Направления и методы его развития» Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха. Хорошо развитый слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможность чтения с листа, ускоряет заучивание на память, повышает самоконтроль над исполнением музыки (при пении или при игре на инструменте). Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, а возможности его развития практически безграничны. Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности. Свойства и виды музыкального слуха. Музыкальный слух — это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма). Различают 2 разновидности музыкального слуха: 1. Способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух; 2. Способность внутреннего слушания и воспроизведения музыки - внутренний музыкальный слух или внутреннее слуховое представление. Деление музыкального слуха на внешний (как восприятие) и внутренний (как представление музыкального материала) соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей, а именно - восприятию явлений и предметов и представление их. Музыкальный слух включает в себя несколько видов: • звуковысотный, • мелодический, • полифонический, • гармонический, • тембро -динамический. • внутренний (музыкально-слуховые представления). Безусловно, если один из видов развит недостаточно, это в процессе обучения можно сразу почувствовать. Мелодический, гармонический, темброво-динамический слух надо воспитывать и развивать. Существует ещё и вокальный слух, то есть способность правильно интонировать, но его несовершенство может компенсироваться внутренним слухом. Звуковысотный слух По словам Теплова, «не может быть музыкальности без слышания музыкальной высоты». Звуковысотный слух развивается в процессе занятий, работы над произведением. В значительной степени влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой. При правильном подходе к начальному обучению можно воспитать и довести звуковысотный слух до совершенства. Условия развития: • Настроенный инструмент даёт чувство стройности. • Вокал даёт чувство высоты (действенное средство). Подпевание - форма проявления слуховых представлений. Как метод самонаблюдения при выраженном сопении, гудении. Методы: • унисон с инструментом; • дублирование голосом играемой мелодии во время игры (Щапов); • пропевание одного из 2-х, 3-х, 4-х голосов (Бах). Профессор Санкети развил свой слух до абсолютного; • небыстрое чтение с листа с одновременным определением на слух интервалов, аккордов; • чередование пения и игры по фразам (Нейгауз); • пропевание целиком основных тем и мотивов до непосредственного воплощения на клавиатуре. Мелодический слух. Мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Хотя чистота интонирования, точность воспроизведения и восприятия звуковысоты музыкальной мысли необходима. Далее идёт глубина и содержательность мелодии, её эмоционально- психологическая сущность. 1. Интонация - это осмысление звучания. Мелодический слух находится в прямой зависимости от художественного качества. «Интонация - ядро музыкального образа, как средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения» (К.Н. Игумнов). 2. «Интервал - наименьший интонационный комплекс» (Б.В. Асафьев). Мелодический интервал - это та или иная степень напряжения. 3. Мелодический рисунок должен быть пережит. Он воспринимается через ощущение его и упругости, сопротивляемости, психологической весомости. а) близкий или далёкий; б) консонанс или диссонанс; в) в пределах лада или «вне его» (Савшинский). Слышание продольных (горизонтальных) интонационно-интервальных строений, т.е. «музыкальных слов» (мотивов) - один из важных аспектов развития мелодического слуха Методы и приёмы: а) Проигрывание мелодии без сопровождения. б) Восприятие мелодии на более простом сопровождении (Гольденвейзер). в) Исполнение на фортепиано аккомпанемента и пропевание мелодии, желательно «про себя». г) Рельефное, укрупненное по звуку проигрывание мелодии на РР в аккомпанементе (Н. Метнер). Д.Асафьев требовал от слуха ежеминутного осознания логики развертывания звучащего потока, через интонацию, смысл, живую речь. Полифонический слух. Полифоническое ухо необходимо всюду, т. к. умение воспринимать и оперировать несколькими музыкальными линиями требуется в любой форме или жанре. Важен объём слухового внимания, его устойчивость и распределяемость. Одни из главных заповедей: 1. Умение оттенить, высветить отдельные элементы звуковых конструкций. 