🎶 Как много завораживающего в этом слове, и как много магического в звучании самой флейты. Флейта - это чудесный инструмент. Единственный из всех, который наиболее точно может приблизиться к звуку человеческого голоса. Это совершенно незаменимый инструмент в оркестре. Его партии мелодичны и красивы. Иногда это стремительные темы, иногда мелодичные, спокойные. 🔘Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Так поет соловей в "Пасторальной симфонии" Бетховена и черный скворец в произведении французского композитора Мессиана, и веселая птичка из симфонической сказки Прокофьева "Петя и волк". Но флейта может петь не только весела и беззаботна. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо, как в чарующей мелодии из оперы Глюка "Орфей"... Флейта может звучать, как человеческий голос, недаром ее звук сравнивают с колоратурным сопрано... Ведь и само название инструмента не случайно происходит от латинского слова flatus, обНо не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, и тембр ее не всегда был таким чистым и мягким. Не сразу ее звучание приобрело ту яркость и блеск, которые позволяют ей соревноваться с целым оркестром. Каких только превращений не претерпел этот древнейший инструмент! Его изготовляли из тростника и бамбука, из костей убитых животных и врагов, из дерева, даже из камня. Он принимал разные формы. Сначала возникли простейшие свистковые флейты, похожие на наши детские игрушки-свистульки, а потом появились более сложные - продольные и поперечные. 🔘Вряд ли найдется в мире народ, у которого бы не было своей флейты. Первые дошедшие до нас примитивные инструменты относятся к древнекаменному веку. Некоторые и по сей день сохранились в почти первозданном виде. Испокон веков флейта была пастушеским инструментом, ее звуками пастухи созывали свои стада. Но она также издавна была и постоянной участницей ритуальных обрядов и празднеств, как например, в Древнем Египте при сборе урожая или в Мессопотамии на празднике Таммуза - гибели и воскрешения божества... У исконных обитателей Америки мы также встретим флейту, тростниковую и даже каменную. О флейте у индейцев повествует нам Лонгфелло в "Песне о Гайавате": ...вся деревня Собиралась песни слушать. Жены, воины сходились, И то нежностью, то страстью Волновал их Чайбайабос. Из тростинки сделав флейту, Он играл так нежно, сладко, Что в лесу смолкали птицы, Затихал ручей игривый... 🔘Интересно, что знакомство Васко де Гама с африканцами началось...с флейт. Когда мореходы впервые ступили на африканский берег, они увидели около двухсот негров, которые играли на флейтах. Одни из них производили высокие звуки, другие - более низкие, но по словам путешественника-европейца, "вместе образовывалась гармония довольно приятная". Вот как удивила флейта первых европейцев в Африке. С незапамятных времен бытует флейта в Индии. Ее называют здесь ванша, и уже в древних трактатах мы находим множество упоминаний о ванше, о приемах игры на ней вроде вот такого:"Высшим образцом красоты музыкального звука мудрые считают исполнение на ванше, вине и пение, звучащее в унисон. Тому, кто находится в пути, далеко от дома, тому, кто стремится покорить сердце любимой, тому, кто измучен страданием, следует играть на ванше нежные мелодии в умеренном темпе. Когда хотят вызвать чувство любви, играют на ванше в любом темпе... Игра на ванше в быстром темпе, украшенная фиоритурами, применяется перед тем, кто объят гневом или гордыней". С поперечной флейтой в руках изображался бог Кришна, и когда он играл на ванше, "даже коровы, птицы, деревья и дикие животные содрогались от восторга". В Древней Элладе распространена была многоствольная флейта, флейта Пана, или сиринга. И вот какую легенду рассказывает нам древнегреческий автор о ее происхождении: "Сиринга состоит из нескольких трубок, каждая трубка - это тростник. Самый высокий тростник издает самый высокий звук, а самый короткий звучит ниже всех. Так же, как под пальцами Афины заливается флейта, так в устах Пана поет сиринга. Но когда-то сиринга была не флейтой и не тростником, она была прекрасной девушкой. Влюбленный Пан преследовал ее в любовным беге, но густой лес укрыл уносящуюся от нег прочь девушку. Пан уже было настиг ее и простер вперед руку. Он думал, что догнал ее и держит за волосы,- оказалось же, что он схвалит не волосы красавицы, а листву тростников. Говорят, что деву скрыла в себе земля, а вместо нее родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, который, как он думал, спрятал его возлюбленную. Но и после