Весь инструментарий оркестра можно разделить на четыре группы. Первая – это струнные, включающая домры, балалайки и гусли. Вторая - баяны и гармоники, третья – духовые инструменты и четвёртая – ударные. Струнные инструменты народного оркестра Поскольку верхние строчки партитуры русского народного оркестра занимают домры, то и знакомство с инструментами мы начнём с этого семейства. Домра – это инструмент, состоящий из полусферического кузова, круглой деки и грифа. Он обладает звонким голосом, бархатным тембром и значительным техническим потенциалом. Среди основных исполнительских приёмов, которыми пользуются домристы - связное и раздельное тремоло, пиццикато, одинарные и двойные удары по струне, глиссандо и флажолеты. Звукоизвлечение на инструменте происходит с помощью медиатора. Домра Домры бывают двух модификаций: трехструнные и четырехструнные, при этом следует отметить, что четырехструнные инструменты широкого распространения не получили и в оркестрах обычно используются трёхструнные, которые в свою очередь делятся на разные подвиды, отличающиеся размером, диапазоном и настройкой: пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые. «Пикколо». Диапазон инструмента – от «си» 1- ой октавы до «ми» 4 - ой октавы; открытые струны настраиваются по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 2- ой октавы, 2-я – «ми» 2- ой октавы, 3-я – «си» 1- ой октавы; музыкальный материал инструмента нотируется октавой ниже. «Малая». Общий диапазон инструмента: от «ми» 1-ой октавы до «ре» 4-ой октавы; в оркестровой практике применяется диапазон от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ре» 2-ой октавы, 2-я – «ля» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы. «Меццо-сопрановая». Диапазон от «ми» 1-ой до «ре» 4-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «си» малой октавы; нотируется так же, как звучит. В оркестровой практике этот инструмент применяется редко. «Альтовая». Диапазон от «ми» малой до «ля» 2-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы; нотируется октавой выше. «Теноровая». Диапазон от «си» большой до «ми» второй октавы; настройка: 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «си» большой октавы; нотируется октавой выше. В оркестровой практике инструмент применяется редко. «Басовая». Диапазон от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы; нотируется в басовом ключе. «Контрабасовая». Диапазон от «ми» контроктавы до «соль» малой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы; нотируется в басовом ключе, но на октаву выше своего звучания. В оркестровой практике применяется редко. Балалайка Балалайка – это трёхструнный инструмент, корпус которого имеет форму треугольника. Звук балалайки мягкий, но довольно звонкий. Тембр - нежный и тёплый. Основным звукоизвлечением являются удары и защипывание струн, которые вариантно преобразуясь становятся многообразными исполнительскими приёмами, такими как бряцание, дробь, тремоло, пиццикато. Балалайки, используемые в оркестре: прима, секунда, альт, бас и контрабас, тоже отличаются размерами, настройкой и диапазоном. «Прима». Общий диапазон инструмента - от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; оркестровый диапазон - от «ми» 1-ой до «ми» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы. «Секунда». Диапазон инструмента от «ля» малой до «ля» 2-ой октавы; нотируется также, как и звучит; настройка - 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ля» малой октавы. В оркестре выполняет аккомпанирующую функцию. «Альт». Диапазон инструмента от «ми» малой до «ми» 2-ой октавы; нотируется октавой выше, настройка - 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы. В оркестре - это аккомпанирующий инструмент. «Бас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; нотный материал пишется в басовом ключе, настройка - 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы. «Контрабас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» первой октавы; нотируется в басовом ключе октавой выше звучания; настройка - 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы. Это оркестровый инструмент, выстраивающий гармонический фундамент произведения. Гусли Гусли – это старинный инструмент, имеющий много разновидностей, однако в русском