2. Не дать «слипнуться», спутаться нитям музыкальной ткани. В двухголосии одной руки, по требованию Игумнова, важно чувствовать пальцами два элемента, две задачи, два плана и выаолнять их в зависимости друг от друга. «Звуковая перспектива» по Флиеру и Игумнову, как у художников: передний план, фон, линия горизонта не только в полифонии, но и в гомофонии. Методы и приёмы: а) Проигрывание по голосам с осмыслением их самостоятельности. б) Совместное проигрывание голосов и пар. в) Пропевание одного из голосов - игра остальных. г) Исполнение вокальным ансамблем полифонических произведений. Все фуги пелись в классе Н. Метнера. д) Проигрывание целиком с показом насыщенно одного из голосов, другие затушёвывая. Гармонический слух. Гармонический слух - это проявление слуха к созвучиям: комплексам различной высоты в их одновременном сочетании. Сюда входят: умение отличить консонирующие от диссонирующих созвучий; слуховое «небезразличие» к ладовым функциям аккордов и их тяготениям; разборчивость на части правильных и фальшивых аккомпанементов. Всё это требует работы по формированию таких умений и навыков. Механизм формирования гармонического слуха: а) Восприятие ладовых функций аккордов; б) Восприятие самого характера звучания вертикали. Аккордовая вертикаль. Повторение, освоение ведёт к образованию представлений. Через оседание и закрепление в слуховом сознании аккордовых формул и формируется гармонический слух. Пристальное «всматривание» в ладогармонические связи, соединенные последования в процессе длительных контактов «просвещают» и окультуривают гармоническое ухо. «Знание законов тональностей и интервалов, угадывание аккордов и голосоведения – дают музыкальный талант» (Н. Римский-Корсаков). Приёмы и метода развития: 1. Проигрывание в медленном темпе с вслушиванием до понимания склада композиции, её модуляционного плана, мелодического и гармонического содержания, выводя из этого фразировку, оттенки, педаль и т.д. 2. Извлечение их произведений «спрессованных» гармоний и последовательное, «цепочечное» проигрывание их на клавиатуре (Оборин, Нейгауз). 3. Арпеджированное исполнение новых или сложных аккордовых образований. Метод дробления, упрощения. 4. Варьирование, видоизменение фактуры при сохранении гармонической основы. 5. Подбор гармонического сопровождения к мелодиям, игра с листа цифрованного баса. Так как методик по развитию гармонического слуха мало, каждый продвигается как может. Это и цветные ступени гамм, затем на такого же цвета карточках картинки для интервалов, аккордов. Придумываются всевозможные игры (слуховые, зрительные, образные), примерно в следующей последовательности: 1. Интервалы. 2. Трезвучия (TDT, TST). Играть секвенционно, по диатоническим и хроматическим ступеням гаммы. 3. Гармонические последовательности, осуществляя соединения по общему звуку. 4. Разные виды фактурной фигурации в жанрах марша, вальса, польки и т. д. Аккорды двумя или одной рукой, разбивая их. 5. D и его обращения с разрешениями на слух, называя ноты, по секундам секвенционно. 6. Подбор мелодии, с аккомпанементом или с использованием готовых мелодий в песенниках и подбором к ним сопровождений. Тембро-динамический слух. Это высшая форма функционирования музыкального слуха. Для тем- бро-динамики имеются значительные возможности в исполнительстве. Этот вид важен во всех видах музыкальной практики, начиная со слушания музыки, но особенно в исполнительстве. Важно, чтобы ученик слышал музыку темброво: звук тёплым - холодным, мягким - острым, светлым - тёмным, ярким - матовым и т. д. Определить, конкретизировать художественные требования к звуку - главная задача педагога. Метафора, ассоциация образа, меткое сравнение способствуют развитию слухового воображения. Если сталкиваешься со слабо развитым тембро-динамическим слухом ученика - следует проигрывать пьесу с утрированием нюансировки. Больше играть с оттенками, искать тончайшие нюансы, слухом вытягивать желаемое звучание. Внутренний слух. Это музыкально-слуховые представления. Развитие этого вида слуха - одна из главных и очень важных задач: 1. «Способность к мысленному представлению тонов и их отношений без помощи инструмента или голоса». (Римский- Корсаков). 2. Способность произвольного, не скованного обязательной опорой на внешнее звучание, оперирования слуховыми представлениями. 3. Исполнительский внутрислуховой образ - это новообразование, а не простая копия звучания. Поэтому важно с первых шагов уделять внимание подбору: вижу-слышу, слышу - представляю движение. Играть мысленно - значит думать. (А.Рубинштейн). Также уместна игра без инструмента. Приёмы развития: 1. Подбор по слуху, транспонирование. 2. Исполнение в замедленном темпе с установкой на предслышание последующего материала. 3. Проигрывание способом «пунктира»- фраза вслух, фраза « про себя» и при этом сохранять слитность движения. 4. Беззвучная игра на клавиатуре - пальцы слегка дотрагиваются до клавиш. 5. Прослушивание малоизвестных сочинений с прочитыванием текста одновременно. 6. Освоение музыкального материала «про себя». 7. Выучивание пьесы или его отдельного куска глазами наизусть, а лишь затем его осваивать на клавиатуре.
МБУ ДО "ДШИ с. Федосеевка"
Лекция «Музыкальный слух.
