Подробнее: https://tomsk-news.net/society/2024/04/11/120661.html ТОМСК, 11 апр – РИАТомск. Больше тысячи человек учатся в Томском политехническом университете (ТПУ) в рамках проекта "Цифровые кафедры",предполагающего бесплатные курсы для студентов по IT-специальностям. Как организовано обучение и какиевозможности откроет политех для студентов в 2024 году – в обзоре РИА Томск.Ранее сообщалось, что проект "Цифровыекафедры" стартовал в России в 2022 году в рамках федерального проекта "Развитиекадрового потенциала ИТ-отрасли" национальной программы "Цифроваяэкономика Российской Федерации".К нему присоединились больше100 вузов: они запустили курсы, которые позволяют студентам еще во времяобучения по основной специальности пройти переподготовку по IT-направлению.Таким образом, после окончания университета выпускники имеют сразу двепрофессии.По данным сайта УниверситетаИннополис, "Цифровые кафедры" открыты уже в 119 вузах в 50 регионах страны,разработаны более 800 образовательных программ переподготовки. В качествепреподавателей привлечены сотрудники вузов и практикующие специалисты изреального сектора экономики. Обучающиеся проходят обязательную практику илистажировку в индустриальных и IT-компаниях.Ранее сообщалось, что Томскстанет одним из семи городов РФ, где пройдут очные мероприятия всероссийскогомарафона "Цифровых кафедр". Томская площадка откроется 12 апреля исоберет команды из сибирских вузов, в том числе из Томского политехническогоуниверситета.© предоставила пресс-служба Томского политеха.Как организованыкурсы в ТПУТПУ открыл "Цифровыекафедры" в сентябре 2022 года на базе трех школ. Это Инженерная школаинформационных технологий и робототехники, Инженерная школа ядерных технологийи Инженерная школа неразрушающего контроля и безопасности. Вместе онипредлагают курсы по Data science и машинному обучению, разработке приложений длямобильных устройств, web-программированию, аналитике данных и многие другие."Всего 16 программ – 12для айтишников и четыре для тех, кто не связан напрямую с IT. "Нейатишники"изучают компетенции в области создания алгоритмов и компьютерных программ,пригодных для практического применения. Айтишники получают эти навыки в рамкахсвоего основного образования, поэтому изучают новые горизонты применения "цифры",– рассказывает начальник учебно-методического управления вуза МарияАлександрова.Обучение длится три семестра иорганизовано с участием промышленных партнеров вуза – различных компаний,которые направляют своих экспертов в качестве преподавателей, организуютпрактику для студентов, в том числе учат решать реальные задачи производства. Внастоящее время на кафедрах учатся 1032 студента, 621 человек завершилобучение."Студенты поступают,начиная с третьего курса, – рассказывает доцент отделения информационныхтехнологий ТПУ, преподаватель "Цифровых кафедр" Алексей Друки. – Хватаетли им трех семестров, чтобы освоить новую специальность? Все оченьиндивидуально, но большинство студентов действительно справляется и доводитначатое до диплома".Алексей Друки преподает на курсах,где студентов "прокачивают" в работе с языком программирования Pythonи искусственным интеллектом (ИИ)."Сейчас эти направления втренде. Если студент получил навыки программирования на Python и по работе сметодами искусственного интеллекта, то после обучения он будет востребован вразличных компаниях. Мы также учим студентов разрабатывать методы ИИ, применятьбазовые и новые подходы".Преподаватель отмечает, что внастоящее время по этим направлениям "Цифровых кафедр" учатся 160человек, а в новый набор планируется привлечь 190 студентов.© предоставила пресс-служба Томского политеха.Зачем это нужно вузуи студентамНачальник учебно-методическогоуправления ТПУ Мария Александрова рассказывает, что проект "Цифровыекафедры" дает студентам уникальную возможность – они могут получить новуюпрофессию, даже несмотря на то, что еще не окончили вуз и не получили диплом овысшем образовании.До появления "Цифровых кафедр"профессиональная переподготовка проходила в большинстве случаев следующимобразом: студент доучивался в университете, получал диплом и только после этогопоступал на курсы переподготовки. Здесь он учился еще год-два и уже потом имелдве специальности: основную, подтвержденную дипломом о первом высшемобразовании, и дополнительную, подтвержденную дипломом о профпереподготовке.Проблема в том, что не всевыпускники вузов могут и готовы тратить дополнительный год или два на обучение.