Подробнее: https://yakutsk-news.net/other/2025/09/23/389380.html YAKUTIA.INFO . Сентябрь стремительно набрал обороты и вместе с ним и новый учебный год. Для школы №26 год этот особенный – исполнятся 75 лет с момента ее образования. С 2019 года заведение возглавляет Айаан Васильев. С ним то мы и поговорили о предстоящем юбилее, истории школы о ее настоящем. И, конечно, обсудили проблемы, существующие в образовании – недофинансирование школ, зарплаты учителей, нехватку школ, ЕГЭ и ОГЭ и многое другое. Ведь Айаан Васильевич, помимо того, что является директором школы, ещё и возглавляет комиссию по образованию в Гордуме Якутска. — Действительно, в этом году нашей школе исполняется 75 лет. Событие, конечно, не рядовое. И под юбилеем я понимаю, что это не просто собраться коллективом в ресторане и поднять бокалы, - рассказывает Айаан Ильич. – Уже с начала года мы проводим различные мероприятия под эгидой нашего юбилея. Стараемся изучать историю школы – до сих пор еще много белых пятен. Особенно относительно первоначального периода. Готовим к изданию юбилейный фотоальбом, куда внесем данные по учителям разных лет, нашим выпускникам, а также, конечно, какие-то важные события отметим. Сейчас проводим скрупулезную поисковую работу. У нас есть сильный школьный музей, на базе которого и ведется эта поисковая работа. Я сам являюсь, между прочим, выпускником 26-й школы, окончил ее в 1989 году. И мне в этом смысле, тем более как историку по образованию, очень интересно заниматься этим делом. Лично знаком с выпускниками разных лет и многих из них озадачиваю, чтобы они оставляли какие-то свои воспоминания о школе, интересных событиях, может, даже курьезных моментах, прошу о том, чтобы они делились фотографиями. Даже могу сказать так – меня просто дико радуют черно-белые снимки шестидесятых-семидесятых годов. — То есть все-таки не просто фотоальбом. — Нет. Мы еще туда впишем имена известных выпускников, медалистов, учителей, завучей. — Кстати, можете несколько известных выпускников назвать? — Да, как в любой другой школе, мы гордимся нашими выпускниками. Назову несколько фамилий. Например, Рудольф Чжан, известный ученый, доктор наук, который возглавлял Институт мерзлотоведения. Или вот другой известный выпускник Иван Грачев. Он сын первого директора школы Елизаветы Келле-Пелле, выпускник 1968 года. Доктор физико-технических наук и кандидат экономических наук. После школы, он, правда, переехал в Казань, а затем в Москву. Что интересно, он избирался депутатом Госдумы РФ шести созывов. Этим летом он приезжал в Якутск вместе со своей супругой Оксаной Дмитриевой, тоже известным общественным деятелем, действующим депутатом Госдумы. Еще нашу школу закончил Александр Подголов, все его, конечно, знают в Якутии. Другой известный выпускник это Игорь Тресков, заместитель мэра Якутска в 2000-х годах, ныне сенатор от Московской области. Дмитрий Глушко также окончил нашу школу. Кстати, его мама Антонина Федоровна Глушко более сорока лет проработала в школе учителем математики. И еще она была первым руководителем школьного музея – сейчас музею присвоено ее имя. Кстати, Дмитрий Глушко еще в 2021 году учредил премию имени своей матери для лучшего учителя-наставника и лучшего молодого учителя по пятьдесят тысяч рублей. Голосование тайное, поэтому все максимально по-честному. Трое действующих членов правительства наши выпускники – это министр здравоохранения Лена Афанасьева, министр труда и социального развития Елена Волкова, министр внешних связей Виталий Кириллин. И директор НВК «Саха», депутат Ил Тумэна Олег Марков также закончил нашу школу. — А если вспомнить не политических, а «творческих» выпускников. — Если о совсем творческих, то могу назвать имя, к сожалению, ныне покойного Сергея Ацегейды - актера, заведующего музыкальной частью Русского театра, музыканта. Его мама долгие годы проработала в нашей школе. Артистка Алла Бузмакова тоже наша выпускница. Кстати, одноклассники Сергея, их там было пятеро, также стали театральными артистами. В то время существовал театральный класс под руководством Юрия Козловского. Обязательно должен назвать актера театра и кино Алексея Шутова, известного по телесериалам «Возвращение Мухтара», «Звезды светят нам», «По законам военного времени» и др. — Кстати, о театре. Школа носит имя ее первого директора Елизаветы Келле-Пелле. А в Русском театре когда-то служил режиссер с такой же фамилией. Муж? — Многие так думают. Но на самом деле она была его родной тетей. И меня многие спрашивают, что это за фамилия такая – Келле-Пелле. Расскажу. Отец нашего первого директора Юлий Келле-Пелле латыш и был сослан в Вилюйский округ накануне революции в 1916 году. И вот там он женился на дочери священника, а она была, кстати, сахаляркой. У них родилось двое детей. И вот брат Елизаветы и является отцом режиссера драмтеатра. — Интересная история. Оказывается, что он уроженец Якутии. А не приезжий. Видимо, тот первый Келле-Пелле сильно дел революционных натворил. — Думаю, да. А то бы так далеко не сослали. Но после Февральской революции он, как и Ярославский и Орджоникидзе, уехал из Якутии. Семья осталась здесь. Его следы теряются в конце двадцатых годов прошлого века. А имя Елизаветы Юльевны Келле-Пелле было присвоено школе в 2020 году по решению Гордумы Якутска. И еще стоит отметить, что она проработала в школе долгих 18 лет. Это были годы становления, самые сложные годы. Интересный она была человек. Закончила якутский педтехникум и где только не работала. И в редакции «Социалистической Якутии», и в далеком Булунском районе в системе народного образования, в Якутском горисполкоме. Вообще, старожилам города фамилия Келле-Пелле известна. — Вот об истории перемещения школы. Где она ранее находилась? — Изначально с 1950 года школа находилась по Кирова в том здании, которое ныне занимает Якутская епархия. До революции там была женская гимназия. И школа наша находилась там до 1978 года. Далее мы переехали в здание по Ярославского 14, где сейчас Городской лицей. Такое еще курьезный факт о нашем первом здании. После