Направления и методы его развития»
Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха. Хорошо развитый слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможность чтения с листа, ускоряет заучивание на память, повышает самоконтроль над исполнением музыки (при пении или при игре на инструменте). Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, а возможности его развития практически безграничны. Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.
Свойства и виды музыкального слуха.
Музыкальный слух — это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.
Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства.
Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).
Различают 2 разновидности музыкального слуха:
1. Способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух;
2. Способность внутреннего слушания и воспроизведения музыки - внутренний музыкальный слух или внутреннее слуховое представление.
Деление музыкального слуха на внешний (как восприятие) и внутренний (как представление музыкального материала) соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей, а именно - восприятию явлений и предметов и представление их.
Музыкальный слух включает в себя несколько видов:
• звуковысотный,
• мелодический,
• полифонический,
• гармонический,
• тембро -динамический.
• внутренний (музыкально-слуховые представления).
Безусловно, если один из видов развит недостаточно, это в процессе обучения можно сразу почувствовать. Мелодический, гармонический, темброво-динамический слух надо воспитывать и развивать. Существует ещё и вокальный слух, то есть способность правильно интонировать, но его несовершенство может компенсироваться внутренним слухом.
Звуковысотный слух
По словам Теплова, «не может быть музыкальности без слышания музыкальной высоты».
Звуковысотный слух развивается в процессе занятий, работы над произведением. В значительной степени влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой. При правильном подходе к начальному обучению можно воспитать и довести звуковысотный слух до совершенства.
Условия развития:
• Настроенный инструмент даёт чувство стройности.
• Вокал даёт чувство высоты (действенное средство). Подпевание - форма проявления слуховых представлений. Как метод самонаблюдения при выраженном сопении, гудении.
Методы:
• унисон с инструментом;
• дублирование голосом играемой мелодии во время игры (Щапов);
• пропевание одного из 2-х, 3-х, 4-х голосов (Бах). Профессор Санкети развил свой слух до абсолютного;
• небыстрое чтение с листа с одновременным определением на слух
интервалов, аккордов;
• чередование пения и игры по фразам (Нейгауз);
• пропевание целиком основных тем и мотивов до непосредственного воплощения на клавиатуре.
Мелодический слух.
Мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Хотя чистота интонирования, точность воспроизведения и восприятия звуковысоты музыкальной мысли необходима.
Далее идёт глубина и содержательность мелодии, её эмоционально-
психологическая сущность.
1. Интонация - это осмысление звучания. Мелодический слух находится в прямой зависимости от художественного качества. «Интонация - ядро музыкального образа, как средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения» (К.Н. Игумнов).
2. «Интервал - наименьший интонационный комплекс» (Б.В. Асафьев). Мелодический интервал - это та или иная степень напряжения.
3. Мелодический рисунок должен быть пережит. Он воспринимается через ощущение его и упругости, сопротивляемости, психологической весомости.
а) близкий или далёкий;
б) консонанс или диссонанс;
в) в пределах лада или «вне его» (Савшинский).
Слышание продольных (горизонтальных) интонационно-интервальных строений, т.е. «музыкальных слов» (мотивов) - один из важных аспектов развития мелодического слуха
Методы и приёмы:
а) Проигрывание мелодии без сопровождения.
б) Восприятие мелодии на более простом сопровождении (Гольденвейзер).
в) Исполнение на фортепиано аккомпанемента и пропевание мелодии, желательно «про себя».
г) Рельефное, укрупненное по звуку проигрывание мелодии на РР в аккомпанементе (Н. Метнер).
Д.Асафьев требовал от слуха ежеминутного осознания логики развертывания звучащего потока, через интонацию, смысл, живую речь.
Полифонический слух.
Полифоническое ухо необходимо всюду, т. к. умение воспринимать и оперировать несколькими музыкальными линиями требуется в любой форме или жанре. Важен объём слухового внимания, его устойчивость и распределяемость.
Одни из главных заповедей:
1. Умение оттенить, высветить отдельные элементы звуковых конструкций.
2. Не дать «слипнуться», спутаться нитям музыкальной ткани.
В двухголосии одной руки, по требованию Игумнова, важно чувствовать пальцами два элемента, две задачи, два плана и выаолнять их в зависимости друг от друга.
«Звуковая перспектива» по Флиеру и Игумнову, как у художников: передний план, фон, линия горизонта не только в полифонии, но и в гомофонии.
Методы и приёмы:
а) Проигрывание по голосам с осмыслением их самостоятельности.
б) Совместное проигрывание голосов и пар.
в) Пропевание одного из голосов - игра остальных.
г) Исполнение вокальным ансамблем полифонических произведений.
Все фуги пелись в классе Н. Метнера.
