Психика, в качестве субъективно данной, идеальной стороны жизнедеятельности человека и животных, определяет их взаимодействие с окружающей средой, позволяя гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Эволюция психики естественным образом включена в процесс эволюции животного мира. Усложнение форм жизни в изменяющихся условиях окружающей среды требовало усложнения форм и способов взаимодействия живых существ с окружающим миром. Движение (первично локомоция, а впоследствии и манипулирование) является решающим фактором эволюции психики. В свою очередь, развитие двигательной активности основывалось на развитии психики как уникальной формы адаптации организма к изменяющейся среде посредством усложнения форм активности, поведения и самоорганизации жизнедеятельности. Эволюция (от лат. evolutio – развёртывание), в широком смысле – синоним развития, процессы изменения (преимущественно необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс). Человек от современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной и духовной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи, абстрактному мышлению и самосознанию. Человек как биологический вид – предмет исследования физической антропологии. Развитие материальной и духовной культуры человечества изучают этнография, социальная антропология и другие гуманитарные науки. Развитие мышления, речи, самосознания – это и многое другое, определяющее собственно человеческое в человеке, его субъективную и субъектную активность и деятельность – изучает психология. На основе познавательных процессов мир представлен в нашем сознании целостным образом, сложившимся в процессе опосредованного знаковыми системами накопления жизненного опыта. В современной отечественной психологии принято выделять два уровня познания окружающей действительности: 1) элементарный, в той или иной мере общий для человека и животных, уровень психической деятельности, включающий такие психические процессы или функции, как ощущение, восприятие, память и мышление; 2) уровень высших психических функций, свойственных лишь психологии человека и представляющих речь, волю, сознание и самосознание. Мир объективен, а образ мира – субъективен. И то и другое представляют, соответственно, объективную и субъективную реальность. Если окружающий нас мир и собственная наша природа находятся в постоянном изменении, то и необходимый для адаптации в среде образ мира также представляет собой изменяющуюся реальность знаковых систем, сложившихся в культуре. Человек с древнейших времен обладал целостной системой представлений о себе и окружающем мире, о своей роли и месте в нем, о пространственной и временно́й последовательности событий, их причинах и значении для целесообразной жизнедеятельности. Исторически преемственной и целостной системой человеческого мировоззрения обладает каждая культура, внутри которой формируется личность каждого отдельного человека. Изначально подобные относительно устойчивые картины мира были представлены в первобытных культурах мифологическим образом, а затем – в процессе становления философии, религии, искусства и морали – стал формироваться прообраз научной картины мира. С развитием цивилизации и накоплением огромного объема разнородной информации, посредством все новых и новых открытий в повседневной практике образ мира постепенно утратил свою родовую внутрикультурную определенность и стал чрезвычайно вариативным, представляя культуру человечества в целом, т.е. культуру современного человека как общественного индивида XX–XXI вв. В настоящее время научный образ мира и научный образ человека совместно представляют собой, как это показал выдающийся отечественный психолог Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960), целостную систему "Человек и мир", причем каждый человек привносит в эту систему те элементы, которые для него актуальны, наиболее значимы и относительно непротиворечивы, образуя мировоззренческую основу жизненной позиции отдельной человеческой личности. Человек и мир – та целостность, которую мы должны удерживать при познании психических феноменов. Невозможно точно понять отдельные проявления, действия, поступки отдельного человека вне того социокультурного и исторического контекста, в котором происходило его развитие и в котором он осуществляет свою жизнедеятельность. Как подчеркивает С. Л. Рубинштейн, "...человек как осознающий, познающий субъект должен быть рассмотрен как находящийся внутри познаваемого бытия, как одна из форм сущего"[1]. В обыденном сознании мир и образ мира слиты в единое целое. Субъективный образ мира имеет базовую, инвариантную часть, общую для всех его носителей, и вариативную, отражающую уникальный жизненный опыт субъекта. Инвариантная часть формируется в контексте современной культуры, представляя систему исторически преемственных и вместе с тем актуальных значений и смыслов. Изменчивость субъективного образа мира определяется той социокультурной реальностью, в которую погружен человек. Реалии стремительно изменяющегося современного мира затрудняют использование традиционных паттернов культуры. Поэтому каждое новое поколение не только исторически наследует, но и заново творит такой образ мира, который позволяет ему адекватно адаптироваться в мире и адекватно воздействовать на этот мир. Паттерн (от англ, pattern, лат. patronus) – модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка. В психологии – систематически повторяющийся, устойчивый элемент (фрагмент) или последовательность элементов (фрагментов) поведения. Система отношений человека к миру и в