А вот совместить курсы профпереподготовки с основной учебой – это уже совсемдругое дело. Понятно, что нагрузка увеличивается вдвое, поэтому до дипломадоходят самые целеустремленные. Зато награда того стоит – два диплома и вдвоебольше возможностей найти достойную работу.При этом не будем забывать, чтоучиться на "Цифровых кафедрах" можно бесплатно, в то время какбольшинство других курсов профессиональной подготовки проводятся накоммерческой основе.© предоставила пресс-служба Томского политеха.Сами студенты ТПУ, которыепрямо сейчас учатся на "Цифровых кафедрах", говорят, что получаютздесь "академические, научно-исследовательские и практические знания,чтобы состояться в профессии, быть высококвалифицированным специалистом идобиться успехов для динамического развития индустрии".Федор Шокодько,студент 4 курса бакалавриата Инженерной школы информационных технологий иробототехники ТПУ по направлению "Автоматизация технологическихпроцессов и производств":"На третьем курсе я выбралмодуль дополнительной специализации "Методы вычислительного интеллекта наязыке программирования Python". Мой выбор перспективный и важный в сференаучных интересов и практической деятельности. В результате обучения я научилсяприменять методы и технологии в области искусственного интеллекта, методымашинного обучения.Выбранный модуль пригодился вдеятельности стартапа, где я работаю, – внедрение в клиентское приложениеискусственной нейронной сети для оптической диагностики с цифровой камерымикроскопа".Зачем это нужнопромпартнерам ТПУНаучно-производственноепредприятие "Автоматика" сотрудничает с Томским политехом со днясвоего основания – с 2001 года. Компания занимается разработкой и производствомсредств автоматизации для горно-шахтного оборудования.Первыйзаместитель гендиректора "Автоматики" Владимир Семешов отмечает, что новые специалисты на предприятии нужны всегда в связи с ростом производства ирасширением функциональности. Поэтому компания активно берет студентов напрактику.Крометого топ-менеджеры компании часто приглашаются в состав государственных аттестационныхкомиссий на защиту дипломов выпускников, а после появления проекта "Цифровыекафедры" компания выступила рецензентом нескольких программ обучения.Владимир Семешов:"Мнекажется, что "Цифровые кафедры" – это шаг вперед в сфере цифровогообразования. Поскольку они позволяют техническим специалистам получить новыекомпетенции в своей области и расширить область знаний и навыков за счетизучения смежных направлений.Мнеочень нравится тот факт, что в работу проекта активно вовлекаютсяпроизводственные предприятия, работающие в сфере IT. Мы участвуем в проекте длятого, чтобы получить лучших специалистов к себе на предприятие. Сейчас я точномогу сказать, что студенты с бэкграундом "Цифровых кафедр" приходятпрактически готовыми айтишниками, которым осталось только "обрасти" опытомс учетом специфики компании.Преимуществомпроекта для индустрии является то, что IT-направление "пристегивается"к тому направлению, которое студент уже изучает и идет в комплексе. Это даетвозможность открыть цифровой потенциал в тех, кто раньше не видел себя в IT.Невижу ничего плохого в том, чтобы, например, талантливый физик стал талантливымпрограммистом. Если специалист хороший и владеет уникальными навыками испособностями, необходимыми компании, то с ним работать всегда комфортно. А какон эти знания и навыки заработал – вопрос вторичный. В этом несомненный плюс "Цифровыхкафедр".© предоставила пресс-служба Томского политеха.Что изменится вновом учебном годуС 2022 года "Цифровыекафедры" ТПУ были открыты только для политехников, причем преимущественнодля тех, кто учится на бакалавриате. Для нового набора, который начнется летом2024 года, будет расширена целевая аудитория поступающих на обучение."С 2024 года начинаемзаходить массово на подготовку магистров. По правилам проекта "Цифровыекафедры", это могут быть только магистры-"неайтишники", – рассказываетМария Александрова.Еще одно нововведение – ТПУоткроет двери для студентов всех вузов."Два года мы были закрытыдля студентов из других университетов и учили только своих. Но теперьприглашаем на программы всех – студентов любого вуза, которые еще не проходилиобучение на "Цифровых кафедрах". Готовы из других городов брать – дляних предусмотрены дистанционные форматы. Новый набор ориентировочно начнется виюне, поступить смогут более двух тысяч студентов", – резюмировала МарияАлександрова.
