Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен британский композитор, дирижёр и пианист. Один из крупнейших английских композиторов XX века. С 1927 года брал частные уроки музыки у Фрэнка Бриджа , затем в 1929—1933 годах занимался в Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (фортепиано); от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа. В 1928—1930 годах учился в Школе Грешема и жил в пансионате Фарфилд. Уже ранние произведения Бриттена — «Гимн Деве» , хоровые вариации «Младенец родился» — привлекли внимание музыкальной общественности. В 1935—1942 годах Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом: плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах» , музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» , созданная после переезда обоих в США. В 1936 году началось сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом. После возвращения Бриттена и Пирса из США в 1942 году композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» и «Поворот винта» (The Turn of the Screw; 1954, заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы , ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе (1964). В 1948 году Бриттен основал музыкальный фестиваль в Олдборо. В 1957 году заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне . Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» . В 1960-е годы Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» третья из них, «Блудный сын» , посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию. Особый успех выпал на долю Военного Реквиема , написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками в городе Ковентри. Его исполнили впервые в 1962 году. Успех был настолько оглушительным, что Реквием разошёлся за первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок. Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижёр, гастролируя в разных странах. Бриттен неоднократно бывал в СССР — в 1963, 1964, 1971 годах. В 1970-е годы к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание. В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса. В 1976 году, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо. Бриттену посвящён ряд сочинений других композиторов, в том числе 14-я симфония Д. Д. Шостаковича и «Cantus» А. Пярта. В честь композитора назван астероид (4079) Бриттен. Сочинения Для оркестра Мстислав Ростропович и Бриттен, 1964 Два портрета, для струнного оркестра (1930) Симфониетта, op. 1 Простая симфония для струнного оркестра, op. 4 (2-я редакция — 1934) Музыкальные вечера . Сюита № 1 на музыку Дж.Россини, op. 9 (1936) Вариации на тему Фрэнка Бриджа, для струнного оркестра, op. 10 Канадский карнавал. Увертюра для оркестра, op. 19 Симфония-реквием , op. 20 (1940) Музыкальные утренники . Сюита № 2 на музыку Дж.Россини, op. 24 (1941) Путеводитель по оркестру для юных слушателей (вариации и фуга на тему Пёрселла), для чтеца с оркестром, op. 34 (1945) Люди доброй воли. Вариации на рождественскую кэрол . Для музыкального театра Питер Граймс (опера; 1945) Поругание Лукреции (опера; 1946) Альберт Херринг (опера; 1947) Давайте ставить оперу (детская опера; 1949) Билли Бад (опера; 1951) Глориана (опера; 1953) Поворот винта (опера; 1954) Принц пагод(The Prince of the Pagodas), балет (op. 57; 1957) Ноев ковчег. Честерский миракль, положенный на музыку, op. 59 (1958) Сон в летнюю ночь (опера; 1960) Река Керлью (опера-притча; op. 71; 1964) Золотая тщета. Водевиль для хора мальчиков и фортепиано на текст старой английской баллады, op. 78 (1966) Пещное действо Блудный сы, опера-притча, op. 81 (1968) Смерть в Венеции, опера (1973) Оуэн Уингрейв, опера, op. 85
МБУ ДО "ДШИ с. Федосеевка"
Лекция «Бенджамин Бриттен»
Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен британский композитор, дирижёр и пианист. Один из крупнейших английских композиторов XX века. С 1927 года брал частные уроки музыки у Фрэнка Бриджа , затем в 1929—1933 годах занимался в Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (фортепиано); от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа. В 1928—1930 годах учился в Школе Грешема и жил в пансионате Фарфилд.
Уже ранние произведения Бриттена — «Гимн Деве» , хоровые вариации «Младенец родился» — привлекли внимание музыкальной общественности.
В 1935—1942 годах Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом: плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах» , музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» , созданная после переезда обоих в США.
В 1936 году началось сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом.
После возвращения Бриттена и Пирса из США в 1942 году композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» и «Поворот винта» (The Turn of the Screw; 1954, заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы , ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе (1964).
В 1948 году Бриттен основал музыкальный фестиваль в Олдборо.
В 1957 году заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне . Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» .
В 1960-е годы Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» третья из них, «Блудный сын» , посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию.
Особый успех выпал на долю Военного Реквиема , написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками в городе Ковентри. Его исполнили впервые в 1962 году. Успех был настолько оглушительным, что Реквием разошёлся за первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок.
Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижёр, гастролируя в разных странах. Бриттен неоднократно бывал в СССР — в 1963, 1964, 1971 годах.
В 1970-е годы к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание. В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса.
В 1976 году, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо. Бриттену посвящён ряд сочинений других композиторов, в том числе 14-я симфония Д. Д. Шостаковича и «Cantus» А. Пярта. В честь композитора назван астероид (4079) Бриттен.
Сочинения
Для оркестра
Мстислав Ростропович и Бриттен, 1964
Два портрета, для струнного оркестра (1930)
Симфониетта, op. 1
Простая симфония для струнного оркестра, op. 4 (2-я редакция — 1934)
Музыкальные вечера . Сюита № 1 на музыку Дж.Россини, op. 9 (1936)
Вариации на тему Фрэнка Бриджа, для струнного оркестра, op. 10
Канадский карнавал. Увертюра для оркестра, op. 19
Симфония-реквием , op. 20 (1940)
Музыкальные утренники . Сюита № 2 на музыку Дж.Россини, op. 24 (1941)
Путеводитель по оркестру для юных слушателей (вариации и фуга на тему Пёрселла), для чтеца с оркестром, op. 34 (1945)
Люди доброй воли. Вариации на рождественскую кэрол .
Для музыкального театра
Питер Граймс (опера; 1945)
Поругание Лукреции (опера; 1946)
Альберт Херринг (опера; 1947)
Давайте ставить оперу (детская опера; 1949)
Билли Бад (опера; 1951)
Глориана (опера; 1953)
Поворот винта (опера; 1954)
Принц пагод(The Prince of the Pagodas), балет (op. 57; 1957)
Ноев ковчег. Честерский миракль, положенный на музыку, op. 59 (1958)
Сон в летнюю ночь (опера; 1960)
Река Керлью (опера-притча; op. 71; 1964)
Золотая тщета. Водевиль для хора мальчиков и фортепиано на текст старой английской баллады, op. 78 (1966)
Пещное действо
Блудный сы, опера-притча, op. 81 (1968)
Смерть в Венеции, опера (1973)
Оуэн Уингрейв, опера, op. 85