Сегодня я рассмотрю некоторые из множества аспектов Моны Лизы и укажу на отдельные приемы, которые использовал Леонардо, создавая эту картину, а мы сможем почерпнуть для современной портретной фотосъемки. Композиция Сегодня мы смотрим на Мону Лизу и видим её композицию довольно стандартной и простой, но для своего времени композиция Моны Лизы была новаторской и установила новые тенденции в живописи, соблюдавшиеся затем веками. Одним из композиционных элементов, прославивших картину, было использование Леонардо пирамидальной композиции, которая представляет объект с широким основанием в виде рук. Ладони формируют передний угол пирамиды. И всё на своем месте, чтобы взгляд поднимался по телу к глазам и загадочной улыбке. Поза Глядя на позу Моны Лизы сегодня, мы, опять же, находим ее вполне естественной и обычной, но для своего времени она была довольно революционной, поскольку большинство портретов в то время были скованными, чопорными и гораздо чаще изображали профиль, чем анфас. В отличие от них, Мона Лиза довольно расслабленно и непринужденно опирается на подлокотник кресла, умиротворенно скрестив руки. Она сидит чуть повернувшись в сторону, но в тоже время обращена к зрителю, задерживая его взгляд. Также необычным для своего времени было то, что Леонардо пошел против принятого кадрирования изображения и предпочёл изобразить три четверти ее тела вместо целого. Так он заполнил большую часть картины центральным объектом, сделав изображение более интимным и почти не оставив места для отвлекающего фона. И последний аспект позы – глаза Моны Лизы изображены на уровне глаз зрителя. Это также сближает зрителя с картиной, создавая прямой зрительный контакт без чувства что зритель или девушка смотрят сверху вниз. Фон О фоне Моны Лизы написано достаточно много, но мы и сегодня можем почерпнуть кое-что для себя. Главное, что надо отметить – в то время как другие художники изображали и лицо и фон на портрете в фокусе с большим количеством деталей, фон Моны Лизы выглядит постепенно выходящим из фокуса, размывающимся по мере удаления от фигуры. Это было необычно для своего времени, но именно такой эффект используется современными фотографами, снимающими на открытых диафрагмах чтобы сделать более размытым фон и сосредоточить внимание зрителя на центральном объекте. При этом на фоне есть безусловно интересные детали (было много споров о том, что если совместить две половины, то они «совпадут» или о том, что это какой-то фантастический или выдуманный фон), цвета в нем слегка приглушенные, смягченные и ослабленные – вновь оставляя акцент на Моне Лизе. Свет Одна из вещей, которая мне нравится в Моне Лизе – это то, как свет падает на модель. Леонардо использует свет чтобы привлечь внимание зрителя к частям изображения, которые он хочет акцентировать (лицо и руки) и безупречно балансирует картину, разместив их друг напротив друга. Леонардо также использует тень (или недостаток света) чтобы добавить глубину и объем в различных участках картины – особенно в области вокруг шеи Моны Лизы и на сборках ткани на ее рукавах. Одежда Леонардо изображает темную неброскую одежду на этой картине. Как и другое – это отличается от принятого в то время, изображения яркой одежды. Несмотря на то, что на её платье есть немного деталей (изящное кружево и очаровательные складки на рукавах) и всё это гармонирует с настроением картины, всё направлено на акцентирование её лица. Там также отсутствуют любые ювелирные изделия или другие виды аксессуаров, которые могли бы отвлечь зрителя от лица Моны Лизы. Очевидно, Леонардо хотел, чтобы изображенная на картине женщина сама обращалась к зрителю, а не что-то иное. Обрамление Одна из вещей, на которые я бы не обратил внимание в портрете Моны Лизы, если бы не прочитал о них – это округлые шары по обе стороны от неё (см. рисунок ниже). Считается, что та картина, которую мы сегодня видим немного меньше исходного изображения. Часть изображения была утрачена в какой-то момент при смене рам. Чем были шары? Наиболее популярная теория гласит, что в оригинальной и полной версии картины шары продолжались двумя колоннами по обе стороны от Моны Лизы. Она на самом деле сидит на балконе, с которого открывается вид позади неё. Можно увидеть горизонтальную деталь балкона, расположенную между двумя колоннами. Вот репродукция Моны Лизы с колоннами, сделанная одним художником (рис. 7). Были колонны такими же как на репродукции или нет – я точно не знаю, но мне кажется, что Леонардо использовал технику, которую мы сейчас в фотографии называем обрамлением. Эта техника также предназначена для привлечения внимания к центральному образу портрета. Так же она добавляет немного контекста в картину (с колоннами становится более очевидным, что Мона Лиза сидит на балконе). Тайна Кто эта женщина (высказывались разные гипотезы от той, что это женское изображение лица самого Леонардо до той, что это жена человека, заказавшего картину)? Что там на заднем фоне? Почему она улыбается (и улыбается ли)? Есть что-то таинственное и в самом объекте (она выглядит одновременно и соблазнительно и отчужденно) и в том, как картина была написана (Леонардо использовал особую технику письма – «сфумато», совершенно новую для своего времени, при которой размывались края объектов и достигались неповторимые качества изображения). Это оставляет перед зрителем множество вопросов и дает пищу его воображению. Оставив детали картины открытыми к разным интерпретациям автор усиливает воздействие картины на зрителя. Cсылка на источник: photo-monster.ru/books/read/uroki-portretnoy-syemki-ot-mona-lizyi.html Жми Класс! Поделись с друзьями;) А также вступай в нашу группу и будь в курсе множества интересных новостей из мира фотографий.
