При одном упоминании этого имени – Андрей Петров – в душе сразу возникает мелодия. Мелодия родная, близкая, ставшая частью нашего бытия. Да и сам этот человек был мелодией. Думаю, в нашей стране нет ни одного человека, кто бы не знал его музыки. Жизнь давно уже поставила знак равенства между творчеством композитора Андрея Петрова и кинематографом. Действительно, трудно себе представить наш российский, советский кинематограф без музыки этого композитора. Совсем не странно, что даты их рождения близки друг от друга. 27 августа мы отмечаем День Российского кино, а 2-го сентября – день рождения Андрея Петрова. В 2020 году ему бы исполнилось 90 лет. Одна из самых известных и узнаваемых в мире музыки кино-мелодий – это вальс из фильма «Берегись автомобиля». Написал ее Андрей Петров, как и множество других мелодий к более чем 80-ти фильмам. Это «Я шагаю по Москве», «Служебный роман», «Человек-амфибия», «Жестокий романс», «Осенний марафон» и т. д. Фильмы Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Алексея Германа, Станислава Ростоцкого не были бы такими значимыми и популярными, если бы не музыка Андрея Петрова. Его песни в одночасье становились хитами. В 60-е годы музыка к фильму «Человек-амфибия» сотворила настоящий «бум». Песню «Нам бы, нам бы всем на дно» пела буквально вся страна. Не каждый композитор получает признание при жизни. А Андрей Павлович получил. Отсюда – множество премий, таких, как «Ника», «Золотой Овен» и др. Скажете, это попсовый композитор? Совсем не так. Петров – это серьезный композитор. После окончания консерватории он писал оперы и балеты, инструментальные концерты, симфонические произведения, музыку к театральным спектаклям. И все они нашли высокую оценку критики. В 1958 году Петров написал балет «Берег надежды», а в 1968 году – балет «Сотворение мира». Последний получил всемирное признание. В этом балете танцевал знаменитый Михаил Барышников. Симфонии Петрова стремились исполнять самые знаменитые дирижеры: Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Гюнтер Шулер (США), Козухира Монзуми (Япония). Родился Андрей Петров в Ленинграде в 1930 году в семье военного хирурга (отец) и художницы матери. Во время Великой Отечественной войны с матерью он оказался в эвакуации в Сибири. Там им овладело серьезное увлечение литературой. От чтения Андрей перешел к сочинительству. Писал рассказы, сам их же и иллюстрировал. Уже тогда он хорошо играл на скрипке. Но быть музыкантом не собирался. Все решил случай. В 1945 году будущий композитор посмотрел фильм «Большой вальс» об Иоганне Штраусе. Петров вспоминал: «Там так обманно была показана профессия композитора! Птица пропела – родился вальс, почтовый рожок прозвучал – возникла симфония! Цветы, красивые женщины, вся Вена поет и танцует. Все! Я должен стать композитором». Значимым событием в жизни Андрея Петрова стала встреча с кинорежиссером Георгием Данелия. Начало к их долгому сотрудничеству положила музыка к фильму «Путь к причалу». А в 1964 году Андрей Петров на долгие годы становится председателем правления Ленинградского союза композиторов. И в этом же году появляется песня к фильму Данелия «Я шагаю по Москве». 1965 год. И вновь счастливая встреча. На этот раз с кинорежиссером Эльдаром Рязановым. Результат их сотрудничества широко известен – это музыка к фильмам «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Служебный роман», «Гараж», «Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «Небеса обетованные» и др. Кстати, Андрей Петров никогда не скрывал, что плохо играет на фортепиано. В связи с этим сотрудничества с Рязановым (О, ужас!) могло и не случиться. Эльдар Александрович вспоминал: «Я когда с ним только познакомился, и он наиграл мне наброски к фильму «Берегись автомобиля». Я