Лента новостей Томска
Как это работает: политехники рассказали о "Цифровых кафедрах" в вузе
Подробнее: https://tomsk-news.net/society/2024/04/11/120661.html ТОМСК, 11 апр – РИА
Томск. Больше тысячи человек учатся в Томском политехническом университете (ТПУ) в рамках проекта "Цифровые кафедры",
предполагающего бесплатные курсы для студентов по IT-специальностям. Как организовано обучение и какие
возможности откроет политех для студентов в 2024 году – в обзоре РИА Томск.
Ранее сообщалось, что проект "Цифровые
кафедры" стартовал в России в 2022 году в рамках федерального проекта "Развитие
кадрового потенциала ИТ-отрасли" национальной программы "Цифровая
экономика Российской Федерации".
К нему присоединились больше
100 вузов: они запустили курсы, которые позволяют студентам еще во время
обучения по основной специальности пройти переподготовку по IT-направлению.
Таким образом, после окончания университета выпускники имеют сразу две
профессии.
По данным сайта Университета
Иннополис, "Цифровые кафедры" открыты уже в 119 вузах в 50 регионах страны,
разработаны более 800 образовательных программ переподготовки. В качестве
преподавателей привлечены сотрудники вузов и практикующие специалисты из
реального сектора экономики. Обучающиеся проходят обязательную практику или
стажировку в индустриальных и IT-компаниях.
Ранее сообщалось, что Томск
станет одним из семи городов РФ, где пройдут очные мероприятия всероссийского
марафона "Цифровых кафедр". Томская площадка откроется 12 апреля и
соберет команды из сибирских вузов, в том числе из Томского политехнического
университета.© предоставила пресс-служба Томского политеха.
Как организованы
курсы в ТПУ
ТПУ открыл "Цифровые
кафедры" в сентябре 2022 года на базе трех школ. Это Инженерная школа
информационных технологий и робототехники, Инженерная школа ядерных технологий
и Инженерная школа неразрушающего контроля и безопасности. Вместе они
предлагают курсы по Data science и машинному обучению, разработке приложений для
мобильных устройств, web-программированию, аналитике данных и многие другие.
"Всего 16 программ – 12
для айтишников и четыре для тех, кто не связан напрямую с IT. "Нейатишники"
изучают компетенции в области создания алгоритмов и компьютерных программ,
пригодных для практического применения. Айтишники получают эти навыки в рамках
своего основного образования, поэтому изучают новые горизонты применения "цифры",
– рассказывает начальник учебно-методического управления вуза Мария
Александрова.
Обучение длится три семестра и
организовано с участием промышленных партнеров вуза – различных компаний,
которые направляют своих экспертов в качестве преподавателей, организуют
практику для студентов, в том числе учат решать реальные задачи производства. В
настоящее время на кафедрах учатся 1032 студента, 621 человек завершил
обучение.
"Студенты поступают,
начиная с третьего курса, – рассказывает доцент отделения информационных
технологий ТПУ, преподаватель "Цифровых кафедр" Алексей Друки. – Хватает
ли им трех семестров, чтобы освоить новую специальность? Все очень
индивидуально, но большинство студентов действительно справляется и доводит
начатое до диплома".
Алексей Друки преподает на курсах,
где студентов "прокачивают" в работе с языком программирования Python
и искусственным интеллектом (ИИ).
"Сейчас эти направления в
тренде. Если студент получил навыки программирования на Python и по работе с
методами искусственного интеллекта, то после обучения он будет востребован в
различных компаниях. Мы также учим студентов разрабатывать методы ИИ, применять
базовые и новые подходы".
Преподаватель отмечает, что в
настоящее время по этим направлениям "Цифровых кафедр" учатся 160
человек, а в новый набор планируется привлечь 190 студентов.© предоставила пресс-служба Томского политеха.
Зачем это нужно вузу
и студентам
Начальник учебно-методического
управления ТПУ Мария Александрова рассказывает, что проект "Цифровые
кафедры" дает студентам уникальную возможность – они могут получить новую
профессию, даже несмотря на то, что еще не окончили вуз и не получили диплом о
высшем образовании.
До появления "Цифровых кафедр"
профессиональная переподготовка проходила в большинстве случаев следующим
образом: студент доучивался в университете, получал диплом и только после этого
поступал на курсы переподготовки. Здесь он учился еще год-два и уже потом имел
две специальности: основную, подтвержденную дипломом о первом высшем
образовании, и дополнительную, подтвержденную дипломом о профпереподготовке.
Проблема в том, что не все
выпускники вузов могут и готовы тратить дополнительный год или два на обучение.
