Раньше и сейчас» - Если кто-то думает что понёвы это одежда исключительно наших прабабушек, то представьте себе насколько удобная и практичная это вещь, и возможно вы сошьёте понёву для себя уже на современный лад, отлично вписывающуюся в повседневную жизнь. Что же удобного и практичного в понёве? Этот вид одежды является оберегом для женских детородных органов - ведь благодаря ей они постоянно находятся в тепле. Так же понёва предполагает ношение нижней юбки, платья или рубахи - а когда на девице надето несколько юбок - то женская сила отлично накапливается и сберегается для нас самих и нашего суженного. Понёва так же является оберегом от лишнего внимания, в многолюдном месте. А если это понёва повседневная, то отлично выполняет задачу передника. Ощущения уюта, доброты, внутреннего равновесия и лада, которые испытываешь когда надеваешь понёву словами не передать. ПОНЁВЫ. КАК ЭТО БЫЛО РАНЬШЕ: Понёва — род домотканой шерстяной юбки из нескольких полотнищ в клетку или полоску, распашной (то есть незашитой) или глухой. Понёва — очень древний вид поясной одежды. По декоративно-художественному оформлению понёвы разных местностей значительно различаются между собой, но есть и общие черты: понёва состоит из нескольких прямоугольных кусков ткани в клетку, составленную цветными нитями. В каждой традиции складывались свои виды отделки понёв. Особенно яркие и узнаваемые понёвы на землях воронежско-белгородского пограничья . Они распространены в русских селах Алексеевского, Красногвардейского, Красненского районов и прилегающих селах Новоосколького района Белгородской области, а также Острогожского, частично — Репьевского и Каменского районов Воронежской области. Для изготовления поневы использовали домотканое полотно из овечьей шерсти — волосени (так называли чёсаную, а не стриженую шерсть), ткали способом полотняного переплетения. Как правило, на понёву уходило три полотнища шириной 44-49 см (очень редко — 4 полотнища), вытканные в клетку размером 4,5 – 5,5 см и с цветными полосами для последующего ручного вышивания. Места соединения полотнищ украшались вышивкой ковровым настилом снизу доверху и назывались свозкой. Самая богатая вышивка делалась на задней части. Спереди (слева) полотнища соединялись прошвой — более мягким полотном без клетки такой же ширины, как и основные полотнища. На талии понёва собиралась в сборку и завязывалась крученым или плетеным шнурком, который называли гáшником. Для вышивки использовали шерстяные цветные нити фабричного производства — шлёнку — мягкую шерсть из овцы особой шлёнской породы. Для декорирования будничных понёв использовали жичку — отбеленную шерсть домашнего крашения . По размеру клетки, по цвету полос и полотнищ можно определить: из какого села хозяюшка этой понёвы, к какому семейному роду она относится. Праздничный статус поневы определяется вышивкой, при этом имеют значение орнамент, способ наложения нитей, цветовая гамма. Место соединения двух полотнищ сзади называется свозкой, при отделке здесь образуются цветные вертикальные полосы, которые в народе тоже получили название пальчики, по их числу определяется степень праздничности понёвы: свозка в один пальчик или в два пальчика указывает на повседневную или расхожую поневу, в 3-5 пальчиков — на различную степень праздничности. Между пальчиками нередко вышивалась зигзагообразная линия — зубчики, поэтому иногда свозку называли не по количеству пальчиков, а по числу зубчиков. Например, свозку можно назвать в четыре пальчика или в три зубчика . Главным признаком обрядовой функции понёвы является вышивка по подолу, её народное название — подшивка, а у специалистов по традиционной одежде она нередко называется окладом. Самые праздничные понёвы отделываются древнейшим славянским узором "Засеяное поле". Орнамент в виде поставленного на угол квадрата, поделённого на 4 части или 4 поля — это идеограмма вспаханного или засеянного поля , местное название — в четыре глаза. Эти знаки являются символами плодородия. Вот почему понёву с глазками носит веста на свадьбе. Довольно часто на понёвах встречается другой символ плодородия — вертикальный зигзаг, выражающий движение