этого он не смог ее найти. Тогда он подумал, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился от того, что сам убил ее, когда срезал тростник. Он собрал все срезанные тростники, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы, словно раны девушки... Заполняя отверстия, дыхание его проникло сквозь отверстия в тростинки, и сиринга зазвучала". Эту историю рассказывали многие древнегреческие авторы, ее же поведали пастухи юным влюбленным козопасу Дафнису и пастушке Хлое. Дафнис-пастух сам прекрасно играл на сиринге и выучил этому искусству свою возлюбленную. И конечно же, Морис Равель решил рассказать о влюбленных в своем балете "Дафнис и Хлоя", он в оркестре отвел флейте главнейшую роль. Волшебные, серебристые звуки ее как нельзя лучше повествуют о любви юных пастухов. Флейтисты в Древней Греции и Риме пользовались особым почетом. Упоминания о знаменитых флейтистах встречаются у многих античных авторов. Так рассказывают, что "жил когда-то флейтист по имени Антигенид, сладостен был каждый звук в игре этого музыканта, все лады были знакомы ему, он мог воссоздать для тебя, по твоему выбору, и простоту эолийского лада, и богатство ионийского, и грусть лидийского"... Высоко ценили флейтистов и просвещенные люди средневековья и Возрождения. И это не смотря на то, что церковь часто преследовала музыкантов, предавала их искусство анафеме. В известном французском "Романе о розе" с большой похвалой говорится о немецких исполнителях на смычковых инструментах и о чешских флейтистах. В Кракове издается "Привилегия для трубачей и флейтистов города". Велкий немецкий художник Альбрехт Дюрер, путешествуя по Италии и остановившись в Венеции, записывает в путевом дневнике:"Здесь много славных ребят среди итальянцев...среди них находятся глубокомысленные ученые, хорошие лютнисты и флейтисты, а также прекрасные знатоки в области живописи". Флейты в средневековом городе звучат повсюду - на площадях и шумных улицах, во время празднеств и торжественных шествий, с флейтой не расстаются бродячие скоморохи-жонглеры, без нее не обходится народное веселье. Не редкость флейта и в руках чинного придворного музыканта. Музыку для флейты - чаще всего танцевальную - сочиняют многие композиторы. Играли в те времена на продольной флейте. Звук ее мягче в сравнении с современной, более нежен, но зато он менее характерен и ярок, и сила его звучания также значительно уступает поперечной флейте. Продольная флейта сохранялась еще долго, лишь постепенно ее начала сменять поперечная, пришедшая в Европу из Азии. А пока и продольная флейта все больше влечет к себе музыкантов. Особенно широко она распространяется в Германии, так что даже в других странах флейту называют немецкой. Немецкая флейта считается лучшим инструментом. Но постепенно и в других странах флейта заняла достойное место. Так, английский драматург Марстон в пьесе "Антоний и Меллила" для сопровождения похоронной процессии требует "тихих флейт, играющих мягкую мелодию". В XVII - XVIII веках флейта занимает свое место в оркестре и становится концертным инструментом. Исполнительские возможности инструмента уже так велики, что флейте подвластны самые разнообразные краски: и тихая меланхолическая грусть, и веселое щебетанье, и передача самых глубоких, сокровенных переживаний человека. В медленной части концерта Перголези флейта звучит кристально чисто. Звук ее струится, как прозрачный тихий ручеек, перед нами словно возникает идиллически-пасторальная картина. А в концерте Вивальди "Ночь" флейта - певица ночи, фантастических сновидений, глубоких и порой мрачных переживаний. Флейта в XVIII - начала XIX века заняла прочное место в камерной музыке, с участием этого инструмента пишут ансамбли пишут ансамбли Бах, Гендель, Телеман, Моцарт, Гайдн... Флейта становится модным инструментом и в быту. Играть на флейте считается галантностью, признаком хорошего тона. В пудренных завитых париках собираются вечерами в салонах музыканты, и в руках у них флейты, скрипки, виолы. Играют по вечерам и просто для себя - дома. Много упоминаний о любителях флейтового искусства в литературе. На флейте играет Молчалин в "Гре от ума", Урия Гип в "Давиде Кпперфильде". Играет и сэр Артур Тизл в комедии Шеридана "Школа злословия", а его жена леди Тизл аккомпанирует ему на арфе. Она прекрасно воссоздает атмосферу тогдашнего салонного любительского музицирования. То же сочетание инструментов с оркестром - в моцартовском концерте для флейты и арфы. Здесь в соответствии с жанром блестящего инструментального концерта-соревнования