Лекция «История развития жанра вариаций в XVIII-XIX веках»
В XVIII и XIX веках в музыкальном искусстве изменяется равновесие между личным и общим. Взамен согласованному и уравновешенному миропониманию XVIII столетия с его уверенностью в рациональности существования, в музыке XIX в. Наступает конфликт художественной личности с противоречивым и неоднозначным миром, связанный со стремлением к бегству от реальности. В цикле классических вариаций тема выступает в качестве субстанции, и становится тем общим, из которого в дальнейшем процессе развиваются индивидуальные признаки. Возврат к начальному ощущению в заключении сообщает циклу известное завершение. В крупных произведениях, написанных в вариационной форме в XIX в. Такой возврат подчас становится невозможным в силу интенсивности развития и ощутимых изменений начального образа. С возникновением в романтическом творчестве личности нового уровня, имеющей достаточно внутренних духовных сил, рождается суждение о настоящем и ненастоящем искусстве, сформулированное в непримиримой борьбе давидсбюндлеров и музыкальными филистерами. Данный процесс колоритно отображен в жанре вариаций, в котором однотипным ремесленным «изделиям» противостоят масштабные, целостные, логически выстроенные композиции. Начиная со второй половины XVIII века, усиливается внимание к фольклору. Этот факт был напрямую связан с воздействием эстетики Просвещения, литературных воззрений этого периода. Кроме того, невозможно не обратить внимание на развитие общественно-политической ситуации и влияния европейских революционных событий того времени. В народно-тематических вариациях первой половины XIX века имеет место сближение народного и профессионального музыкального искусства с явным доминированием последнего. В этот же период обнаруживается особенное увлечение к русским песням и отмечается также обоюдное влияние западно-европейского и русского музыкального искусства, поскольку многие композиторы Западной Европы имели тесные контакты с Россией. В середине XIX столетия обнаружилось усиление влияния народного творчества на собственный стиль многих композиторов. Вариациям первой половины ХХ столетия свойственно интенсивное появление особенностей непосредственного композиторского стиля. Для вариационных сочинений рубежа XVIII – XIX веков можно проследить приоритет заимствованных тем. Такие произведения брали своё начало в импровизационных тематических преобразованиях и постепенно начинали демонстрировать продукт цехового ремесла, квинтэссенцию существующих мелодико-ритмических штампов. Такой ход развития жанра привёл к его деградации и полному упадку. Тем не менее, в XIX столетии становится традиционным мемориальное обращение известных композиторов к сочинениям великих предшественников для популяризации их сочинений. Последний вид вариационного жанра перестаёт быть развлекательным и ставит перед исполнителями и слушателями более серьёзные задачи. Как указывается В.А.Цуккерман, «…эволюция вариаций на заимствованные темы с середины XVIII до начала ХХ вв., преобладающих в течение всего периода среди сочинений этого жанра, развивается в направлении перехода от оперных тем к инструментальным, от салонных импровизаций к концертным сочинениям с симфоническим развитием, от популярных тем современников к темам великих мастеров прошлого. Стимулом для развития вариаций стали процессуальные тенденции, сформировавшиеся у Моцарта и Бетховена под воздействием принципов симфонической и оперной драматургии. Вектор развития направлен от выявления контрастных элементов в теме вариаций до последовательной трансформации конфликтных образных сфер». Особенно феноменальными представляются совместные вариации, создание которых стало в ХIХ столетии весьма популярно. Сперва А. Диабелли обратился к ведущим музыкантам Австрии и предложил им создать по одной вариации на танец его сочинения. В итоге Бетховеным было написано самостоятельное произведение – 33 вариации соч. 120, а около 50-ти популярных композиторов (в том числе, Ф.Шуберт, Ф.Лист, И.Гуммель и пр.) соединились для написания коллективного цикла. Затем обычаи коллективных вариационных циклов формируют циклы «Правь, Британия!» И. Мошелеса и др. Отдельно от композиторской традиции Западной Европы рассматриваются «Парафразы» на тему «Тати-тати» А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова. Подобные циклы, написанные коллективом авторов характеризуются поиском обусловленной структурной логики, более собранной экспозиции темы, уменьшению количества авторов. Вариации как жанровая разновидность музыки для инструмента полностью оформились в сочинениях венских классиков, достигая апогея в творчестве Бетховена. В творчестве Шуберта и Вебера вариации обретают новые черты. Много внимания рассматриваемому жанру было уделено знаменитыми виртуозными пианистами, их вариации имели важное значение как для обогащения репертуара, так и для педагогической деятельности. Имеются в виду вариационные циклы Гуммеля, Черни, Крамера. Вершиной жанровой эволюции романтических вариаций стало творчество Р.Шумана и Й. Брамса. Итак, насыщенное развитие фортепианного вариационного цикла как жанра в классический и романтический периоды непосредственно объединено с расцветом виртуозного направления исполнительства.
