» Первоначально у романских народов одноголосная танцевальная песня, ведущая происхождение от нар. хороводных песен (в Италии — ballata). В 12-13 вв. наряду с рондо и виреле представляла собой один из важнейших музыкально-поэтических жанров искусства трубадуров и труверов. Имела строфич. строение, при исполнении каждой строфы чередовались соло и хор. В эпоху Возрождения баллада приобрела лирич. характер; сложилась её полифоническая разновидность. Наиболее развитые образцы полифонических Баллад (музыки и текста) создал во Франции Гильом де Машо. Итальянская полифоническая баллада отличалась большой близостью к народному искусству. В 15 в. баллада теряет прежнюю популярность; со стороны музыки во Франции она сближается с шансон. Параллельно происходила эволюция народной баллады — главным образом в Англии, где она, постепенно утрачивая связь с танцем, превратилась в повествоват. песню, исполнявшуюся попеременно соло и хором. Тексты таких баллад разнообразны - политические, сатирические, любовно-лирические, с элементами фантастики, характерными темами странствий, приключений и др. Нар. В. в виде сюжетно-повествовательных песен типичны для фольклора различных стран ("разбойничьи" песни на Руси, украинские, венгерские, немецкие баллады и др.) В середине 18 в. началось возрождение жанра баллады в профессиональном европейском искусстве. Сборники шотландских народных баллад Т. Перси (1765) и В. Скотта (1802-03) привлекли внимание немецких поэтов эпохи Просвещения и раннего романтизма (И. В. Гёте, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, Г. А. Бюргер), которые создавали собственные поэтические баллады. Эти произведения сразу же перекладывались на музыку для пения с сопровождением фортепиано. Многие поэтические баллады послужили основой для вокальных баллад (напр., Б. "Ленора" Бюргера положена на музыку И. Ф. Кирнбергером, Й. Ф. Рейхардтом, И. Андре, И. Р. Цумштегом). Расцвет вокальной баллады связан с австрийской и немецкой музыкой эпохи романтизма, прежде всего с творчеством Ф. Шуберта ("Лесной царь", 1815). Во многих его балладах проявляются характерные черты романтических баллад - соединение реального и фантастического, живописного и драматического. Контрастность эпизодов, получавших в более ранних балладах несколько иллюстративную трактовку, сочетается у Шуберта с динамикой сквозного развития. Шуберту принадлежит и ряд строфических баллад в народном духе. Одновременно с Шубертом баллады создаёт К. Лёве, позднее - Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, X. Вольф. Хоровые Б. писали Ф. Мендельсон ("Первая Вальпургиева ночь"), Р. Шуман и др. В русской музыке баллада также связана с романтической поэзией (первые русские баллады созданы А. А. Плещеевым на сл. В. А. Жуковского, затем появились баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки). Разнообразное претворение жанр баллада получил у М. П. Мусоргского ("Забытый"), А. П. Бородина ("Море"), Н. А. Римского-Корсакова ("Гонец"), А. Г. Рубинштейна ("Баллада"), П. И. Чайковского ("Корольки"). Вокальная баллада стала одной из форм сольного пения в опере (Р. Вагнер, Ш. Гуно, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский). В эпоху музыкального романтизма сложилась инструментальная баллада. Эпическая повествовательность соединяется в ней с остродраматическим, нередко сюжетным развитием, яркий лиризм - с картинной живописностью. Четыре баллады Ф. Шопена для фортепиано составляют вершину инструментальных баллад. В шопеновских балладах использованы одночастные свободные (смешанные) формы, насыщенные драматичным развитием. Известны также фортепианные баллады Ф. Листа, Э. Грига, И. Брамса, А. К. Лядова, баллада Г. Форе для фортепиано с оркестром, баллада и полонез А. Вьётана для скрипки и фортепиано и др. В современной музыке существуют различные виды баллад. Сольные и хоровые баллады Л. Яначека тесно связаны с чешским фольклором, образами народной жизни, нередко получающими остродраматическую трактовку. X. Эйслер в политических балладах на сл. Б. Брехта отказывается от традиционной балладной формы "сквозного" музыкального развития - они представляют собой краткие монологи и диалоги, сжатые драматические сценки. В современной музыке жанр баллады часто получает героическую или героико-эпическую трактовку ("Баллада Витязя" из симфонический кантаты "На поле Куликовом" Шапорина, "Героическая баллада" Бабаджаняна для фортепиано с оркестром и др.). Термин "Баллада" иногда применяется в соединении с обозначением других жанров, указывая на определённые черты содержания произведения.
МБУ ДО "ДШИ с. Федосеевка"
Лекция «Что такое баллада?
