Годы Великой Отечественной войны стали испытанием для советского народа. Каждый ковал победу на фронте и в тылу. Взрослые и дети вносили свой вклад в борьбу с фашистами. Одновременно с солдатами на поле боя и работниками тыла в строй встала песня. Именно песня поддерживала дух народа и поднимала патриотизм в сердцах. В первые месяцы войны советские композиторы сочинили десятки песен, большинство из которых «ушли на фронт». Песня играла очень важную роль в годы Великой Отечественной войны; являясь ценным историческим источником, культурным наследием, памятником героическим и творческим защитникам Отчизны. Песня и музыка всегда были сильным оружием, а особенно их влияние несоизмеримо усилилось во время Великой Отечественной Войны. Песня шагала в одних рядах с воинами, не давала пасть их боевому духу, поддерживала и гражданское население – тыл. Военные песни стали прекрасным "нерукотворным" памятником героизму русского народа в борьбе с врагом. В них соединились все чувства, все тяготы и переживания простых людей, защищающих свою бескрайнюю Родину и многонациональный народ. Песни - лирическая летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло более 77 лет со дня Победы, но песни далеких и грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Если собрать все лучшее, созданное поэтами и композиторами на тему Великой Отечественной Войны, можно создать музыкальную антологию самой истории тех лет. Можно услышать, как в жарком лете шелестела листва на деревьях, развивался волнами ковыль, дышала целина, как нервно отстукивали часы, как с криком рвались бойцы сквозь пулеметный огонь, как общими усилиями и трудом ковалась Победа; можно услышать плач матерей, скорбь близких, услышать четкий строевой шаг солдат, долгожданные салюты победного мая, ликование огромной страны! Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом заключена ее огромная сила. Именно в данном песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм и любовь к Родине, –все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Военные песни всегда вызывали у нас большой интерес. Актуальны они и сегодня. И что как не песни о Великой Отечественной войне, таящие в себе тайны великой беды, горечи утраты и чаяния русского народа, может нам в этом помочь? Музыка военных лет! Иной раз задумаешься: за что её так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Должно быть не только за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и музыкального языка. Безусловно, и это все важно, но главное их достоинство – стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть. Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней. Роль песен в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба. Через несколько дней после начала войны, по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Это песня «Священная война». Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газете на третий день войны. Газету передали руководителю прославленного Краснознаменного ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора – в них было то, чем жил он сам все эти первые дни войны, его мысли и чувства. И, как бы сам собою, возник их музыкальный образ, слышалась мелодия. Впервые эта песня была исполнена на Белорусском вокзале для уходящих на фронт бойцов. Весь вокзал словно замер. Все, и артисты, и слушатели, бойцы, и те, кто их провожал, испытали настоящее потрясение. В наступившей напряженной тишине все слушали стоя. Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтоб увезти с собой на фронт. Эта песня была музыкальной эмблемой Великой Отечественной Войны. Не только марши, но и суровые песни-вальсы были созданы на войне. «Прощайте, скалистые горы». Эта песня посвящена североморцам, и родилась она на Северном флоте. В 1942 году рядовой пушечно-артиллерийского полка Николай Букин прислал свои стихи в редакцию газеты, их опубликовали в ближайшем номере. Листая подшивку газет, на эти стихи наткнулся композитор Евгений Жарковский, тоже служивший на Северном флоте. Потянулся к роялю. Снова и снова проигрывал мелодию, которая становилась все более певучей и стройной. Суровая героика. И вдруг - вальс. А почему бы и вальсу не быть героическим? Какое время, такой и вальс. Полюбили эту песню на всех флотах, и не только на флотах. Песня «Прощайте скалистые горы» не забыта и в наши дни, её всегда поют моряки-североморцы, она признана неофициальным гимном Северного флота. На войне сложено и пелось немало боевых громких песен. Прямыми словами говорилось в этих песнях об оружии, о ненависти, о боевых дорогах. Это были очень нужные песни, просто необходимые слова, много сделавшие для фронта и тыла. И все же закрепилась в памяти самой истории тихая «Землянка». Дата написания – ноябрь 1941 года. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Он не писал стихотворения специально, просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая там обстановка. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту, которую все знали – мелодия была очень понятной и долгожданной. Листов прибыл в редакцию газеты Западного фронта, показал песню там. Затем она была исполнена по радио. «Землянку» полюбили все: и бойцы, и те, кто их ждал дома. Полюбили за суровую правду. Не менее популярная была всем известная песня «Катюша». Осенью 1938 года «Катюша» впервые была исполнена Государственным джаз-оркестром и его солистами. Поэт Михаил Исаковский написал стихи, а композитор Матвей Блантер сочинил музыку на эти стихи. По воспоминаниям М.И. Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов». Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню. Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши» создали. Да, в годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Она прошла всю войну. "Катюшами" на фронте стали называть реактивные миномёты – грозное оружие того времени. Много песен, написанных композиторами в годы войны, боевым духом приближали Победу. Вот уже 77 лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу. И поэтому песни, созданные во время войны и песни, написанные о войне в мирное время, тоже не будут забыты никогда.