МБУ ДО "ДШИ с. Федосеевка"
Лекция «История развития жанра вариаций в XVIII-XIX веках»
В XVIII и XIX веках в музыкальном искусстве изменяется равновесие между личным и общим. Взамен согласованному и уравновешенному миропониманию XVIII столетия с его уверенностью в рациональности существования, в музыке XIX в. Наступает конфликт художественной личности с противоречивым и неоднозначным миром, связанный со стремлением к бегству от реальности.
В цикле классических вариаций тема выступает в качестве субстанции, и становится тем общим, из которого в дальнейшем процессе развиваются индивидуальные признаки. Возврат к начальному ощущению в заключении сообщает циклу известное завершение. В крупных произведениях, написанных в вариационной форме в XIX в. Такой возврат подчас становится невозможным в силу интенсивности развития и ощутимых изменений начального образа.
С возникновением в романтическом творчестве личности нового уровня, имеющей достаточно внутренних духовных сил, рождается суждение о настоящем и ненастоящем искусстве, сформулированное в непримиримой борьбе давидсбюндлеров и музыкальными филистерами. Данный процесс колоритно отображен в жанре вариаций, в котором однотипным ремесленным «изделиям» противостоят масштабные, целостные, логически выстроенные композиции.
Начиная со второй половины XVIII века, усиливается внимание к фольклору. Этот факт был напрямую связан с воздействием эстетики Просвещения, литературных воззрений этого периода. Кроме того, невозможно не обратить внимание на развитие общественно-политической ситуации и влияния европейских революционных событий того времени.
В народно-тематических вариациях первой половины XIX века имеет место сближение народного и профессионального музыкального искусства с явным доминированием последнего. В этот же период обнаруживается особенное увлечение к русским песням и отмечается также обоюдное влияние западно-европейского и русского музыкального искусства, поскольку многие композиторы Западной Европы имели тесные контакты с Россией.
В середине XIX столетия обнаружилось усиление влияния народного творчества на собственный стиль многих композиторов.
Вариациям первой половины ХХ столетия свойственно интенсивное появление особенностей непосредственного композиторского стиля.
Для вариационных сочинений рубежа XVIII – XIX веков можно проследить приоритет заимствованных тем.
Такие произведения брали своё начало в импровизационных тематических преобразованиях и постепенно начинали демонстрировать продукт цехового ремесла, квинтэссенцию существующих мелодико-ритмических штампов.
Такой ход развития жанра привёл к его деградации и полному упадку. Тем не менее, в XIX столетии становится традиционным мемориальное обращение известных композиторов к сочинениям великих предшественников для популяризации их сочинений. Последний вид вариационного жанра перестаёт быть развлекательным и ставит перед исполнителями и слушателями более серьёзные задачи.
Как указывается В.А.Цуккерман, «…эволюция вариаций на заимствованные темы с середины XVIII до начала ХХ вв., преобладающих в течение всего периода среди сочинений этого жанра, развивается в направлении перехода от оперных тем к инструментальным, от салонных импровизаций к концертным сочинениям с симфоническим развитием, от популярных тем современников к темам великих мастеров прошлого. Стимулом для развития вариаций стали процессуальные тенденции, сформировавшиеся у Моцарта и Бетховена под воздействием принципов симфонической и оперной драматургии. Вектор развития направлен от выявления контрастных элементов в теме вариаций до последовательной трансформации конфликтных образных сфер».
Особенно феноменальными представляются совместные вариации, создание которых стало в ХIХ столетии весьма популярно.
Сперва А. Диабелли обратился к ведущим музыкантам Австрии и предложил им создать по одной вариации на танец его сочинения. В итоге Бетховеным было написано самостоятельное произведение – 33 вариации соч. 120, а около 50-ти популярных композиторов (в том числе, Ф.Шуберт, Ф.Лист, И.Гуммель и пр.) соединились для написания коллективного цикла. Затем обычаи коллективных вариационных циклов формируют циклы «Правь, Британия!» И. Мошелеса и др.
Отдельно от композиторской традиции Западной Европы рассматриваются «Парафразы» на тему «Тати-тати» А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова. Подобные циклы, написанные коллективом авторов характеризуются поиском обусловленной структурной логики, более собранной экспозиции темы, уменьшению количества авторов.
Вариации как жанровая разновидность музыки для инструмента полностью оформились в сочинениях венских классиков, достигая апогея в творчестве Бетховена. В творчестве Шуберта и Вебера вариации обретают новые черты.
Много внимания рассматриваемому жанру было уделено знаменитыми виртуозными пианистами, их вариации имели важное значение как для обогащения репертуара, так и для педагогической деятельности. Имеются в виду вариационные циклы Гуммеля, Черни, Крамера.
Вершиной жанровой эволюции романтических вариаций стало творчество Р.Шумана и Й. Брамса.
Итак, насыщенное развитие фортепианного вариационного цикла как жанра в классический и романтический периоды непосредственно объединено с расцветом виртуозного направления исполнительства.