нас там располагалась «анатомка» медфака ЯГУ. И вот как-то шли мы из дома с одноклассниками в школу, это было в начале 1980-х годов, и решили туда зайти. Прошлись по коридору и заглянули в одно из помещений – а там трупы с посиневшими ногами. Там такой мы ужас пережили, потрясение! И больше я туда, конечно, не возвращался. Но кое-кто из одноклассников туда еще заходил. — Интересно. Женская гимназия, школа, анатомическое отделение и потом Епархия. — Хотя это конечно уже «новодел». Ну так далее, про переезды. А в 1982 году мы уже заняли нынешнее здание. Это типовой проект. Такое же здание еще и у 31-й школы. А в прошлом году закончено строительство пристроя к школе. Наш основной корпус – это 6700 «квадратов», а пристрой – порядка 4200. В пристрое 21 учебный кабинет, большой физкультурный зал, есть тир, библиотека, медкабинет, столовая, мастерские. Мы очень довольны. Сильно разгрузились. — Сколько у вас сейчас учеников? Немного цифр. — Более 1850 школьников и 64 класса-комплекта. В некоторых параллелях до семи классов. Конечно все в две смены. Хотя пристрой позволил нам перевести восьмые классы в первую смену. Школа наша до последнего времени была на третьем месте по количеству учащихся. Самая крупная это 31 школа, там около 2400 детей. Далее это наши соседи – школа №2, где около 2000 школьников. А на третье место переместилась 39 школа, а мы теперь выходит, что четвертые. — Кстати, выходит, что пристрой не добавила количество учащихся. — Нет, особенно нет. Даже был некоторый отток, когда открылся Центр глобального образования. Дети, которые живут на 203-м, перешли туда. И еще часть перешла в школу №39 в «Прометее». Дети у нас из разных районов. Приходят, например, родители и просят принять в школу. У меня первый вопрос – «Где вы проживаете?», отвечают – «Хатын-Юряхское шоссе». Я естественно интересуюсь – так почему же тогда к нам? Ответ – работаем где-то рядом. А вообще по прописке – это только, когда в первый класс записываем. А далее прописка уже не учитывается. Если есть свободные места, то мы обязаны принимать. Но вообще и родителям и школьнику удобнее, если дом и школа рядом. — Как у вас обстоит с техническим обеспечением? Видел недавно короткий сюжет. Показывают обычную московскую школу – ее начинку. Это, конечно, фантастика. Даже класс робототехники имеется. Хоть как-то к этому уровню можно стремиться? — Весной были в образовательной командировке в Москве, ходили по школам. И конечно оснащение московских школ просто на порядок выше. А почему? Туда все финансовые потоки уходят со всей страны. И правительство Москвы имеет дополнительные финансовые возможности оснащать свои школы намного выше среднего по стране. — Чего сейчас не хватает школе в первую очередь? — И это не только о нашей школе. Сейчас идет смена поколений учителей. Учителя старшего поколения, еще из советской школы начинают уходить на пенсию. И, к сожалению, и я это чувствую уже на протяжении нескольких лет, что стопроцентной хорошей замены им не приходит. Считаю, что те старые учителя, еще советской школы, составляют мощный костяк педагогического коллектива. Не секрет, что у нас в республике ощущается нехватка учителей. И это остро чувствуется даже в Якутске. Особенно учителей начальных классов, физики, химии, биологии, математики. Мы с трудом нашли учителя русского языка и литературы, а сейчас нам нужен учитель биологии. Сейчас вообще идет большой отток из профессии. Молодые учителя после нескольких лет работы уходят из отрасли. Почему? Мое мнение такое. Понятно, требований много. Но главным образом учителя ощущают серьезное давление со стороны родительского сообщества. Конечно, большинство родителей – это нормальные адекватные люди, но если в классе окажется два три «неадекватных», то они могут создать в коллективе плохую атмосферу. Есть и такие родители, которые пытаются «научить» учителей, как учить их детей. Сейчас как дети, так и их родители хорошо знают свои права, но не все знают свои обязанности. Особенно это касается молодых родителей. А я помню свои школьные времена – какое было уважение к классному руководителю со стороны родителей. А сейчас молодые учителя стараются избегать классного руководства. Отчитал свои часы и ушел. Но мы стараемся все-таки убеждать молодых учителей брать классное руководство. — Зарплаты, видимо, тоже не совсем привлекательны для молодых специалистов учитывая нагрузку. — Молодой учитель получает в пределах МРОТ – на руки около сорока восьми. Прилично получают учителя со стажем, если есть высшая квалификационная категория, звания и если преподаешь еще математику или русский. Если они входят в первую группу приоритетности, то зарплата может быть 80 тысяч и выше. Но всего этого нужно еще достичь. — Трудом не одного десятка лет. Мало кто из молодых специалистов это выдержит. — Да и я считаю, что со стороны государства должна приниматься меры по поддержке учителей. Сейчас учителей сильно не хватает. Особенно в районах, где в управлениях образования просто бьют в набат. Но вместе с тем, учитывая, что в сельских школах зарплата выше, есть тенденция возвращения в село. Уезжают учителя в близлежащие районы, например, на малую родину. И количество учеников на селе, конечно, меньше. В среднем, что-то около десяти – пятнадцати дети. А у нас в классах далеко за тридцать. — В этом году в российские школы пришел единый учебник по истории. Как историку по образованию вам есть, что сказать на этот счет. — Мое личное мнение – это правильно. Когда учебники везде разные, это не совсем правильно. История – это такой предмет, что, независимо от региона проживания, история должна быть одна. Региональный компонент должен быть – краеведение. — Может, единый учебник и хорош. Но он довольно сильно вместе с тем идеологизирован. И исторические факты изложены довольно спорно. — В принципе, я понимаю, что учебник истории должен отражает действующую государственную политику. Так было в советское время, контекст в учебниках был основан на диамате. До революции учебников как таковых не было, но идеология была – православие, самодержавие, народность. Кстати, такая есть история о смене учебников. Я поступил на ИЮФ в университет в 1989 году. Странное было время. На первом курсе изучали историю КПСС, но курс, что шел за нами, уже изучал другой предмет –социально-политическую историю 20-го века, который мы шутя называли СПИДом. А вот поступившие в 1991 году изучали уже политологию. — Еще о нововведениях. Как проходят «разговоры о важном»? — Классные руководители скачивают материалы с сайта и раз в неделю проводят занятия. А темы привязаны к календарю – к тому или иному дню или знаменательному событию. Проходят всегда по понедельникам. Начинаются эти занятия прямо с первого класса. — Идут разговоры о возвращении в школы НВП – начальной военной подготовки. — До прошлого года предмет назывался ОБЖ. В прошлом году он стал называться ОБЗР – основы безопасности и защиты Родины. И вот в этом предмете есть такой компонент, который как раз можно назвать НВП. Насчет сборки-разборки автоматов – это зависит, как мне кажется, от оснащения школы. У нас есть, к тому же еще и тир. — Это и для мальчиков и девочек? — Да, конечно. — У вас в школе есть какие-то свои особенные направления или студии, например? — Кстати, к НВП. Я горжусь, что в школе есть военно-патриотический клуб имени Героя России Александра Рыжикова, имеющий неоднократные победы в городских смотрах строя и песни, победители и призеры республиканских олимпиад по ОБЖ, военно-патриотических игр «Патриот», республиканских соревнований «Милосердие», Республиканских военно-патриотических чтений, посвященных памяти А. А. Рыжикова «Герои нашего времени». Во внеурочное время у нас проводится целый ряд воспитательных мероприятий. Среди прочего – это ночные коммунарские сборы для старшеклассников. — Что-то типа Зарницы, как было у нас в начале девяностых. — В нашей школе не было. А у вас во второй школе была пионервожатой легендарная Галина Анисимовна Хайдурова, и она это как раз и организовывала. Эти сборы для ребят – событие года. А берем мы не всех, только дисциплинированных. — Обсуждают и возвращение отметок по поведению. — Не знаю, насколько это будет адекватно сейчас, но считаю, что это нужно. — И еще не могу не узнать позицию. Позицию по ЕГЭ и ОГЭ. Тоже вопрос обсуждаемый. — Моя личная позиция – отменить ОГЭ после девятого класса полностью. Я присоединяюсь в этом смысле к той части педагогического сообщества страны, кто считает так. А мотивация к отмене в следующем. Когда наш выпускник поступает после девятого класса в средне-специальное учебное заведение, то его туда берут по среднему балу аттестата, а не по результатам ОГЭ. — Вот. И зачем, спрашивается, тогда это дополнительное напряжение? — Объясняют тем, что это подготовка к ЕГЭ. А ОГЭ – это такой напряг! Экзамены начинаются с конца мая. Учителей приходится снимать с уроков. Благо у нас два здания. Они уходят в пристрой и сдают экзамены. Но у большинства школ всего одно здание! И школу приходится закрывать специально для проведения экзаменов. И сколько еще лишнего стресса для детей. Потом есть еще и экономическая сторона. ОГЭ отдельно учителям не оплачивается, приходится предоставлять отгульные оплачиваемые дни во время учебного года. Далее, нужно закупать оборудование, компьютеры, принтеры, бумагу. Теперь что касается ЕГЭ. Мне кажется, государство должно сделать его добровольным. Дети, которые идут в 10-й класс, уже делают это более осознано и сами могут принять решение – сдавать им ЕГЭ или нет. — А как же потом с поступлением в ВУЗы? — Это неправильно. Нужно менять всю систему. На ЕГЭ должны идти те ребята, у которых более высокий уровень подготовки, которые уверены в своих силах. Этот школьник сдает очень хорошо ЕГЭ и имеет право на первоочередное поступление в какой-то рейтинговый ВУЗ. А те, кто не уверен в хорошей сдаче, пусть не сдают. Но у них есть средний бал и на его основе они могут поступать. Понятно, что уже будут нерейтинговые ВУЗы. Такая потребность витает в обществе. — Теперь хотелось поговорить с Айааном Васильевым как с председателем постоянной комиссии гордумы по образованию, культуре и детству. Поговорим о столичном образовании. Какие есть первоочередные проблемы? —Недофинансирование. Есть постановление правительства республики №537 от 2021 года, где утверждены нормативы фонда оплаты труда образовательных учреждений на одного обучающегося. Смотрим: если в школе менее 520 учеников, то финансирование – 176 тысяч рублей в год на одного ученика. Если до 936, то финансирование уменьшается уже до 131 тысячи. А если взять такую школу как у нас, то финансирование составляет уже 104 тысячи рублей. В общем, чем больше школа, тем менее ее финансируют. Что входит в эту сумму – зарплата, обеспечение учебниками, мебель, оборудование и так далее. И вот из-за этого не совсем правильного норматива большие школы страдают. У нас ощущается недофинансирование. Не хватает на учебники, мебель, оборудование. — Выходит так, что в маленьких школах зарплаты выше и они лучше оснащены? —Да это так. Зарплаты могут быть такими же номинально, но выше за счет стимулирования. Оснащение тоже лучше. А в сельских школах коэффициент еще выше. И в Якутске несколько таких школ, например, в Магане, Табаге, Кангалассах. — Странно, конечно. Ученики и учителя одни и те же. Да и, кажется, что должно быть тогда наоборот с финансированием. В больших школах забот и проблем явно больше. —А разница существенная. Между самыми маленькими школами и самыми большими разница в финансировании отличается в 2,7 раза - 275 тысяч рублей против 104 тысяч рублей. Огромная разница! И этот вопрос я как депутат буду поднимать. — Реально изменить этот норматив? —Мы этот вопрос вынесем на междепутатское объединение «Столица», членами которой являются депутаты Ил Тумэна, избранные от Якутска, и председатели комиссий Гордумы. Бюджет республики формируется в Ил Тумэне, и нам нужна их помощь. Донести до них перекосы в этих нормативах и хоть как-то сбалансировать. — Наверно и мест в школах не совсем хватает. —Да, это так. Школы города переполнены. То, что новые