Месса – это многочастное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра, представляет собой собрание частей католической литургии латинского обряда, тексты которой положены на музыку. Мессы, представляющие собой музыкально-художественную ценность, могут исполняться вне богослужения на концертах, более того многие мессы позднейшего времени специально сочинялись либо для исполнения в концертном зале, либо по случаю какого-либо торжества.
Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу XIV века музыка к 6 частям ординария заняла главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на Cantus firmus.
Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей считается английский композитор Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс было творчество Жоскена Депре (ок. 20 месс), который также был одним из первых, кто использовал прием пародии.
В XVI веке заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной заново, тем самым образуя тип мессы-пародии. Писались они большинством композиторов позднего Возрождения, в т.ч. Палестриной, Лассо и др. Тогда же получили распространение иные типы - каноническая месса и месса- паравраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов.
В XV—XVI веках сложилась также органная месса, где вокальные части чередуются с частями исполняемыми на органе, позднее органные мессы предполагали солирующую роль органа в сопровождении, но есть также органные мессы, где вокальные части вовсе заменены органными обработками, например, Органная месса И.С. Баха.
В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.
В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпоху романтизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке.
Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей:
Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы, традиционно она состоит из шести разделов: Kyrye eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Benedictus (Благословен) и Agnus Dei (Ангел Божий).
Богослужение, во время которого исполняется музыкальная месса, т.е. все части ординария полностью поются, — Торжественная месса или Высокая месса («Высокая месса» — в протестантском направлении Высокой церкви). Если неизменяемые части мессы не поются, а полностью или частично читаются, такое богослужение — Тихая месса или Низкая месса. Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на одну неизменяемую часть мессы. Из наиболее известных —Kyrie соль минор RV 587, Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка.
В настоящее время музыковеды различают следующие типы месс: • Месса на Cantus firmus • Месса-пародия (на основе мотетов, шансон и мадригалов) • Каноническая месса • Заупокойная месса - Реквием • Короткая месса • Месса-парафраза • Органная месса • Месса-кантата • Металлическая месса
Состав исполнителей мессы долгое время определялся эпохой, предписанными церковным руководством (заказчиком) указаниями, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу весьма разнообразны. До XIX века мессы писались исключительно для мужского состава исполнителей, высокие хоровые и сольные партии исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами – контр тенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении.
Основные хоровые составы: • Мужской хор • Хор мальчиков, юношей и мужчин • Смешанный хор • Детский хор
Дополняющие разновидности: • А капелла (в т.ч. мессы Григорианского пения) • Струнное, оркестровое и/или органное сопровождение • Два хора • Вокальные и/или инструментальные солисты Среди известных месс можно перечислить: • Гийом де Машо — «Месса Нотр-Дам» («Messe de Notre Dame», ок. 1350) • Иоганн Себастьян Бах — Высокая месса си минор BWV 232 для солистов, хора и оркестра (1749) — выдающийся пример мессы-кантаты, где 6 частей ординария делятся на 24 части. • Иоганн Себастьян Бах — «Немецкая органная месса» BWV 669—689 • Людвиг ван Бетховен — Торжественная месса для трёх солистов (сопрано, тенор, бас), хора и оркестра (1824) • Гектор Берлиоз — Торжественная месса для трёх солистов (сопрано, тенор, бас), хора и оркестра (1824) • Ференц Лист — Гранская месса для солистов, хора, оркестра и органа (1855) • Франц Йозеф Гайдн написал 14 месс, из которых наиболее известные: • Missa brevis (ок. 1750, Hob.XXII:1) • Missa in honorem Beatissimae Virginis Mariae, «Большая органная месса» (1770, Hob.XXII:4) для хора, солистов, органа и оркестра • Missa brevis Sancti Johannis de Deo, «Малая органная месса» (ок. 1778, Hob.XXII:7) для хора, солистов, органа и оркестра • Missa Cellensis, «Мариацельская месса» (1782, Hob.XXII:8) • Missa in Angustiis, «Нельсон-месса» (1798, Hob.XXII:11) • Джакомо Пуччини — Месса для четырехголосного хора и оркестра (1880) • Леош Яначек — Glagolská mše («Глаголическая месса» с текстом на церковнославянском языке, 1926) • Ян Дисмас Зеленка — Missa Dei Patris ZWV 19 (Месса Бога-Отца) для хора, солистов и оркестра
МБУ ДО "ДШИ с. Федосеевка"
Лекция «Жанр хоровой музыки»
Месса – это многочастное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра, представляет собой собрание частей католической литургии латинского обряда, тексты которой положены на музыку. Мессы, представляющие собой музыкально-художественную ценность, могут исполняться вне богослужения на концертах, более того многие мессы позднейшего времени специально сочинялись либо для исполнения в концертном зале, либо по случаю какого-либо торжества.
Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу XIV века музыка к 6 частям ординария заняла главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на Cantus firmus.
Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей считается английский композитор Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс было творчество Жоскена Депре (ок. 20 месс), который также был одним из первых, кто использовал прием пародии.
В XVI веке заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной заново, тем самым образуя тип мессы-пародии. Писались они большинством композиторов позднего Возрождения, в т.ч. Палестриной, Лассо и др. Тогда же получили распространение иные типы - каноническая месса и месса- паравраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов.
В XV—XVI веках сложилась также органная месса, где вокальные части чередуются с частями исполняемыми на органе, позднее органные мессы предполагали солирующую роль органа в сопровождении, но есть также органные мессы, где вокальные части вовсе заменены органными обработками, например, Органная месса И.С. Баха.
В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.
В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпоху романтизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке.
Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей:
Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы, традиционно она состоит из шести разделов: Kyrye eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Benedictus (Благословен) и Agnus Dei (Ангел Божий).
Богослужение, во время которого исполняется музыкальная месса, т.е. все части ординария полностью поются, — Торжественная месса или Высокая месса («Высокая месса» — в протестантском направлении Высокой церкви). Если неизменяемые части мессы не поются, а полностью или частично читаются, такое богослужение — Тихая месса или Низкая месса.
Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на одну неизменяемую часть мессы. Из наиболее известных —Kyrie соль минор RV 587, Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка.
В настоящее время музыковеды различают следующие типы месс:
• Месса на Cantus firmus
• Месса-пародия (на основе мотетов, шансон и мадригалов)
• Каноническая месса
• Заупокойная месса - Реквием
• Короткая месса
• Месса-парафраза
• Органная месса
• Месса-кантата
• Металлическая месса
Состав исполнителей мессы долгое время определялся эпохой, предписанными церковным руководством (заказчиком) указаниями, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу весьма разнообразны. До XIX века мессы писались исключительно для мужского состава исполнителей, высокие хоровые и сольные партии исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами – контр тенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении.
Основные хоровые составы:
• Мужской хор
• Хор мальчиков, юношей и мужчин
• Смешанный хор
• Детский хор
Дополняющие разновидности:
• А капелла (в т.ч. мессы Григорианского пения)
• Струнное, оркестровое и/или органное сопровождение
• Два хора
• Вокальные и/или инструментальные солисты
Среди известных месс можно перечислить:
• Гийом де Машо — «Месса Нотр-Дам» («Messe de Notre Dame», ок. 1350)
• Иоганн Себастьян Бах — Высокая месса си минор BWV 232 для солистов, хора и оркестра (1749) — выдающийся пример мессы-кантаты, где 6 частей ординария делятся на 24 части.
• Иоганн Себастьян Бах — «Немецкая органная месса» BWV 669—689
• Людвиг ван Бетховен — Торжественная месса для трёх солистов (сопрано, тенор, бас), хора и оркестра (1824)
• Гектор Берлиоз — Торжественная месса для трёх солистов (сопрано, тенор, бас), хора и оркестра (1824)
• Ференц Лист — Гранская месса для солистов, хора, оркестра и органа (1855)
• Франц Йозеф Гайдн написал 14 месс, из которых наиболее известные:
• Missa brevis (ок. 1750, Hob.XXII:1)
• Missa in honorem Beatissimae Virginis Mariae, «Большая органная месса» (1770, Hob.XXII:4) для хора, солистов, органа и оркестра
• Missa brevis Sancti Johannis de Deo, «Малая органная месса» (ок. 1778, Hob.XXII:7) для хора, солистов, органа и оркестра
• Missa Cellensis, «Мариацельская месса» (1782, Hob.XXII:8)
• Missa in Angustiis, «Нельсон-месса» (1798, Hob.XXII:11)
• Джакомо Пуччини — Месса для четырехголосного хора и оркестра (1880)
• Леош Яначек — Glagolská mše («Глаголическая месса» с текстом на церковнославянском языке, 1926)
• Ян Дисмас Зеленка — Missa Dei Patris ZWV 19 (Месса Бога-Отца) для хора, солистов и оркестра
Источник: https://poznayka.org/s4546t1.html