Сегодня я расскажу вам о чуде. О чуде, которое живет с нами рядом. Его нельзя потрогать рукой, но можно услышать и увидеть. Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Чудо рождается и живет в одном, полном таинственности месте. И зовется оно Театром. А чудо? Это — спектакль, сотканный из музыки и танца. И носит он красивое и звучное название — Балет. Наше путешествие будет интересным, поэтому приготовьтесь и смело ступайте в Страну Балета! Каждый человек знает, когда он родился. Знаете и вы день своего рождения. Но никто не знает места и времени рождения танца. Может быть, оттого, что это было очень давно? Так давно, что на свете не было не только ваших бабушек и дедушек, но и даже их прабабушек и прадедушек. Много тысяч лет назад, когда по Земле бродили неведомые нам звери и люди жили племенами, возник Танец. Под резкие удары барабанов, звон копий и воинственные крики наши далекие предки плясали вокруг костра. Шло время, менялся облик Земли, но танцу всегда и во всем отводилось почетное место. Издавна славились своим умением и русские плясуны — скоморохи. Замечательно плясали они, пели звонко, на разных инструментах играли. И на пирах у русских князей, и на народных гуляньях были желанными гостями. Но, знакомясь с танцем и его историей, вы можете спросить: «А разве танец и балет — это одно и то же?» Нет, конечно же, нет. Танцевальное искусство лишь часть балета, главная, но все-таки часть. Поэтому в поисках балета нам надо перенестись во времена великих событий. В 1581 году в Париже хореограф Бальтазарини, итальянец по происхождению, поставил «Комедийный балет Королевы». Это представление принято считать первым балетным спектаклем. Чего только не происходило в этом спектакле! С неба спускалось облако с богом Юпитером; по залу проезжала золотая колесница с драконом в упряжке; бил десятками струй многоярусный фонтан с морскими чудовищами; на глазах у публики волшебница превращала людей в собаку, слона, тигра. В спектакле актеры не только танцевали, но и пели, читали стихи. До балета, каким мы его сегодня знаем, было еще далеко. Прошло почти два века с момента постановки «Комедийного балета Королевы», прежде чем танец стал главным в балетном спектакле. Только тогда и родился на свет настоящий балет — самостоятельный и оригинальный вид театрального искусства. Танец в таком спектакле уже не нуждался в помощи слова или пения. Он мог сам через движение, жест-раскрыть не только сюжет произведения, но и выразить мысли, чувства героев. Теперь, когда вы знаете, что такое балет, давайте попробуем разобраться, кто же именно его сочиняет. Кто сочиняет балет? (Писатель, либреттист, композитор, балетмейстер) Всем хорошо известно, что автором музыки является композитор, картину пишет художник, сказку, рассказ — писатель. А как же быть с балетным спектаклем, который соединяет в себе хореографию, музыку, литературу, живопись, мастерство актера? За каждым из этих искусств стоят реальные люди различных профессий. Кто же из них главный? Кого считать автором балетного спектакля? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с теми, кто участвует в создании балета с самого начала. Писатель. Прежде всего мы познакомим вас с писателем. Он умеет видеть невероятное и волшебное в самых простых и, казалось бы, ничем не примечательных событиях и предметах. Чтобы встретиться с чудесами, героями его удивительных сказок, не нужно отправляться за тридевять земель, в тридесятое царство. Открываете книгу, написанную писателем, и чудеса происходят в вашем доме. Для того чтобы сказка ожила в балете, мало просто ее написать. Потребуется умение и труд многих людей. Либреттист. Чем же занимается либреттист? Либреттист должен написать литературный план будущего спектакля — либретто. В переводе с итальянского «либретто» значит «книжечка», «краткое содержание». Такая работа, как коротко пересказать сказку, на первый взгляд, может показаться простой и незатейливой. Представьте — перед вами книга. Она может рассказать обо всем на свете. Книгу можно читать и день, и два, а можно и целую неделю, словом, как захочется. В театре же — совсем иное дело! Спектакль длится два-три часа. Разве тут успеешь сыграть все содержание книги от первой до последней страницы? Такое представление длилось бы долгие часы. Но дело даже не во времени, а в том, что далеко не все происходящее в книге, можно и нужно показывать в театре. Кому, скажите, пожалуйста, будет интересно смотреть, как в балете одна из героинь сказки готовит еду, пусть даже не простую, а королевскую? Никому, верно? Вот тут-то и необходим либреттист. Зная особенности балетного спектакля, он должен приспособить сказку к театральному представлению. Поэтому из всего произведения либреттист выбирает только самые важные и необходимые для хореографического действия события. У него есть право вносить изменения в сказку: перенести место действия, сократить число персонажей. Композитор Либретто готово. Теперь наступил момент, когда к работе над спектаклем приступает композитор. Когда композитор пишет музыку балета, то он тоже