школы строятся, – это большой плюс. Но. В этом году количество школьников увеличилось более чем на полторы тысячи. Много переезжают из сел. Новая школа №40 находится все-таки достаточно далеко, в микрорайоне Звездный, и рассчитана, прежде всего, на жителей близлежащих кварталов. Но у нас большая нехватка школ в центре. Сейчас по Якутску не хватает порядка четырех тысяч ученических мест. А это две такие школы, как наша. Есть школы, куда дети не могут попасть в первый класс. Приходится их раскидывать по разным районам. — В проектах есть строительство новой школы в центре? —В ближайшее время в центре таких планов, насколько я знаю, нет. Планируется строительство двух школ в микрорайоне Звездный и по улице Чайковского. — Сейчас строят новое здание школы №1 по проспекту Ленина. Она ведь больше станет? —Ну, у них будет два здания. За школой останется как новое здание, так и то, где школа размещается сейчас. Бывший кооперативный техникум. Количество детей, конечно, тоже должно увеличиться. — Все это такие первоочередные проблемы – недофинансирование и переполненность школ. Какие еще, на ваш взгляд, есть недочеты в системе? — Есть еще и не очень известные проблемы. Допустим, в российском классификаторе перечней педагогических должностей есть категория «методист». А в республиканском перечне такая категория отсутствует. Поясню. Сейчас идет повсеместное сокращение заместителей директоров. Когда я пришел в 2019 году в 26-б школу, у нас было девять завучей. А сейчас только пять с половиной ставок. У нас, например, нет заместителя по научно-методической работе. А вот если учителю добавить полставки методиста, то проблема бы решилась. Но такой категории в перечне нет. Почему они в нашем Министерстве образования так сделали, я не понимаю. — То, что зарплаты невысокие, уже обсудили. А ожидается их увеличение? — Тут вот какая проблема есть. Это опять о недофинансировании. Учитывая, что школы города переполнены, учителям дают надбавку за интенсивность работы в условиях столичного образования. Это двадцать процентов. Так вот сейчас многие школы вынуждены ее снижать. В нашей школе мы ее снизили до десяти процентов. Средств не хватает. И вот наши учителя за сентябрь получат зарплату на несколько тысяч меньше, чем получали в мае. Но цены-то у нас растут. А зарплата у учителей даже еще и уменьшилась. И это надо как-то решать. Это все к тому вопросу, который мы обсуждали выше. Маленьких школ это сокращение не коснется, только больших. Еще есть проблема по зарплатам у иных педагогических работников – социальных педагогов, психологов, логопедов – она ниже, чем у учителей. В дошкольном образовании по этой части тоже не очень. Зарплаты воспитателей ниже, чем у учителей. И там тоже наблюдается отток кадров. — Вопросы коррекционного образования обсуждаете? Что по это части можете сообщить? — Не смогу привести точные цифры, но детей с ограниченными возможностями с задержкой психического развития с каждым годом увеличивается. В нашей школе в прошлом году мы открыли два коррекционных класса. Такие классы ежегодно открываются в разных школах. Но дополнительного финансирования мы не получили. Приходится перераспределять средства. Ввели ставку тьютора и логопеда-дефектолога. В одном классе с адаптированной программой 7.2 у нас 12 детей, а с программой 8.1 всего пять. Я не специалист по вопросам коррекционного образования, но мне кажется, что количество таких детей с особенностями ментального развития увеличивается за счет, в том числе, гаджетизации. Буквально с полутора лет детям уже дают им гаджеты. Ребенок еще и говорить толком не умеет, а уже во всю тыкает в экран, пока мамочка своим делами занимается. Кстати, по части коррекционного образования такой есть вопрос. В городе имеется так называемая Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Она как раз проводит диагностику коррекционных детей. И по этой части тоже нехватка. По нормативу на 10 тысяч детей должна быть одна такая комиссия. У нас в городе почти 90 тысяч детей до 18 лет. А соответствующих комиссий было только две. Поэтому родители с особенными детьми могут месяцами в очереди стоять. Но есть и хорошая новость – в сентябре открыт третий состав ПМПК! Через год-два будем добиваться, чтобы еще одну создать. — Еще какие-то актуальные вопросы обсуждаете? —Да. Например, об организации летнего отдыха школьников. Недавно добились, чтобы город выделил дополнительные территории под строительство летних лагерей. Я сам посещал такие лагеря в школьные годы. И к концу 1980-х рядом в пригородах было около двадцати пионерских лагерей. Они были как государственные, так и ведомственные. А население Якутска тогда составляло 190 тысяч. Сейчас имеем 380 тысяч, а лагерей только десять. Территории были в 1990-е приватизированы, лагеря закрыты. Пока, конечно, строительство не начинается. Но один участок по Покровскому тракту нам уже выделили. Еще, например, занимаемся тем, что рассматриваем обращения руководителей образовательных учреждений, к примеру, с просьбой о строительстве модульных спортзалов. Я понимаю, что в местном бюджете на это сейчас денег нет. Но если грамотно озвучить проблему, то это уже начало. Где-то средства можно найти, возможно, и через федеральные источники. Другой вопрос касается опять-таки учителей. Как мы уже говорили, учителей не хватает в особенности в селах. У нас здесь рядом с городом есть несколько таких школ. И вот приглашают туда, например, учителя. Гражданина местного. С города ездить далеко. Учитель просит предоставить жилье. А его нет. Так вот мы хотим в этой связи перед Окружной администрацией поставить этот вопрос. Чтобы выкупить в тех же Кангалассах, допустим, трехкомнатную квартиру и приспособить ее под служебное общежитие. Это был бы выход из положения. Такие вот основные проблемы. И хорошо, что какие-то проблемы все-таки удалось решить. Кстати, можно упомянуть о выделении средств на пристрой к школам. Процесс был запущен нами еще в третьем созыве Гордумы. Появились пристрои в 5-й, 31-й, у нас в 26-й и ряде других. — Благодарю за беседу!