»
Первоначально у романских народов одноголосная танцевальная песня, ведущая происхождение от нар. хороводных песен (в Италии — ballata). В 12-13 вв. наряду с рондо и виреле представляла собой один из важнейших музыкально-поэтических жанров искусства трубадуров и труверов. Имела строфич. строение, при исполнении каждой строфы чередовались соло и хор.
В эпоху Возрождения баллада приобрела лирич. характер; сложилась её полифоническая разновидность. Наиболее развитые образцы полифонических Баллад (музыки и текста) создал во Франции Гильом де Машо. Итальянская полифоническая баллада отличалась большой близостью к народному искусству. В 15 в. баллада теряет прежнюю популярность; со стороны музыки во Франции она сближается с шансон.
Параллельно происходила эволюция народной баллады — главным образом в Англии, где она, постепенно утрачивая связь с танцем, превратилась в повествоват. песню, исполнявшуюся попеременно соло и хором. Тексты таких баллад разнообразны - политические, сатирические, любовно-лирические, с элементами фантастики, характерными темами странствий, приключений и др. Нар. В. в виде сюжетно-повествовательных песен типичны для фольклора различных стран ("разбойничьи" песни на Руси, украинские, венгерские, немецкие баллады и др.)
В середине 18 в. началось возрождение жанра баллады в профессиональном европейском искусстве. Сборники шотландских народных баллад Т. Перси (1765) и В. Скотта (1802-03) привлекли внимание немецких поэтов эпохи Просвещения и раннего романтизма (И. В. Гёте, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, Г. А. Бюргер), которые создавали собственные поэтические баллады. Эти произведения сразу же перекладывались на музыку для пения с сопровождением фортепиано.
Многие поэтические баллады послужили основой для вокальных баллад (напр., Б. "Ленора" Бюргера положена на музыку И. Ф. Кирнбергером, Й. Ф. Рейхардтом, И. Андре, И. Р. Цумштегом). Расцвет вокальной баллады связан с австрийской и немецкой музыкой эпохи романтизма, прежде всего с творчеством Ф. Шуберта ("Лесной царь", 1815). Во многих его балладах проявляются характерные черты романтических баллад - соединение реального и фантастического, живописного и драматического. Контрастность эпизодов, получавших в более ранних балладах несколько иллюстративную трактовку, сочетается у Шуберта с динамикой сквозного развития. Шуберту принадлежит и ряд строфических баллад в народном духе. Одновременно с Шубертом баллады создаёт К. Лёве, позднее - Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, X. Вольф. Хоровые Б. писали Ф. Мендельсон ("Первая Вальпургиева ночь"), Р. Шуман и др.
В русской музыке баллада также связана с романтической поэзией (первые русские баллады созданы А. А. Плещеевым на сл. В. А. Жуковского, затем появились баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки). Разнообразное претворение жанр баллада получил у М. П. Мусоргского ("Забытый"), А. П. Бородина ("Море"), Н. А. Римского-Корсакова ("Гонец"), А. Г. Рубинштейна ("Баллада"), П. И. Чайковского ("Корольки").
Вокальная баллада стала одной из форм сольного пения в опере (Р. Вагнер, Ш. Гуно, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский).
В эпоху музыкального романтизма сложилась инструментальная баллада. Эпическая повествовательность соединяется в ней с остродраматическим, нередко сюжетным развитием, яркий лиризм - с картинной живописностью. Четыре баллады Ф. Шопена для фортепиано составляют вершину инструментальных баллад. В шопеновских балладах использованы одночастные свободные (смешанные) формы, насыщенные драматичным развитием. Известны также фортепианные баллады Ф. Листа, Э. Грига, И. Брамса, А. К. Лядова, баллада Г. Форе для фортепиано с оркестром, баллада и полонез А. Вьётана для скрипки и фортепиано и др.
В современной музыке существуют различные виды баллад. Сольные и хоровые баллады Л. Яначека тесно связаны с чешским фольклором, образами народной жизни, нередко получающими остродраматическую трактовку. X. Эйслер в политических балладах на сл. Б. Брехта отказывается от традиционной балладной формы "сквозного" музыкального развития - они представляют собой краткие монологи и диалоги, сжатые драматические сценки.
В современной музыке жанр баллады часто получает героическую или героико-эпическую трактовку ("Баллада Витязя" из симфонический кантаты "На поле Куликовом" Шапорина, "Героическая баллада" Бабаджаняна для фортепиано с оркестром и др.).
Термин "Баллада" иногда применяется в соединении с обозначением других жанров, указывая на определённые черты содержания произведения.