В работе «Киргизы» русский востоковед-тюрколог В.

В. Бартольд писал: «Киргизы (кыргыз) принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии». Но часть исследователей не поддерживают эту версию. Например, историк Г. Нуров отмечает, что утверждение В. В. Бартольда «базируется на отождествлении этнического коллектива, известного ещё до нашей эры под названием «кыргыз», с совремённым киргизским народом», но «для такого отождествления двух этнических коллективов, хотя и носящих одно и то же название «кыргыз», нет никакого серьёзного основания».
Да, название народа «кыргыз» является одним из древних названий народов тюркского происхождения. Только относится это к кыргызам, проживавшим на Енисее и прекратившим своё существование в середине XVIII века. А совремённые кыргызы, проживающие на Тянь-Шане, наоборот нация молодая, если такое определение применимо к нациям, сформировавшаяся в начале XVI века. Ещё в XVIII веке в русской историографии в нескольких вариантах была высказана гипотеза о переселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань. Первым, высказавшим версию о связях тянь-шаньских киргизов с енисейскими кыргызами, был российский историк, исследователь Сибири Г. Ф. Миллер. Позднее российский историк, археолог И. Э. Фишер высказал мысль, что киргизы были переселены с Енисея на Тянь-Шань в XVII веке джунгарами. В конце XIX века между российским востоковедом-тюркологом В. В. Радловым и востоковедом-этнографом Н. А. Аристовым была дискуссия о происхождении киргизов.
Аристов считал, что тянь-шаньские киргизы – народ местного происхождения. Радлов же сначала предполагал, что тянь-шаньские киргизы происходят от енисейских кыргызов, покинувших берега Енисея в X веке, а потом, что кыргызы были вытеснены с Енисея монголами в XIII в. В исследованиях о тянь-шаньских киргизах – дореволюционных и советского периода – их связь с енисейским кыргызами была одна из версий образования киргизской нации. В 40-х годах XX века советский востоковед-археолог А. Н. Бернштам протянул ниточку от енисейских кыргызов к гяньгуням (народность Центральной Азии, упоминаемая в китайских хрониках в связи с завоеваниями хуннов) и объявил о двухтысячелетней истории тянь-шаньских киргизов.
Если в первых изданиях «Истории Киргизской ССР» (1956, 1963, 1968 гг.) енисейские кыргызы рассматривалась как часть истории киргизского народа, то в четвёртом издании (1984 г.) эта версия не упоминается. После распада Советского Союза местные историки вновь образованных республик стали изыскивать и доказывать древность своих народов и обладания данной территорией, подчёркивать особую роль и весомый вклад своей нации в историческом развитии региона. В том числе и киргизские исследователи. Но если раньше связь тянь-шаньских и енисейских кыргызов рассматривалась, как версия, то теперь происхождение киргизов от племени гяньгунь, их две тысячи двухсотлетняя древность и преемственность «кыргызского великодержавия» громко преподносится, как непреложный факт.
И вот в этом водовороте событий, переселений, поглощений и слияний народов некоторые политики и политизированные историки пытаются ловить рыбку, заявляя о двухтысячелетней истории киргизского народа.
Тюрколог-этнограф С. М. Абрамзон, историк К. И. Петров и некоторые другие исследователи придерживаются версии, что этноним «кыргыз» принесли на Тянь-Шань не собственно енисейские кыргызы, а племена, входившие в состав государства енисейских кыргызов. Различие позиций авторов состоит только в районах, откуда пришли эти племена. Абрамзон считал, что они пришли из Восточного Притяньшанья, а Петров – что из Енисейско-Иртышского междуречья. Востоковед Е. И. Кычанов уточняет эту область территорией Горного Алтая и Обь-Иртышского междуречья. Целью данной статьи является не уточнение, откуда пришли киргизы на Тянь-Шань, а то, что тянь-шаньские киргизы не являются потомками не только гяньгуней, но и енисейских кыргызов, и, следовательно, что они к «кыргызскому великодержавию» никакого отношения не имеют или, в крайнем случае, только косвенное.