звучанию солирующих инструментов придан необычайный виртуальный блеск. Но и тут почувствуются черты "галантного" стиля XVIII века. Усовершенствованная немецким музыкантом Теобальдом Бемом, поперечная флейта в XIX веке окончательно вытеснила в оркестре свою соперницу - продольную. Звук ее обрел кристальную чистоту, а виртуозные возможности инструмента необычайно расширились. Легкая праздничность, мягкая меланхолия, таинственная сказочность, изображение восхитительных картин природы все это стало доступно ей. Проникновенная мелодия английского рожка разукрашена звонкими трелями флейты, будто капли только что прошедшего дождя всеми цветами радуги переливаются в солнечных лучах, Так звучит флейта в увертюре к опере Россини "Вильгельм Телль". В XVIII - начале XIX века флейта проникла и в русскую музыку. Глинка в прозрачных звуках инструмента услышал восточную негу, чарующую томность и использовал флейту в "Персидском хоре" в опере "Руслан и Людмила". Иные возможности почувствовал в инструменте Римский-Корсаков. Он считал, что тембр у флейты холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного характера, что трудно найти лучший инструмент для выражения сказочной завороженности, хрупкости, призрачности. И поручил флейте тему холодной снежной красавицы Снегурочки. Часто использовали русские композиторы прошлого века флейту и в камерных произведениях. И это не случайно, потому что многие из них сами владели этим популярным в ту пору в быту инструментом. Глинка играл на флейте в оркестре своего дяди, владели флейтой Бородин и Чайковский. Один из самых любопытных примеров использования флейты как камерного инструмента - Квартет Алябьева для четырех флейт. В современной ансамблевой музыке встречается флейта еще чаще, особенно в сочетании с другими духовыми инструментами, среди которых ее голос самый высокий, самый подвижный. Флейта звучит здесь то меланхолично, то грациозно, то шутливо и бравурно. Флейте и ее разновидностей - малой и пикколо, басовой и альтовой - композиторы поручают мелодии самого разнообразного характера. Флейта оказалась подходящей и для выражения пробуждающейся любви Джульетты в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта", и для создания образа совершенно противоположного - фашистского нашествия в Седьмой симфонии Шостаковича. Тысячи лет понадобились для того, чтобы человек примитивную грубоватую дудочку превратил в прекрасную флейту... В многоликом и многокрасочном симфоническом оркестре, где в общий слаженный ансамбль вливают свои голоса медь, деревянные духовые и ударные, словно басы, баритоны, тенора, альты и сопрано в многоголосном хоре, где-то выше всех, рядом со скрипками мы явно слышим знакомый голос "колоратурного сопрано" симфонического оркестра - флейты. В греческой мифологии изобрететелем флейты считается сын Гефеста Ардал. Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад Флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, до сих пор остается самым распространенным народным инструментом. Давно замечено, благородному звучанию флейты способствует повышенное содержание благородных металлов в ней. Сейчас никого не удивляет, что молодые музыканты играют на серебряных флейтах. Самые признанные флейтисты мира играют на флейтах, изготовленных из золота и даже из платины. Особое распространение поперечная флейта получила в эпоху Возрождения. Еще в 19 столетии флейта считалась элементом высшего общества, эстетичная игра на ней была признаком прекрасного тона и вкуса. В XX веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы делает Францию флейтовым центром и кузницей шедевров флейтового репертуара. Флейты обычно делались из серебра, хотя некоторые исполнители все ещё предпочитали дерево; в XIX веке были популярны также инструменты из стекла и слоновой кости. Первыми профессиональными флейтистами в России были в основном приглашенные музыканты иностранного происхождения, многие из которых оставались в России до конца жизни. Так при дворе Екатерины II служил известный слепой флейтист и композитор Фридрих Дюлон . Бамбуковая флейта "ди" почитается в Китае царицей всех музыкальных инструментов. Ее звучанию приписывались магические свойства. По обычаю, в канун Зимнего Солнцеворота в бамбуковую флейту насыпали мелкую золу, а саму флейту клали на солнечный свет. Через некоторое время из отверстий нагретой солнцем флейты начинали вылетать легкие частички золы. Это должно было означать, что к солнцу вернулась его животворящая сила.
МБУ ДО "ДШИ с. Федосеевка"
ФЛЕЙТА.
