в книгу "Люди за спиной" Значение слова «казак», происхождение казачества. а) Вначале посмотрим на слово казак, что оно означает. Значение слова Казак. вот что мне найти на просторах интернета: Решил собрать все версии в одной заметке (даже самые экзотические). Итак, К -АЗ (богам) Ак (конец пути). Кон — это граница земли скифов. Заки — это стража кона, пограничники. Все вместе - кон заки, то есть казаки. Казаки — это от племени касогов. На санскрите КАЗАКА - рассказчик, сказочник. Каз ак — это по-тюркски белый гусь. КАСАХ - рядовое шумерское слово, означает РЕЖЬ, РУБИ. На древне полинезийском "казак" означало "трюкач на государственной службе". "КЗАК"- тюркское слово, означает БАТРАК. кольчуги в знак пренебрежения к смерти. Слово "казак" у булгар означает доблестного бахадура, сражающегося без Слово "казак" означает кол, колом обозначали границу. Каз — значит наказ, приказ. Казаки — это те, кто следовали наказу. радеющий о законе". Все его потомки - казаки. Сын Юлдуз-хана имел имя КАЗАК. Переводится как "сильный духом и Расшифровывается слово так: Конные зрячие. Казаки — это Козачи, профессиональные воины Славяно-Арийской Империи. Казаки - от слова коса, длинный чуб. В древне арамейском и на иврите "хазак" - "сильный". К-Ас-Ак - то есть большие белые асы. Кайсак - секущий меч. Казак — это "хосак", от слова "Хос", то есть лошадь (Horse). Казак - от слов "ка" (вода) и "зак" (закрывать, охранять, руководить). Екатерина Вторая. Слово "казак" - сокращение от "КАторжник ЗАКлюченный". Это придумала бы и больше найти. Все языки планеты имеют примерно около 25 звуков. И на Эти версии найдены в интернете. Насколько они верны не знаю. Можно было них можно найти в любом из них слова с одним, двумя или тремя звуками из перечисленного выше списка. Хотя есть категория людей, которая любит такую словесную эквилибристику и даже делают из этого выводы, но к науке это не имеет никакого отношения. Я же все же, по мере сил, буду стараться опираться на мнения профессионалов. Как видите вариантов много. И спорить можно до бесконечности. Можно, конечно, взять самый удобный вариант, так многие и делают. Но, по моему мнению, это все равно, что взять из коробки с пазлами один или несколько и утверждать, что вы видите полноту картины. Самого себя обмануть проще всего, особенно если ты этого хочешь. по этому вопросу. б) Кто такие казаки откуда они взялись? Попробуем узнать мнение историков литературе являются две полярные теории происхождения казачества. Первая На сегодняшний день господствующими в общественном мнении и в научной из них, по меткому выражению Игоря Яковенко, может быть названа "казенной" и возводит казачество к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле. Бежавшие от феодальной эксплуатации в Степь "искатели воли" (в основном, крестьяне и холопы) и создали, по мнению авторов этой теории, к середине XVI в. особую организацию - "казачество", постоянно подпитываемую новыми потоками переселенцев из Центральной и Западной России. некоторые представители "казачьей науки", вольно казачье движение и др., Вторая теория, приверженцами которой являются, в первую очередь, считает казаков особым этносом (национальностью), возникшим еще в античную эпоху (в начале нашей эры) от смешения туранских, скифских, меото- славянских, аланских и прочих племен с торжеством среди них славянской речи. Подобная трактовка казачьей этнической истории позволяет обосновать обособленность казаков от остального русского населения, объясняет их национальную самоидентификацию и культурно-бытовое своеобразие. изучении этнической истории придали упомянутой теории идеологическую Возрождение казачества, вспышка интереса к нетрадиционным подходам в функцию, сделав ее знаменем наиболее радикальных ревнителей национальной исключительности казаков. Кроме этих двух, существует довольно большое количество условно говоря "промежуточных" теорий: - А.А. Гордеев, автор "Истории казаков" возводит происхождение казачества к взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси "дани кровью" - "тамги". Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны степных границ и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы военной и общественной организации степняков (монголов и половцев). - в результате половецко-русского смешения при явном доминировании Уже упоминавшийся нами И. Яковенко убежден в том, что казачество возникло половецкого субстрата. По его мнению, антропологические (форма черепа, телесная конституция) и этнографические (особенности бытовой культуры и песни) данные выдают в казаках природных степняков. - И.Я. Куценко считает, что казачество это своеобразная и "самобытная народная демократия..., превратившаяся в служилое сословие". - В.П. Трут считает принадлежность казачества к самостоятельной этнической группе и его характеристику как этноса (народа) вполне оправданной и не вызывающей сомнений. - Б.