Такая позиция не нова. Ещё в 30-х годах XIX века большой знаток истории Центральной Азии, известный синолог Н. Я. Бичурин писал: «Киргис есть название монгольскому поколению, давно пропавшему, и сие поколение не надобно смешивать с кэргизами, проживающими между Кашхаром, Мауринняром и Бухариею». (Кашгаром, Мавераннахром и Бухарой – Б. М.). Это утверждение Бичурина подтверждается совремёнными исследованиями антропологов (К. Б. Сихимбаева). Установлено, что у совремённых народов Центральной Азии доля монголоидного компонента наименее выражена у хакасов, повышается у алтайцев и казахов и существенно увеличивается у киргизов. Это один из признаков, показывающих различие между тянь-шаньскими и енисейскими кыргызами.
Более того, у сторонников древности кыргызов нет единого мнения о местонахождении гяньгуней. Одни из сторонников этой версии полагают, что гяньгуни занимали территорию у озера Кыргыз-Нур (Монголия), другие – поближе к Киргизии (наверное, для придания большей весомости своей версии), у хребта Боро-Хоро (северо-восточный Тянь-Шань, Китай). В работе В. Воропаевой и других авторов «История отечества» (Бишкек. 2006) сообщается третье место проживания гянь-гуней; по карте на странице 15 показано, что гяньгунь расселялись на западных склонах Джунгарского Алатау и Тарбагатая между рекой Или и озером Зайсан.
Получается, что пришли неизвестно откуда, ушли непонятно куда, но они наши предки, а мы их потомки. Если согласиться с версиями проживания гяньгуней-кыргызов у хребтов Джунгарского Алатау, Тарбагатая и Боро-Хоро и с утверждением о енисейском происхождении киргизов, то гяньгуни превзошли евреев, 40 лет блуждавших по Синайской пустыне. Гяньгуни по каким-то причинам с этих мест уходят в верховья Енисея, оттуда после гибели государства Кыргыз идут на Алтай (вспомним Манаса), где, вопреки традиционному пути кочевников по Дешт-и-Кипчаку на запад, резко поворачивают на юг. В такой сложившейся обстановке гяньгуни, в любом случае, попытались бы побороться за свои прежние места обитания, но история об этом умалчивает, сообщений нет. Гяньгуни-кыргызы, спокойно минуя места своих прежних кочевий, двигаются дальше на юг, на Тянь-Шань и Памиро-Алай.
Суммируя и сопоставляя сведения китайских летописей, место обитания гяньгуней устанавливается довольно определённо: северо-западная Монголия, долина Больших озёр. Там и поныне сохранились названия населённого пункта Хиргис и озеро Хиргис-Нур (Кыргыз-Нор). Скорее всего, что эти названия связаны с некогда обитавшими здесь гяньгунями (кыргызами). Исследователи, отрицающие связь енисейских и тянь-шаньских кыргызов, также определённо указывают место обитания гяньгуней в северо-западной Монголии.
Образовавшееся на Енисее государство было полиэтничным, но основное, наиболее многочисленное население называло себя «хакас» (кит. хагас). Поэтому некоторые исследователи называют его древнехакасским государством. Л. Р. Кызласов пишет: «Несправедливо называть государство енисейских племён VI – XIII веков по имени правящего рода. Создали это государство и населяли его древние хакасы. Поэтому историческая справедливость обязывает называть его государством древних хакасов». Кстати, и в китайских источниках оно называется «государство Хагас». Наличие другой версии вполне естественно. Удивительно, что в киргизской историографии она замалчивается.
Этноним «кыргыз» расшифровывают по-разному, предполагая, что он образовался от слов «кыр» – горный хребёт, холмистая степь или «кырк» – сорок. По первому варианту «кыргыз» означает «народ гор», а во втором случае как «кырк жюз» – сорок сотен, «сорокасотенный, народ из сорока родов». По третьей версии термин «кыргыз» происходит от древнетюркского «кырыг» – красный, то есть «жители красных мест, красный народ». Это подтверждается широким распространением красноцветных почв и пород от Енисея до Алтая. С этим связано и наличие в этом регионе многочисленных тюркских, монгольских и русских названий с определением «красный».
Если согласиться с последней версией, то тогда гяньгуни с их китайскими написанием и переводом отпадают. Но сторонники древности и здесь находят выход: гяньгунь читают, как Цзяньгун и переводят, как «Кыргун» – Красная страна, забывая, что в этот период китайцы кыргызов называли уже «сяцзяцзи». Западные монголы (ойраты) своих северных соседей, енисейских кыргызов, именовали их собственным именем, в монгольском произношении «керуты», а тянь-шаньских – «бурутами».
