Психофизиологические аспекты разгрузочно – диетической терапии.

В. А. Максимов, С. Н. Зеленцов, В. И. Панайкин, С. Е. Бунтин,
В. И. Кузеро
МНТО «Гранит»
г. Москва
В настоящее время наблюдается рост числа пограничных нервно – психических расстройств. Не менее 30% больных, обращающихся за медицинской помощью с соматическими жалобами, это соматически практически здоровые люди, нуждающиеся в разъяснительной психотерапевтической помощи. Рациональная, разъяснительная психотерапия является важнейшей составной частью разгрузочно – диетической терапии (РДТ) по Ю. С. Николаеву. Для успешного проведения личностно – реконструктивной психотерапии необходимо выявление личностных особенностей пациентов, что является длительным трудоемким процессом и требует специальных знаний, умений, навыков. Проведение психофизиологического обследования значительно ускоряет и упрощает этот процесс, а главное дает объективные стандартизированные показатели, не зависимые от субъективизма врача.
Биологическая сущность лечебного голодания состоит в напряжении приспособительных свойств и экономной перестройки функций организма в новых условиях существования. Один из механизмов лечебного голодания связывается с функциональным состоянием гипоталамуса, активация и торможение которого зависят от уровня сахара в крови. Большая роль в лечебном действии разгрузочно - диетической терапии по Ю. С. Николаеву (РДТ) принадлежит активации симпато - адреналовой системы в начальной стадии голодания и в восстановительном периоде. Активация вегетативной и центральной нервной системы под влиянием РДТ сопровождается повышением общей неспецифической реактивности организма, что имеет положительные значение в достижении терапевтического эффекта. В условиях голодания происходят определенные сдвиги в функциональном состоянии иммунной системы, выражающиеся в повышении макрофагальной активности моноцитов и нейтрофилов крови, резистентности организма к инфекции, динамических изменений гуморального иммунитета (Николаев Ю. С., 1973; Кокосов А. Н., 1986).
Рассматривая психофизиологические аспекты РДТ, в процессе бесед с автором этого метода профессором психиатрии Ю. С. Николаевым, особенно в отношении его пациента П. К. Иванова, автора оздоровительной системы «Детка» и пациента его отца, земского врача вегетарианца С. Ю. Николаева – Л. Н. Толстого, автора «Не сопротивления злу насилием»; было отмечено, что оценка динамики психических нарушений до и после РДТ носило чисто субъективный характер. Каких либо исследований, характеризующих количественные и качественные объективные психологические изменения в ходе РДТ, с помощью объективных достоверных психологических тестов не проводилось. Поэтому целью нашей работы явилось выявление психофизиологических особенностей, типов реагирования у больных с различной соматической патологией на фоне РДТ по Ю. С. Николаеву.
Мы применяли РДТ с разгрузочными периодами от 10 до 21 суток. Данным методом было пролечено 25 больных с различными заболеваниями органов пищеварения. Распределение больных по нозологическим формам представлено в таблице № 1.
Таблица №1.
Нозологические формы Количество больных
Хронический гастрит 7
Дискинезии желчевыводящих путей 11
Хронический холецистопанкреатит 2
Нейроциркулярная астения 5
Всего: 25
Распределение больных по полу: 19 женщин, 6 мужчин.
Распределение больных по возрасту:
Возраст
21 - 30 31 - 40 4 1 - 50 Всего
Мужчины 1 4 1 6
Женщины 3 9 7 19
Итого: 4 13 8 25
Верификация диагноза проводилась на основании жалоб, анамнеза, клинических проявлений, данных клинических и биохимических анализов крови и мочи, исследования желудочного сока по субмаксимальному гистаминовому тесту, этапного хроматического дуоденального зондирования с последующим физико – химическим и биохимическим исследованием всех полученных порций желчи, как по концентрации, так и по дебиту ее компонентов. Ультразвукового исследования органов брюшной полости, реогепатографии, эзофаго - гастро – дуодено – скопии - ЭГДС эндоскопом - XQ–10 фирмы «Олимпас». Стандартизированной методики много-профильного исследования личности – СМИЛ в модификации Ф. Б. Березина (377 вопросов), теста Кэттелла (187 вопросов), шкалы самооценки реактивной и личностной тревожности (20 вопросов). Которые проводились до и после проведения РДТ.
В результате проведенного обследования была выявлена следующая сопутствующая патология, которая была разделена на 4 группы:
1. Психосоматические состояния у 13 больных.
2. Астено – невротические состояния – у 5 больных.
3. Астено - депрессивные состояния – у 4 больных.
4. Астено – депрессивные состояния, связанные с прошлым лечением алкогольной зависимости у 3 больных.