Е. Фролов, опираясь на большое количество документированных фактов, подчеркивает поли этничность происхождения казачества. - Л.М. Галутво считает казачество единым населением с определенным хозяйственно-бытовым укладом, традициями и культурой. - О.В. Матвеев вполне резонно замечает, что "при решении проблемы необходимо учитывать прежде всего специфику каждого отдельно взятого казачьего образования" - А.И. Козлов видит (не без оснований) экстремизм в попытках возродить казачество как этнос, находя все новые аргументы в обоснование "сословной" теории. самостоятельности казачества. - П.Н. Лукичев и А.П. Скорик объявляют очевидным тезис об этнической территории Дикого Поля шло формирование казачества как особой социальной - Р.Г. Тикиджьян указывает, что "в конце XIV - первой половине XVI веков на и этнографической группы (субэтноса) на полиэтнической основе". Кроме этих наиболее известных современных теорий существует и целый ряд не потерявших актуальности исторически более давних гипотез. Первыми, кто пытался выяснить вопрос казачьего этногенеза были в XVII в. поляки Пясецкий и Коховский, считавшие, что казаками (или козаками) назывались те люди, которые на своих лошадях были быстры и легки как козы. В XVIII в. таким же чисто внешним филологическим путем, основываясь на созвучии в названиях, начинают видеть в казаках остатки или потомков различных народов. Грабянка, а за ним А. Ригельман производили казаков от хозар. Мстислав Владимирович поселил в XI в. в Черниговщине. Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь впоследствии у русских людей назывались черкасами), жители которого По мнению В.Н.Татищева, в Египте был город Черказ (от него, и казаки переселились на Кавказ и стали называться косогами. Из Кавказа выводил казаков и Петр Симоновский, сближая римское название Гиркании (историческая область на Кавказе) с латинским словом HIRKUS - козел. Кроме филологических были и другие попытки объяснить происхождение казаков. Польский историк Кромер и русский князь М.М. Щербатов видели в казаках остатки половцев. Вольтер в "Истории Карла XII" - остатки татар. Н.М. Карамзин, С. Соловьев, В.Б. Броневский - потомков тюркского народа, жившего на юге России и известного под именем Черных Клобуков. казацком войске в начале XVI в., говорит, что казачество выделилось из народа, Польский хроникер Мартин Вельский, дядя которого был первым старшиной в благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц и условий жизни. В целом взгляд Вельского на казачество как на класс рыцарей разделял и французский инженер Боплан, около 20 лет пробывший на Украине, и украинский летописец Самоил Величко. Н.И. Костомаров считал казаков за мещан, которые ходили на юг сначала на промыслы, а затем условиями жизни они принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни. Не буду утруждать Вас всей статьей, а тем более диссертацией. Как видите Вариантов много и даже самых экзотических. Картина повторяется, как и в предыдущей статье. Выводы будем делать в конце книги. Мы только в начале пути, а уже столько информации и никакой ясности. Посмотрим наиболее часто встречающиеся варианты определения слова казак и попробуем так выяснить интересующий меня вопрос. Мой анализ показал: чаще всего идет речь о воине, защитнике, пограничнике, воинской доблести. то, что меня волновало, как развивались морально нравственные принципы Во всяком случае на какой-либо этнос я не вижу указаний, но я не увидел у них казачества. Я согласен с авторами в том плане, что казачество развивалось параллельно разных морально нравственных и религиозных условиях, но не понятно какие именно принципы позволили им сохранить свою самобытность, а не раствориться в той культуре, в которой они обитали. совпадали с основными торговыми путями, объединявшими Азию с Европой. Я обратил внимание на то, что странным образом реки, где обитали казаки Эти пути надо было как-то охранять от тех кто хотел бы поживиться за счет караванщиков. охранные структуры и разбойники в соседних с великой степью странах. - И последнее мне хотелось бы проследить были ли подобные казакам зависимости от языковых особенностей: хасаки, кайсаки или же в смешении с В пределах озера Балхаш существовала другая казачья «орда», называвшаяся, в другими ордами «киргиз-кайсаки». Та и другая орда казаков, после завоевания монголами Средней Азии, вошли в состав их владений и в организации вооруженных сил монгол составляли части легкой конницы, выполнявшей вспомогательные задачи: несли службу по охране границ, внутренней безопасности, вели разведку и в сражениях первые начинали бой.стр 18
Помяни предков (прошлое свет в будущее)
:Григорий Петрович Новосельцев
#книгалюдизаспиной Введение.
в книгу "Люди за спиной"
Значение слова «казак», происхождение казачества.
а) Вначале посмотрим на слово казак, что оно означает.