мире. Социокультурная природа бытия человека. В культурно-историческом становлении человечества постепенно сложились многообразные системы отношений к миру, предполагающие различные способы активного взаимодействия с ним. Особенности появления активности человека во взаимодействии с миром мы можем рассматривать на различных уровнях: – психофизическом – активность психики, проявляемая на уровне нервной раздражимости, психогуморальной регуляции, высшей нервной деятельности (задаются на генетическом уровне как видовые признаки и наследуемые свойства); – поведенческом – активность человека, выраженная внешним образом, определяемая социокультурным научением, а также исследовательским поведением в условиях воспитания и накопления жизненного опыта; – индивидном – активность человека, выраженная в действиях и проявлениях, характерных для него как представителя соответствующего антропологического типа, пола и возраста; – личностном – активность человека как социального существа и уникальной индивидуальности в составе этносоциальной общности, проявляемой в форме способностей и поступков, определяемых его сознанием и жизненным опытом; – ментальном – активность человека, определяемая его самосознанием и этнокультурным образом мира в процессе осмысления человеком своего жизненного пути в соответствии с существующими социальными эталонами, нормами, ориентирами; – социокультурном – активность человека как общественного индивида, представителя социума и культуры, определяемая социокультурными нормативами, паттернами поведения, ценностными ориентирами и смыслами, особенностями межличностного и группового взаимодействия и укладом жизнедеятельности, принятыми в современной ему социокультурной общности и определяющими жизненные стратегии человека, его притязания, смысл жизни. Содержание активности на трех последних уровнях в целом образуется уже не только объективными связями человека с миром, но и его отношениями в мире и к миру. Отношение – одна из центральных категорий отечественной психологии, введенная в научный оборот Владимиром Михайловичем Бехтеревым (1857–1927). Исследуя активное отношение личности к окружающей действительности, В. М. Бехтерев подчеркивал значение мотивов поведения, изменяющихся на основе индивидуальной переработки внешних воздействий. Ученик В. М. Бехтерева – Алексей Федорович Лазурский (1874–1917) совместно с философом Семеном Людвиговичем Франком (1877–1950) разработали "Программу исследования личности в ее отношениях к среде", где была задана структура категорий явлений, к которым человек выстраивает свое отношение. В отношении каждого человека к любой категории явлений выделялось четыре стороны: "1 – наличие или отсутствие определенного отношения (интереса, склонности) к данной категории явлений и степень его интенсивности; 2 – специфические формы, качественные особенности интереса; 3 – уровень развития или дифференцированности интереса; 4 – широта или объем его"[2]. Структура категорий включает 15 разделов: 1) отношение к вещам; 2) отношение к природе и животным; 3) общее отношение к отдельным людям; 4) половая любовь; 5) общее отношение к социальной группе; 6) отношение к семье; 7) отношение к государству; 8) отношение к труду; 9) отношение к материальному обеспечению и собственности; 10) отношение к внешним нормам жизни; 11) отношение к нравственности; 12) отношение к миросозерцанию и религии; 13) отношение к науке и знанию; 14) отношение к искусству (эстетический интерес); 15) отношение к самому себе[3]. Конечно, данная классификация отношений в настоящее время воспринимается как обобщение представлений об активности человека на основе здравого смысла, а не на основе принципов логично выстроенной научной систематики. По такова была во многом специфика научных текстов, обращенных к социуму в конце XIX – начале XX в. Категоризаций, задающих систему, позволяющую фиксировать отношение человека к миру через конкретные его явления и феномены, много. Отечественным психологом Валерией Сергеевной Мухиной (р.1935) выделены следующие реалии бытия и развития человека, определяющие систему отношений человека и его самосознания: – реальность предметног о мира; – реальность образно-знаковых систем; – природная реальность; – реальность социально-нормативного пространства; – реальность внутреннего пространства личности[4]. Универсальная концепция В. С. Мухиной позволяет структурировать изучение личности в рамках системы "человек и мир". Человек в своем развитии посредством парного механизма "идентификация – обособление" выстраивает систему отношений к выделенным реалиям, а также определяет содержательное наполнение самосознания. Идентификация – механизм присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности. Он базируется на свойстве уподобления и имитации, в свою очередь являясь основой таких способностей человека, как эмпатия (сопереживание) и переживание сопричастности к тем или иным "мы". Обособление – механизм отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности. Становление этого механизма основывается на потребности человека в самостоятельности и самотождественности в условиях противопоставления тем или иным "они" или "ты"[5]. Идентификация (от лат. identificare – отождествлять, уподоблять, устанавливать совпадение) – глубинная, трудно удовлетворяемая потребность человека к уподоблению, к поиску тождества. Обособление – процесс дифференциации, индивидуации, в крайней форме – отчуждение. Принципиальное значение имеет отношение человека к своей жизни, степень осмысленности в процессах рефлексии, – по отношению к себе и своей жизнедеятельности. С. Л. Рубинштейн выделил два основных способа активного существования человека, в соответствии с которыми выделяются два отношения человека к жизни: 1) "жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек... Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом"; 2) "связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее"[6]. В результате рефлексии человеком воссоздается более или менее адекватный образ мира, понимаемый прежде всего как отображение реального мира, в котором живет и действует человек, одновременно являясь частью этого мира. В этом отношении иллюстративны слова Μ. М. Бахтина: "...Мир, где действительно протекает, свершается поступок, – единый и единственный мир, конкретно переживаемый: видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый... Единую единственность этого мира <...> гарантирует действительность признания моей единственной причастности, моего алиби в нем"[7]. Образ мира – субъективная реальность, неотрывно соотносимая с объективными реалиями бытия человека. Образ мира, с одной стороны, представляет исторически изменчивый процесс приспособления к меняющейся реальности, а с другой – является основой выстраивания человеком адекватного взаимодействия с окружающей действительностью. Вместе с тем, вследствие постоянно изменяющейся реальности существует проблема специфичности образа "своего" мира в отношении каждого поколения и возраста. Иначе говоря, конкретика содержательного наполнения образа мира, помимо исторических и этнокультурных особенностей, имеет половозрастную и субкультурную специфику. Именно "свой" образ мира, включающий осознаваемые и неосознаваемые его компоненты, непосредственно регулирует всю жизнедеятельность человека, играя определяющую роль на каждом этапе развития личности и в каждом поколении. При этом, чем динамичнее культура, тем заметнее изменения образов мира в каждом новом поколении. Понимание особенностей "своего" образа мира наиболее наглядно обнаруживается в противопоставлении с другими образами, особенно в бинарной оппозиции "свой/чужой". Формирование и содержательное наполнение образа мира начинается в раннем детстве, причем формирование и развитие представлений ребенка об окружающем мире определяется комплексом социальных условий. Становление образа мира у ребенка зависит прежде всего от его ближайшего социального окружения – семьи и окружающих взрослых. Значимым компонентом образа мира для ребенка является образ его "малой родины". Ближайшими взрослыми определяется тин социального проживания ребенка по месту его рождения, а также многие другие социальные характеристики образа мира, поскольку взрослые выступают носителями традиций, норм и представлений не только семьи как малой группы социума, но и более значительных социальных общностей – народа, социальной страты, государства и т.д. Оставаясь в своей основе достаточно устойчивым, образ мира на протяжении жизни человека претерпевает постоянные изменения в связи с объективными трансформациями реалий бытия и развитием внутренней позиции личности. С другой стороны, от того, как представлен мир человеку, каким образом человек видит мир, как он относится к тем или иным элементам этого мира, зависит его жизнь, его деятельность и поступки. Поскольку видение мира человеком во многом определяется доминирующими в обществе моделями мировоззрения, то картины мира в истории человечества последовательно определяются моделями, производными от мифов, философских учений, мировых религий и, наконец, – научных концепций. Мировоззрение каждого современного человека, а не только узкого круга ученых, является в той или иной мере научно обоснованным. Если в современной европейской культуре общепризнанной стала научная идея персоногенеза – возвышения ценности индивидуальной жизни и отдельной личности, то и психологические науки приобрели особый мировоззренческий статус, определяя содержание сознания и самосознания каждого человека. Достижения психологии востребованы всеми сферами культуры и повседневной жизни. Психологические знания с той или иной степенью корректности и осознанности, с той или иной глубиной рефлексии применяются каждым из нас соответственно качеству научной обоснованности индивидуального мировоззрения и культуры. Культура как способ человеческого существования и овладения жизнью. Развитие человека происходит в контексте конкретных социокультурных условий. Изначальное понятие "культура" происходит от латинского cultura – возделывание. Первоначальный смысл данного термина сохраняется в сельском хозяйстве и биологии, когда под культурой понимается возделывание и выращивание определенных ценных растений и т.п. По понят
Funny Health • Здоровье • Красота • ЗОЖ
:екатерина терюшкова
Социокультурное самоопределение человека
Психика, в качестве субъективно данной, идеальной стороны жизнедеятельности человека и животных, определяет их взаимодействие с окружающей средой, позволяя гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Эволюция психики естественным образом включена в процесс эволюции животного мира. Усложнение форм жизни в изменяющихся условиях окружающей среды требовало усложнения форм и способов взаимодействия живых существ с окружающим миром. Движение (первично локомоция, а впоследствии и манипулирование) является решающим фактором эволюции психики. В свою очередь, развитие двигательной активности основывалось на развитии психики как уникальной формы адаптации организма к изменяющейся среде посредством усложнения форм активности, поведения и самоорганизации жизнедеятельности.
