Власти Якутска пытаются объяснить почему столица вводит инфраструктурный сбор

Подробнее: https://yakutsk-news.net/society/2025/10/27/398429.html YAKUTIA.INFO . Власти Якутска анонсировали планы по введению нового целевого платежа — инфраструктурного сбора с застройщиков. Это решение вызвало оживленные дискуссии в деловых и общественных кругах. Почему же городские власти озадачились этим вопросом, и что стоит за их решением?
Ключевая причина — острейший дефицит мест в школах, который уже перерос в системный кризис. Якутск переживает строительный бум, и население города стремительно растет: за последние 5 лет оно увеличилось на 29 тысяч человек. 15 октября 2025 года в передаче "Якутск сегодня" на радио "Тэтим" озвучили количество населения в Якутске в 2025 году — 390 тысяч. Годом ранее мэр Евгений Григорьев озвучивал цифру 380 тысяч человек. И это без учета агломерации. Еще более показательная цифра — количество школьников за этот же период выросло на 10 тысяч, достигнув 57,5 тысяч.
Существующие темпы строительства школ, которые в мэрии называют «рекордными» (14 новых объектов за 5 лет), не успевают за этой демографической волной. Заполненность школ в среднем по городу приближается к 200%. Особенно тяжелая ситуация в центральных районах, где в классах могут учиться по 40 детей.
Власти видят корень проблемы в характере новой жилой застройки. Город делит застройщиков на две категории:
1. Те, кто реализует проекты комплексного развития территорий (КРТ). Такие компании сами строят необходимую социальную инфраструктуру — школы и детские сады. Они получают разрешения на строительство без проблем и максимальное содействие администрации.
2. Те, кто ведет «точечную» застройку. Они возводят жилые дома на уже сложившихся территориях, не предусматривая строительства новых социальных объектов. Это создает дополнительную нагрузку на существующие школы и сады, которые и без того переполнены.
Именно на вторую группу и будет направлен новый инфраструктурный сбор.
Предварительный размер сбора составит около 3 тысяч рублей с одного квадратного метра жилой площади в рамках точечной застройки. Эти средства будут иметь целевой характер — они направятся на ускоренное строительство новых школ и создание ученических мест.
Как пояснил заместитель главы города Антон Алексеенко, этот сбор покроет не более трети стоимости создания одного ученического места, то есть он является инструментом долевого участия, а не полным переносом ответственности с застройщика на город.
Еще одним стимулом для введения сбора стало внимание надзорных органов. Прокуратура указала на недопустимость выдачи разрешений на строительство в районах, где социальная инфраструктура перегружена. В 2025 году по этой причине уже было отказано в семи случаях, и все они касались точечной застройки.
Кроме того, Якутск не изобретает велосипед. Аналогичный инфраструктурный сбор уже успешно применяется в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Пермь и Омск, а Казань и Новосибирск готовятся к его введению.
Основное возражение со стороны представителей строительного бизнеса заключается в том, что новые расходы неминуемо приведут к росту стоимости квадратного метра жилья для конечного потребителя.
По видению властей Якутска инфраструктурный сбор — не как самоцель, а вынужденная целева мера. Город оказался в ситуации, когда рекордные темпы жилищного строительства обогнали возможности социальной инфраструктуры. Новый механизм призван заставить «точечных» застройщиков участвовать в решении проблемы, которую они усугубляют, и ускорить строительство школ для тысяч якутских детей, которые сегодня вынуждены учиться в переполненных классах.
Удастся ли городу найти баланс между интересами бизнеса и острейшей социальной нуждой, покажет ближайшее будущее.

Комментарии

Комментариев нет.