Значение слова Казак.
вот что мне найти на просторах интернета:
Решил собрать все версии в одной заметке (даже самые экзотические). Итак,
К -АЗ (богам) Ак (конец пути).
Кон — это граница земли скифов. Заки — это стража кона, пограничники. Все
вместе - кон заки, то есть казаки.
Казаки — это от племени касогов.
На санскрите КАЗАКА - рассказчик, сказочник.
Каз ак — это по-тюркски белый гусь.
КАСАХ - рядовое шумерское слово, означает РЕЖЬ, РУБИ.
На древне полинезийском "казак" означало "трюкач на государственной
службе".
"КЗАК"- тюркское слово, означает БАТРАК.
кольчуги в знак пренебрежения к смерти.
Слово "казак" у булгар означает доблестного бахадура, сражающегося без
Слово "казак" означает кол, колом обозначали границу.
Каз — значит наказ, приказ. Казаки — это те, кто следовали наказу.
радеющий о законе". Все его потомки - казаки.
Сын Юлдуз-хана имел имя КАЗАК. Переводится как "сильный духом и
Расшифровывается слово так: Конные зрячие.
Казаки — это Козачи, профессиональные воины Славяно-Арийской Империи.
Казаки - от слова коса, длинный чуб.
В древне арамейском и на иврите "хазак" - "сильный".
К-Ас-Ак - то есть большие белые асы.
Кайсак - секущий меч.
Казак — это "хосак", от слова "Хос", то есть лошадь (Horse).
Казак - от слов "ка" (вода) и "зак" (закрывать, охранять, руководить).
Екатерина Вторая.
Слово "казак" - сокращение от "КАторжник ЗАКлюченный". Это придумала
бы и больше найти. Все языки планеты имеют примерно около 25 звуков. И на
Эти версии найдены в интернете. Насколько они верны не знаю. Можно было
них можно найти в любом из них слова с одним, двумя или тремя звуками из
перечисленного выше списка. Хотя есть категория людей, которая любит такую
словесную эквилибристику и даже делают из этого выводы, но к науке это не
имеет никакого отношения. Я же все же, по мере сил, буду стараться опираться
на мнения профессионалов.
Как видите вариантов много. И спорить можно до бесконечности. Можно,
конечно, взять самый удобный вариант, так многие и делают. Но, по моему
мнению, это все равно, что взять из коробки с пазлами один или несколько и
утверждать, что вы видите полноту картины. Самого себя обмануть проще
всего, особенно если ты этого хочешь.
по этому вопросу.
б) Кто такие казаки откуда они взялись? Попробуем узнать мнение историков
литературе являются две полярные теории происхождения казачества. Первая
На сегодняшний день господствующими в общественном мнении и в научной
из них, по меткому выражению Игоря Яковенко, может быть названа "казенной"
и возводит казачество к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле.
Бежавшие от феодальной эксплуатации в Степь "искатели воли" (в основном,
крестьяне и холопы) и создали, по мнению авторов этой теории, к середине XVI
в. особую организацию - "казачество", постоянно подпитываемую новыми
потоками переселенцев из Центральной и Западной России.
некоторые представители "казачьей науки", вольно казачье движение и др.,
Вторая теория, приверженцами которой являются, в первую очередь,
считает казаков особым этносом (национальностью), возникшим еще в
античную эпоху (в начале нашей эры) от смешения туранских, скифских, меото-
славянских, аланских и прочих племен с торжеством среди них славянской
речи. Подобная трактовка казачьей этнической истории позволяет обосновать
обособленность казаков от остального русского населения, объясняет их
национальную самоидентификацию и культурно-бытовое своеобразие.
изучении этнической истории придали упомянутой теории идеологическую
Возрождение казачества, вспышка интереса к нетрадиционным подходам в
функцию, сделав ее знаменем наиболее радикальных ревнителей национальной
исключительности казаков. Кроме этих двух, существует довольно большое
количество условно говоря "промежуточных" теорий: -
А.А. Гордеев, автор "Истории казаков" возводит происхождение казачества к
взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси "дани кровью" - "тамги".
Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны степных границ
и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы военной и
общественной организации степняков (монголов и половцев). -
в результате половецко-русского смешения при явном доминировании
Уже упоминавшийся нами И. Яковенко убежден в том, что казачество возникло
половецкого субстрата. По его мнению, антропологические (форма черепа,
телесная конституция) и этнографические (особенности бытовой культуры и
песни) данные выдают в казаках природных степняков. - И.Я. Куценко считает,
что казачество это своеобразная и "самобытная народная демократия...,
превратившаяся в служилое сословие". - В.П. Трут считает принадлежность
казачества к самостоятельной этнической группе и его характеристику как
этноса (народа) вполне оправданной и не вызывающей сомнений.