🎶
Как много завораживающего в этом слове, и как много магического в звучании самой флейты. Флейта - это чудесный инструмент. Единственный из всех, который наиболее точно может приблизиться к звуку человеческого голоса.
Это совершенно незаменимый инструмент в оркестре. Его партии мелодичны и красивы.
Иногда это стремительные темы, иногда мелодичные, спокойные.
🔘Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Так поет соловей в "Пасторальной симфонии" Бетховена и черный скворец в произведении французского композитора Мессиана, и веселая птичка из симфонической сказки Прокофьева "Петя и волк".
Но флейта может петь не только весела и беззаботна. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо, как в чарующей мелодии из оперы Глюка "Орфей"...
Флейта может звучать, как человеческий голос, недаром ее звук сравнивают с колоратурным сопрано... Ведь и само название инструмента не случайно происходит от латинского слова flatus, обНо не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, и тембр ее не всегда был таким чистым и мягким.
Не сразу ее звучание приобрело ту яркость и блеск, которые позволяют ей соревноваться с целым оркестром. Каких только превращений не претерпел этот древнейший инструмент!
Его изготовляли из тростника и бамбука, из костей убитых животных и врагов, из дерева, даже из камня. Он принимал разные формы.
Сначала возникли простейшие свистковые флейты, похожие на наши детские игрушки-свистульки, а потом появились более сложные - продольные и поперечные.
🔘Вряд ли найдется в мире народ, у которого бы не было своей флейты. Первые дошедшие до нас примитивные инструменты относятся к древнекаменному веку. Некоторые и по сей день сохранились в почти первозданном виде.
Испокон веков флейта была пастушеским инструментом, ее звуками пастухи созывали свои стада. Но она также издавна была и постоянной участницей ритуальных обрядов и празднеств, как например, в Древнем Египте при сборе урожая или в Мессопотамии на празднике Таммуза - гибели и воскрешения божества...
У исконных обитателей Америки мы также встретим флейту, тростниковую и даже каменную. О флейте у индейцев повествует нам Лонгфелло в "Песне о Гайавате":
...вся деревня
Собиралась песни слушать.
Жены, воины сходились,
И то нежностью, то страстью
Волновал их Чайбайабос.
Из тростинки сделав флейту,
Он играл так нежно, сладко,
Что в лесу смолкали птицы, Затихал ручей игривый...
🔘Интересно, что знакомство Васко де Гама с африканцами началось...с флейт.
Когда мореходы впервые ступили на африканский берег, они увидели около двухсот негров, которые играли на флейтах.
Одни из них производили высокие звуки, другие - более низкие, но по словам путешественника-европейца, "вместе образовывалась гармония довольно приятная". Вот как удивила флейта первых европейцев в Африке.
С незапамятных времен бытует флейта в Индии.
Ее называют здесь ванша, и уже в древних трактатах мы находим множество упоминаний о ванше, о приемах игры на ней вроде вот такого:"Высшим образцом красоты музыкального звука мудрые считают исполнение на ванше, вине и пение, звучащее в унисон.
Тому, кто находится в пути, далеко от дома, тому, кто стремится покорить сердце любимой, тому, кто измучен страданием, следует играть на ванше нежные мелодии в умеренном темпе.
Когда хотят вызвать чувство любви, играют на ванше в любом темпе... Игра на ванше в быстром темпе, украшенная фиоритурами, применяется перед тем, кто объят гневом или гордыней".
С поперечной флейтой в руках изображался бог Кришна, и когда он играл на ванше, "даже коровы, птицы, деревья и дикие животные содрогались от восторга".
В Древней Элладе распространена была многоствольная флейта, флейта Пана, или сиринга. И вот какую легенду рассказывает нам древнегреческий автор о ее происхождении:
"Сиринга состоит из нескольких трубок, каждая трубка - это тростник. Самый высокий тростник издает самый высокий звук, а самый короткий звучит ниже всех. Так же, как под пальцами Афины заливается флейта, так в устах Пана поет сиринга.
Но когда-то сиринга была не флейтой и не тростником, она была прекрасной девушкой.
Влюбленный Пан преследовал ее в любовным беге, но густой лес укрыл уносящуюся от нег прочь девушку. Пан уже было настиг ее и простер вперед руку. Он думал, что догнал ее и держит за волосы,- оказалось же, что он схвалит не волосы красавицы, а листву тростников.
Говорят, что деву скрыла в себе земля, а вместо нее родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, который, как он думал, спрятал его возлюбленную. Но и после этого он не смог ее найти.