При психофизиологическом обследовании данных пациентов тестирование проводилось 2 раза:
1. До проведения РДТ, в подготовительный период обследования.
2. После проведения РДТ, в стадии нормализации.
В ходе предварительной беседы у всех пациентов выявились трудности адаптации в виде неудовлетворенности работой или службой, внутрисемейных конфликтов, расстройства астенического, невротического, депрессивного плана.
Кроме того, в процессе тестирования, были выявлены снижения работоспособности, настроения, утомляемость, нарушения сна, раздражительность, тревожность или вялость, апатия. Показатели по защитным шкалам L - «лжи», K - «коррекции», F - «достоверности» свидетельствовали о достаточной откровенности и серьезности больных в отношении обследования.
В 1 группе: Психосоматические состояния у 13 больных были выявлены психологические психосоматические расстройства, ведущими психологическими показателями - шкалами тестов являлись:
1 – «невротического сверх контроля, ипохондрии», 7 - «фиксации тревоги и ограничительного поведения, психастении», F – «достоверности», 3 – «истерии», 2 – «депрессии». Это свидетельствовало о нарушении адаптации, внутренних противоречиях, завышенных потребностях в ощущении собственной значимости и отрицательной оценке ситуации и перспектив, болезненных ощущениях в теле, беспокойстве о состоянии своего здоровья, склонности привлекать внимание окружающих к своему состоянию, существовании взаимоисключающих ориентиров на собственные установки и на мнение окружающих. По своим очертаниям данные психологические профили похожи на психологические профили при ипохондрическом синдроме, но имеют менее выраженные абсолютные значения. Мы говорим об ипохондрических, психосоматических тенденциях и напряжении адаптации. В анамнезе, психогении не выходят за рамки обычных, для всех, проблем. Но психологические реакции на них повышенные, имеют место интрапсихические (внутренние) конфликты, соматизации тревоги, нарушения вегетативно – гуморального регулирования, с нарушениями соматического здоровья. В этой группе больных нарушения адаптации больные связывали с плохим соматическим здоровьем, в связи с чем, они активно обращались за помощью.
Во 2 группе: астено - невротические состояния – у 5 больных были выявлены психологические астено – невротические состояния, связанные со следующими психологическими причинами:
А) У 3 человек психогениями, хроническими или острыми стрессовыми воздействиями. Ведущими шкалами в этой группе являлись шкалы 1, 2, 3 – «невротической триады» и 7 – «психастении». В анамнезе психогении носили характер трудноразрешимых проблем и имели место истощаемость, тревожность, раздражительность, снижение настроения, низкая эффективность интеграции поведения, эмоциональная нестабильность. Высокое напряжение неудовлетворенных потребностей.
Б) У 2 человек соматогенные астено – невротические состояния. Это соматические больные, длительно страдающие хроническими заболеваниями. Ведущие шкалы у них схожи со шкалами группы психосоматических расстройств, но на порядок выше и идентифицируются с ипохондрическим синдромом. В анамнезе они отмечали длительное малоэффективное лечение традиционными методами лечения и высказывали неверие в выздоровление.
В 3 группе: Астено - депрессивные состояния – у 4 больных были выявлены психологические депрессивные расстройства, ведущими психологическими показателями - шкалами тестов являлись:
Снижение показателей 9 шкалы - снижение «гипомании» - снижение энергетического потенциала. Повышение шкал 2 – «депрессии», 8 – «шизофрении», F – «достоверности», 0 – «интроверсии». Что свидетельствовало о серьезных нарушениях адаптации, «срывах адаптации», эмоциональной неадекватности, своеобразии восприятия и суждений, аутизме, погруженности в мир своих переживаний, замкнутости, нарушении межличностных контактов. У таких больных снижена критика, они не верят в успех лечения, проявляют пассивность и требуют постоянного контроля и стимуляции.
В 4 группе: Астено – депрессивные состояния, связанные с прошлым лечением алкогольной зависимости - у 3 больных были выявлены психологические депрессивные расстройства, ведущими психологическими показателями - шкалами тестов являлись:
4 – «психопатии», 2 – «депрессии», 1, 2, 3 – «невротической триады». Низкие показатели по шкале 9 – «гипомании» вследствие депрессии. Что говорило о «низком энергетическом потенциале», «срывах адаптации», об ощущении своей недостаточности и ощущении враждебности окружающих. Трое больных ранее получали против - алкогольное лечение. Эти больные остались без коррекции специфических нозологических изменений личности, что привело к формированию особых механизмов психологической защиты, глубокой дезадаптации личности. Механизмы психологической защиты по типу «вытеснения» и «замещения» обусловили состояние эмоциональной напряженности, тревожности и общей депримированности. Это привело к снижению трудоспособности, рецидивам и формированию неврозоподобных психосоматических расстройств, которые трудно поддаются обычным методам терапии.