Эволюция (от лат. evolutio – развёртывание), в широком смысле – синоним развития, процессы изменения (преимущественно необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс).
Человек от современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной и духовной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи, абстрактному мышлению и самосознанию. Человек как биологический вид – предмет исследования физической антропологии. Развитие материальной и духовной культуры человечества изучают этнография, социальная антропология и другие гуманитарные науки. Развитие мышления, речи, самосознания – это и многое другое, определяющее собственно человеческое в человеке, его субъективную и субъектную активность и деятельность – изучает психология.
На основе познавательных процессов мир представлен в нашем сознании целостным образом, сложившимся в процессе опосредованного знаковыми системами накопления жизненного опыта. В современной отечественной психологии принято выделять два уровня познания окружающей действительности:
1) элементарный, в той или иной мере общий для человека и животных, уровень психической деятельности, включающий такие психические процессы или функции, как ощущение, восприятие, память и мышление;
2) уровень высших психических функций, свойственных лишь психологии человека и представляющих речь, волю, сознание и самосознание.
Мир объективен, а образ мира – субъективен. И то и другое представляют, соответственно, объективную и субъективную реальность. Если окружающий нас мир и собственная наша природа находятся в постоянном изменении, то и необходимый для адаптации в среде образ мира также представляет собой изменяющуюся реальность знаковых систем, сложившихся в культуре. Человек с древнейших времен обладал целостной системой представлений о себе и окружающем мире, о своей роли и месте в нем, о пространственной и временно́й последовательности событий, их причинах и значении для целесообразной жизнедеятельности. Исторически преемственной и целостной системой человеческого мировоззрения обладает каждая культура, внутри которой формируется личность каждого отдельного человека. Изначально подобные относительно устойчивые картины мира были представлены в первобытных культурах мифологическим образом, а затем – в процессе становления философии, религии, искусства и морали – стал формироваться прообраз научной картины мира. С развитием цивилизации и накоплением огромного объема разнородной информации, посредством все новых и новых открытий в повседневной практике образ мира постепенно утратил свою родовую внутрикультурную определенность и стал чрезвычайно вариативным, представляя культуру человечества в целом, т.е. культуру современного человека как общественного индивида XX–XXI вв. В настоящее время научный образ мира и научный образ человека совместно представляют собой, как это показал выдающийся отечественный психолог Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960), целостную систему "Человек и мир", причем каждый человек привносит в эту систему те элементы, которые для него актуальны, наиболее значимы и относительно непротиворечивы, образуя мировоззренческую основу жизненной позиции отдельной человеческой личности.
Человек и мир – та целостность, которую мы должны удерживать при познании психических феноменов. Невозможно точно понять отдельные проявления, действия, поступки отдельного человека вне того социокультурного и исторического контекста, в котором происходило его развитие и в котором он осуществляет свою жизнедеятельность. Как подчеркивает С. Л. Рубинштейн, "...человек как осознающий, познающий субъект должен быть рассмотрен как находящийся внутри познаваемого бытия, как одна из форм сущего"[1].
В обыденном сознании мир и образ мира слиты в единое целое. Субъективный образ мира имеет базовую, инвариантную часть, общую для всех его носителей, и вариативную, отражающую уникальный жизненный опыт субъекта. Инвариантная часть формируется в контексте современной культуры, представляя систему исторически преемственных и вместе с тем актуальных значений и смыслов. Изменчивость субъективного образа мира определяется той социокультурной реальностью, в которую погружен человек. Реалии стремительно изменяющегося современного мира затрудняют использование традиционных паттернов культуры. Поэтому каждое новое поколение не только исторически наследует, но и заново творит такой образ мира, который позволяет ему адекватно адаптироваться в мире и адекватно воздействовать на этот мир.