- Б.Е. Фролов, опираясь на большое количество документированных фактов,
подчеркивает поли этничность происхождения казачества.
- Л.М. Галутво считает казачество единым населением с определенным
хозяйственно-бытовым укладом, традициями и культурой.
- О.В. Матвеев вполне резонно замечает, что "при решении проблемы
необходимо учитывать прежде всего специфику каждого отдельно взятого
казачьего образования" - А.И. Козлов видит (не без оснований) экстремизм в
попытках возродить казачество как этнос, находя все новые аргументы в
обоснование "сословной" теории.
самостоятельности казачества.
- П.Н. Лукичев и А.П. Скорик объявляют очевидным тезис об этнической
территории Дикого Поля шло формирование казачества как особой социальной
- Р.Г. Тикиджьян указывает, что "в конце XIV - первой половине XVI веков на
и этнографической группы (субэтноса) на полиэтнической основе". Кроме этих
наиболее известных современных теорий существует и целый ряд не
потерявших актуальности исторически более давних гипотез.
Первыми, кто пытался выяснить вопрос казачьего этногенеза были в XVII в.
поляки Пясецкий и Коховский, считавшие, что казаками (или козаками)
назывались те люди, которые на своих лошадях были быстры и легки как
козы. В XVIII в. таким же чисто внешним филологическим путем, основываясь
на созвучии в названиях, начинают видеть в казаках остатки или потомков
различных народов. Грабянка, а за ним А. Ригельман производили казаков от
хозар.
Мстислав Владимирович поселил в XI в. в Черниговщине.
Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь
впоследствии у русских людей назывались черкасами), жители которого
По мнению В.Н.Татищева, в Египте был город Черказ (от него, и казаки
переселились на Кавказ и стали называться косогами. Из Кавказа выводил
казаков и Петр Симоновский, сближая римское название Гиркании
(историческая область на Кавказе) с латинским словом HIRKUS - козел. Кроме
филологических были и другие попытки объяснить происхождение казаков.
Польский историк Кромер и русский князь М.М. Щербатов видели в казаках
остатки половцев. Вольтер в "Истории Карла XII" - остатки татар. Н.М.
Карамзин, С. Соловьев, В.Б. Броневский - потомков тюркского народа,
жившего на юге России и известного под именем Черных Клобуков.
казацком войске в начале XVI в., говорит, что казачество выделилось из народа,
Польский хроникер Мартин Вельский, дядя которого был первым старшиной в
благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц и условий жизни.
В целом взгляд Вельского на казачество как на класс рыцарей разделял и
французский инженер Боплан, около 20 лет пробывший на Украине, и
украинский летописец Самоил Величко. Н.И. Костомаров считал казаков за
мещан, которые ходили на юг сначала на промыслы, а затем условиями жизни
они принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни.
Не буду утруждать Вас всей статьей, а тем более диссертацией.
Как видите Вариантов много и даже самых экзотических. Картина повторяется,
как и в предыдущей статье.
Выводы будем делать в конце книги. Мы только в начале пути, а уже столько
информации и никакой ясности.
Посмотрим наиболее часто встречающиеся варианты определения слова казак и
попробуем так выяснить интересующий меня вопрос.
Мой анализ показал: чаще всего идет речь о воине, защитнике, пограничнике,
воинской доблести.
то, что меня волновало, как развивались морально нравственные принципы
Во всяком случае на какой-либо этнос я не вижу указаний, но я не увидел у них
казачества. Я согласен с авторами в том плане, что казачество развивалось
параллельно разных морально нравственных и религиозных условиях, но не
понятно какие именно принципы позволили им сохранить свою самобытность, а
не раствориться в той культуре, в которой они обитали.
совпадали с основными торговыми путями, объединявшими Азию с Европой.
Я обратил внимание на то, что странным образом реки, где обитали казаки
Эти пути надо было как-то охранять от тех кто хотел бы поживиться за счет
караванщиков.
охранные структуры и разбойники в соседних с великой степью странах.
- И последнее мне хотелось бы проследить были ли подобные казакам
зависимости от языковых особенностей: хасаки, кайсаки или же в смешении с
В пределах озера Балхаш существовала другая казачья «орда», называвшаяся, в
другими ордами «киргиз-кайсаки». Та и другая орда казаков, после завоевания
монголами Средней Азии, вошли в состав их владений и в организации
вооруженных сил монгол составляли части легкой конницы, выполнявшей
вспомогательные задачи: несли службу по охране границ, внутренней
безопасности, вели разведку и в сражениях первые начинали бой.стр 18