Предполагают, что это производное от прилагательного «бур» – бурый. Возможно в понятие «бурый» ойраты вкладывали значение «смешанный». Вслед за ойратами и китайцы называли тянь-шаньских кыргызов бурутами. То есть, для соседей енисейские и тяньшанские киргизы были разными народами.
В 745 году в Центральной Азии возник Уйгурский каганат. Хотя кыргызы в 758 году потерпели поражение и покорились уйгурам, согласившись платить им дань, всё же не утратили свою самостоятельность. И они использовали её в борьбе за полную независимость. В начале IX века кыргызский правитель объявил себя каганом. В ответ каган уйгуров Бао-и (808 – 821 гг.) начал войну с кыргызами. Двадцатилетняя борьба в 840 году закончилась поражением уйгуров и разрушением их столицы. Этим было положено начало господствующему положению енисейских кыргызов в Центральной Азии. Государство Кыргызов в период своего могущества занимало на севере Алтай, верховья Енисея и Прибайкалье, на юге – серные районы Восточного Туркестана, с востока на запад простиралось от реки Керулен в Восточной Монголии до Иртыша. В. В. Бартольд даже ввёл термин «великодержавие кыргызов».
Преследуя уйгуров, кыргызы захватили часть Джунгарии и в 843 году заняли Восточный Туркестан. Часть енисейских кыргызов переселилась в Восточный Туркестан. Но основная масса енисейских кыргызов до XVIII века оставалась в Минусинской долине, поскольку, занимаясь земледелием, они неохотно покидали свои земли. К тому же во всех разбираемых версиях не забывайте, что кыргызы были, во-первых, малочисленным и, во-вторых, правящим родом: им не было особой нужды куда-то уходить. Пребывание кыргызов в Восточном Туркестане было кратковременным. К началу X века, неудовлетворённые засушливым климатом для земледелия и с утратой «великодержавия кыргызов», енисейские кыргызы вернулись в Минусинскую долину.
В связи с занятием енисейскими кыргызами северной части Восточного Туркестана выдвигается версия №2. Во время «великодержавия кыргызов», заняв Восточный Туркестан, часть енисейских кыргызов переселилась на Тянь-Шань. Перечисляя территории, занятые кыргызами в период наибольшего распространения их государства, историки называют Прибайкалье, Монголию, Алтай, Джунгарию, Восточный Туркестан. Но нигде не упоминается Тянь-Шань. Если и предположить переселение, то очень незначительного количества. Проследите процесс переселения: из малочисленного племени кыргызов на Енисее часть переселилась в Восточный Туркестан, а из них часть переселилась на Тянь-Шань.
Поэтому, енисейские кыргызы, если и могли участвовать в образовании тянь-шаньских кыргызов, то в очень незначительной мере и никак не составляли этнического ядра при образовании нации совремённых киргизов. А. Н. Бернштам, после критики его смелой версии о прямой связи тянь-шаньских киргизов с гяньгунями и их переселении на Тянь-Шань в 40 году до н. э., чтобы смягчить свою позицию, в статье «К вопросу о происхождении киргизского народа» уже писал: «Древние киргизы Енисея – это ещё не тянь-шаньские киргизы». М. Б. Джамгерчинов также пришёл к выводу, что «сибирские кыргызы не были этническим компонентом киргизской народности».
Енисейские кыргызы, в большей степени, были оседлыми земледельцами. Занимались и скотоводством, но всё же основу их хозяйства составляло земледелие. Оседлость кыргызов в VI – VIII веках подтверждается не только сообщением китайской летописи, что они «живут в избах, покрытых древесною корою», занимаются хлебопашеством и ремеслом, но и археологическими находками. Средневековые археологические памятники в долине Енисея говорят о существовании высокой культуры не просто плужного, но и орошаемого земледелия. В Туве и Хакасии кыргызы прорыли древние оросительные каналы (местные жители остатки этих оросительных каналов называют «хыргыс аррылары»), проложили тележные тракты, следы которых называют «хыргыс чолы». В долине Абакана часто находят каменные жернова, которые также называют киргизскими.