был страшно разочарован! С таким композитором я работать не буду. И вдруг меня осенило: он просто плохо играет. К инструменту сел другой человек, сыграл все то же самое, и это был мой сплошной восторг». Здесь надо назвать основной принцип в кино-творчестве Андрея Петрова: он никогда не повторялся. После успеха в лирической комедии Данелии «Я шагаю по Москве» композитору полился поток предложений написать похожее – легкое, лирическое. Но Петров не работал по шаблону. Во всей своей музыке он был совершенно разный. Вот увертюра к фильму «Укрощение огня». Кто композитор? Свиридов? Артемьев? Оказывается, Петров. Этот милый, мягкий Андрей Петров – и такая мощная взрывная музыка. Многие артисты безмерно благодарны Петрову за умение работать с теми из них, которые никогда не пели в кино. Юный Никита Михалков впервые запел в «Я шагаю по Москве». И песню подхватила вся страна. Успех Михалкова повторился через 20 лет в фильме «Жестокий романс». Как он работал с артистами? Садился вместе с артистом за рояль и терпеливо подбирал диапазон, в котором актер способен исполнять песню. Так, в фильме Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» запели артисты, которые и петь-то не умели: В. Гафт, С. Садальский, И. Мазуркевич, Н. Гундарева. Все они вспоминали, что это было сущей пыткой. Но результат! Нам, зрителям, он известен. И А. Петров, и Э. Рязанов знали, что драматический артист должен петь не голосом, а сердцем. В 80-90-е и в двухтысячные Андрей Петров продолжает писать и симфонические произведения – «Русь колокольная», «Время Христа» и музыку к телефильмам «Благородный разбойник Владимир Дубровский», «Петербургские тайны», к фильмам «Старые клячи», «Небеса обетованные», «Странные мужчины Семеновой Екатерины», «Настя», «Хрусталев, машину», «Бедный, бедный Павел» и др. По стопам отца пошла дочь Ольга. Вместе с ней Петров написал мюзиклы «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка и «Капитанская дочка» по повести Александра Пушкина. Незадолго до смерти в 2005 году Андрей Петров представил слушателям свою новую симфонию-фантазию «Прощание с…». «Это не реквием, это воспоминание о том прекрасном, с чем, к сожалению, приходится прощаться», – сказал Андрей Петров в одном из интервью. Симфония написана в спокойной интонации, в ней – вся его музыка, весь его характер, вся благодарность его счастливой композиторской и человеческой судьбе. В 2006 году вся страна отмечала 75-летие композитора. Но поздравительные телеграммы он уже читал в больнице. В реанимации после операции он попросил не стакан воды, а нотную бумагу. Он спешил. Словно чувствовал, что не успеет. 15 февраля после перенесенного ишемического инсульта Андрея Петрова не стало. Он часто шутил, что после смерти в его честь ничего не придется переименовывать. Жил он на Петровской набережной напротив домика Петра 1. И даже кабинетный рояль был его однофамильцем. Музыка Андрея Петрова продолжает звучать во всем мире. В Санкт-Петербурге в издательстве Ивана Лимбаха 10 лет назад издана книга Олега Сердобольского «Ваш Андрей Петров. Композитор в воспоминаниях современников». Многие известные персоны – Родион Щедрин, Михаил Барышников, Жорес Алферов, Юрий Темирканов, Евгений Евтушенко, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Семен Альтов, Олег Басилашвили, Алиса Френдлих и многие-многие другие – вспоминают Андрея Петрова, и каждый открывает в нем какую-то свою грань личности. Источники: Сердобольский О.М. Ваш Андрей Петров. Композитор в воспоминаниях современников. – Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 2010. Сердобольский О. Композитор Андрей Петров. – Санкт-Петербург : Издательство «Композитор», 2008. Павлова И. «Свой Петров // Санкт-Петербургские ведомости. – 2015. – 2 сент.