А вот совместить курсы профпереподготовки с основной учебой – это уже совсем
другое дело. Понятно, что нагрузка увеличивается вдвое, поэтому до диплома
доходят самые целеустремленные. Зато награда того стоит – два диплома и вдвое
больше возможностей найти достойную работу.
При этом не будем забывать, что
учиться на "Цифровых кафедрах" можно бесплатно, в то время как
большинство других курсов профессиональной подготовки проводятся на
коммерческой основе.© предоставила пресс-служба Томского политеха.
Сами студенты ТПУ, которые
прямо сейчас учатся на "Цифровых кафедрах", говорят, что получают
здесь "академические, научно-исследовательские и практические знания,
чтобы состояться в профессии, быть высококвалифицированным специалистом и
добиться успехов для динамического развития индустрии".
Федор Шокодько,
студент 4 курса бакалавриата Инженерной школы информационных технологий и
робототехники ТПУ по направлению "Автоматизация технологических
процессов и производств":
"На третьем курсе я выбрал
модуль дополнительной специализации "Методы вычислительного интеллекта на
языке программирования Python". Мой выбор перспективный и важный в сфере
научных интересов и практической деятельности. В результате обучения я научился
применять методы и технологии в области искусственного интеллекта, методы
машинного обучения.
Выбранный модуль пригодился в
деятельности стартапа, где я работаю, – внедрение в клиентское приложение
искусственной нейронной сети для оптической диагностики с цифровой камеры
микроскопа".
Зачем это нужно
промпартнерам ТПУ
Научно-производственное
предприятие "Автоматика" сотрудничает с Томским политехом со дня
своего основания – с 2001 года. Компания занимается разработкой и производством
средств автоматизации для горно-шахтного оборудования.
Первый
заместитель гендиректора "Автоматики" Владимир Семешов отмечает, что новые специалисты на предприятии нужны всегда в связи с ростом производства и
расширением функциональности. Поэтому компания активно берет студентов на
практику.
Кроме
того топ-менеджеры компании часто приглашаются в состав государственных аттестационных
комиссий на защиту дипломов выпускников, а после появления проекта "Цифровые
кафедры" компания выступила рецензентом нескольких программ обучения.
Владимир Семешов:
"Мне
кажется, что "Цифровые кафедры" – это шаг вперед в сфере цифрового
образования. Поскольку они позволяют техническим специалистам получить новые
компетенции в своей области и расширить область знаний и навыков за счет
изучения смежных направлений.
Мне
очень нравится тот факт, что в работу проекта активно вовлекаются
производственные предприятия, работающие в сфере IT. Мы участвуем в проекте для
того, чтобы получить лучших специалистов к себе на предприятие. Сейчас я точно
могу сказать, что студенты с бэкграундом "Цифровых кафедр" приходят
практически готовыми айтишниками, которым осталось только "обрасти" опытом
с учетом специфики компании.
Преимуществом
проекта для индустрии является то, что IT-направление "пристегивается"
к тому направлению, которое студент уже изучает и идет в комплексе. Это дает
возможность открыть цифровой потенциал в тех, кто раньше не видел себя в IT.
Не
вижу ничего плохого в том, чтобы, например, талантливый физик стал талантливым
программистом. Если специалист хороший и владеет уникальными навыками и
способностями, необходимыми компании, то с ним работать всегда комфортно. А как
он эти знания и навыки заработал – вопрос вторичный. В этом несомненный плюс "Цифровых
кафедр".© предоставила пресс-служба Томского политеха.
Что изменится в
новом учебном году
С 2022 года "Цифровые
кафедры" ТПУ были открыты только для политехников, причем преимущественно
для тех, кто учится на бакалавриате. Для нового набора, который начнется летом
2024 года, будет расширена целевая аудитория поступающих на обучение.
"С 2024 года начинаем
заходить массово на подготовку магистров. По правилам проекта "Цифровые
кафедры", это могут быть только магистры-"неайтишники", – рассказывает
Мария Александрова.
Еще одно нововведение – ТПУ
откроет двери для студентов всех вузов.
"Два года мы были закрыты
для студентов из других университетов и учили только своих. Но теперь
приглашаем на программы всех – студентов любого вуза, которые еще не проходили
обучение на "Цифровых кафедрах". Готовы из других городов брать – для
них предусмотрены дистанционные форматы. Новый набор ориентировочно начнется в
июне, поступить смогут более двух тысяч студентов", – резюмировала Мария
Александрова.