В Советском Союзе об этой войне знали миллионы. Но, военная цензура и официальная пропаганда делали все, чтобы скрыть реальное положение дел. . С тех пор многое изменилось, открылись архивы, обнародованы различные документы, опубликованы воспоминания очевидцев. . Каждое из них бесценно, потому что является живым свидетельством истории. . Сегодня мы публикуем статью непосредственного участника тех событий подполковника в отставке, доктора технических наук, академика А.П. Музенко, посвященную топогеодезическому обеспечению боевых действий советских войск в Афганистане. . 12 декабря 1979 года стал поворотным днём в истории нашей страны - на заседании Политбюро было принято решение о вводе ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в составе одной общевойсковой армии войск в Афганистан. . Практическая подготовка к этой операции началась за несколько дней до принятия официального решения. В Туркестанском и Среднеазиатском военных округах был отдан приказ - отмобилизовать 40-ю общевойсковую армию и привести её в состояние полной боевой готовности. Срок исполнения приказа -10 суток. . За считанные дни было развернуто и доукомплектовано до полного штата три мотострелковые и одна воздушно-десантная дивизии, артиллерийская бригада, части связи и инженерных войск, тыловые части и учреждения и т.п. Штаб создаваемой 40-й армии находился в городе Термез (Узбекистан). . Организация топогеодезическое обеспечение ограниченного контингента войск, участвующих в военных действиях была возложена на топографическую службу Туркестанского военного округа (начальник топографической службы округа полковник В.П. Панов), а непосредственное топогеодезическое обеспечение войск и приданных подразделений на топографическую службу 40-й общевойсковой армии (ОА) (начальник топографической службы 40 ОА подполковник Ю.Н. Овчинников) и 43 армейскую топографическую часть (АТЧ), которая была сформирована по штату мирного времени на территории склада топографических карт Туркестанского военного округа. . Топографическая часть, после ввода ОКСВ в Афганистан, дислоцировалась в окрестностях Кабула, в военном городке управления 40-й ОА, совместно с частями обеспечения и охраны штаба армии, в районе Даруламан. . Одной из основных задач топографической службы 40-й ОА, в складывающихся условиях, было обеспечение картами войск, на территории Афганистана и создание необходимых запасов карт на планируемые направления театра военных действий. . В начальной стадии крупномасштабных карт на всю территорию этой страны у войск не было. Самой крупной была карта масштаба 1:200 000. Она использовалась для проведения рекогносцировок и организации дорожных маршей. Поэтому в 1980 году первоочередной стала задача изготовления и доведения до войск топографической карты масштаба 1:100 000, а затем создания топографической карты масштаба 1:50 000 с использованием аэрофотосъемочных материалов и космических снимков, результатов топографической разведки, а также использовались топографические карты и планы городов полученные от топографической службы Афганской армии. . В первую очередь топографические карты масштабов 1:100 000 и 1:50 000 требовались для обеспечения войск в наиболее оперативно важных районах Афганистана, которые уже позволяли производить стрельбы артиллерии по координатам целей, определенным первоначально с этих карт. Кроме этого войска испытывали необходимость в планах городов. . С поступлением первых листов топографической карты масштаба 1:50 000 на армейский склад карт, была поставлена задача о срочном изготовлении карт геодезических данных - как геодезической основы для точной привязки к местности боевых порядков войск, определения координат целей, необходимые для стрельбы артиллерии. Решением начальника Генерального штаба в сентябре 1986 года штат 43 АТЧ был увеличен, на 4 офицера топографа (выпускников 1986 года Ленинградского военно-топографического училища имени генерала армии Антонова А. И.) По их прибытию в короткие сроки были созданы эти специальные карты, на районы предстоящих боевых действий. С обеспечением артиллеристов такой картой эффективность стрельб значительно повысилась. В дальнейшем по мере необходимости, силами 43 АТЧ подобные карты отрабатывались на района предстоящих боевых действий и доводились до войск. Кроме этого силами топочасти изготавливались и другие специальные карты, такие как - карты горных проходов и перевалов, карты водных рубежей, схода снежных лавин. . Издание этих карт производилось силами картографического отдаления армейской топографической части, которая кроме комплекса АК-5 имела дополнительно на вооружении печатные машины Доминант и Ремайор установленные вместе с комплектом допечатного оборудования стационарно. Все это оборудование активно использовалось, для обеспечения боевой