народном оркестре обычно применяются так называемые стационарные варианты, то есть щипковые и клавишные гусли, которые иначе называют концертными или академическими. Иногда, если того требует замысел композитора, применяют крыловидные или как их часто именуют звончатые гусли. Клавишные гусли – это установленная на ножках металлическая рама, на которой натянуты металлические струны. В эти гусли с левой стороны встроена небольшая клавиатура. Механика инструмента такова, что при нажатии клавиш открываются и звучат только определённые струны. Звукоизвлечение происходит медиатором, а основными приёмом исполнения является глиссандо, арпеджио и пиццикато. Диапазон составляет пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы в хроматическом строе. Гусли щипковые – это тоже установленная на ножках большая металлическая рама с металлическими струнами, натянутыми в двух разных по высоте плоскостях. Диапазон - пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы. Строй хроматический. Звукоизвлечение на инструменте происходит путём защипывания струн пальцами обеих рук. Гармоники Гармоники обладают большой звуковой силой и по тембральному окрасу значительно отличаются от остальных инструментов оркестра, поэтому они прежде всего применяются как колористические и мелодические инструменты. Самыми употребительными в группе гармоник в народном оркестре являются баяны – инструменты с хроматическим строем и двумя клавиатурами. Диапазон их правой клавиатуры составляет 5 октав: от «ми» большой октавы до «ля» четвертой. Помимо баянов в оркестре также применяются специальные гармоники, отличительной особенностью которых является наличие только правой клавиатуры. Разновидности оркестровых гармоник таковы: сопрано, альт, тенор и контрабас. Гармоника - сопрано. В народном оркестре обычно используют два таких инструмента. Диапазон: от «до» малой октавы до «фа-диез» 4-ой октавы. Гармоника – альт. Диапазон: от «ля» большой октавы до «до» 3-ей октавы. Гармоника – тенор. Диапазон: от «до» большой октавы до «до» 2-ой октавы. Гармоника – контрабас. Диапазон: от «ми-бемоль» контроктавы до «до» 1-ой октавы. Помимо вышеуказанных гармоник в оркестре изредка применяются гармоники с тембровым окрасом звука флейты - пикколо, флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, трубы, тубы, а также областные русские гармоники, такие как саратовская, ливенская, череповецкая. Духовые инструменты В группу духовых, применяемых в русском народном оркестре входят не только этнические инструменты, такие как жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки - окарины, кугиклы, владимирские рожки, но и европейские: флейта, флейта – пикколо, гобой и английский рожок. Свирель Владимирский рожок. Деревянный духовой инструмент, имеющий коническую форму с небольшим раструбом. Он обладает сильным, пронзительным звуком и немного гнусавым тембром. На лицевой стороне его корпуса на относительно равном расстоянии располагаются пять игровых отверстий и ещё одно с тыльной. Строй инструмента диатонический, однако умелые исполнители приоткрытием отверстий, умеют извлекать и хроматические звуки. Поскольку рожки бывают разных размеров, то существует три разновидности этого инструмента: сопрано, альт и тенор. Свирель. Этот инструмент частенько называют народной флейтой, так как по форме и тембровому окрасу напоминает продольную флейту. Свирель по форме – это трубка со звуковыми отверстиями. Длина до 40 см, диаметр - 1,5 см. Диапазон свирели небольшой, но у искусных музыкантов может достигать двух октав: от «ми» 1-ой октавы до «ми» 3-ей октавы. Инструмент диатонический, но иногда в оркестрах применяются модернизированные свирели с хроматическим звукорядом. Жалейка – это инструмент весьма простой конструкции, включающей трубочку длиной до 20 см с игровыми отверстиями, раструбом и мундштуком, который в простонародье называется пищиком. Жалейки бывают разных видов. Они отличаются размером, конструкцией и высотой звучания. В народном оркестре иногда применяют жалейку, состоящую из двух дудок, а также брёлку, которая является одной из разновидностей жалейки. Кугиклы - эта многоствольная флейта весьма похожа на флейту Пана, то есть 4 – 6 трубок разной длины, каждая из которых имеет только один звук. В оркестре этот инструмент