Паттерн (от англ, pattern, лат. patronus) – модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка. В психологии – систематически повторяющийся, устойчивый элемент (фрагмент) или последовательность элементов (фрагментов) поведения.
Система отношений человека к миру и в мире. Социокультурная природа бытия человека. В культурно-историческом становлении человечества постепенно сложились многообразные системы отношений к миру, предполагающие различные способы активного взаимодействия с ним.
Особенности появления активности человека во взаимодействии с миром мы можем рассматривать на различных уровнях:
– психофизическом – активность психики, проявляемая на уровне нервной раздражимости, психогуморальной регуляции, высшей нервной деятельности (задаются на генетическом уровне как видовые признаки и наследуемые свойства);
– поведенческом – активность человека, выраженная внешним образом, определяемая социокультурным научением, а также исследовательским поведением в условиях воспитания и накопления жизненного опыта;
– индивидном – активность человека, выраженная в действиях и проявлениях, характерных для него как представителя соответствующего антропологического типа, пола и возраста;
– личностном – активность человека как социального существа и уникальной индивидуальности в составе этносоциальной общности, проявляемой в форме способностей и поступков, определяемых его сознанием и жизненным опытом;
– ментальном – активность человека, определяемая его самосознанием и этнокультурным образом мира в процессе осмысления человеком своего жизненного пути в соответствии с существующими социальными эталонами, нормами, ориентирами;
– социокультурном – активность человека как общественного индивида, представителя социума и культуры, определяемая социокультурными нормативами, паттернами поведения, ценностными ориентирами и смыслами, особенностями межличностного и группового взаимодействия и укладом жизнедеятельности, принятыми в современной ему социокультурной общности и определяющими жизненные стратегии человека, его притязания, смысл жизни.
Содержание активности на трех последних уровнях в целом образуется уже не только объективными связями человека с миром, но и его отношениями в мире и к миру. Отношение – одна из центральных категорий отечественной психологии, введенная в научный оборот Владимиром Михайловичем Бехтеревым (1857–1927). Исследуя активное отношение личности к окружающей действительности, В. М. Бехтерев подчеркивал значение мотивов поведения, изменяющихся на основе индивидуальной переработки внешних воздействий.
Ученик В. М. Бехтерева – Алексей Федорович Лазурский (1874–1917) совместно с философом Семеном Людвиговичем Франком (1877–1950) разработали "Программу исследования личности в ее отношениях к среде", где была задана структура категорий явлений, к которым человек выстраивает свое отношение. В отношении каждого человека к любой категории явлений выделялось четыре стороны: "1 – наличие или отсутствие определенного отношения (интереса, склонности) к данной категории явлений и степень его интенсивности; 2 – специфические формы, качественные особенности интереса; 3 – уровень развития или дифференцированности интереса; 4 – широта или объем его"[2]. Структура категорий включает 15 разделов:
1) отношение к вещам;
2) отношение к природе и животным;
3) общее отношение к отдельным людям;
4) половая любовь;
5) общее отношение к социальной группе;
6) отношение к семье;
7) отношение к государству;
8) отношение к труду;
9) отношение к материальному обеспечению и собственности;
10) отношение к внешним нормам жизни;
11) отношение к нравственности;
12) отношение к миросозерцанию и религии;
13) отношение к науке и знанию;
14) отношение к искусству (эстетический интерес);
15) отношение к самому себе[3].
Конечно, данная классификация отношений в настоящее время воспринимается как обобщение представлений об активности человека на основе здравого смысла, а не на основе принципов логично выстроенной научной систематики. По такова была во многом специфика научных текстов, обращенных к социуму в конце XIX – начале XX в. Категоризаций, задающих систему, позволяющую фиксировать отношение человека к миру через конкретные его явления и феномены, много. Отечественным психологом Валерией Сергеевной Мухиной (р.1935) выделены следующие реалии бытия и развития человека, определяющие систему отношений человека и его самосознания:
– реальность предметног о мира;
– реальность образно-знаковых систем;
– природная реальность;
– реальность социально-нормативного пространства;
– реальность внутреннего пространства личности[4].
Универсальная концепция В. С. Мухиной позволяет структурировать изучение личности в рамках системы "человек и мир". Человек в своем развитии посредством парного механизма "идентификация – обособление" выстраивает систему отношений к выделенным реалиям, а также определяет содержательное наполнение самосознания. Идентификация – механизм присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности. Он базируется на свойстве уподобления и имитации, в свою очередь являясь основой таких способностей человека, как эмпатия (сопереживание) и переживание сопричастности к тем или иным "мы". Обособление – механизм отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности. Становление этого механизма основывается на потребности человека в самостоятельности и самотождественности в условиях противопоставления тем или иным "они" или "ты"[5].