Лента новостей Якутска
Айаан Васильев: ОГЭ – отменить, ЕГЭ – сделать добровольным, зарплату учителям – повысить
Подробнее: https://yakutsk-news.net/other/2025/09/23/389380.html YAKUTIA.INFO . Сентябрь стремительно набрал обороты и вместе с ним и новый учебный год. Для школы №26 год этот особенный – исполнятся 75 лет с момента ее образования. С 2019 года заведение возглавляет Айаан Васильев. С ним то мы и поговорили о предстоящем юбилее, истории школы о ее настоящем. И, конечно, обсудили проблемы, существующие в образовании – недофинансирование школ, зарплаты учителей, нехватку школ, ЕГЭ и ОГЭ и многое другое. Ведь Айаан Васильевич, помимо того, что является директором школы, ещё и возглавляет комиссию по образованию в Гордуме Якутска.
— Действительно, в этом году нашей школе исполняется 75 лет. Событие, конечно, не рядовое. И под юбилеем я понимаю, что это не просто собраться коллективом в ресторане и поднять бокалы, - рассказывает Айаан Ильич. – Уже с начала года мы проводим различные мероприятия под эгидой нашего юбилея. Стараемся изучать историю школы – до сих пор еще много белых пятен. Особенно относительно первоначального периода. Готовим к изданию юбилейный фотоальбом, куда внесем данные по учителям разных лет, нашим выпускникам, а также, конечно, какие-то важные события отметим.
Сейчас проводим скрупулезную поисковую работу. У нас есть сильный школьный музей, на базе которого и ведется эта поисковая работа. Я сам являюсь, между прочим, выпускником 26-й школы, окончил ее в 1989 году. И мне в этом смысле, тем более как историку по образованию, очень интересно заниматься этим делом.
Лично знаком с выпускниками разных лет и многих из них озадачиваю, чтобы они оставляли какие-то свои воспоминания о школе, интересных событиях, может, даже курьезных моментах, прошу о том, чтобы они делились фотографиями. Даже могу сказать так – меня просто дико радуют черно-белые снимки шестидесятых-семидесятых годов.
— То есть все-таки не просто фотоальбом.
— Нет. Мы еще туда впишем имена известных выпускников, медалистов, учителей, завучей.
— Кстати, можете несколько известных выпускников назвать?
— Да, как в любой другой школе, мы гордимся нашими выпускниками. Назову несколько фамилий. Например, Рудольф Чжан, известный ученый, доктор наук, который возглавлял Институт мерзлотоведения. Или вот другой известный выпускник Иван Грачев. Он сын первого директора школы Елизаветы Келле-Пелле, выпускник 1968 года. Доктор физико-технических наук и кандидат экономических наук. После школы, он, правда, переехал в Казань, а затем в Москву. Что интересно, он избирался депутатом Госдумы РФ шести созывов. Этим летом он приезжал в Якутск вместе со своей супругой Оксаной Дмитриевой, тоже известным общественным деятелем, действующим депутатом Госдумы.
Еще нашу школу закончил Александр Подголов, все его, конечно, знают в Якутии. Другой известный выпускник это Игорь Тресков, заместитель мэра Якутска в 2000-х годах, ныне сенатор от Московской области. Дмитрий Глушко также окончил нашу школу. Кстати, его мама Антонина Федоровна Глушко более сорока лет проработала в школе учителем математики. И еще она была первым руководителем школьного музея – сейчас музею присвоено ее имя. Кстати, Дмитрий Глушко еще в 2021 году учредил премию имени своей матери для лучшего учителя-наставника и лучшего молодого учителя по пятьдесят тысяч рублей. Голосование тайное, поэтому все максимально по-честному. Трое действующих членов правительства наши выпускники – это министр здравоохранения Лена Афанасьева, министр труда и социального развития Елена Волкова, министр внешних связей Виталий Кириллин. И директор НВК «Саха», депутат Ил Тумэна Олег Марков также закончил нашу школу.
— А если вспомнить не политических, а «творческих» выпускников.
— Если о совсем творческих, то могу назвать имя, к сожалению, ныне покойного Сергея Ацегейды - актера, заведующего музыкальной частью Русского театра, музыканта. Его мама долгие годы проработала в нашей школе. Артистка Алла Бузмакова тоже наша выпускница. Кстати, одноклассники Сергея, их там было пятеро, также стали театральными артистами. В то время существовал театральный класс под руководством Юрия Козловского. Обязательно должен назвать актера театра и кино Алексея Шутова, известного по телесериалам «Возвращение Мухтара», «Звезды светят нам», «По законам военного времени» и др.
— Кстати, о театре. Школа носит имя ее первого директора Елизаветы Келле-Пелле. А в Русском театре когда-то служил режиссер с такой же фамилией. Муж?
— Многие так думают. Но на самом деле она была его родной тетей. И меня многие спрашивают, что это за фамилия такая – Келле-Пелле. Расскажу. Отец нашего первого директора Юлий Келле-Пелле латыш и был сослан в Вилюйский округ накануне революции в 1916 году. И вот там он женился на дочери священника, а она была, кстати, сахаляркой. У них родилось двое детей. И вот брат Елизаветы и является отцом режиссера драмтеатра.
— Интересная история. Оказывается, что он уроженец Якутии. А не приезжий. Видимо, тот первый Келле-Пелле сильно дел революционных натворил.
— Думаю, да. А то бы так далеко не сослали. Но после Февральской революции он, как и Ярославский и Орджоникидзе, уехал из Якутии. Семья осталась здесь. Его следы теряются в конце двадцатых годов прошлого века.
А имя Елизаветы Юльевны Келле-Пелле было присвоено школе в 2020 году по решению Гордумы Якутска. И еще стоит отметить, что она проработала в школе долгих 18 лет. Это были годы становления, самые сложные годы.
Интересный она была человек. Закончила якутский педтехникум и где только не работала. И в редакции «Социалистической Якутии», и в далеком Булунском районе в системе народного образования, в Якутском горисполкоме. Вообще, старожилам города фамилия Келле-Пелле известна.
— Вот об истории перемещения школы. Где она ранее находилась?