применяется эпизодически. Европейские духовые инструменты Флейта – это популярный музыкальный инструмент, успешно применяемый в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве. Он имеет продолговатый цилиндрический корпус, на котором располагаются шестнадцать закрывающихся клапанами игровых отверстий. Диапазон - от ноты «до» 1-ой до «до» 4-ой октавы. Звук флейты завораживает своей мелодичностью и выразительностью. Флейта – пикколо – миниатюрная флейта. Размеры её гораздо меньше поперечной флейты и соответственно звук гораздо выше. Диапазон – от «ре» 2-ой октавы до «до» 5-ой. Нотируется октавой ниже. Звук пронизывающе свистяший. Гобой – это трубка конической формы с достаточно непростой системой клапанов и двойной тростью. Диапазон от «си-бемоль» малой октавы до «ля» 3-ей октавы. Звук отличается выразительностью и проникновенностью. Английский рожок, который также называют альтовым гобоем. Уже из названия можно определить, что это разновидность гобоя. По размерам данный инструмент немного больше своего сородича и помимо того отличается наличием грушевидного раструба. Тембр мягкий и насыщенный. Диапазон - от «ми» малой октавы до «си-бемоль» 2-ой октавы. Инструмент транспонирующий: нотация происходит в скрипичном ключе на квинту выше его реального звучания. Ударные инструменты народного оркестра В русском народном оркестре эффективно применяются ударные инструменты, которые используются в симфоническом оркестре, то есть литавры, тарелки, треугольник, колокольчики, ксилофон, колокола, бубен, кастаньеты, большие и малые барабаны. Из народных ударных инструментов в оркестре употребляются ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны и дрова. Ложки – это обычные, сделанные из дерева суповые ложки. От удара ложки об ложку получается звук, напоминающий стук кастаньет, но более звонкий. Трещотки – это нанизанные на шнурок деревянные дощечки, которые при встряхивании раздают щёлкающий звук. Дрова – ударный инструмент, напоминающий ксилофон. Это скрепленные верёвкой деревянные брусочки, с тыльной стороны имеющие выдолбленную полость, глубина которой влияет на высоту звука. На инструменте играют специальными молоточками. Шаркун – это деревянная погремушка, во внутрь которой насыпан сухой горох. Коробочка – это продолговатый, обструганный брусок с небольшой полостью в корпусе. Звук, колоритно имитирующий цоканье копыт, извлекается барабанными палочками. Интересные факты В нынешнее время балалайка является одним из самых популярных сувениров, которые иностранные туристы любят приобретать на память о посещении России. В разных странах мира к русским народным инструментам относятся с большим интересом. Например, в Японии есть оркестр с названием «Токийская балалайка». Он организован по типу оркестра русских народных инструментов и музицируют в нём только жители «Страны восходящего солнца». В США тоже есть общество любителей музицирования на русских инструментах, а небольшая книжечка о том, как изготовить балалайку вызвала у американцев настолько большой интерес, что переиздавалась более десяти раз. В 1551 году, во время правления Ивана IV Грозного, решением Стоглавого собора все гусли, балалайки и дудки, как греховные и бесовские попали под запрет, а почти через сто лет, в 1648 году, по указу царя Алексея Михайловича Романова, эти скоморошьи инструменты были собраны и публично сожжены на берегу Москва-реки. Костёр был настолько большой, что пылал несколько дней. Балалайка и домра – это две разновидности одного старинного струнного инструмента. В древние времена его корпус изготавливали из очищенной от мякоти тыквы. В России лучшими исполнителями на народных духовых инструментах: жалейках, свирелях и рожках всегда признавались не профессиональные музыканты, а простые пастухи. Инструменты русского народного оркестра. Начало их драматической истории теряется в древних временах. Они попадали в опалу, но заново возрождались. Стоит отметить, что в нынешнее время к народным инструментам относятся весьма трепетно, а они в свою очередь не остаются в долгу и ярким жизнерадостным звучанием пленяют слушателей огромных концертных залов не только в нашей стране, но и за её пределами. https://youtu.be/s-6VhBwMe9A
Оркестр русских народных инструментов ВГТРК им. Некрасова.