МБУ ДО "ДШИ с. Федосеевка"
Лекция «Песни военных лет»
Годы Великой Отечественной войны стали испытанием для советского народа. Каждый ковал победу на фронте и в тылу. Взрослые и дети вносили свой вклад в борьбу с фашистами. Одновременно с солдатами на поле боя и работниками тыла в строй встала песня.
Именно песня поддерживала дух народа и поднимала патриотизм в сердцах. В первые месяцы войны советские композиторы сочинили десятки песен, большинство из которых «ушли на фронт».
Песня играла очень важную роль в годы Великой Отечественной войны; являясь ценным историческим источником, культурным наследием, памятником героическим и творческим защитникам Отчизны.
Песня и музыка всегда были сильным оружием, а особенно их влияние несоизмеримо усилилось во время Великой Отечественной Войны.
Песня шагала в одних рядах с воинами, не давала пасть их боевому духу, поддерживала и гражданское население – тыл.
Военные песни стали прекрасным "нерукотворным" памятником героизму русского народа в борьбе с врагом. В них соединились все чувства, все тяготы и переживания простых людей, защищающих свою бескрайнюю Родину и многонациональный народ.
Песни - лирическая летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло более 77 лет со дня Победы, но песни далеких и грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
Если собрать все лучшее, созданное поэтами и композиторами на тему Великой Отечественной Войны, можно создать музыкальную антологию самой истории тех лет. Можно услышать, как в жарком лете шелестела листва на деревьях, развивался волнами ковыль, дышала целина, как нервно отстукивали часы, как с криком рвались бойцы сквозь пулеметный огонь, как общими усилиями и трудом ковалась Победа; можно услышать плач матерей, скорбь близких, услышать четкий строевой шаг солдат, долгожданные салюты победного мая, ликование огромной страны!
Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом заключена ее огромная сила. Именно в данном песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм и любовь к Родине, –все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями.
Военные песни всегда вызывали у нас большой интерес. Актуальны они и сегодня. И что как не песни о Великой Отечественной войне, таящие в себе тайны великой беды, горечи утраты и чаяния русского народа, может нам в этом помочь?
Музыка военных лет! Иной раз задумаешься: за что её так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Должно быть не только за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и музыкального языка. Безусловно, и это все важно, но главное их достоинство – стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть.
Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.
Роль песен в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба.
Через несколько дней после начала войны, по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Это песня «Священная война».
Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газете на третий день войны. Газету передали руководителю прославленного Краснознаменного ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову.
Стихи потрясли композитора – в них было то, чем жил он сам все эти первые дни войны, его мысли и чувства. И, как бы сам собою, возник их музыкальный образ, слышалась мелодия. Впервые эта песня была исполнена на Белорусском вокзале для уходящих на фронт бойцов.
Весь вокзал словно замер. Все, и артисты, и слушатели, бойцы, и те, кто их провожал, испытали настоящее потрясение.
В наступившей напряженной тишине все слушали стоя. Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтоб увезти с собой на фронт. Эта песня была музыкальной эмблемой Великой Отечественной Войны.
Не только марши, но и суровые песни-вальсы были созданы на войне. «Прощайте, скалистые горы». Эта песня посвящена североморцам, и родилась она на Северном флоте. В 1942 году рядовой пушечно-артиллерийского полка Николай Букин прислал свои стихи в редакцию газеты, их опубликовали в ближайшем номере. Листая подшивку газет, на эти стихи наткнулся композитор Евгений Жарковский, тоже служивший на Северном флоте. Потянулся к роялю. Снова и снова проигрывал мелодию, которая становилась все более певучей и стройной.
Суровая героика. И вдруг - вальс. А почему бы и вальсу не быть героическим? Какое время, такой и вальс. Полюбили эту песню на всех флотах, и не только на флотах. Песня «Прощайте скалистые горы» не забыта и в наши дни, её всегда поют моряки-североморцы, она признана неофициальным гимном Северного флота.
На войне сложено и пелось немало боевых громких песен. Прямыми словами говорилось в этих песнях об оружии, о ненависти, о боевых дорогах.
Это были очень нужные песни, просто необходимые слова, много сделавшие для фронта и тыла. И все же закрепилась в памяти самой истории тихая «Землянка». Дата написания – ноябрь 1941 года. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага».
После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Он не писал стихотворения специально, просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая там обстановка.
Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту, которую все знали – мелодия была очень понятной и долгожданной. Листов прибыл в редакцию газеты Западного фронта, показал песню там. Затем она была исполнена по радио. «Землянку» полюбили все: и бойцы, и те, кто их ждал дома. Полюбили за суровую правду.
Не менее популярная была всем известная песня «Катюша». Осенью 1938 года «Катюша» впервые была исполнена Государственным джаз-оркестром и его солистами. Поэт Михаил Исаковский написал стихи, а композитор Матвей Блантер сочинил музыку на эти стихи.
По воспоминаниям М.И. Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов».
Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню. Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши» создали.
Да, в годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Она прошла всю войну. "Катюшами" на фронте стали называть реактивные миномёты – грозное оружие того времени.
Много песен, написанных композиторами в годы войны, боевым духом приближали Победу.
Вот уже 77 лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу. И поэтому песни, созданные во время войны и песни, написанные о войне в мирное время, тоже не будут забыты никогда.