МБУ ДО "ДШИ с. Федосеевка"
Лекция «Андрей Павлович Петров»
При одном упоминании этого имени – Андрей Петров – в душе сразу возникает мелодия. Мелодия родная, близкая, ставшая частью нашего бытия. Да и сам этот человек был мелодией. Думаю, в нашей стране нет ни одного человека, кто бы не знал его музыки.
Жизнь давно уже поставила знак равенства между творчеством композитора Андрея Петрова и кинематографом. Действительно, трудно себе представить наш российский, советский кинематограф без музыки этого композитора. Совсем не странно, что даты их рождения близки друг от друга. 27 августа мы отмечаем День Российского кино, а 2-го сентября – день рождения Андрея Петрова. В 2020 году ему бы исполнилось 90 лет.
Одна из самых известных и узнаваемых в мире музыки кино-мелодий – это вальс из фильма «Берегись автомобиля». Написал ее Андрей Петров, как и множество других мелодий к более чем 80-ти фильмам. Это «Я шагаю по Москве», «Служебный роман», «Человек-амфибия», «Жестокий романс», «Осенний марафон» и т. д.
Фильмы Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Алексея Германа, Станислава Ростоцкого не были бы такими значимыми и популярными, если бы не музыка Андрея Петрова. Его песни в одночасье становились хитами. В 60-е годы музыка к фильму «Человек-амфибия» сотворила настоящий «бум». Песню «Нам бы, нам бы всем на дно» пела буквально вся страна.
Не каждый композитор получает признание при жизни. А Андрей Павлович получил. Отсюда – множество премий, таких, как «Ника», «Золотой Овен» и др.
Скажете, это попсовый композитор? Совсем не так. Петров – это серьезный композитор. После окончания консерватории он писал оперы и балеты, инструментальные концерты, симфонические произведения, музыку к театральным спектаклям. И все они нашли высокую оценку критики. В 1958 году Петров написал балет «Берег надежды», а в 1968 году – балет «Сотворение мира». Последний получил всемирное признание. В этом балете танцевал знаменитый Михаил Барышников. Симфонии Петрова стремились исполнять самые знаменитые дирижеры: Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Гюнтер Шулер (США), Козухира Монзуми (Япония).
Родился Андрей Петров в Ленинграде в 1930 году в семье военного хирурга (отец) и художницы матери. Во время Великой Отечественной войны с матерью он оказался в эвакуации в Сибири. Там им овладело серьезное увлечение литературой. От чтения Андрей перешел к сочинительству. Писал рассказы, сам их же и иллюстрировал. Уже тогда он хорошо играл на скрипке. Но быть музыкантом не собирался. Все решил случай. В 1945 году будущий композитор посмотрел фильм «Большой вальс» об Иоганне Штраусе. Петров вспоминал: «Там так обманно была показана профессия композитора! Птица пропела – родился вальс, почтовый рожок прозвучал – возникла симфония! Цветы, красивые женщины, вся Вена поет и танцует. Все! Я должен стать композитором».
Значимым событием в жизни Андрея Петрова стала встреча с кинорежиссером Георгием Данелия. Начало к их долгому сотрудничеству положила музыка к фильму «Путь к причалу».
А в 1964 году Андрей Петров на долгие годы становится председателем правления Ленинградского союза композиторов. И в этом же году появляется песня к фильму Данелия «Я шагаю по Москве».
1965 год. И вновь счастливая встреча. На этот раз с кинорежиссером Эльдаром Рязановым. Результат их сотрудничества широко известен – это музыка к фильмам «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Служебный роман», «Гараж», «Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «Небеса обетованные» и др.
Кстати, Андрей Петров никогда не скрывал, что плохо играет на фортепиано. В связи с этим сотрудничества с Рязановым (О, ужас!) могло и не случиться. Эльдар Александрович вспоминал: «Я когда с ним только познакомился, и он наиграл мне наброски к фильму «Берегись автомобиля». Я был страшно разочарован! С таким композитором я работать не буду. И вдруг меня осенило: он просто плохо играет. К инструменту сел другой человек, сыграл все то же самое, и это был мой сплошной восторг».