МБУ ДО "ДШИ с. Федосеевка"
Лекция «Инструменты народного оркестра»
Весь инструментарий оркестра можно разделить на четыре группы. Первая – это струнные, включающая домры, балалайки и гусли. Вторая - баяны и гармоники, третья – духовые инструменты и четвёртая – ударные.
Струнные инструменты народного оркестра
Поскольку верхние строчки партитуры русского народного оркестра занимают домры, то и знакомство с инструментами мы начнём с этого семейства.
Домра – это инструмент, состоящий из полусферического кузова, круглой деки и грифа. Он обладает звонким голосом, бархатным тембром и значительным техническим потенциалом. Среди основных исполнительских приёмов, которыми пользуются домристы - связное и раздельное тремоло, пиццикато, одинарные и двойные удары по струне, глиссандо и флажолеты. Звукоизвлечение на инструменте происходит с помощью медиатора.
Домра
Домры бывают двух модификаций: трехструнные и четырехструнные, при этом следует отметить, что четырехструнные инструменты широкого распространения не получили и в оркестрах обычно используются трёхструнные, которые в свою очередь делятся на разные подвиды, отличающиеся размером, диапазоном и настройкой: пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые.
«Пикколо». Диапазон инструмента – от «си» 1- ой октавы до «ми» 4 - ой октавы; открытые струны настраиваются по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 2- ой октавы, 2-я – «ми» 2- ой октавы, 3-я – «си» 1- ой октавы; музыкальный материал инструмента нотируется октавой ниже.
«Малая». Общий диапазон инструмента: от «ми» 1-ой октавы до «ре» 4-ой октавы; в оркестровой практике применяется диапазон от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ре» 2-ой октавы, 2-я – «ля» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы.
«Меццо-сопрановая». Диапазон от «ми» 1-ой до «ре» 4-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «си» малой октавы; нотируется так же, как звучит. В оркестровой практике этот инструмент применяется редко.
«Альтовая». Диапазон от «ми» малой до «ля» 2-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы; нотируется октавой выше.
«Теноровая». Диапазон от «си» большой до «ми» второй октавы; настройка: 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «си» большой октавы; нотируется октавой выше. В оркестровой практике инструмент применяется редко.
«Басовая». Диапазон от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы; нотируется в басовом ключе.
«Контрабасовая». Диапазон от «ми» контроктавы до «соль» малой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы; нотируется в басовом ключе, но на октаву выше своего звучания. В оркестровой практике применяется редко.
Балалайка
Балалайка – это трёхструнный инструмент, корпус которого имеет форму треугольника. Звук балалайки мягкий, но довольно звонкий. Тембр - нежный и тёплый. Основным звукоизвлечением являются удары и защипывание струн, которые вариантно преобразуясь становятся многообразными исполнительскими приёмами, такими как бряцание, дробь, тремоло, пиццикато. Балалайки, используемые в оркестре: прима, секунда, альт, бас и контрабас, тоже отличаются размерами, настройкой и диапазоном.
«Прима». Общий диапазон инструмента - от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; оркестровый диапазон - от «ми» 1-ой до «ми» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы.
«Секунда». Диапазон инструмента от «ля» малой до «ля» 2-ой октавы; нотируется также, как и звучит; настройка - 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ля» малой октавы. В оркестре выполняет аккомпанирующую функцию.
«Альт». Диапазон инструмента от «ми» малой до «ми» 2-ой октавы; нотируется октавой выше, настройка - 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы. В оркестре - это аккомпанирующий инструмент.
«Бас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; нотный материал пишется в басовом ключе, настройка - 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы.
«Контрабас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» первой октавы; нотируется в басовом ключе октавой выше звучания; настройка - 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы. Это оркестровый инструмент, выстраивающий гармонический фундамент произведения.
Гусли
Гусли – это старинный инструмент, имеющий много разновидностей, однако в русском народном оркестре обычно применяются так называемые стационарные варианты, то есть щипковые и клавишные гусли, которые иначе называют концертными или академическими. Иногда, если того требует замысел композитора, применяют крыловидные или как их часто именуют звончатые гусли.