создает сказку, только не обыкновенную, а музыкальную. Ее вместо слов расскажут нам звуки. Голосами скрипок, флейт, виолончели, фортепиано композитор может рассказать и о приключениях главных героев, и о борьбе добра и зла. И в зависимости от того, что происходит в сказке, будет сочиняться и музыка. Веселое событие — веселый мотив, грустное — значит, и музыка грустная. Но у музыки балетного спектакля есть одна особенность — она обязательно должна быть танцевальной. Балетмейстер (хореограф). Пришло время появиться в нашем рассказе еще одному, очень важному в балетном театре лицу — балетмейстеру. Он становится тем волшебником, который делает сказку, написанную либреттистом и композитором, видимой. События и герои, запечатленные в либретто и воплощенные в музыке, с его помощью оживают на сцене. А чтобы без труда можно было распознать сказочных героев и не перепутать их во время спектакля, каждому из действующих лиц балетмейстер дает свой «язык». Но состоит он не из слов, а из движений (pas), положенных на музыку и согласованных с ней. Там, где работают волшебники Если о профессиях либреттиста, хореографа вы могли и не знать, то профессия художника, конечно же, вам известна. В театре для балета художник пишет не картины, декорации так называется оформление сцены. Он придумывает предметы, которые будут находиться во время спектакля на сцене (по-театральному это называется бутафорией), а также эскизы костюмов. На отдельных листах рисует персонажей будущего спектакля. И для каждого сочиняет свой наряд. Придумывая их, он не забывает, что костюм должен быть не только красив, но и удобен для танца. Волшебные фонари и чудеса на сцене Что еще может быть интересным для вас на сцене? Ну, конечно же, свет! Итак, театральный свет — совершенно особое искусство, требующее больших знаний и мастерства. Человек, управляющий сценическим освещением в театре, называется очень красиво — художник по свету. Только для создания картины у него вместо холста и красок — лампочки и прожекторы. Если вы на сцене внимательно посмотрите вверх и по сторонам, то всюду, даже за кулисами, увидите десятки больших мощных светильников. Когда они не горят, то кажутся все одинаковыми. Но... стоит нажать специальную кнопку, и лампы вспыхнут яркими цветами — синим, красным, желтым. Свет на сцене необходим не только для того, чтобы зрители видели декорации, артистов. С его помощью можно создать иллюзию рассвета, яркого солнечного дня, заката, морского дна.Знакомство с балетом продолжим во второй части.
МБУ ДО "ДШИ с. Федосеевка"
ЛЕКЦИЯ ЧТО ТАКОЕ БАЛЕТ?
Сегодня я расскажу вам о чуде. О чуде, которое живет с нами рядом. Его нельзя потрогать рукой, но можно услышать и увидеть. Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Чудо рождается и живет в одном, полном таинственности месте. И зовется оно Театром. А чудо? Это — спектакль, сотканный из музыки и танца. И носит он красивое и звучное название — Балет.
Наше путешествие будет интересным, поэтому приготовьтесь и смело ступайте в Страну Балета!
Каждый человек знает, когда он родился. Знаете и вы день своего рождения. Но никто не знает места и времени рождения танца. Может быть, оттого, что это было очень давно? Так давно, что на свете не было не только ваших бабушек и дедушек, но и даже их прабабушек и прадедушек.
Много тысяч лет назад, когда по Земле бродили неведомые нам звери и люди жили племенами, возник Танец.
Под резкие удары барабанов, звон копий и воинственные крики наши далекие предки плясали вокруг костра. Шло время, менялся облик
Земли, но танцу всегда и во всем отводилось почетное место.
Издавна славились своим умением и русские плясуны — скоморохи. Замечательно плясали они, пели звонко, на разных инструментах играли. И на пирах у русских князей, и на народных гуляньях были желанными гостями.
Но, знакомясь с танцем и его историей, вы можете спросить: «А разве танец и балет — это одно и то же?» Нет, конечно же, нет.
Танцевальное искусство лишь часть балета, главная, но все-таки часть. Поэтому в поисках балета нам надо перенестись во времена великих событий.
В 1581 году в Париже хореограф Бальтазарини, итальянец по происхождению, поставил «Комедийный балет Королевы». Это представление принято считать первым балетным спектаклем.
Чего только не происходило в этом спектакле! С неба спускалось облако с богом Юпитером; по залу проезжала золотая колесница с драконом в упряжке; бил десятками струй многоярусный фонтан с морскими чудовищами; на глазах у публики волшебница превращала людей в собаку, слона, тигра. В спектакле актеры не только танцевали, но и пели, читали стихи. До балета, каким мы его сегодня знаем, было еще далеко.
Прошло почти два века с момента постановки «Комедийного балета Королевы», прежде чем танец стал главным в балетном спектакле. Только тогда и родился на свет настоящий балет — самостоятельный и оригинальный вид театрального искусства. Танец в таком спектакле уже не нуждался в помощи слова или пения. Он мог сам через движение, жест-раскрыть не только сюжет произведения, но и выразить мысли, чувства героев.