— Изначально с 1950 года школа находилась по Кирова в том здании, которое ныне занимает Якутская епархия. До революции там была женская гимназия. И школа наша находилась там до 1978 года. Далее мы переехали в здание по Ярославского 14, где сейчас Городской лицей. Такое еще курьезный факт о нашем первом здании. После нас там располагалась «анатомка» медфака ЯГУ. И вот как-то шли мы из дома с одноклассниками в школу, это было в начале 1980-х годов, и решили туда зайти. Прошлись по коридору и заглянули в одно из помещений – а там трупы с посиневшими ногами. Там такой мы ужас пережили, потрясение! И больше я туда, конечно, не возвращался. Но кое-кто из одноклассников туда еще заходил.
— Интересно. Женская гимназия, школа, анатомическое отделение и потом Епархия.
— Хотя это конечно уже «новодел». Ну так далее, про переезды. А в 1982 году мы уже заняли нынешнее здание. Это типовой проект. Такое же здание еще и у 31-й школы. А в прошлом году закончено строительство пристроя к школе. Наш основной корпус – это 6700 «квадратов», а пристрой – порядка 4200. В пристрое 21 учебный кабинет, большой физкультурный зал, есть тир, библиотека, медкабинет, столовая, мастерские. Мы очень довольны. Сильно разгрузились.
— Сколько у вас сейчас учеников? Немного цифр.
— Более 1850 школьников и 64 класса-комплекта. В некоторых параллелях до семи классов. Конечно все в две смены. Хотя пристрой позволил нам перевести восьмые классы в первую смену. Школа наша до последнего времени была на третьем месте по количеству учащихся. Самая крупная это 31 школа, там около 2400 детей. Далее это наши соседи – школа №2, где около 2000 школьников. А на третье место переместилась 39 школа, а мы теперь выходит, что четвертые.
— Кстати, выходит, что пристрой не добавила количество учащихся.
— Нет, особенно нет. Даже был некоторый отток, когда открылся Центр глобального образования. Дети, которые живут на 203-м, перешли туда. И еще часть перешла в школу №39 в «Прометее». Дети у нас из разных районов.
Приходят, например, родители и просят принять в школу. У меня первый вопрос – «Где вы проживаете?», отвечают – «Хатын-Юряхское шоссе». Я естественно интересуюсь – так почему же тогда к нам? Ответ – работаем где-то рядом. А вообще по прописке – это только, когда в первый класс записываем. А далее прописка уже не учитывается.
Если есть свободные места, то мы обязаны принимать. Но вообще и родителям и школьнику удобнее, если дом и школа рядом.
— Как у вас обстоит с техническим обеспечением? Видел недавно короткий сюжет. Показывают обычную московскую школу – ее начинку. Это, конечно, фантастика. Даже класс робототехники имеется. Хоть как-то к этому уровню можно стремиться?
— Весной были в образовательной командировке в Москве, ходили по школам. И конечно оснащение московских школ просто на порядок выше. А почему? Туда все финансовые потоки уходят со всей страны. И правительство Москвы имеет дополнительные финансовые возможности оснащать свои школы намного выше среднего по стране.
— Чего сейчас не хватает школе в первую очередь?
— И это не только о нашей школе. Сейчас идет смена поколений учителей. Учителя старшего поколения, еще из советской школы начинают уходить на пенсию. И, к сожалению, и я это чувствую уже на протяжении нескольких лет, что стопроцентной хорошей замены им не приходит. Считаю, что те старые учителя, еще советской школы, составляют мощный костяк педагогического коллектива.
Не секрет, что у нас в республике ощущается нехватка учителей. И это остро чувствуется даже в Якутске. Особенно учителей начальных классов, физики, химии, биологии, математики. Мы с трудом нашли учителя русского языка и литературы, а сейчас нам нужен учитель биологии. Сейчас вообще идет большой отток из профессии. Молодые учителя после нескольких лет работы уходят из отрасли.
Почему? Мое мнение такое. Понятно, требований много. Но главным образом учителя ощущают серьезное давление со стороны родительского сообщества. Конечно, большинство родителей – это нормальные адекватные люди, но если в классе окажется два три «неадекватных», то они могут создать в коллективе плохую атмосферу. Есть и такие родители, которые пытаются «научить» учителей, как учить их детей.
Сейчас как дети, так и их родители хорошо знают свои права, но не все знают свои обязанности.
Особенно это касается молодых родителей. А я помню свои школьные времена – какое было уважение к классному руководителю со стороны родителей. А сейчас молодые учителя стараются избегать классного руководства. Отчитал свои часы и ушел. Но мы стараемся все-таки убеждать молодых учителей брать классное руководство.
— Зарплаты, видимо, тоже не совсем привлекательны для молодых специалистов учитывая нагрузку.
— Молодой учитель получает в пределах МРОТ – на руки около сорока восьми. Прилично получают учителя со стажем, если есть высшая квалификационная категория, звания и если преподаешь еще математику или русский. Если они входят в первую группу приоритетности, то зарплата может быть 80 тысяч и выше. Но всего этого нужно еще достичь.
— Трудом не одного десятка лет. Мало кто из молодых специалистов это выдержит.
— Да и я считаю, что со стороны государства должна приниматься меры по поддержке учителей. Сейчас учителей сильно не хватает. Особенно в районах, где в управлениях образования просто бьют в набат. Но вместе с тем, учитывая, что в сельских школах зарплата выше, есть тенденция возвращения в село. Уезжают учителя в близлежащие районы, например, на малую родину. И количество учеников на селе, конечно, меньше. В среднем, что-то около десяти – пятнадцати дети. А у нас в классах далеко за тридцать.
— В этом году в российские школы пришел единый учебник по истории. Как историку по образованию вам есть, что сказать на этот счет.
— Мое личное мнение – это правильно. Когда учебники везде разные, это не совсем правильно. История – это такой предмет, что, независимо от региона проживания, история должна быть одна. Региональный компонент должен быть – краеведение.
— Может, единый учебник и хорош. Но он довольно сильно вместе с тем идеологизирован. И исторические факты изложены довольно спорно.