дождевой воды. Такие орнаменты называются столбик (для однотонной вышивки) или цветной столбик (если вышивка разноцветная). Верхососенская понёва отличалась техникой наложения нитей: в ковровом настиле по полотнищам образовывались петельки . Это основной (но не единственный) тип женской поясной одежды в селах Верхососна, Гредякино, Раздорное, Завальское, Остроухово, Подгорское Красногвардейского района Белгородской области. Коротоякская понёва отличается тем, что имеет крупные складки, а вертикальные полосы вышивки ковровым настилом значительно более узкие и располагаются по складкам . Этот вид декорирования понёвы распространен на восточной периферии воронежско-белгородского пограничья в селах Острогожского района. На Руси с ранних лет девочки готовили себе в качестве приданого рубахи и понёвы. Источник: "Традиционные технологии изготовления понев в селах воронежско-белгородского пограничья" Сысоева Галина Яковлевна. Современную понёву можно сшить и для дома, и для офиса (да, даже так) и для прогулки. А крой, ткани и отделку подобрать и приспособить так, чтобы было удобно, и соответствовало делам, которые мы в этом наряде будем делать. Народная одежда даёт силы. Помогает чувствовать себя собой в самой гуще событий. Помогает узнавать, кто мы на самом деле и для чего родились. А значит, помогает найти дорожку к самому главному своему делу. Которое у всех чем-то похоже, да у каждого своё. А быть собой и делать своё дело это и есть радость. Такая как в детстве? Не такая. А ещё ярче, интереснее и глубже. Потому что мы выросли, и чувства наши стали богаче. А народная одежда - настоящие чувства помогает растить и беречь. Разве может такое быть? Да. Стало интересно? Тогда не откладывайте. Творите, создавайте, шейте и носите родную одежду.
МБУ ДО "ДШИ с. Федосеевка"
Лекция «Понева.
Раньше и сейчас»
- Если кто-то думает что понёвы это одежда исключительно наших прабабушек, то представьте себе насколько удобная и практичная это вещь, и возможно вы сошьёте понёву для себя уже на современный лад, отлично вписывающуюся в повседневную жизнь.
Что же удобного и практичного в понёве? Этот вид одежды является оберегом для женских детородных органов - ведь благодаря ей они постоянно находятся в тепле. Так же понёва предполагает ношение нижней юбки, платья или рубахи - а когда на девице надето несколько юбок - то женская сила отлично накапливается и сберегается для нас самих и нашего суженного. Понёва так же является оберегом от лишнего внимания, в многолюдном месте. А если это понёва повседневная, то отлично выполняет задачу передника. Ощущения уюта, доброты, внутреннего равновесия и лада, которые испытываешь когда надеваешь понёву словами не передать.
ПОНЁВЫ. КАК ЭТО БЫЛО РАНЬШЕ: Понёва — род домотканой шерстяной юбки из нескольких полотнищ в клетку или полоску, распашной (то есть незашитой) или глухой. Понёва — очень древний вид поясной одежды. По декоративно-художественному оформлению понёвы разных местностей значительно различаются между собой, но есть и общие черты: понёва состоит из нескольких прямоугольных кусков ткани в клетку, составленную цветными нитями. В каждой традиции складывались свои виды отделки понёв. Особенно яркие и узнаваемые понёвы на землях воронежско-белгородского пограничья .
Они распространены в русских селах Алексеевского, Красногвардейского, Красненского районов и прилегающих селах Новоосколького района Белгородской области, а также Острогожского, частично — Репьевского и Каменского районов Воронежской области. Для изготовления поневы использовали домотканое полотно из овечьей шерсти — волосени (так называли чёсаную, а не стриженую шерсть), ткали способом полотняного переплетения. Как правило, на понёву уходило три полотнища шириной 44-49 см (очень редко — 4 полотнища), вытканные в клетку размером 4,5 – 5,5 см и с цветными полосами для последующего ручного вышивания. Места соединения полотнищ украшались вышивкой ковровым настилом снизу доверху и назывались свозкой. Самая богатая вышивка делалась на задней части. Спереди (слева) полотнища соединялись прошвой — более мягким полотном без клетки такой же ширины, как и основные полотнища.