д) Проигрывание целиком с показом насыщенно одного из голосов, другие затушёвывая.
Гармонический слух.
Гармонический слух - это проявление слуха к созвучиям: комплексам различной высоты в их одновременном сочетании. Сюда входят: умение отличить консонирующие от диссонирующих созвучий; слуховое «небезразличие» к ладовым функциям аккордов и их тяготениям; разборчивость на части правильных и фальшивых аккомпанементов. Всё это требует работы по формированию таких умений и навыков.
Механизм формирования гармонического слуха:
а) Восприятие ладовых функций аккордов;
б) Восприятие самого характера звучания вертикали. Аккордовая вертикаль. Повторение, освоение ведёт к образованию представлений. Через оседание и закрепление в слуховом сознании аккордовых формул и формируется гармонический слух.
Пристальное «всматривание» в ладогармонические связи, соединенные последования в процессе длительных контактов «просвещают» и окультуривают гармоническое ухо.
«Знание законов тональностей и интервалов, угадывание аккордов и голосоведения – дают музыкальный талант» (Н. Римский-Корсаков).
Приёмы и метода развития:
1. Проигрывание в медленном темпе с вслушиванием до понимания склада композиции, её модуляционного плана, мелодического и гармонического содержания, выводя из этого фразировку, оттенки, педаль и т.д.
2. Извлечение их произведений «спрессованных» гармоний и последовательное, «цепочечное» проигрывание их на клавиатуре (Оборин, Нейгауз).
3. Арпеджированное исполнение новых или сложных аккордовых образований. Метод дробления, упрощения.
4. Варьирование, видоизменение фактуры при сохранении гармонической основы.
5. Подбор гармонического сопровождения к мелодиям, игра с листа цифрованного баса.
Так как методик по развитию гармонического слуха мало, каждый продвигается как может. Это и цветные ступени гамм, затем на такого же цвета карточках картинки для интервалов, аккордов.
Придумываются всевозможные игры (слуховые, зрительные, образные), примерно в следующей последовательности:
1. Интервалы.
2. Трезвучия (TDT, TST). Играть секвенционно, по диатоническим и хроматическим ступеням гаммы.
3. Гармонические последовательности, осуществляя соединения по общему звуку.
4. Разные виды фактурной фигурации в жанрах марша, вальса, польки и
т. д. Аккорды двумя или одной рукой, разбивая их.
5. D и его обращения с разрешениями на слух, называя ноты, по секундам секвенционно.
6. Подбор мелодии, с аккомпанементом или с использованием готовых мелодий в песенниках и подбором к ним сопровождений.
Тембро-динамический слух.
Это высшая форма функционирования музыкального слуха. Для тем- бро-динамики имеются значительные возможности в исполнительстве. Этот вид важен во всех видах музыкальной практики, начиная со слушания музыки, но особенно в исполнительстве. Важно, чтобы ученик слышал музыку темброво: звук тёплым - холодным, мягким - острым, светлым - тёмным, ярким - матовым и т. д.
Определить, конкретизировать художественные требования к звуку - главная задача педагога. Метафора, ассоциация образа, меткое сравнение способствуют развитию слухового воображения. Если сталкиваешься со слабо развитым тембро-динамическим слухом ученика - следует проигрывать пьесу с утрированием нюансировки. Больше играть с оттенками, искать тончайшие нюансы, слухом вытягивать желаемое звучание.
Внутренний слух.
Это музыкально-слуховые представления. Развитие этого вида слуха - одна из главных и очень важных задач:
1. «Способность к мысленному представлению тонов и их отношений без помощи инструмента или голоса». (Римский- Корсаков).
2. Способность произвольного, не скованного обязательной опорой на внешнее звучание, оперирования слуховыми представлениями.
3. Исполнительский внутрислуховой образ - это новообразование, а не простая копия звучания. Поэтому важно с первых шагов уделять внимание подбору: вижу-слышу, слышу - представляю движение. Играть мысленно - значит думать. (А.Рубинштейн). Также уместна игра без инструмента.
Приёмы развития:
1. Подбор по слуху, транспонирование.
2. Исполнение в замедленном темпе с установкой на предслышание последующего материала.
3. Проигрывание способом «пунктира»- фраза вслух, фраза « про себя» и при этом сохранять слитность движения.
4. Беззвучная игра на клавиатуре - пальцы слегка дотрагиваются до клавиш.
5. Прослушивание малоизвестных сочинений с прочитыванием текста одновременно.
6. Освоение музыкального материала «про себя».
7. Выучивание пьесы или его отдельного куска глазами наизусть, а лишь затем его осваивать на клавиатуре.