— В принципе, я понимаю, что учебник истории должен отражает действующую государственную политику. Так было в советское время, контекст в учебниках был основан на диамате. До революции учебников как таковых не было, но идеология была – православие, самодержавие, народность. Кстати, такая есть история о смене учебников. Я поступил на ИЮФ в университет в 1989 году. Странное было время. На первом курсе изучали историю КПСС, но курс, что шел за нами, уже изучал другой предмет –социально-политическую историю 20-го века, который мы шутя называли СПИДом. А вот поступившие в 1991 году изучали уже политологию.
— Еще о нововведениях. Как проходят «разговоры о важном»?
— Классные руководители скачивают материалы с сайта и раз в неделю проводят занятия. А темы привязаны к календарю – к тому или иному дню или знаменательному событию. Проходят всегда по понедельникам. Начинаются эти занятия прямо с первого класса.
— Идут разговоры о возвращении в школы НВП – начальной военной подготовки.
— До прошлого года предмет назывался ОБЖ. В прошлом году он стал называться ОБЗР – основы безопасности и защиты Родины. И вот в этом предмете есть такой компонент, который как раз можно назвать НВП. Насчет сборки-разборки автоматов – это зависит, как мне кажется, от оснащения школы. У нас есть, к тому же еще и тир.
— Это и для мальчиков и девочек?
— Да, конечно.
— У вас в школе есть какие-то свои особенные направления или студии, например?
— Кстати, к НВП. Я горжусь, что в школе есть военно-патриотический клуб имени Героя России Александра Рыжикова, имеющий неоднократные победы в городских смотрах строя и песни, победители и призеры республиканских олимпиад по ОБЖ, военно-патриотических игр «Патриот», республиканских соревнований «Милосердие», Республиканских военно-патриотических чтений, посвященных памяти А. А. Рыжикова «Герои нашего времени». Во внеурочное время у нас проводится целый ряд воспитательных мероприятий. Среди прочего – это ночные коммунарские сборы для старшеклассников.
— Что-то типа Зарницы, как было у нас в начале девяностых.
— В нашей школе не было. А у вас во второй школе была пионервожатой легендарная Галина Анисимовна Хайдурова, и она это как раз и организовывала. Эти сборы для ребят – событие года. А берем мы не всех, только дисциплинированных.
— Обсуждают и возвращение отметок по поведению.
— Не знаю, насколько это будет адекватно сейчас, но считаю, что это нужно.
— И еще не могу не узнать позицию. Позицию по ЕГЭ и ОГЭ. Тоже вопрос обсуждаемый.
— Моя личная позиция – отменить ОГЭ после девятого класса полностью. Я присоединяюсь в этом смысле к той части педагогического сообщества страны, кто считает так.
А мотивация к отмене в следующем. Когда наш выпускник поступает после девятого класса в средне-специальное учебное заведение, то его туда берут по среднему балу аттестата, а не по результатам ОГЭ.
— Вот. И зачем, спрашивается, тогда это дополнительное напряжение?
— Объясняют тем, что это подготовка к ЕГЭ. А ОГЭ – это такой напряг! Экзамены начинаются с конца мая. Учителей приходится снимать с уроков. Благо у нас два здания. Они уходят в пристрой и сдают экзамены. Но у большинства школ всего одно здание! И школу приходится закрывать специально для проведения экзаменов. И сколько еще лишнего стресса для детей. Потом есть еще и экономическая сторона. ОГЭ отдельно учителям не оплачивается, приходится предоставлять отгульные оплачиваемые дни во время учебного года. Далее, нужно закупать оборудование, компьютеры, принтеры, бумагу.
Теперь что касается ЕГЭ. Мне кажется, государство должно сделать его добровольным. Дети, которые идут в 10-й класс, уже делают это более осознано и сами могут принять решение – сдавать им ЕГЭ или нет.
— А как же потом с поступлением в ВУЗы?
— Это неправильно. Нужно менять всю систему.
На ЕГЭ должны идти те ребята, у которых более высокий уровень подготовки, которые уверены в своих силах. Этот школьник сдает очень хорошо ЕГЭ и имеет право на первоочередное поступление в какой-то рейтинговый ВУЗ. А те, кто не уверен в хорошей сдаче, пусть не сдают. Но у них есть средний бал и на его основе они могут поступать. Понятно, что уже будут нерейтинговые ВУЗы. Такая потребность витает в обществе.
— Теперь хотелось поговорить с Айааном Васильевым как с председателем постоянной комиссии гордумы по образованию, культуре и детству. Поговорим о столичном образовании. Какие есть первоочередные проблемы?
—Недофинансирование. Есть постановление правительства республики №537 от 2021 года, где утверждены нормативы фонда оплаты труда образовательных учреждений на одного обучающегося. Смотрим: если в школе менее 520 учеников, то финансирование – 176 тысяч рублей в год на одного ученика. Если до 936, то финансирование уменьшается уже до 131 тысячи. А если взять такую школу как у нас, то финансирование составляет уже 104 тысячи рублей. В общем, чем больше школа, тем менее ее финансируют. Что входит в эту сумму – зарплата, обеспечение учебниками, мебель, оборудование и так далее. И вот из-за этого не совсем правильного норматива большие школы страдают. У нас ощущается недофинансирование. Не хватает на учебники, мебель, оборудование.
— Выходит так, что в маленьких школах зарплаты выше и они лучше оснащены?
—Да это так. Зарплаты могут быть такими же номинально, но выше за счет стимулирования. Оснащение тоже лучше. А в сельских школах коэффициент еще выше. И в Якутске несколько таких школ, например, в Магане, Табаге, Кангалассах.
— Странно, конечно. Ученики и учителя одни и те же. Да и, кажется, что должно быть тогда наоборот с финансированием. В больших школах забот и проблем явно больше.
—А разница существенная. Между самыми маленькими школами и самыми большими разница в финансировании отличается в 2,7 раза - 275 тысяч рублей против 104 тысяч рублей. Огромная разница! И этот вопрос я как депутат буду поднимать.
— Реально изменить этот норматив?
—Мы этот вопрос вынесем на междепутатское объединение «Столица», членами которой являются депутаты Ил Тумэна, избранные от Якутска, и председатели комиссий Гордумы. Бюджет республики формируется в Ил Тумэне, и нам нужна их помощь. Донести до них перекосы в этих нормативах и хоть как-то сбалансировать.
