В мае 1688 года, гуляя на льняном дворе в селе Измайлово, 16-летний государь Петр Алексеевич обнаружил в одном из амбаров «судно иностранное». Как писал потом сам царь в записке «О начале судостроения в России», это был английский бот, «он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело». Бот, получивший имя «Святой Николай», привел в порядок и спустил на воду голландский корабельный мастер Брант. Однако речушка Яуза оказалась для хождения под парусом слишком узкой, поэтому Петр продолжил учиться управлять судном на измайловском Просяном пруду. Вскоре и этого ему оказалось мало, и государь «под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился», а сам тем временем отправился в окрестности Переславля-Залесского (ныне Ярославская область) на Плещеево озеро. В ту пору его площадь составляла 70 кв. км против нынешних 50, а глубина - 25 м. После Просяного пруда было где разгуляться! На Плещеевом решено было создавать «потешный флот». В 1689 году приступили к строительству трех яхт и двух небольших фрегатов, и участие в этой работе Петр принимал лично. Как писал он матушке Наталье Кирилловне, «суда удались все зело хороши». Но потом стало не до флота: борьба за власть с сестрой Софьей, женитьба на Евдокии Лопухиной. Так что работы на Плещеевом озере возобновились лишь в ноябре 1691 года. Помимо судоверфи, близ Переславля, за монастырским селом Веськово, на Гремячем холме был поставлен дворец из пяти комнат со слюдяными оконницами и двуглавым орлом из листового железа над центральным входом. К лету 1692 года воды Плещеева озера бороздила уже довольно внушительная флотилия во главе с 30-пушечным фрегатом «Марс», проводились маневры совместно с сухопутными войсками. Посмотреть на царские успехи, давно переставшие быть «потешными забавами», приезжали государственные мужи из Москвы. Эра Плещеева озера в становлении русского флота завершилась в 1693 году. Перед отъездом в Архангельск Петр возложил заботу о своей флотилии на переславских рыбаков и посадских людей. Спустя почти 30 лет государь обнаружил, что делали они это из рук вон плохо, поэтому был составлен специальный указ навеки «беречь остатки кораблей, яхт и галер». То, что осталось от флотилии - первого учебного отряда флота российского - собрали под навесом на берегу речки Трубеж, однако еще полвека спустя все это было уничтожено пожаром. Чудом уцелел лишь бот под знаковым названием «Фортуна», для которого по приказу Владимирского гражданского губернатора князя Ивана Долгорукова в 1803 году был сооружен каменный «Ботный дом». Туда и поместили ценный экземпляр - главный экспонат Музея-усадьбы «Ботик Петра I». Ну, а бот «Святой Николай», когда-то ходивший по Яузе и Просяному пруду, хранится в Центральном военном-морском музее в Петербурге. На берега Невы он перебрался в 1723 году по личному указу Петра Алексеевича и неоднократно участвовал в различных тожественных мероприятиях. Сам Петр назвал «Святого Николая» «дедушкой русского флота». Переславскую же «Фортуну» из-за «женского» имени уважительно величают «бабушкой». Вот так «…децкая утеха… принесла мужеский триумф». Русская Одиссея Подписывайся По материалам Telegram-канала "Русская Одиссея" Подробнее: https://msk-news.net/society/2025/05/20/663185.html
Лента новостей Москвы
«Дедушка» и «бабушка» русского флота
В мае 1688 года, гуляя на льняном дворе в селе Измайлово, 16-летний государь Петр Алексеевич обнаружил в одном из амбаров «судно иностранное». Как писал потом сам царь в записке «О начале судостроения в России», это был английский бот,
«он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело».
Бот, получивший имя «Святой Николай», привел в порядок и спустил на воду голландский корабельный мастер Брант.
Однако речушка Яуза оказалась для хождения под парусом слишком узкой, поэтому Петр продолжил учиться управлять судном на измайловском Просяном пруду. Вскоре и этого ему оказалось мало, и государь «под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился», а сам тем временем отправился в окрестности Переславля-Залесского (ныне Ярославская область) на Плещеево озеро. В ту пору его площадь составляла 70 кв. км против нынешних 50, а глубина - 25 м. После Просяного пруда было где разгуляться!
На Плещеевом решено было создавать «потешный флот». В 1689 году приступили к строительству трех яхт и двух небольших фрегатов, и участие в этой работе Петр принимал лично. Как писал он матушке Наталье Кирилловне, «суда удались все зело хороши».
Но потом стало не до флота: борьба за власть с сестрой Софьей, женитьба на Евдокии Лопухиной. Так что работы на Плещеевом озере возобновились лишь в ноябре 1691 года. Помимо судоверфи, близ Переславля, за монастырским селом Веськово, на Гремячем холме был поставлен дворец из пяти комнат со слюдяными оконницами и двуглавым орлом из листового железа над центральным входом.
К лету 1692 года воды Плещеева озера бороздила уже довольно внушительная флотилия во главе с 30-пушечным фрегатом «Марс», проводились маневры совместно с сухопутными войсками.
Посмотреть на царские успехи, давно переставшие быть «потешными забавами», приезжали государственные мужи из Москвы. Эра Плещеева озера в становлении русского флота завершилась в 1693 году.
Перед отъездом в Архангельск Петр возложил заботу о своей флотилии на переславских рыбаков и посадских людей.
Спустя почти 30 лет государь обнаружил, что делали они это из рук вон плохо, поэтому был составлен специальный указ навеки «беречь остатки кораблей, яхт и галер». То, что осталось от флотилии - первого учебного отряда флота российского - собрали под навесом на берегу речки Трубеж, однако еще полвека спустя все это было уничтожено пожаром. Чудом уцелел лишь бот под знаковым названием «Фортуна», для которого по приказу Владимирского гражданского губернатора князя Ивана Долгорукова в 1803 году был сооружен каменный «Ботный дом». Туда и поместили ценный экземпляр - главный экспонат Музея-усадьбы «Ботик Петра I».
Ну, а бот «Святой Николай», когда-то ходивший по Яузе и Просяному пруду, хранится в Центральном военном-морском музее в Петербурге. На берега Невы он перебрался в 1723 году по личному указу Петра Алексеевича и неоднократно участвовал в различных тожественных мероприятиях. Сам Петр назвал «Святого Николая» «дедушкой русского флота». Переславскую же «Фортуну» из-за «женского» имени уважительно величают «бабушкой».
Вот так «…децкая утеха… принесла мужеский триумф».
Русская Одиссея Подписывайся
По материалам Telegram-канала "Русская Одиссея"
Подробнее: https://msk-news.net/society/2025/05/20/663185.html