деятельности, как штаба 40 ОА, так и в интересах соединений и частей армии, обслуживанием и выполнением работ на специальной технике занимались солдаты срочной службы: лаборанты, фотолаборанты и непосредственно печатники, которых готовил 47 учебный топогеодезический отряд. Количество личного состава также было увеличено по сравнению со штатом АТЧ мирного времени на 47 человек. . Когда же срочно требовалось большее, чем обычно, количество специальных карт, АТЧ отправляли оригиналы запрашиваемых карт самолетом в Ташкент и через 2-3 дня получали тиражи. Отпечатанные силами окружной картографической части либо Ташкентской картографической фабрикой. . Обеспечение войск топографическими картами в ходе боевых действий осуществлялось централизованно по принципу «сверху-вниз». Доставка карт в дивизии и бригады осуществлялись с использованием военно-транспортной авиации. Из Ташкента по заявкам начальника топографической службы армии карты доставлялись в Кабул. Солдаты-сортировщики армейской топографической части, которая находилась там же где и штаб армии, быстро набирали эти карты, грузили их в специальные машины АШТ (армейская штабная топографическая машина на базе "ЗИЛ-131") и в сопровождении не менее 2 единиц бронетехники развозили по частям в пределах своего гарнизона, для оперативной доставки карт выделялись вертолеты. . Из Кабула доставка топографических и специальных карт осуществлялась по заявкам начальников топографической службы соединений и частей, также с использованием авиации. Подготовленные и упакованные в соответствии с требованиями наставлений карты и др. документы передавались 43 АТЧ на аэродром Кабул, в службу ФПС и оттуда силами военно-транспортной авиации доставлялись на аэродромы Шинданд, Баграм, Джелалабад, Файзабад, Кундуз, Кандагар. Доведение топографических и специальных карт из соединений до войск осуществлялось с использованием вертолетов и бронетехники. . К ведению топографической разведки местности в период выдвижения войск и в ходе боевых действий привлекались топографы всех соединений и частей 40-й ОА. Специфика проведения топографической разведки на территории Афганистана заключалась в том, что специальные топогеодезические разведывательные экспедиции никто никуда не направлял, топографы передвигались по всей территории Афганистана только в составе войсковых подразделений. . Вся новая информация по дорогам, дорожным сооружениям, населенным пунктам, рекам, растительности и другим элемента местности собиралась в ходе естественных повседневных наблюдений в ходе передвижения колонн. Примечалось все. Колоны боевой техники в период проведения операций водили армейские, дивизионные, бригадные топографы. Кроме этого доставка оружия, боеприпасов, продовольствия, обмундирования, ГСМ проводилось батальонами подвоза. . Перед каждым маршем проводился инструктаж с водителями и старшими машин, где кроме вопросов безопасности и организации движения колон, ставились задачи замечать происшедшие изменения на дорогах и вблизи них: . - «Мужики, где-то, что-то увидите подозрительное - сразу докладывайте». . Там, где раньше не было растительности никакой, вдруг появился кустик - значит, это ориентир для кого-то. Появился на дороге треугольник или пирамидка из камней, явно выложенный руками человека, - тоже ориентир. . Обо всем замеченном на маршрутах докладывалось по команде. Вся информация, полученная от руководителей боевыми действиями, разведывательных подразделений, спецназа и начальников колонн систематизировалась и использовалась как для обновления карт, так и для целеуказания. В дальнейшем, после того как топографы определяли и передавали координаты обнаруженных ориентиров, артиллеристы накрывали подозрительные участки беспокоящим огнем артиллерии. Во многих случаях такие совместные действия топографов, разведчиков, автомобилистов и артиллерии были эффективны. . Фотографирование земной поверхности в картографических целях была проведена в апреле-июне 1982 года тремя командированными экипажами самолетов АН-30, которые были оснащены одним аэрофотоаппаратом АФА42/100 и тремя аэрофотоаппаратами АФА54/50 (один для плановой съемки, два других – для перспективной). Один самолет направили в Кабул, оттуда «залетывали» юго-восточную часть ДРА. Второй, работавший над юго-западной частью страны, базировался в Шинданде. Пограничные с СССР районы фотографировали, летая с аэродрома Гиссар под Душанбе. На этом аэродроме была развернута радионавигационная служба и специальная лаборатория, в которой производили обработку аэрофильмов, поступавших от всех трех АН-30. . Задание на проведение аэрофотосъемки было крайне важным, так как отсутствие достоверных крупномасштабных карт затрудняло ведение боевых действий. Как показало время, более 60-ти процентов всей топографической разведки производилось