Клавишные гусли – это установленная на ножках металлическая рама, на которой натянуты металлические струны. В эти гусли с левой стороны встроена небольшая клавиатура. Механика инструмента такова, что при нажатии клавиш открываются и звучат только определённые струны. Звукоизвлечение происходит медиатором, а основными приёмом исполнения является глиссандо, арпеджио и пиццикато. Диапазон составляет пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы в хроматическом строе.
Гусли щипковые – это тоже установленная на ножках большая металлическая рама с металлическими струнами, натянутыми в двух разных по высоте плоскостях. Диапазон - пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы. Строй хроматический. Звукоизвлечение на инструменте происходит путём защипывания струн пальцами обеих рук.
Гармоники
Гармоники обладают большой звуковой силой и по тембральному окрасу значительно отличаются от остальных инструментов оркестра, поэтому они прежде всего применяются как колористические и мелодические инструменты. Самыми употребительными в группе гармоник в народном оркестре являются баяны – инструменты с хроматическим строем и двумя клавиатурами. Диапазон их правой клавиатуры составляет 5 октав: от «ми» большой октавы до «ля» четвертой. Помимо баянов в оркестре также применяются специальные гармоники, отличительной особенностью которых является наличие только правой клавиатуры. Разновидности оркестровых гармоник таковы: сопрано, альт, тенор и контрабас.
Гармоника - сопрано. В народном оркестре обычно используют два таких инструмента. Диапазон: от «до» малой октавы до «фа-диез» 4-ой октавы.
Гармоника – альт. Диапазон: от «ля» большой октавы до «до» 3-ей октавы.
Гармоника – тенор. Диапазон: от «до» большой октавы до «до» 2-ой октавы.
Гармоника – контрабас. Диапазон: от «ми-бемоль» контроктавы до «до» 1-ой октавы.
Помимо вышеуказанных гармоник в оркестре изредка применяются гармоники с тембровым окрасом звука флейты - пикколо, флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, трубы, тубы, а также областные русские гармоники, такие как саратовская, ливенская, череповецкая.
Духовые инструменты
В группу духовых, применяемых в русском народном оркестре входят не только этнические инструменты, такие как жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки - окарины, кугиклы, владимирские рожки, но и европейские: флейта, флейта – пикколо, гобой и английский рожок.
Свирель
Владимирский рожок. Деревянный духовой инструмент, имеющий коническую форму с небольшим раструбом. Он обладает сильным, пронзительным звуком и немного гнусавым тембром. На лицевой стороне его корпуса на относительно равном расстоянии располагаются пять игровых отверстий и ещё одно с тыльной. Строй инструмента диатонический, однако умелые исполнители приоткрытием отверстий, умеют извлекать и хроматические звуки. Поскольку рожки бывают разных размеров, то существует три разновидности этого инструмента: сопрано, альт и тенор.
Свирель. Этот инструмент частенько называют народной флейтой, так как по форме и тембровому окрасу напоминает продольную флейту. Свирель по форме – это трубка со звуковыми отверстиями. Длина до 40 см, диаметр - 1,5 см. Диапазон свирели небольшой, но у искусных музыкантов может достигать двух октав: от «ми» 1-ой октавы до «ми» 3-ей октавы. Инструмент диатонический, но иногда в оркестрах применяются модернизированные свирели с хроматическим звукорядом.
Жалейка – это инструмент весьма простой конструкции, включающей трубочку длиной до 20 см с игровыми отверстиями, раструбом и мундштуком, который в простонародье называется пищиком. Жалейки бывают разных видов. Они отличаются размером, конструкцией и высотой звучания. В народном оркестре иногда применяют жалейку, состоящую из двух дудок, а также брёлку, которая является одной из разновидностей жалейки.
Кугиклы - эта многоствольная флейта весьма похожа на флейту Пана, то есть 4 – 6 трубок разной длины, каждая из которых имеет только один звук. В оркестре этот инструмент применяется эпизодически.