Идентификация (от лат. identificare – отождествлять, уподоблять, устанавливать совпадение) – глубинная, трудно удовлетворяемая потребность человека к уподоблению, к поиску тождества.
Обособление – процесс дифференциации, индивидуации, в крайней форме – отчуждение.
Принципиальное значение имеет отношение человека к своей жизни, степень осмысленности в процессах рефлексии, – по отношению к себе и своей жизнедеятельности.
С. Л. Рубинштейн выделил два основных способа активного существования человека, в соответствии с которыми выделяются два отношения человека к жизни:
1) "жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек... Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом";
2) "связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее"[6].
В результате рефлексии человеком воссоздается более или менее адекватный образ мира, понимаемый прежде всего как отображение реального мира, в котором живет и действует человек, одновременно являясь частью этого мира. В этом отношении иллюстративны слова Μ. М. Бахтина: "...Мир, где действительно протекает, свершается поступок, – единый и единственный мир, конкретно переживаемый: видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый... Единую единственность этого мира <...> гарантирует действительность признания моей единственной причастности, моего алиби в нем"[7]. Образ мира – субъективная реальность, неотрывно соотносимая с объективными реалиями бытия человека. Образ мира, с одной стороны, представляет исторически изменчивый процесс приспособления к меняющейся реальности, а с другой – является основой выстраивания человеком адекватного взаимодействия с окружающей действительностью.
Вместе с тем, вследствие постоянно изменяющейся реальности существует проблема специфичности образа "своего" мира в отношении каждого поколения и возраста. Иначе говоря, конкретика содержательного наполнения образа мира, помимо исторических и этнокультурных особенностей, имеет половозрастную и субкультурную специфику. Именно "свой" образ мира, включающий осознаваемые и неосознаваемые его компоненты, непосредственно регулирует всю жизнедеятельность человека, играя определяющую роль на каждом этапе развития личности и в каждом поколении. При этом, чем динамичнее культура, тем заметнее изменения образов мира в каждом новом поколении. Понимание особенностей "своего" образа мира наиболее наглядно обнаруживается в противопоставлении с другими образами, особенно в бинарной оппозиции "свой/чужой".
Формирование и содержательное наполнение образа мира начинается в раннем детстве, причем формирование и развитие представлений ребенка об окружающем мире определяется комплексом социальных условий. Становление образа мира у ребенка зависит прежде всего от его ближайшего социального окружения – семьи и окружающих взрослых. Значимым компонентом образа мира для ребенка является образ его "малой родины". Ближайшими взрослыми определяется тин социального проживания ребенка по месту его рождения, а также многие другие социальные характеристики образа мира, поскольку взрослые выступают носителями традиций, норм и представлений не только семьи как малой группы социума, но и более значительных социальных общностей – народа, социальной страты, государства и т.д. Оставаясь в своей основе достаточно устойчивым, образ мира на протяжении жизни человека претерпевает постоянные изменения в связи с объективными трансформациями реалий бытия и развитием внутренней позиции личности.
С другой стороны, от того, как представлен мир человеку, каким образом человек видит мир, как он относится к тем или иным элементам этого мира, зависит его жизнь, его деятельность и поступки. Поскольку видение мира человеком во многом определяется доминирующими в обществе моделями мировоззрения, то картины мира в истории человечества последовательно определяются моделями, производными от мифов, философских учений, мировых религий и, наконец, – научных концепций. Мировоззрение каждого современного человека, а не только узкого круга ученых, является в той или иной мере научно обоснованным. Если в современной европейской культуре общепризнанной стала научная идея персоногенеза – возвышения ценности индивидуальной жизни и отдельной личности, то и психологические науки приобрели особый мировоззренческий статус, определяя содержание сознания и самосознания каждого человека. Достижения психологии востребованы всеми сферами культуры и повседневной жизни. Психологические знания с той или иной степенью корректности и осознанности, с той или иной глубиной рефлексии применяются каждым из нас соответственно качеству научной обоснованности индивидуального мировоззрения и культуры.
Культура как способ человеческого существования и овладения жизнью. Развитие человека происходит в контексте конкретных социокультурных условий. Изначальное понятие "культура" происходит от латинского cultura – возделывание. Первоначальный смысл данного термина сохраняется в сельском хозяйстве и биологии, когда под культурой понимается возделывание и выращивание определенных ценных растений и т.п. По понят