эта база сегодня уже вполне вырисовывается. Её суть выражает известная фраза:
«Мы попадём в рай, а они сдохнут».
Сильно сказано, а главное, захватывает и порождает желание присоединиться. Весьма адекватная форма обращения к мировым прогрессивным силам, которые Россия «поведёт за собой на борьбу с сатанизмом».
Ага и так точно, не правда ли?
Впрочем, взрослые дяди, да во власти, да к тому же в нынешнюю мутную пору, могут позволить себе блажить как угодно.
Но идти с подобными установками к детям — это уже за краем. А малыши — они живут в одной стране со взрослыми и дышат одним воздухом. От них такие заявления (и как бы от первого лица) не спрячешь.
Потому рано или поздно найдётся искренний пацан, который (как в сказке про голого короля) прямо скажет:
«Знаете, дяди, в рай — это вы уж как-нибудь сами, в частном порядке, если по-другому не смыслите. А нас — не надо.
Мы будем жить.
Вместе с Россией».
Тут нас могут прервать: развели демагогию на пустом месте. Чего прицепились к этим РОВ?
Был заказ на воспитательную работу с детьми. Минпрос его выполнил, получил финансирование и теперь потихоньку пилит бюджет.
А что тупо всё, так там по-другому не умеют.
Пройдёт год-два и про РОВ забудут, потому что появится какой-нибудь ВОР или что другое. Как нынче вместо РДШ («российское движение школьников») создали «движение первых». А где теперь РДШ — о том знают лишь избранные.
Всё это в значительной степени верно. Но есть одна деталь, ради которой и написан этот текст.
В проведении РОВ отрабатывается новая технология, которая подробно изложена выше. «Разговоры о важном» в состоянии вести любой учитель, независимо от предметной подготовки. Более того, их может провести и не учитель, т. е. любой слегка образованный человек. Заметим, что со стороны педагогов широкого осуждения этих РОВ не наблюдается. И это понятно: кто сегодня дерзнёт идти против власти.
Но есть и другая сторона. Проведение «разговоров о важном» требует минимальных усилий, это халява в чистом виде. А дополнительная оплата капает.
Потому и молчат учителя, и лишь единицы смеют сказать хотя бы, что «разговоры о важном» — пустая трата времени
А между тем РОВ — это проект с двойным дном. На этих «разговорах» Минпрос отрабатывает технологию «школы будущего», когда сценарий каждого урока будет прописан в деталях для всей массовой школы страны (как это будет выглядеть — о том цитированное выше видео). А функции «учителя» будут сведены к тому, чтобы «нажать кнопочку «начать»».
Первыми под «централизацию» попадут дисциплины, завязанные на идеологию (тут важно ещё, что при таком подходе «будет исключена всякая крамола»). Их список известен — это те предметы, по которым уже утверждены «федеральные образовательные программы» и «федеральный календарный учебный график» (см. https://vk.com/wall-62604527_54575 ). Законодательная база по их преподаванию по централизованной схеме уже есть. А дальше придёт очередь и всем остальным предметам.
Отсутствие негативной общественной реакции на РОВ (а её и не может быть в нынешней ситуации — оцените тонкость хода) будет истолковано как одобрение «новой методики обучения». И дальше эта «методика» потечёт широкой рекой во все школы, где будет ощущаться нехватка учителей. А при нынешней кадровой политике это будут буквально ВСЕ ШКОЛЫ (за исключением самых-самых).
Похоже, что модераторы процесса уже всё просчитали. Становится понятно, почему власть не предпринимает реальных шагов для решения проблемы дефицита учительских кадров.
И РОВ — это не очередная кравцовская глупость или блажь, а предтеча похорон учительской профессии.