ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

Подготовка ребенка к школе - процесс постепенный, длительный и кропотливый. Поэтому готовьтесь к школе заблаговременно.
Будущий первоклассник должен обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
ОБЩИЙ КРУГОЗОР
Ребенок, поступающий в первый класс, должен знать и называть:
• свое имя, фамилию и отчество;
• свой возраст и дату рождения;
• фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
• имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
• свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона;
• страну, в которой живет, и ее столицу;
• основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
• основные цвета и их оттенки;
• части тела человека;
• предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
• профессии, виды спорта;
• виды наземного, водного, воздушного транспорта;
• известные русские народные сказки;
• великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Читая с ребенком книги, обсуждая окружающий мир, общаясь с растущим малышом, вы прививаете эти знания без зубрежки и натаскивания. Дети быстро впитывают информацию в первые годы своей жизни.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
(русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
• четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
• выделять определенный звук в слове интонацией;
• определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
• определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
• произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
• называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
• различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
• знать разницу между гласными и согласными звуками;
• называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
• отвечать на вопросы и уметь их задавать;
• составлять рассказ по картинке;
• последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
• понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
• сказать несколько предложений о заданном предмете;
• составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
• различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
• заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
• отгадывать загадки.
Что могут сделать родители для развития речи?
Читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное.
Учить будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках.
Поощрять ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйть детали и его мнение. Например, задавайте вопросы: «Почему ты так считаешь, думаешь? Как по-твоему, а что было бы, если…?» и т.д.
Играть:
- в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «тяжелый» – он бросает обратно, отвечая «легкий», так же «холодный» – «гарячий», «чистый» – «грязный» и т.п.);
- «угадай слово» (ребенок должен угадать слово по описанию);
- в однокоренные слова (от слова «лес» образовать родственные слова – «лесник», «лесной», «нести» - «принести», «вынести» и т.п.)
МАТЕМАТИКА, СЧЕТ
К первому классу ребенок должен владеть базовыми знаниями в области счета. А вот считать до ста совсем не обязательно.
Необходимые математические представления к 1 классу:
• знать цифры от 0 до 9;
• уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
• уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
• понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
• уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
• уметь сравнить количество предметов в двух группах;
• решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
• знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
• уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
• ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.
Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, животных, людей в одежде определенного цвета, машины, дома.
Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов?
Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.
МОТОРИКА
(подготовка руки к письму)
Будущий первоклассник должен уметь:
• правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
• складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
• рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
• закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
• проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
• писать по образцу печатные буквы;
• аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
• лепить из пластилина и глины;
• клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и развитием речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – ведь пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.
Должен ли первоклассник уметь читать?
На этот спорный вопрос до сих пор нет четкого ответа педагогов. Современная насыщенная школьная программа требует от ребенка как можно больше знаний. Но есть мнение ряда специалистов, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.
Стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально.
Если у вас получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – это хорошо! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке.
Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.
Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще.
Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта.
Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.
В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту.
Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных.
Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Ребенку необходимо:
• различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
• называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
• знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, ромашка и т.п.);
• знать названия 2-3 комнатных растений;
• знать названия овощей, фруктов, ягод;
• иметь представление о различных природных явлениях;
• называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.
НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ АДАПТАЦИИ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Ранее было сказано об учебных навыках, но не менее важными являются и другие навыки, помогающие адаптации ребенка к школьной жизни.
Что еще должен уметь ребенок, идя в школу:
1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
2. Действовать по образцу.
3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
14. Ориентироваться во времени.
15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.
Список требований к современному первокласснику огромен. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться.
НО! Родители должны понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, это не самое главное. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучайте малыша, но постарайтесь делать это без фанатизма, чтобы не отбить у него в будущем желание учиться. Необходимо вырабатывать у ребенка уверенность в себе и своих силах.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК   - 838102449427

Комментарии

Комментариев нет.