Фотошкола
Уроки Моны Лизы для фотографов
Сегодня я рассмотрю некоторые из множества аспектов Моны Лизы и укажу на отдельные приемы, которые использовал Леонардо, создавая эту картину, а мы сможем почерпнуть для современной портретной фотосъемки.
Композиция
Сегодня мы смотрим на Мону Лизу и видим её композицию довольно стандартной и простой, но для своего времени композиция Моны Лизы была новаторской и установила новые тенденции в живописи, соблюдавшиеся затем веками.
Одним из композиционных элементов, прославивших картину, было использование Леонардо пирамидальной композиции, которая представляет объект с широким основанием в виде рук.
Ладони формируют передний угол пирамиды. И всё на своем месте, чтобы взгляд поднимался по телу к глазам и загадочной улыбке.
Поза
Глядя на позу Моны Лизы сегодня, мы, опять же, находим ее вполне естественной и обычной, но для своего времени она была довольно революционной, поскольку большинство портретов в то время были скованными, чопорными и гораздо чаще изображали профиль, чем анфас.
В отличие от них, Мона Лиза довольно расслабленно и непринужденно опирается на подлокотник кресла, умиротворенно скрестив руки.
Она сидит чуть повернувшись в сторону, но в тоже время обращена к зрителю, задерживая его взгляд.
Также необычным для своего времени было то, что Леонардо пошел против принятого кадрирования изображения и предпочёл изобразить три четверти ее тела вместо целого.
Так он заполнил большую часть картины центральным объектом, сделав изображение более интимным и почти не оставив места для отвлекающего фона.
И последний аспект позы – глаза Моны Лизы изображены на уровне глаз зрителя. Это также сближает зрителя с картиной, создавая прямой зрительный контакт без чувства что зритель или девушка смотрят сверху вниз.
Фон
О фоне Моны Лизы написано достаточно много, но мы и сегодня можем почерпнуть кое-что для себя.
Главное, что надо отметить – в то время как другие художники изображали и лицо и фон на портрете в фокусе с большим количеством деталей, фон Моны Лизы выглядит постепенно выходящим из фокуса, размывающимся по мере удаления от фигуры.
Это было необычно для своего времени, но именно такой эффект используется современными фотографами, снимающими на открытых диафрагмах чтобы сделать более размытым фон и сосредоточить внимание зрителя на центральном объекте.
При этом на фоне есть безусловно интересные детали (было много споров о том, что если совместить две половины, то они «совпадут» или о том, что это какой-то фантастический или выдуманный фон), цвета в нем слегка приглушенные, смягченные и ослабленные – вновь оставляя акцент на Моне Лизе.
Свет
Одна из вещей, которая мне нравится в Моне Лизе – это то, как свет падает на модель. Леонардо использует свет чтобы привлечь внимание зрителя к частям изображения, которые он хочет акцентировать (лицо и руки) и безупречно балансирует картину, разместив их друг напротив друга.
Леонардо также использует тень (или недостаток света) чтобы добавить глубину и объем в различных участках картины – особенно в области вокруг шеи Моны Лизы и на сборках ткани на ее рукавах.
Одежда
Леонардо изображает темную неброскую одежду на этой картине. Как и другое – это отличается от принятого в то время, изображения яркой одежды.
Несмотря на то, что на её платье есть немного деталей (изящное кружево и очаровательные складки на рукавах) и всё это гармонирует с настроением картины, всё направлено на акцентирование её лица.
Там также отсутствуют любые ювелирные изделия или другие виды аксессуаров, которые могли бы отвлечь зрителя от лица Моны Лизы.
Очевидно, Леонардо хотел, чтобы изображенная на картине женщина сама обращалась к зрителю, а не что-то иное.
Обрамление
Одна из вещей, на которые я бы не обратил внимание в портрете Моны Лизы, если бы не прочитал о них – это округлые шары по обе стороны от неё (см. рисунок ниже).
Считается, что та картина, которую мы сегодня видим немного меньше исходного изображения. Часть изображения была утрачена в какой-то момент при смене рам. Чем были шары?
Наиболее популярная теория гласит, что в оригинальной и полной версии картины шары продолжались двумя колоннами по обе стороны от Моны Лизы.
Она на самом деле сидит на балконе, с которого открывается вид позади неё. Можно увидеть горизонтальную деталь балкона, расположенную между двумя колоннами.
Вот репродукция Моны Лизы с колоннами, сделанная одним художником (рис. 7).
Были колонны такими же как на репродукции или нет – я точно не знаю, но мне кажется, что Леонардо использовал технику, которую мы сейчас в фотографии называем обрамлением.
Эта техника также предназначена для привлечения внимания к центральному образу портрета. Так же она добавляет немного контекста в картину (с колоннами становится более очевидным, что Мона Лиза сидит на балконе).
Тайна
Кто эта женщина (высказывались разные гипотезы от той, что это женское изображение лица самого Леонардо до той, что это жена человека, заказавшего картину)? Что там на заднем фоне? Почему она улыбается (и улыбается ли)?
Есть что-то таинственное и в самом объекте (она выглядит одновременно и соблазнительно и отчужденно) и в том, как картина была написана (Леонардо использовал особую технику письма – «сфумато», совершенно новую для своего времени, при которой размывались края объектов и достигались неповторимые качества изображения).
Это оставляет перед зрителем множество вопросов и дает пищу его воображению. Оставив детали картины открытыми к разным интерпретациям автор усиливает воздействие картины на зрителя.
Cсылка на источник: photo-monster.ru/books/read/uroki-portretnoy-syemki-ot-mona-lizyi.html Жми Класс! Поделись с друзьями;)
А также вступай в нашу группу и будь в курсе множества интересных новостей из мира фотографий.