аэрофотосъемкой с использованием разведывательных аэрофотоснимков. У авиаторов была своя разведывательная эскадрилья и фотолаборатория, поэтому топографы имели возможность оперативно получать разведывательные снимки и своевременно отображать на картах происшедшие изменения на местности. . Вся собранная топографическая информация стекалась от начальников топографических служб дивизий, бригад к начальнику топографической службы 40-й армии. Эту информацию начальник топографической службы армии обобщал и передавал в топографическую службу Туркестанского военного округа, которая в то время содержалась по штату военного времени (было увеличено число офицеров). Оттуда информация для дальнейшей обработки распределялась по топогеодезическим отрядам Топографической службы ВС СССР, которые в указанные сроки должны были внести в карты соответствующие исправления. В стационарных условиях работали одновременно четыре АФТО (АФГО) и привлекались топогеодезические отряды, Каждый из отрядов работал над каким-то определенным регионом Афганистана по разнарядке ВТУ ГШ ВС СССР. Карты печатали, в основном, Ташкентская военно-картографическая фабрика - до самого вывода войск и Военно-картографическая фабрика имени В.В. Дунаева. . Одним из основных видов деятельности армейской топографической части было изготовление макетов местности. Штаб армии постоянно требовал их изготовления на все операции для отработки вопросов взаимодействия. Подобные макеты делали и в штабах дивизий, бригад и полков - везде трудились свои макетчики. И вообще планирование операций, отработка действий войск и постановка задач на этих макетах - обычная практика для всех соединений и частей 40-й ОА в Афганистане. . При пользовании топографической картой нужно иметь хорошее воображение и идеальную зрительную память, чтобы оценить местность предстоящих боевых действий. А на макете сразу все видно: где какая гора, куда ведет ущелье, какие части за какими идут, откуда выдвигаются. Макеты местности изготавливались практически по 2-3 раза в месяц, на специально оборудованных охраняемых площадках непосредственно перед штабом армии, штабами дивизий и бригад, только строго определенные лица имели право входа на эту площадку. Для изготовления макетов местности, как правило, использовали землю, песок, цемент, краски. Созданные рельефные формы насыщали элементами оперативной обстановки и объемными элементами местности, которые выпиливали из картона (фанеры, пенопласта и др. материалов) наши солдаты. Их действиями руководили толковые офицеры. Это была очень трудоемкая, серьезная и кропотливая работа. Случалось, что команду на изготовление макета доводили в 22 часа вечера, а к 6 часам утра макет должен был быть готов. Размеры у каждого из таких макетов были немалые – от 6х10 метров и более. Не только командование штаба армии, но и все начальники родов войск и служб всегда давали этой работе топографов самую высокую оценку. . С разрешения командующего армией отдельным офицерам афганской армии была предоставлена возможность ознакомления с макетами местности. Однако стоило их допустить к нашим макетам – боевые действия на местах проходили не всегда удачно. В связи с этим с лета 1986 г. командующий 40-ой армии запретил изготовление макетов местности для планирования предстоящих операций и организации взаимодействия войск. Это усложнило задачи военным топографам, так как с этого момента пришлось в короткие сроки готовить обзорные карты, для изготовления которых использовались карты крупного масштаба, на которых поднималась топографическое содержание и наносилась яркими (как правило, флюаресцентными красками элементы оперативно-тактической обстановки. . Значительное время у офицеров топографической службы, помимо выполнения боевых и оперативных заданий, занимало проведение занятий по топографической подготовке и обучению офицеров войскового звена работе с картой. . И что характерно, лейтенанты - командиры взводов, пришедшие из военных училищ, и старшие офицеры знали основы топографии и умели работать с картой, а командиры основного боевого звена – мотострелковых и танковых рот на занятиях вели себя так, словно топографическую карту видели впервые. Это было связано с тем, что на занятиях по командирской подготовке учебными планами отводилось всего 4 часа на топографическую подготовку. Неумение читать карту, особенно в условиях горно-пустынной, бедной ориентирами местности, порой приводило к тому, что командиры подразделений, в ходе выполнения боевых задач сбивались с обозначенных маршрутов движения в результате колонны и боевые группы и подразделения попадали порой в сложные ситуации. . На занятиях офицеры-топографы подробно доводили до войсковых офицеров информацию о внесенных в карту исправлениях или дополнениях. Как только военные топографы приезжали в какие-то