Тогда он подумал, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился от того, что сам убил ее, когда срезал тростник. Он собрал все срезанные тростники, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы, словно раны девушки...
Заполняя отверстия, дыхание его проникло сквозь отверстия в тростинки, и сиринга зазвучала".
Эту историю рассказывали многие древнегреческие авторы, ее же поведали пастухи юным влюбленным козопасу Дафнису и пастушке Хлое. Дафнис-пастух сам прекрасно играл на сиринге и выучил этому искусству свою возлюбленную. И конечно же, Морис Равель решил рассказать о влюбленных в своем балете "Дафнис и Хлоя", он в оркестре отвел флейте главнейшую роль. Волшебные, серебристые звуки ее как нельзя лучше повествуют о любви юных пастухов.
Флейтисты в Древней Греции и Риме пользовались особым почетом. Упоминания о знаменитых флейтистах встречаются у многих античных авторов.
Так рассказывают, что "жил когда-то флейтист по имени Антигенид, сладостен был каждый звук в игре этого музыканта, все лады были знакомы ему, он мог воссоздать для тебя, по твоему выбору, и простоту эолийского лада, и богатство ионийского, и грусть лидийского"...
Высоко ценили флейтистов и просвещенные люди средневековья и Возрождения.
И это не смотря на то, что церковь часто преследовала музыкантов, предавала их искусство анафеме.
В известном французском "Романе о розе" с большой похвалой говорится о немецких исполнителях на смычковых инструментах и о чешских флейтистах.
В Кракове издается "Привилегия для трубачей и флейтистов города".
Велкий немецкий художник Альбрехт Дюрер, путешествуя по Италии и остановившись в Венеции, записывает в путевом дневнике:"Здесь много славных ребят среди итальянцев...среди них находятся глубокомысленные ученые, хорошие лютнисты и флейтисты, а также прекрасные знатоки в области живописи".
Флейты в средневековом городе звучат повсюду - на площадях и шумных улицах, во время празднеств и торжественных шествий, с флейтой не расстаются бродячие скоморохи-жонглеры, без нее не обходится народное веселье.
Не редкость флейта и в руках чинного придворного музыканта. Музыку для флейты - чаще всего танцевальную - сочиняют многие композиторы.
Играли в те времена на продольной флейте. Звук ее мягче в сравнении с современной, более нежен, но зато он менее характерен и ярок, и сила его звучания также значительно уступает поперечной флейте.
Продольная флейта сохранялась еще долго, лишь постепенно ее начала сменять поперечная, пришедшая в Европу из Азии.
А пока и продольная флейта все больше влечет к себе музыкантов. Особенно широко она распространяется в Германии, так что даже в других странах флейту называют немецкой.
Немецкая флейта считается лучшим инструментом. Но постепенно и в других странах флейта заняла достойное место.
Так, английский драматург Марстон в пьесе "Антоний и Меллила" для сопровождения похоронной процессии требует "тихих флейт, играющих мягкую мелодию".
В XVII - XVIII веках флейта занимает свое место в оркестре и становится концертным инструментом. Исполнительские возможности инструмента уже так велики, что флейте подвластны самые разнообразные краски: и тихая меланхолическая грусть, и веселое щебетанье, и передача самых глубоких, сокровенных переживаний человека. В медленной части концерта Перголези флейта звучит кристально чисто. Звук ее струится, как прозрачный тихий ручеек, перед нами словно возникает идиллически-пасторальная картина. А в концерте Вивальди "Ночь" флейта - певица ночи, фантастических сновидений, глубоких и порой мрачных переживаний.
Флейта в XVIII - начала XIX века заняла прочное место в камерной музыке, с участием этого инструмента пишут ансамбли пишут ансамбли Бах, Гендель, Телеман, Моцарт, Гайдн...
Флейта становится модным инструментом и в быту. Играть на флейте считается галантностью, признаком хорошего тона. В пудренных завитых париках собираются вечерами в салонах музыканты, и в руках у них флейты, скрипки, виолы. Играют по вечерам и просто для себя - дома.
Много упоминаний о любителях флейтового искусства в литературе. На флейте играет Молчалин в "Гре от ума", Урия Гип в "Давиде Кпперфильде". Играет и сэр Артур Тизл в комедии Шеридана "Школа злословия", а его жена леди Тизл аккомпанирует ему на арфе. Она прекрасно воссоздает атмосферу тогдашнего салонного любительского музицирования.