Именно земледелие и склонность к оседлым поселениям привели к созданию Кыргызского государства. А тянь-шаньские кыргызы кочевники. Чтобы при переселении с Енисея на Тянь-Шань одномоментно расстаться с оседлостью и земледелием и принять кочевой образ жизни – сомнительно. Я не знаю примеров в истории обратного движения – перехода народа, обществ от земледельческого к кочевому способу ведения хозяйства. Если перешли постепенно, то почему на Тянь-Шане не осталось следов их первоначальной земледельческой деятельности – оросительные каналы, тележные дороги, жернова, какие находят на Енисее. Проводя исследования в Киргизии с 1864 по 1867 годы, Н. А. Северцов пришёл к выводу, что земледелие в Северной Киргизии возникло в «результате китайских (в конце XVIII в.) и кокандских (в начале XIX в.) завоеваний». Т. е. земледелие у киргизов появилось, когда киргизская нация уже сформировалась, а не привнесено енисейскими кыргызами.
То, что тянь-шаньские киргизы не связаны в своём происхождении с енисейскими кыргызами, отчётливо видно при сравнении их физического типа. По сведениям всех известных авторов, енисейские кыргызы, как потомки угроязычных динлинов, были голубоглазыми и рыжеволосыми европеоидами. Китайская летопись IX века «История династии Тан», описывая внешность енисейских кыргызов, сообщает, что «они рослые, с рыжими волосами, румяным лицом и голубыми глазами; чёрные волосы считаются нехорошим признаком».
Похожие черты наружности енисейских кыргызов – «красные волосы (наверное, рыжие – Б. М.) и белая кожа» – не соответствующие совремённым кыргызам, приводятся и в сочинении персидского автора XI века Гардизи. Другой персидский автор VIII века Ибн Мукаффа, отмечая у енисейских кыргызов наличие динлинской белокурости и светлых глаз, даже считал их родственниками славян. По этим описаниям что-то не похожи тянь-шаньские кыргызы на своих енисейских предков. Хотя у точно установленных потомков енисейских кыргызов – киргизов в Манчжурии – эти черты встречаются (о них я расскажу далее). В перечне археологических находок, обнаруженных на территории Кыргызстана и сходных с енисейскими, указываются стрелы и наконечники к ним, кресала, пряжки, стремена, детали поясных наборов, подвески и др. То есть предметы, принадлежащие мужчинам. Женских украшений, бытовых предметов археологи не находят. Судя по этим находкам, енисейские кыргызы если и были на Тянь-Шане, то только отдельными воинскими отрядами, что не означает переселение.
Под натиском киданей часть енисейских кыргызов уходит на Тянь-Шань. Во-первых, по поводу версий о переселении киргизов на Тянь-Шань в X веке и ранее В. В. Бартольд писал: «Если бы киргизы жили в Семиречье уже в эпоху Караханидов, то они, несомненно, приняли бы ислам в X или XI веках. Межу тем они ещё в XVI веке считались язычниками». Напомню читателям, что государство Караханидов (840 – 1040 гг.) – средневековое государство в Центральной Азии, в которое входила и территория совремённого Киргизстана. Во время правления Мусы Байташ Бугра-хана (после принятия ислама принял имя Арслан-хан) (955 – 970 гг.) население государства было обращено в ислам. Нежелающим принять ислам Арслан-хан придумал оригинальную казнь – гвоздями прибивали чалму к голове.
Во-вторых, здесь уже искажение исторических фактов. Переселение народов, вызванное нашествием киданей, не коснулось енисейских кыргызов, потому что, во-первых: к 20-ым годам X века кыргызы уже ушли из центральных районов Азии. Источники сообщают, что император киданей Абаоцзи в 924 году «на западе захватил древние земли туцзею» (тюрков – Б. М.) и «вступил в землю уйгуров». Кыргызы не упоминаются. Во-вторых, территория кыргызов была расположена севернее путей переселения народов. Двигаться по монгольской степи гораздо удобнее, чем по сибирским тайге.