подразделения, командиры частей и начальники штабов старалось усадить на занятия по топографической подготовке всех офицеров, кого только было возможно. И наши топографы в очередной раз принимались растолковывать им все о карте, начиная с условных знаков. . К слову сказать, по развединформации, при подготовке банд на территории Пакистана американскими инструкторами, на Топографическую подготовку отводилось самое большое количество времени из всех предметов – 86 часов. . За все время нахождения ОКСВ в Афганистане начальники топографической службы 40 ОА постоянно работали в тесном контакте с топографической службой Вооруженных сил Демократической Республики Афганистан, наши коллеги оказывали военным топографам ВС СССР помощь и поддержку, благодаря этому сотрудничеству мы имели доступ к картам и особенно к планам городов, которые были созданы ранее Англичанами на все крупные города Афганистана. . В 1985 году Советский Союз поставил в Афганскую армии комплекс ПКК-6, обучение афганских военнослужащих в течении 3 месяцев осуществлялось группой топографов во главе с капитанам В. Горидько, которые с честью выполнили свою задачу. В дальнейшем при возникновении проблем с оборудованием, топографической службой армии оказывалась помощь специалистами, для устранения возникших проблем. Отношения между Советскими и Афганскими топографами были дружественными, поэтому известие о выводе ОКСВ из Афганистана их очень расстроило. . Топографическая часть выходила из Афганистана в числе последних, поскольку потребность в картах возникала до самого конца вывода войск. Начальнику топографической части поручили выводить колонну - порядка 70 единиц техники. Колонна выдвигалась в смешанном составе: топографическая часть на грузовых машинах с прицепами и оборудованием, спецтехникой и материалами; подразделения батальона охраны штаба армии; подразделения Особого отдела; некоторые тыловые подразделения. А за пределами жилого городка уже шли ожесточенные бои между самими душманами - делили территорию афганской провинции между собой. . Колонне было придано 2 танка и 3 БМП. Воздушное прикрытие обеспечивали вертолеты Ми-24, которые появлялись парами с промежутком в полчаса. По дороге от Кабула до Термеза стояли заставы от 103-й вдд и 108-й мсд. На марш были даны сутки, колонна прошла по определенному командованием армии маршруту без происшествий. 14 января 1989 года колонна сосредоточилась недалеко от моста через реку Амударья в непосредственной близости от границы СССР. В течении месяца личный состав жил в развернутом палаточном лагере, в готовности выполнения задач по предназначению. 12 февраля было получено распоряжение на пересечение государственной границы. 13 февраля 1989 года армейская топографическая часть по руководством майора Петрова А.С. пересекла государственную границу СССР и сосредоточилась в учебном центре под Термезом на границе, сразу же за рекой, где в свое время готовили советских военнослужащих перед переброской на территорию Афганистана. Командованием армии перед частью была поставлена задача - до особого распоряжения находиться в полной боевой готовности со всем техническим обеспечением, на случай возвращения назад. В середине марта 1989 года был получен приказ о совершении марша в Ташкент. Часть передвигалась колонной, под руководством начальника топографической службы 40 ОА подполковника Павлова Б.Н., прибыла на территорию окружного склада топографических карт ТуркВО (пос. Солнечный, Ташкентской области) где и была по прибытии расформирована. . Подводя итоги работы по топогеодезическому обеспечению штаба, дивизий, бригад и обеспечивающих частей 40-й армии можно констатировать, что все задачи по доведению до войск топографических и специальных карт, фотодокументов и других графических документов были выполнены качественно и своевременно. За весь период обеспечения войск и штаба армии среди офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат топографической службы потерь не было, за исключением одного солдата, получившего ранение в период обстрела, территории 43 АТЧ, которых было достаточно много. . За период выполнения задач по топогеодезическому обеспечению войск 40-ой общевойсковой армии в оказании помощи Афганскому народу в их борьбе за свободу и независимость более 127 офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат награждены боевыми орденами и медалями СССР, некоторые из них дважды и даже трижды. . Автор публикации Игорь Алексеев . #ВойнаВАфганистане .
Топогеодезическое обеспечение боевых действий советских войск в Афганистане
Прибытие борта с картами в Кабул
Начальник топографической службы 5 гв. мсд майор Музенко А.П. ведет колонну в район боевых действий.
Колонна 43 АТЧ возвращается в СССР
Контроль привязки огневой позиции артиллерии осуществляет капитан Башкиров Г.В.