На талии понёва собиралась в сборку и завязывалась крученым или плетеным шнурком, который называли гáшником. Для вышивки использовали шерстяные цветные нити фабричного производства — шлёнку — мягкую шерсть из овцы особой шлёнской породы. Для декорирования будничных понёв использовали жичку — отбеленную шерсть домашнего крашения .
По размеру клетки, по цвету полос и полотнищ можно определить: из какого села хозяюшка этой понёвы, к какому семейному роду она относится. Праздничный статус поневы определяется вышивкой, при этом имеют значение орнамент, способ наложения нитей, цветовая гамма. Место соединения двух полотнищ сзади называется свозкой, при отделке здесь образуются цветные вертикальные полосы, которые в народе тоже получили название пальчики, по их числу определяется степень праздничности понёвы: свозка в один пальчик или в два пальчика указывает на повседневную или расхожую поневу, в 3-5 пальчиков — на различную степень праздничности.
Между пальчиками нередко вышивалась зигзагообразная линия — зубчики, поэтому иногда свозку называли не по количеству пальчиков, а по числу зубчиков. Например, свозку можно назвать в четыре пальчика или в три зубчика . Главным признаком обрядовой функции понёвы является вышивка по подолу, её народное название — подшивка, а у специалистов по традиционной одежде она нередко называется окладом. Самые праздничные понёвы отделываются древнейшим славянским узором "Засеяное поле".
Орнамент в виде поставленного на угол квадрата, поделённого на 4 части или 4 поля — это идеограмма вспаханного или засеянного поля , местное название — в четыре глаза. Эти знаки являются символами плодородия. Вот почему понёву с глазками носит веста на свадьбе. Довольно часто на понёвах встречается другой символ плодородия — вертикальный зигзаг, выражающий движение дождевой воды. Такие орнаменты называются столбик (для однотонной вышивки) или цветной столбик (если вышивка разноцветная).
Верхососенская понёва отличалась техникой наложения нитей: в ковровом настиле по полотнищам образовывались петельки . Это основной (но не единственный) тип женской поясной одежды в селах Верхососна, Гредякино, Раздорное, Завальское, Остроухово, Подгорское Красногвардейского района Белгородской области. Коротоякская понёва отличается тем, что имеет крупные складки, а вертикальные полосы вышивки ковровым настилом значительно более узкие и располагаются по складкам . Этот вид декорирования понёвы распространен на восточной периферии воронежско-белгородского пограничья в селах Острогожского района.
На Руси с ранних лет девочки готовили себе в качестве приданого рубахи и понёвы. Источник: "Традиционные технологии изготовления понев в селах воронежско-белгородского пограничья" Сысоева Галина Яковлевна.
Современную понёву можно сшить и для дома, и для офиса (да, даже так) и для прогулки. А крой, ткани и отделку подобрать и приспособить так, чтобы было удобно, и соответствовало делам, которые мы в этом наряде будем делать. Народная одежда даёт силы. Помогает чувствовать себя собой в самой гуще событий.
Помогает узнавать, кто мы на самом деле и для чего родились. А значит, помогает найти дорожку к самому главному своему делу. Которое у всех чем-то похоже, да у каждого своё. А быть собой и делать своё дело это и есть радость. Такая как в детстве? Не такая. А ещё ярче, интереснее и глубже. Потому что мы выросли, и чувства наши стали богаче. А народная одежда - настоящие чувства помогает растить и беречь. Разве может такое быть? Да. Стало интересно? Тогда не откладывайте. Творите, создавайте, шейте и носите родную одежду.