После проведенного курса РДТ все больные отметили значительное психологическое улучшение своего здоровья. Это подтверждалось клиника – лабораторными, диагностическими тестами, результатами психо - физиологического обследования.
В 1 группе: Психосоматические состояния у 13 больных произошло значительное снижение соматизации тревоги, сгладились психосоматические соотношения, удовлетворились потребности в получении качественной медицинской помощи. Психологические профили приблизились к контрольным средне - арифметическим профилям здоровых лиц, полученных при профессиональном психофизиологическом отборе. Адаптационные возможности стали более стабильными, повысилась работоспособность в решении задач на анализ и обобщения. Вследствие психостимулирующего, антидепрессивного воздействия РДТ произошло значительное повышение по психологическим шкалам – показателям «радикализма – консерватизма». Наблюдалось появление выраженных тенденций к изменениям: реформам, нетерпимость к однообразию, косности, рутине, бюрократизму. Это с одной стороны облегчало формирование нового жизненного стереотипа, здорового образа жизни. А с другой стороны свидетельствовало о сохранении завышенных потребностей, которые могли, в противостоянии с реальной жизненной ситуацией вновь привести к неудовлетворенности, эмоциональному напряжению, соматизации тревоги.
Во 2 группе: астено - невротические состояния – у 5 больных
А) У 3 человек психогениями, хроническими или острыми стрессовыми воздействиями произошла полная нормализация психологических профилей.
Б) У 2 человек соматогенными астено – невротическими состояниями произошла положительная динамика с нормализацией по шкалам 1 – «ипохондрия», 2 – «депрессия», 7 – «психастения». Улучшение в психическом и соматическом состоянии удовлетворило потребность в получении помощи, появилась надежда на выздоровление.
В 3 группе: Астено - депрессивные состояния – у 4 больных мы наблюдали выраженное нормализующее влияние РДТ на шкалы: 2 – «депрессии», 9 – «гипомании», F – «достоверности»; выраженное, демонстративное антидепрессивное и психостимулирующее действие РДТ у данной группы больных. Оценивая шкалы 8 – «шизофрении», 0 – «интроверсии» мы не отметили, каких либо, изменений. Что проявилось сохранением личностных особенностей. Тем не менее, восстанавливались межличностные контакты и социальная адаптация.
В 4 группе: Астено – депрессивные состояния, связанные с прошлым лечением алкогольной зависимости - у 3 больных нормализовались шкалы 1, 2, 3, - «невротической триады». Сформировались адекватные механизмы психологической защиты, уменьшились тревога и эмоциональное напряжение, что привело к улучшению соматического состояния. Произошли положительные изменения по шкалам 9 –«гипомания», 4 – «психопатия».
Таким образом, оценивая полученные в результате проведенного исследования, результаты, можно сделать следующие выводы:
Выводы:
1. В процессе хронизации соматических заболеваний, у данной группы больных, мы наблюдали рост нестабильной адаптации, прежде всего за счет формирования соматизации тревоги и невротического сверх - контроля, что является неспецифическим процессом при адаптации к любым новым микро социальным условиям жизни.
2. Основной контингент больных до РДТ имел психологический профиль с ипохондрическими тенденциями и психосоматическими соотношениями, которые носят неспецифический характер.
3. В процессе РДТ происходит сглаживание ипохондрических тенденций и психосоматических соотношений, снижение соматизации тревоги, нормализация адаптации, удовлетворяется потребность в помощи. Повышается работоспособность в решении логических задач. Наблюдается появление выраженных тенденций к изменениям: реформам, нетерпимость к однообразию, косности, рутине, бюрократизму. Это облегчает формирование нового здорового образ жизни. С другой стороны это свидетельствует о сохранении повышенных потребностей, которые в противостоянии с реальной жизненной ситуацией могут вновь привести к неудовлетворенности, эмоциональному напряжению, соматизации тревоги.
4. При решении вопроса о продолжительности разгрузочных периодов, нужно учитывать предварительные данные психофизиологического обследования, с целью решения вопроса о необходимости краткого психостимулирующего или длительного седативного периода голодания при РДТ.
5. Проведение РДТ необходимо сочетать с проведением комплексной, дифференцированной, поэтапной рациональной психотерапии. При необходимости должна проводиться специальная личностно – реконструктивная психотерапия, направленная на приведение потребностей человека в соответствие с микро и макросоциальной средой.

Комментарии

Комментариев нет.