Топогеодезическое обеспечение боевых действий советских войск в Афганистане
Афганский ветер «Скорпион»
«ТОПОГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ»...
----------------------------------------------------------------------В Советском Союзе об этой войне знали миллионы. Но, военная
цензура и официальная пропаганда делали все, чтобы скрыть
реальное положение дел.
.
С тех пор многое изменилось, открылись архивы, обнародованы различные документы, опубликованы воспоминания очевидцев.
.
Каждое из них бесценно, потому что является живым свидетельством истории.
.
Сегодня мы публикуем статью непосредственного участника тех событий подполковника в отставке, доктора технических наук, академика
А.П. Музенко, посвященную топогеодезическому обеспечению боевых действий советских войск в Афганистане.
.
12 декабря 1979 года стал поворотным днём в истории нашей страны -
на заседании Политбюро было принято решение о вводе ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в составе одной общевойсковой армии войск в Афганистан.
.
Практическая подготовка к этой операции началась за несколько дней до принятия официального решения. В Туркестанском и Среднеазиатском военных округах был отдан приказ - отмобилизовать 40-ю общевойсковую армию и привести её в состояние полной боевой готовности. Срок исполнения приказа -10 суток.
.
За считанные дни было развернуто и доукомплектовано до полного штата три мотострелковые и одна воздушно-десантная дивизии, артиллерийская бригада, части связи и инженерных войск, тыловые части и учреждения и т.п. Штаб создаваемой 40-й армии находился в городе Термез (Узбекистан).
.
Организация топогеодезическое обеспечение ограниченного контингента войск, участвующих в военных действиях была возложена на топографическую службу Туркестанского военного округа (начальник топографической службы округа полковник В.П. Панов), а непосредственное топогеодезическое обеспечение войск и приданных подразделений на топографическую службу 40-й общевойсковой армии (ОА) (начальник топографической службы 40 ОА подполковник Ю.Н. Овчинников) и 43 армейскую топографическую часть (АТЧ), которая была сформирована по штату мирного времени на территории склада топографических карт Туркестанского военного округа.
.
Топографическая часть, после ввода ОКСВ в Афганистан, дислоцировалась в окрестностях Кабула, в военном городке управления 40-й ОА, совместно с частями обеспечения и охраны штаба армии, в районе Даруламан.
.
Одной из основных задач топографической службы 40-й ОА, в складывающихся условиях, было обеспечение картами войск, на территории Афганистана и создание необходимых запасов карт на планируемые направления театра военных действий.
.
В начальной стадии крупномасштабных карт на всю территорию этой страны у войск не было. Самой крупной была карта масштаба 1:200 000. Она использовалась для проведения рекогносцировок и организации дорожных маршей. Поэтому в 1980 году первоочередной стала задача изготовления и доведения до войск топографической карты масштаба 1:100 000, а затем создания топографической карты масштаба 1:50 000 с использованием аэрофотосъемочных материалов и космических снимков, результатов топографической разведки, а также использовались топографические карты и планы городов полученные от топографической службы Афганской армии.
.
В первую очередь топографические карты масштабов 1:100 000 и 1:50 000 требовались для обеспечения войск в наиболее оперативно важных районах Афганистана, которые уже позволяли производить стрельбы артиллерии по координатам целей, определенным первоначально с этих карт. Кроме этого войска испытывали необходимость в планах городов.
.
С поступлением первых листов топографической карты масштаба 1:50 000 на армейский склад карт, была поставлена задача о срочном изготовлении карт геодезических данных - как геодезической основы для точной привязки к местности боевых порядков войск, определения координат целей, необходимые для стрельбы артиллерии. Решением начальника Генерального штаба в сентябре 1986 года штат 43 АТЧ был увеличен, на 4 офицера топографа (выпускников 1986 года Ленинградского военно-топографического училища имени генерала армии Антонова А. И.) По их прибытию в короткие сроки были созданы эти специальные карты, на районы предстоящих боевых действий. С обеспечением артиллеристов такой картой эффективность стрельб значительно повысилась. В дальнейшем по мере необходимости, силами 43 АТЧ подобные карты отрабатывались на района предстоящих боевых действий и доводились до войск. Кроме этого силами топочасти изготавливались и другие специальные карты, такие как - карты горных проходов и перевалов, карты водных рубежей, схода снежных лавин.
.