Теперь, когда вы знаете, что такое балет, давайте попробуем разобраться, кто же именно его сочиняет.
Кто сочиняет балет?
(Писатель, либреттист, композитор, балетмейстер)
Всем хорошо известно, что автором музыки является композитор, картину пишет художник, сказку, рассказ — писатель. А как же быть с балетным спектаклем, который соединяет в себе хореографию, музыку, литературу, живопись, мастерство актера?
За каждым из этих искусств стоят реальные люди различных профессий. Кто же из них главный? Кого считать автором балетного спектакля? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с теми, кто участвует в создании балета с самого начала.
Писатель.
Прежде всего мы познакомим вас с писателем. Он умеет видеть невероятное и волшебное в самых простых и, казалось бы, ничем не примечательных событиях и предметах. Чтобы встретиться с чудесами, героями его удивительных сказок, не нужно отправляться за тридевять земель, в тридесятое царство. Открываете книгу, написанную писателем, и чудеса происходят в вашем доме.
Для того чтобы сказка ожила в балете, мало просто ее написать. Потребуется умение и труд многих людей.
Либреттист.
Чем же занимается либреттист?
Либреттист должен написать литературный план будущего спектакля — либретто.
В переводе с итальянского «либретто» значит «книжечка», «краткое содержание». Такая работа, как коротко пересказать сказку, на первый взгляд, может показаться простой и незатейливой.
Представьте — перед вами книга. Она может рассказать обо всем на свете. Книгу можно читать и день, и два, а можно и целую неделю, словом, как захочется. В театре же — совсем иное дело! Спектакль длится два-три часа. Разве тут успеешь сыграть все содержание книги от первой до последней страницы? Такое представление длилось бы долгие часы. Но дело даже не во времени, а в том, что далеко не все происходящее в книге, можно и нужно показывать в театре.
Кому, скажите, пожалуйста, будет интересно смотреть, как в балете одна из героинь сказки готовит еду, пусть даже не простую, а королевскую? Никому, верно? Вот тут-то и необходим либреттист.
Зная особенности балетного спектакля, он должен приспособить сказку к театральному представлению. Поэтому из всего произведения либреттист выбирает только самые важные и необходимые для хореографического действия события. У него есть право вносить изменения в сказку: перенести место действия, сократить число персонажей.
Композитор
Либретто готово. Теперь наступил момент, когда к работе над спектаклем приступает композитор. Когда композитор пишет музыку балета, то он тоже создает сказку, только не обыкновенную, а музыкальную. Ее вместо слов расскажут нам звуки. Голосами скрипок, флейт, виолончели, фортепиано композитор может рассказать и о приключениях главных героев, и о борьбе добра и зла. И в зависимости от того, что происходит в сказке, будет сочиняться и музыка. Веселое событие — веселый мотив, грустное — значит, и музыка грустная. Но у музыки балетного спектакля есть одна особенность — она обязательно должна быть танцевальной.
Балетмейстер (хореограф).
Пришло время появиться в нашем рассказе еще одному, очень важному в балетном театре лицу — балетмейстеру.
Он становится тем волшебником, который делает сказку, написанную либреттистом и композитором, видимой.
События и герои, запечатленные в либретто и воплощенные в музыке, с его помощью оживают на сцене. А чтобы без труда можно было распознать сказочных героев и не перепутать их во время спектакля, каждому из действующих лиц балетмейстер дает свой «язык». Но состоит он не из слов, а из движений (pas), положенных на музыку и согласованных с ней.
Там, где работают волшебники
Если о профессиях либреттиста, хореографа вы могли и не знать, то профессия художника, конечно же, вам известна.
В театре для балета художник пишет не картины, декорации так называется оформление сцены. Он придумывает предметы, которые будут находиться во время спектакля на сцене (по-театральному это называется бутафорией), а также эскизы костюмов. На отдельных листах рисует персонажей будущего спектакля. И для каждого сочиняет свой наряд. Придумывая их, он не забывает, что костюм должен быть не только красив, но и удобен для танца.
Волшебные фонари и чудеса на сцене
Что еще может быть интересным для вас на сцене? Ну, конечно же, свет!
Итак, театральный свет — совершенно особое искусство, требующее больших знаний и мастерства. Человек, управляющий сценическим освещением в театре, называется очень красиво — художник по свету.
Только для создания картины у него вместо холста и красок — лампочки и прожекторы. Если вы на сцене внимательно посмотрите вверх и по сторонам, то всюду, даже за кулисами, увидите десятки больших мощных светильников. Когда они не горят, то кажутся все одинаковыми. Но... стоит нажать специальную кнопку, и лампы вспыхнут яркими цветами — синим, красным, желтым.
Свет на сцене необходим не только для того, чтобы зрители видели декорации, артистов. С его помощью можно создать иллюзию рассвета, яркого солнечного дня, заката, морского дна.Знакомство с балетом продолжим во второй части.