То, что нашествие киданей не коснулось кыргызов, свидетельствует установление мирных отношений между ними. По данным хроники Ляо-ши (907 – 1125 гг.) кыргызы с киданями сразу установили мирные отношения. Некоторые из кыргызов ездили в государство Ляо, даже для того, чтобы получить образование. Так, в одном источнике под 931 годом сообщается, что «западная граница (государства киданей) руководила приходом стремившихся к просвещению людей государства хягасы». (Опять хагасы, а не кыргызы! – Б. М.). В хронике династии Ляо, правившей в 907 – 1125 годах, сообщается, что в 948 году киданьский вельможа Бьен-ду был отправлен послом в государство хагасов. В 952 и 977 хагасы присылали к Ляо посольства с подарками для установления торговых отношений. Так что кыргызам не было причин бежать от киданей на Тянь-Шань.
Настойчивый читатель нетерпеливо спросит: «Так что, никто не переселялся?» Переселялись, но только не именно енисейские кыргызы, а подвластные племена из государства Кыргызов. Из-за главенствующей роли рода кыргыз в государстве на Енисее, население которого составляли различные родоплеменные группы, тюрки и уйгуры все эти племена также ошибочно называли кыргызами, а за тюрками другие соседние народы и многие авторы прошлого называли кыргызами всё население этого государства.
В Южной Сибири вассальные, зависимые кочевые племена, плативших дань кыргызам, называли кыштымами, от слова «киш» – соболь. Дань платили, в основном, пушниной. Но они ни по языку, ни по культуре к кыргызам не относились. В анонимном сочинении «Худуд ал-Алам» говорится, что имеется «род кыргызов по имени «кесим», который устанавливает свои войлочные юрты по склонам гор. Они являются племенем, отличающимся от кыргызов, их язык ближе всего к карлукскому, а одежда подобна одежде кимаков». Даже уйдя из своего бывшего государства, изменив место обитания и этнический состав, их по-прежнему называли по имени прежнего племени гегемона - кыргызы. Такой пример не единичен. Так, татары Поволжья никак не связаны с монгольским племенем татар, а турки Малой Азии не являются потомками тюрков Тюркского каганата.
Пользуясь сменой властей и стремясь покончить с зависимостью от кыргызов, некоторые кыштымы в нестабильные времена, при очередном нашествии инородцев уходили в другие края, в поисках лучших пастбищ и «хороших» правителей. Вот и при нашествии киданей часть кочевых племён государства Кыргызов (не именно кыргызы) ушли на запад в Или-Иртышское междуречье. В Прииртышье кыштымы были ассимилированы восточными кыпчаками (кимаками), принявшими этноним «кыргызы», которые впоследствии переселились на Тянь-Шань. (С. Г. Кляшторный, А. М. Мокеев, В. П. Мокрынин, К. И. Петров).
Другая группа кыштымов ушла на Тянь-Шань, где смешалась с местными племенами и привнесла сюда название «кыргызы», как выходцы из государства Кыргызов. По этой же причине у башкир, тувинцев, бурятов и даже якутов имеются группы киргис (хиргис), потому что выходцы из государства Кыргызов в разные времена, по разным причинам переселялись, кроме Тянь-Шаня, на Урал, в Западную Сибирь, на Алтай и в Прибайкалье.
********************************************
Кыштымы (киштымы, от хак. кистим) — этносоциальный термин для обозначения вассального населения Южной Сибири в период средневековья. Использовался енисейскими кыргызами по отношению к зависимым данникам — таёжным народам. В том же значении был перенят русскими властями в XVII веке.
Термин кыштым в форме Kïšïštïm впервые упоминается в надписи, сделанной орхоно-енисейским письмом на скале Кемчик-Кая Бажи на правом берегу р. Кемчик, и относится к VII веку.
Г.Ф. Миллер писал о том, что «кыштымами же по-татарски называются такие народы, которые обязаны другому народу покорностью и платежом дани»
[1].
Н. Н. Козьмин выводил слово кыштым от термина кистэргэ, что значит у хакасов «притеснять», «прижимать» [2]. Этой же точки зрения придерживались А. П. Окладников [3] и Л. Р. Кызласов [4]. Иное мнение было высказано Л. П. Потаповым, разъяснявшим термин киштым «из тюркского слова “киш” — “соболь”. Термин “киштым”, следовательно, означал человека, имеющего соболей, что со временем стало означать данника, уплачивающего дань пушниной, и вообще зависимого человека, как “албату” у монголов» [5].

Комментарии

  • 26 фев 2023 03:33
    Хамаш я миллати харом