Издание этих карт производилось силами картографического отдаления армейской топографической части, которая кроме комплекса АК-5 имела дополнительно на вооружении печатные машины Доминант и Ремайор установленные вместе с комплектом допечатного оборудования стационарно. Все это оборудование активно использовалось, для обеспечения боевой деятельности, как штаба 40 ОА, так и в интересах соединений и частей армии, обслуживанием и выполнением работ на специальной технике занимались солдаты срочной службы: лаборанты, фотолаборанты и непосредственно печатники, которых готовил 47 учебный топогеодезический отряд. Количество личного состава также было увеличено по сравнению со штатом АТЧ мирного времени на 47 человек.
.
Когда же срочно требовалось большее, чем обычно, количество специальных карт, АТЧ отправляли оригиналы запрашиваемых карт самолетом в Ташкент и через 2-3 дня получали тиражи. Отпечатанные силами окружной картографической части либо Ташкентской картографической фабрикой.
.
Обеспечение войск топографическими картами в ходе боевых действий осуществлялось централизованно по принципу «сверху-вниз». Доставка карт в дивизии и бригады осуществлялись с использованием военно-транспортной авиации. Из Ташкента по заявкам начальника топографической службы армии карты доставлялись в Кабул. Солдаты-сортировщики армейской топографической части, которая находилась там же где и штаб армии, быстро набирали эти карты, грузили их в специальные машины АШТ (армейская штабная топографическая машина на базе "ЗИЛ-131") и в сопровождении не менее 2 единиц бронетехники развозили по частям в пределах своего гарнизона, для оперативной доставки карт выделялись вертолеты.
.
Из Кабула доставка топографических и специальных карт осуществлялась по заявкам начальников топографической службы соединений и частей, также с использованием авиации. Подготовленные и упакованные в соответствии с требованиями наставлений карты и др. документы передавались 43 АТЧ на аэродром Кабул, в службу ФПС и оттуда силами военно-транспортной авиации доставлялись на аэродромы Шинданд, Баграм, Джелалабад, Файзабад, Кундуз, Кандагар. Доведение топографических и специальных карт из соединений до войск осуществлялось с использованием вертолетов и бронетехники.
.
К ведению топографической разведки местности в период выдвижения войск и в ходе боевых действий привлекались топографы всех соединений и частей 40-й ОА. Специфика проведения топографической разведки на территории Афганистана заключалась в том, что специальные топогеодезические разведывательные экспедиции никто никуда не направлял, топографы передвигались по всей территории Афганистана только в составе войсковых подразделений.
.
Вся новая информация по дорогам, дорожным сооружениям, населенным пунктам, рекам, растительности и другим элемента местности собиралась в ходе естественных повседневных наблюдений в ходе передвижения колонн. Примечалось все. Колоны боевой техники в период проведения операций водили армейские, дивизионные, бригадные топографы. Кроме этого доставка оружия, боеприпасов, продовольствия, обмундирования, ГСМ проводилось батальонами подвоза.
.
Перед каждым маршем проводился инструктаж с водителями и старшими машин, где кроме вопросов безопасности и организации движения колон, ставились задачи замечать происшедшие изменения на дорогах и вблизи них:
.
- «Мужики, где-то, что-то увидите подозрительное - сразу докладывайте».
.
Там, где раньше не было растительности никакой, вдруг появился кустик - значит, это ориентир для кого-то. Появился на дороге треугольник или пирамидка из камней, явно выложенный руками человека, - тоже ориентир.
.
Обо всем замеченном на маршрутах докладывалось по команде. Вся информация, полученная от руководителей боевыми действиями, разведывательных подразделений, спецназа и начальников колонн систематизировалась и использовалась как для обновления карт, так и для целеуказания. В дальнейшем, после того как топографы определяли и передавали координаты обнаруженных ориентиров, артиллеристы накрывали подозрительные участки беспокоящим огнем артиллерии. Во многих случаях такие совместные действия топографов, разведчиков, автомобилистов и артиллерии были эффективны.
.
Фотографирование земной поверхности в картографических целях была проведена в апреле-июне 1982 года тремя командированными экипажами самолетов АН-30, которые были оснащены одним аэрофотоаппаратом АФА42/100 и тремя аэрофотоаппаратами АФА54/50 (один для плановой съемки, два других – для перспективной). Один самолет направили в Кабул, оттуда «залетывали» юго-восточную часть ДРА. Второй, работавший над юго-западной частью страны, базировался в Шинданде. Пограничные с СССР районы фотографировали, летая с аэродрома Гиссар под Душанбе. На этом аэродроме была развернута радионавигационная служба и специальная лаборатория, в которой производили обработку аэрофильмов, поступавших от всех трех АН-30.