— Наверно и мест в школах не совсем хватает.
—Да, это так. Школы города переполнены. То, что новые школы строятся, – это большой плюс. Но. В этом году количество школьников увеличилось более чем на полторы тысячи. Много переезжают из сел. Новая школа №40 находится все-таки достаточно далеко, в микрорайоне Звездный, и рассчитана, прежде всего, на жителей близлежащих кварталов. Но у нас большая нехватка школ в центре.
Сейчас по Якутску не хватает порядка четырех тысяч ученических мест. А это две такие школы, как наша. Есть школы, куда дети не могут попасть в первый класс. Приходится их раскидывать по разным районам.
— В проектах есть строительство новой школы в центре?
—В ближайшее время в центре таких планов, насколько я знаю, нет. Планируется строительство двух школ в микрорайоне Звездный и по улице Чайковского.
— Сейчас строят новое здание школы №1 по проспекту Ленина. Она ведь больше станет?
—Ну, у них будет два здания. За школой останется как новое здание, так и то, где школа размещается сейчас. Бывший кооперативный техникум. Количество детей, конечно, тоже должно увеличиться.
— Все это такие первоочередные проблемы – недофинансирование и переполненность школ. Какие еще, на ваш взгляд, есть недочеты в системе?
— Есть еще и не очень известные проблемы. Допустим, в российском классификаторе перечней педагогических должностей есть категория «методист». А в республиканском перечне такая категория отсутствует. Поясню. Сейчас идет повсеместное сокращение заместителей директоров. Когда я пришел в 2019 году в 26-б школу, у нас было девять завучей. А сейчас только пять с половиной ставок. У нас, например, нет заместителя по научно-методической работе. А вот если учителю добавить полставки методиста, то проблема бы решилась. Но такой категории в перечне нет. Почему они в нашем Министерстве образования так сделали, я не понимаю.
— То, что зарплаты невысокие, уже обсудили. А ожидается их увеличение?
— Тут вот какая проблема есть. Это опять о недофинансировании. Учитывая, что школы города переполнены, учителям дают надбавку за интенсивность работы в условиях столичного образования. Это двадцать процентов. Так вот сейчас многие школы вынуждены ее снижать. В нашей школе мы ее снизили до десяти процентов. Средств не хватает.
И вот наши учителя за сентябрь получат зарплату на несколько тысяч меньше, чем получали в мае. Но цены-то у нас растут. А зарплата у учителей даже еще и уменьшилась. И это надо как-то решать.
Это все к тому вопросу, который мы обсуждали выше. Маленьких школ это сокращение не коснется, только больших. Еще есть проблема по зарплатам у иных педагогических работников – социальных педагогов, психологов, логопедов – она ниже, чем у учителей. В дошкольном образовании по этой части тоже не очень. Зарплаты воспитателей ниже, чем у учителей. И там тоже наблюдается отток кадров.
— Вопросы коррекционного образования обсуждаете? Что по это части можете сообщить?
— Не смогу привести точные цифры, но детей с ограниченными возможностями с задержкой психического развития с каждым годом увеличивается. В нашей школе в прошлом году мы открыли два коррекционных класса. Такие классы ежегодно открываются в разных школах. Но дополнительного финансирования мы не получили. Приходится перераспределять средства. Ввели ставку тьютора и логопеда-дефектолога. В одном классе с адаптированной программой 7.2 у нас 12 детей, а с программой 8.1 всего пять.
Я не специалист по вопросам коррекционного образования, но мне кажется, что количество таких детей с особенностями ментального развития увеличивается за счет, в том числе, гаджетизации. Буквально с полутора лет детям уже дают им гаджеты. Ребенок еще и говорить толком не умеет, а уже во всю тыкает в экран, пока мамочка своим делами занимается. Кстати, по части коррекционного образования такой есть вопрос. В городе имеется так называемая Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Она как раз проводит диагностику коррекционных детей. И по этой части тоже нехватка. По нормативу на 10 тысяч детей должна быть одна такая комиссия. У нас в городе почти 90 тысяч детей до 18 лет. А соответствующих комиссий было только две. Поэтому родители с особенными детьми могут месяцами в очереди стоять. Но есть и хорошая новость – в сентябре открыт третий состав ПМПК! Через год-два будем добиваться, чтобы еще одну создать.
— Еще какие-то актуальные вопросы обсуждаете?
—Да. Например, об организации летнего отдыха школьников. Недавно добились, чтобы город выделил дополнительные территории под строительство летних лагерей. Я сам посещал такие лагеря в школьные годы.
И к концу 1980-х рядом в пригородах было около двадцати пионерских лагерей. Они были как государственные, так и ведомственные. А население Якутска тогда составляло 190 тысяч. Сейчас имеем 380 тысяч, а лагерей только десять.
Территории были в 1990-е приватизированы, лагеря закрыты. Пока, конечно, строительство не начинается. Но один участок по Покровскому тракту нам уже выделили. Еще, например, занимаемся тем, что рассматриваем обращения руководителей образовательных учреждений, к примеру, с просьбой о строительстве модульных спортзалов. Я понимаю, что в местном бюджете на это сейчас денег нет. Но если грамотно озвучить проблему, то это уже начало. Где-то средства можно найти, возможно, и через федеральные источники.
Другой вопрос касается опять-таки учителей. Как мы уже говорили, учителей не хватает в особенности в селах. У нас здесь рядом с городом есть несколько таких школ. И вот приглашают туда, например, учителя. Гражданина местного. С города ездить далеко. Учитель просит предоставить жилье. А его нет. Так вот мы хотим в этой связи перед Окружной администрацией поставить этот вопрос. Чтобы выкупить в тех же Кангалассах, допустим, трехкомнатную квартиру и приспособить ее под служебное общежитие. Это был бы выход из положения.
Такие вот основные проблемы. И хорошо, что какие-то проблемы все-таки удалось решить. Кстати, можно упомянуть о выделении средств на пристрой к школам. Процесс был запущен нами еще в третьем созыве Гордумы. Появились пристрои в 5-й, 31-й, у нас в 26-й и ряде других.
— Благодарю за беседу!