Европейские духовые инструменты
Флейта – это популярный музыкальный инструмент, успешно применяемый в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве. Он имеет продолговатый цилиндрический корпус, на котором располагаются шестнадцать закрывающихся клапанами игровых отверстий. Диапазон - от ноты «до» 1-ой до «до» 4-ой октавы. Звук флейты завораживает своей мелодичностью и выразительностью.
Флейта – пикколо – миниатюрная флейта. Размеры её гораздо меньше поперечной флейты и соответственно звук гораздо выше. Диапазон – от «ре» 2-ой октавы до «до» 5-ой. Нотируется октавой ниже. Звук пронизывающе свистяший.
Гобой – это трубка конической формы с достаточно непростой системой клапанов и двойной тростью. Диапазон от «си-бемоль» малой октавы до «ля» 3-ей октавы. Звук отличается выразительностью и проникновенностью.
Английский рожок, который также называют альтовым гобоем. Уже из названия можно определить, что это разновидность гобоя. По размерам данный инструмент немного больше своего сородича и помимо того отличается наличием грушевидного раструба. Тембр мягкий и насыщенный. Диапазон - от «ми» малой октавы до «си-бемоль» 2-ой октавы. Инструмент транспонирующий: нотация происходит в скрипичном ключе на квинту выше его реального звучания.
Ударные инструменты народного оркестра
В русском народном оркестре эффективно применяются ударные инструменты, которые используются в симфоническом оркестре, то есть литавры, тарелки, треугольник, колокольчики, ксилофон, колокола, бубен, кастаньеты, большие и малые барабаны. Из народных ударных инструментов в оркестре употребляются ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны и дрова.
Ложки – это обычные, сделанные из дерева суповые ложки. От удара ложки об ложку получается звук, напоминающий стук кастаньет, но более звонкий.
Трещотки – это нанизанные на шнурок деревянные дощечки, которые при встряхивании раздают щёлкающий звук.
Дрова – ударный инструмент, напоминающий ксилофон. Это скрепленные верёвкой деревянные брусочки, с тыльной стороны имеющие выдолбленную полость, глубина которой влияет на высоту звука. На инструменте играют специальными молоточками.
Шаркун – это деревянная погремушка, во внутрь которой насыпан сухой горох.
Коробочка – это продолговатый, обструганный брусок с небольшой полостью в корпусе. Звук, колоритно имитирующий цоканье копыт, извлекается барабанными палочками.
Интересные факты
В нынешнее время балалайка является одним из самых популярных сувениров, которые иностранные туристы любят приобретать на память о посещении России.
В разных странах мира к русским народным инструментам относятся с большим интересом. Например, в Японии есть оркестр с названием «Токийская балалайка». Он организован по типу оркестра русских народных инструментов и музицируют в нём только жители «Страны восходящего солнца». В США тоже есть общество любителей музицирования на русских инструментах, а небольшая книжечка о том, как изготовить балалайку вызвала у американцев настолько большой интерес, что переиздавалась более десяти раз.
В 1551 году, во время правления Ивана IV Грозного, решением Стоглавого собора все гусли, балалайки и дудки, как греховные и бесовские попали под запрет, а почти через сто лет, в 1648 году, по указу царя Алексея Михайловича Романова, эти скоморошьи инструменты были собраны и публично сожжены на берегу Москва-реки. Костёр был настолько большой, что пылал несколько дней.
Балалайка и домра – это две разновидности одного старинного струнного инструмента. В древние времена его корпус изготавливали из очищенной от мякоти тыквы.
В России лучшими исполнителями на народных духовых инструментах: жалейках, свирелях и рожках всегда признавались не профессиональные музыканты, а простые пастухи.
Инструменты русского народного оркестра. Начало их драматической истории теряется в древних временах. Они попадали в опалу, но заново возрождались. Стоит отметить, что в нынешнее время к народным инструментам относятся весьма трепетно, а они в свою очередь не остаются в долгу и ярким жизнерадостным звучанием пленяют слушателей огромных концертных залов не только в нашей стране, но и за её пределами. https://youtu.be/s-6VhBwMe9A