.
Задание на проведение аэрофотосъемки было крайне важным, так как отсутствие достоверных крупномасштабных карт затрудняло ведение боевых действий. Как показало время, более 60-ти процентов всей топографической разведки производилось аэрофотосъемкой с использованием разведывательных аэрофотоснимков. У авиаторов была своя разведывательная эскадрилья и фотолаборатория, поэтому топографы имели возможность оперативно получать разведывательные снимки и своевременно отображать на картах происшедшие изменения на местности.
.
Вся собранная топографическая информация стекалась от начальников топографических служб дивизий, бригад к начальнику топографической службы 40-й армии. Эту информацию начальник топографической службы армии обобщал и передавал в топографическую службу Туркестанского военного округа, которая в то время содержалась по штату военного времени (было увеличено число офицеров). Оттуда информация для дальнейшей обработки распределялась по топогеодезическим отрядам Топографической службы ВС СССР, которые в указанные сроки должны были внести в карты соответствующие исправления. В стационарных условиях работали одновременно четыре АФТО (АФГО) и привлекались топогеодезические отряды, Каждый из отрядов работал над каким-то определенным регионом Афганистана по разнарядке ВТУ ГШ ВС СССР. Карты печатали, в основном, Ташкентская военно-картографическая фабрика - до самого вывода войск и Военно-картографическая фабрика имени В.В. Дунаева.
.
Одним из основных видов деятельности армейской топографической части было изготовление макетов местности. Штаб армии постоянно требовал их изготовления на все операции для отработки вопросов взаимодействия. Подобные макеты делали и в штабах дивизий, бригад и полков - везде трудились свои макетчики. И вообще планирование операций, отработка действий войск и постановка задач на этих макетах - обычная практика для всех соединений и частей 40-й ОА в Афганистане.
.
При пользовании топографической картой нужно иметь хорошее воображение и идеальную зрительную память, чтобы оценить местность предстоящих боевых действий. А на макете сразу все видно: где какая гора, куда ведет ущелье, какие части за какими идут, откуда выдвигаются. Макеты местности изготавливались практически по 2-3 раза в месяц, на специально оборудованных охраняемых площадках непосредственно перед штабом армии, штабами дивизий и бригад, только строго определенные лица имели право входа на эту площадку. Для изготовления макетов местности, как правило, использовали землю, песок, цемент, краски. Созданные рельефные формы насыщали элементами оперативной обстановки и объемными элементами местности, которые выпиливали из картона (фанеры, пенопласта и др. материалов) наши солдаты. Их действиями руководили толковые офицеры. Это была очень трудоемкая, серьезная и кропотливая работа. Случалось, что команду на изготовление макета доводили в 22 часа вечера, а к 6 часам утра макет должен был быть готов. Размеры у каждого из таких макетов были немалые – от 6х10 метров и более. Не только командование штаба армии, но и все начальники родов войск и служб всегда давали этой работе топографов самую высокую оценку.
.
С разрешения командующего армией отдельным офицерам афганской армии была предоставлена возможность ознакомления с макетами местности. Однако стоило их допустить к нашим макетам – боевые действия на местах проходили не всегда удачно. В связи с этим с лета 1986 г. командующий 40-ой армии запретил изготовление макетов местности для планирования предстоящих операций и организации взаимодействия войск. Это усложнило задачи военным топографам, так как с этого момента пришлось в короткие сроки готовить обзорные карты, для изготовления которых использовались карты крупного масштаба, на которых поднималась топографическое содержание и наносилась яркими (как правило, флюаресцентными красками элементы оперативно-тактической обстановки.
.
Значительное время у офицеров топографической службы, помимо выполнения боевых и оперативных заданий, занимало проведение занятий по топографической подготовке и обучению офицеров войскового звена работе с картой.
.
И что характерно, лейтенанты - командиры взводов, пришедшие из военных училищ, и старшие офицеры знали основы топографии и умели работать с картой, а командиры основного боевого звена – мотострелковых и танковых рот на занятиях вели себя так, словно топографическую карту видели впервые. Это было связано с тем, что на занятиях по командирской подготовке учебными планами отводилось всего 4 часа на топографическую подготовку. Неумение читать карту, особенно в условиях горно-пустынной, бедной ориентирами местности, порой приводило к тому, что командиры подразделений, в ходе выполнения боевых задач сбивались с обозначенных маршрутов движения в результате колонны и боевые группы и подразделения попадали порой в сложные ситуации.
