13 авг 2022

Стресс как профессиональное заболевание фармацевтов

Стресс у сотрудников аптек может быть связан как с особенностями профессии, так и с организационными проблемами. Как руководитель аптеки может повлиять на ситуацию, чтобы снизить негативное воздействие стресса на работу организации в целом?
За последние 2-3 десятка лет характер работы сотрудников аптек существенно изменился. Современные фармацевты и провизоры должны не только обладать профессиональными знаниями и соблюдать порядок отпуска ЛС, но и владеть навыками успешных продаж, знать стандарты общения с посетителями и уметь решать конфликтные ситуации в аптеке, постоянно повышать свою квалификацию и т.д. Закономерное следствие возросших требований – рост психологической нагрузки.
Многие сотрудники аптек считают, что усталость, раздражительность, излишняя тревога – естественная часть их повседневной жизни. Однако накапливающиеся стрессы способны привести к профессиональному выгоранию и, как следствие, к тому, что эффективность работы фармацевта падает, а многие даже принимают решение уйти из профессии1.Такая серьезная проблема не должна оставаться без внимания руководства. Что же можно предпринять, чтобы снизить стрессовую нагрузку сотрудников?
Причины стресса у сотрудников аптек
Исследования подтверждают, что профессиональное выгорание характерно для представителей тех профессий, чья деятельность связана с оказанием помощи людям. Первостольники оказываются под «двойным огнем»: им приходится и выслушивать жалобы посетителей, и часто становиться мишенью для снятия раздражения и агрессии. К особенно сильно воздействующим стрессовым факторам работы в аптеке относятся:
постоянное общение с большим количеством покупателей,
частые контакты с людьми, находящимися в проблемных ситуациях,
невозможность отказа от общения с посетителем,
незащищенность от недоброжелательного поведения,
необходимость сдерживать свои эмоции, всегда быть вежливым и доброжелательным,
продолжительная рабочая смена1.
Что такое стресс-менеджмент?
Часто можно встретить утверждение, что стресс-менеджмент – это управление стрессами, т.е. управление собой и своим поведением непосредственно в момент стресса.2 Приемы, помогающие справиться со стрессом в рамках такого понимания термина «стресс-менеджмент», широко известны. К ним относятся:
тайм-менеджмент: ежедневное составление плана задач, делегирование, минимизация лишней информации (соцсетей, негативных новостей);
забота о физическом здоровье: соблюдение режима дня, правильное питание;
использование методик релаксации;
выделение времени на любимые занятия: общение с друзьями, творчество, хобби и т. д.3, 4.
Если рассматривать профессиональный стресс как проблему, влияющую на эффективность работы организации, необходимо понимать стресс-менеджмент как систему стандартов менеджмента, которая определяет область появления стресса на рабочем месте, контролирует или устраняет его источник5.
В чем задача руководителя?
Специалисты выделяют четыре области появления профессионального стресса в аптеке6:
1. Материально-техническая – плохая организация рабочего места, условия труда, плохое освещение, шум и др.
2. Кадровая – низкая заработная плата, обучение персонала, отсутствие или недостаток профессиональных тренингов и др.
3. Управленческая – неумение руководителей правильно ставить перед подчиненными задачи и распределять их, ограничение самостоятельности работников, консервативность работы.
4. Социально-психологическая — неудовлетворенность межличностными отношениями в коллективе. В условиях аптеки межличностные отношения расширяются, так как присутствует еще и общение с посетителями аптеки.
Соответственно, задача руководителя (или сотрудника кадровой службы, ответственного за психологический климат в коллективе)2,6:
1) Выявить область возникновения стресса (у одного сотрудника или у группы) и то, к каким проблемам это приводит. Такую информацию может дать, например, анализ количества пропусков работы по болезни, данные из бесед с сотрудниками (в т.ч. при увольнении) и т.д.
2) Разработать и внедрить стратегию решения проблемы.
3) Проконтролировать, достигнуты ли запланированные результаты.
Примерный алгоритм действий
1) Провести беседу с сотрудником. Нередко бывает так, что позволить человеку выговориться – уже решить часть проблемы.
2) По результатам могут быть приняты меры, направленные на уменьшение стресса: например, более гибкий график работы, коррекция объема требований к сотруднику и т.д.
3) Через достаточное количество времени провести повторную беседу, выяснить, насколько изменилась ситуация, нужны ли какие-то дополнительные действия.
4) Продумать и принять меры, направленные на противодействие стрессовым состояниям у сотрудников в целом: программы общения и отдыха, медицинские услуги, программы финансовой помощи6.
Источники:
1. Агаджанян К.А. Профессиональное выгорание в фармации. // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – Том 4, №5. https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vygoranie-v-farmatsii 2. Кречетников К.Г., Федосеева С.В. Стресс-менеджмент как часть менеджмента организации. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2016. https://cyberleninka.ru/article/n/stress-menedzhment-kak-chast-menedzhmenta-organizatsii 3. K. Kenny. Evaluate Work/Life Balance Before Burnout Ensues. // Pharmacy Times. - February 2020. - Volume 87, Issue 2. https://www.pharmacytimes.com/view/evaluate-worklife-balance-before-burnout-ensues 4. Квитчатая А.И., Кожухова Т.В. Профессиональный стресс в фармации. // Провизор. – 2008. - №13.
5. Льюис Д. Стресс-менеджер. // М.: АСТ, Рефл-бук, 2007.
6. Мальцева С.В., Лаврентьева Л.И. Стресс-менеджмент в деятельности современного фармацевтического работника. // Медицинская психология в России. – 2013. - №4(21) http://mprj.ru/archiv_global/2013_4_21/nomer/nomer04.php Ссылка на оригинал: https://pharma360.ru/article/stress-menedzhment-dlya-farmaczevta-kak-rukovoditelyu-apteki-borot-sya-so-stressom-u-sotrudnikov

Комментарии

Комментариев нет.