Здесь надо назвать основной принцип в кино-творчестве Андрея Петрова: он никогда не повторялся. После успеха в лирической комедии Данелии «Я шагаю по Москве» композитору полился поток предложений написать похожее – легкое, лирическое. Но Петров не работал по шаблону. Во всей своей музыке он был совершенно разный. Вот увертюра к фильму «Укрощение огня». Кто композитор? Свиридов? Артемьев? Оказывается, Петров. Этот милый, мягкий Андрей Петров – и такая мощная взрывная музыка.
Многие артисты безмерно благодарны Петрову за умение работать с теми из них, которые никогда не пели в кино. Юный Никита Михалков впервые запел в «Я шагаю по Москве». И песню подхватила вся страна. Успех Михалкова повторился через 20 лет в фильме «Жестокий романс». Как он работал с артистами? Садился вместе с артистом за рояль и терпеливо подбирал диапазон, в котором актер способен исполнять песню. Так, в фильме Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» запели артисты, которые и петь-то не умели: В. Гафт, С. Садальский, И. Мазуркевич, Н. Гундарева. Все они вспоминали, что это было сущей пыткой. Но результат! Нам, зрителям, он известен. И А. Петров, и Э. Рязанов знали, что драматический артист должен петь не голосом, а сердцем.
В 80-90-е и в двухтысячные Андрей Петров продолжает писать и симфонические произведения – «Русь колокольная», «Время Христа» и музыку к телефильмам «Благородный разбойник Владимир Дубровский», «Петербургские тайны», к фильмам «Старые клячи», «Небеса обетованные», «Странные мужчины Семеновой Екатерины», «Настя», «Хрусталев, машину», «Бедный, бедный Павел» и др.
По стопам отца пошла дочь Ольга. Вместе с ней Петров написал мюзиклы «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка и «Капитанская дочка» по повести Александра Пушкина.
Незадолго до смерти в 2005 году Андрей Петров представил слушателям свою новую симфонию-фантазию «Прощание с…». «Это не реквием, это воспоминание о том прекрасном, с чем, к сожалению, приходится прощаться», – сказал Андрей Петров в одном из интервью. Симфония написана в спокойной интонации, в ней – вся его музыка, весь его характер, вся благодарность его счастливой композиторской и человеческой судьбе.
В 2006 году вся страна отмечала 75-летие композитора. Но поздравительные телеграммы он уже читал в больнице. В реанимации после операции он попросил не стакан воды, а нотную бумагу. Он спешил. Словно чувствовал, что не успеет. 15 февраля после перенесенного ишемического инсульта Андрея Петрова не стало.
Он часто шутил, что после смерти в его честь ничего не придется переименовывать. Жил он на Петровской набережной напротив домика Петра 1. И даже кабинетный рояль был его однофамильцем.
Музыка Андрея Петрова продолжает звучать во всем мире.
В Санкт-Петербурге в издательстве Ивана Лимбаха 10 лет назад издана книга Олега Сердобольского «Ваш Андрей Петров. Композитор в воспоминаниях современников». Многие известные персоны – Родион Щедрин, Михаил Барышников, Жорес Алферов, Юрий Темирканов, Евгений Евтушенко, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Семен Альтов, Олег Басилашвили, Алиса Френдлих и многие-многие другие – вспоминают Андрея Петрова, и каждый открывает в нем какую-то свою грань личности.
Источники:
Сердобольский О.М. Ваш Андрей Петров. Композитор в воспоминаниях современников. – Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 2010.
Сердобольский О. Композитор Андрей Петров. – Санкт-Петербург : Издательство «Композитор», 2008.
Павлова И. «Свой Петров // Санкт-Петербургские ведомости. – 2015. – 2 сент.