.
На занятиях офицеры-топографы подробно доводили до войсковых офицеров информацию о внесенных в карту исправлениях или дополнениях. Как только военные топографы приезжали в какие-то подразделения, командиры частей и начальники штабов старалось усадить на занятия по топографической подготовке всех офицеров, кого только было возможно. И наши топографы в очередной раз принимались растолковывать им все о карте, начиная с условных знаков.
.
К слову сказать, по развединформации, при подготовке банд на территории Пакистана американскими инструкторами, на Топографическую подготовку отводилось самое большое количество времени из всех предметов – 86 часов.
.
За все время нахождения ОКСВ в Афганистане начальники топографической службы 40 ОА постоянно работали в тесном контакте с топографической службой Вооруженных сил Демократической Республики Афганистан, наши коллеги оказывали военным топографам ВС СССР помощь и поддержку, благодаря этому сотрудничеству мы имели доступ к картам и особенно к планам городов, которые были созданы ранее Англичанами на все крупные города Афганистана.
.
В 1985 году Советский Союз поставил в Афганскую армии комплекс ПКК-6, обучение афганских военнослужащих в течении 3 месяцев осуществлялось группой топографов во главе с капитанам В. Горидько, которые с честью выполнили свою задачу. В дальнейшем при возникновении проблем с оборудованием, топографической службой армии оказывалась помощь специалистами, для устранения возникших проблем. Отношения между Советскими и Афганскими топографами были дружественными, поэтому известие о выводе ОКСВ из Афганистана их очень расстроило.
.
Топографическая часть выходила из Афганистана в числе последних, поскольку потребность в картах возникала до самого конца вывода войск. Начальнику топографической части поручили выводить колонну - порядка 70 единиц техники. Колонна выдвигалась в смешанном составе: топографическая часть на грузовых машинах с прицепами и оборудованием, спецтехникой и материалами; подразделения батальона охраны штаба армии; подразделения Особого отдела; некоторые тыловые подразделения. А за пределами жилого городка уже шли ожесточенные бои между самими душманами - делили территорию афганской провинции между собой.
.
Колонне было придано 2 танка и 3 БМП. Воздушное прикрытие обеспечивали вертолеты Ми-24, которые появлялись парами с промежутком в полчаса. По дороге от Кабула до Термеза стояли заставы от 103-й вдд и 108-й мсд. На марш были даны сутки, колонна прошла по определенному командованием армии маршруту без происшествий. 14 января 1989 года колонна сосредоточилась недалеко от моста через реку Амударья в непосредственной близости от границы СССР. В течении месяца личный состав жил в развернутом палаточном лагере, в готовности выполнения задач по предназначению. 12 февраля было получено распоряжение на пересечение государственной границы. 13 февраля 1989 года армейская топографическая часть по руководством майора Петрова А.С. пересекла государственную границу СССР и сосредоточилась в учебном центре под Термезом на границе, сразу же за рекой, где в свое время готовили советских военнослужащих перед переброской на территорию Афганистана. Командованием армии перед частью была поставлена задача - до особого распоряжения находиться в полной боевой готовности со всем техническим обеспечением, на случай возвращения назад. В середине марта 1989 года был получен приказ о совершении марша в Ташкент. Часть передвигалась колонной, под руководством начальника топографической службы 40 ОА подполковника Павлова Б.Н., прибыла на территорию окружного склада топографических карт ТуркВО (пос. Солнечный, Ташкентской области) где и была по прибытии расформирована.
.
Подводя итоги работы по топогеодезическому обеспечению штаба, дивизий, бригад и обеспечивающих частей 40-й армии можно констатировать, что все задачи по доведению до войск топографических и специальных карт, фотодокументов и других графических документов были выполнены качественно и своевременно. За весь период обеспечения войск и штаба армии среди офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат топографической службы потерь не было, за исключением одного солдата, получившего ранение в период обстрела, территории 43 АТЧ, которых было достаточно много.
.
За период выполнения задач по топогеодезическому обеспечению войск 40-ой общевойсковой армии в оказании помощи Афганскому народу в их борьбе за свободу и независимость более 127 офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат награждены боевыми орденами и медалями СССР, некоторые из них дважды и даже трижды.
.
Автор публикации Игорь Алексеев
.
#ВойнаВАфганистане
.