То же сочетание инструментов с оркестром - в моцартовском концерте для флейты и арфы. Здесь в соответствии с жанром блестящего инструментального концерта-соревнования звучанию солирующих инструментов придан необычайный виртуальный блеск. Но и тут почувствуются черты "галантного" стиля XVIII века.
Усовершенствованная немецким музыкантом Теобальдом Бемом, поперечная флейта в XIX веке окончательно вытеснила в оркестре свою соперницу - продольную.
Звук ее обрел кристальную чистоту, а виртуозные возможности инструмента необычайно расширились. Легкая праздничность, мягкая меланхолия, таинственная сказочность, изображение восхитительных картин природы все это стало доступно ей.
Проникновенная мелодия английского рожка разукрашена звонкими трелями флейты, будто капли только что прошедшего дождя всеми цветами радуги переливаются в солнечных лучах, Так звучит флейта в увертюре к опере Россини "Вильгельм Телль".
В XVIII - начале XIX века флейта проникла и в русскую музыку.
Глинка в прозрачных звуках инструмента услышал восточную негу, чарующую томность и использовал флейту в "Персидском хоре" в опере "Руслан и Людмила".
Иные возможности почувствовал в инструменте Римский-Корсаков.
Он считал, что тембр у флейты холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного характера, что трудно найти лучший инструмент для выражения сказочной завороженности, хрупкости, призрачности. И поручил флейте тему холодной снежной красавицы Снегурочки.
Часто использовали русские композиторы прошлого века флейту и в камерных произведениях.
И это не случайно, потому что многие из них сами владели этим популярным в ту пору в быту инструментом.
Глинка играл на флейте в оркестре своего дяди, владели флейтой Бородин и Чайковский. Один из самых любопытных примеров использования флейты как камерного инструмента - Квартет Алябьева для четырех флейт.
В современной ансамблевой музыке встречается флейта еще чаще, особенно в сочетании с другими духовыми инструментами, среди которых ее голос самый высокий, самый подвижный.
Флейта звучит здесь то меланхолично, то грациозно, то шутливо и бравурно.
Флейте и ее разновидностей - малой и пикколо, басовой и альтовой - композиторы поручают мелодии самого разнообразного характера. Флейта оказалась подходящей и для выражения пробуждающейся любви Джульетты в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта", и для создания образа совершенно противоположного - фашистского нашествия в Седьмой симфонии Шостаковича.
Тысячи лет понадобились для того, чтобы человек примитивную грубоватую дудочку превратил в прекрасную флейту... В многоликом и многокрасочном симфоническом оркестре, где в общий слаженный ансамбль вливают свои голоса медь, деревянные духовые и ударные, словно басы, баритоны, тенора, альты и сопрано в многоголосном хоре, где-то выше всех, рядом со скрипками мы явно слышим знакомый голос "колоратурного сопрано" симфонического оркестра - флейты.
В греческой мифологии изобрететелем флейты считается сын Гефеста Ардал.
Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения.
Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке.
Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад Флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, до сих пор остается самым распространенным народным инструментом.
Давно замечено, благородному звучанию флейты способствует повышенное содержание благородных металлов в ней. Сейчас никого не удивляет, что молодые музыканты играют на серебряных флейтах. Самые признанные флейтисты мира играют на флейтах,
изготовленных из золота и даже из платины.
Особое распространение поперечная флейта получила в эпоху Возрождения.
Еще в 19 столетии флейта считалась элементом высшего общества, эстетичная игра на ней была признаком прекрасного тона и вкуса.
В XX веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы делает Францию флейтовым центром и кузницей шедевров флейтового репертуара.
Флейты обычно делались из серебра, хотя некоторые исполнители все ещё предпочитали дерево; в XIX веке были популярны также инструменты из стекла и слоновой кости.
Первыми профессиональными флейтистами в России были в основном приглашенные музыканты иностранного происхождения, многие из которых оставались в России до конца жизни. Так при дворе Екатерины II служил известный слепой флейтист и композитор Фридрих Дюлон .
Бамбуковая флейта "ди" почитается в Китае царицей всех музыкальных инструментов. Ее звучанию приписывались магические
свойства. По обычаю, в канун Зимнего Солнцеворота в бамбуковую флейту насыпали мелкую золу, а саму флейту клали на солнечный свет. Через некоторое время из отверстий нагретой солнцем флейты начинали вылетать легкие частички золы. Это должно было означать, что к солнцу вернулась его животворящая сила.