За яблочком за 10 километров: калининградские любители путешествий пешком сходили в сад в Правдинском районе (фоторепортаж)
Подробнее: https://kaliningrad-news.net/society/2025/09/22/243358.html Прогуляться в воскресенье пешочком на десять километров — не самый распространённый вид досуга, но в Калининградской области у него его свои приверженцы. Вот уже дюжину лет подряд в сентябре они традиционно совершают ПЯП — Правдинское яблочное путешествие. «Клопс» проделал весь маршрут вместе с туристами и узнал, зачем люди ходят за фруктами так далеко даже в год, когда они вообще не уродились.
До Правдинска участники похода добираются в воскресенье, 21 сентября, самостоятельно: кто на автобусе, кто на личном транспорте. Сбор в 11:00 у здания знаменитой церкви, и с боем колоколов пешеходы отправляются в путь. За яблочками решились прогуляться человек 50. Состав группы самый разношёрстный — тут и симпатичные студентки, и солидные мужчины в очках, и дамы с собачками и собаками. Крохотный, но гордый йорк Смузи, серьёзный служебный пёс, овчарка Юстас и жизнерадостный золотистый ретривер Каспер весело тянут поводки. Ребятишки бегут вприпрыжку.
Путь сегодня предстоит несложный: до посёлка Тёмкино около пяти километров, причём почти весь он пролегает по асфальтированной дороге. Выходит группа довольно дружно, но скоро цепочка пешеходов растягивается в длину на добрые метров 500. Это нормально, все движутся в своём темпе. Справа и слева доносятся обрывки разговоров.
«А вы уже были в Железнодорожном?.. Там так красиво!..», «Я беру на килограмм сахара — килограмм земляники, и...», «Ну вот ты же представляешь, вот как электроны распределяются по орбиталям, так и тут...»
Фото: «Клопс»
Пока есть возможность, инструктор Дмитрий Керус рассказывает, зачем же все эти очень разные люди здесь сегодня собрались. Организует поход клуб «Идём пешком», которому уже больше десяти лет. Когда его создали два товарища-энтузиаста, Юрий и Вячеслав. Им просто нравились дорога и тот драйв, который она даёт. Сначала к ним присоединялись друзья, потом появилось сообщество в соцсетях... Сам Дмитрий водит группы с 2016 года.
Сегодня сказать, сколько именно человек состоит в клубе, было бы сложно. Состав от выхода к выходу сильно меняется. «Костяка как такового, наверное, уже и нет, — вздыхает инструктор. — В последнее время немножко всё это дело разбавилось. Ну, в принципе, это и хорошо».
Сама идея начинания в том, что присоединение к клубу возможно, что называется, без регистрации и СМС. Не надо никакой предварительной записи, никакой платы, вообще никаких условий. Главное — желание и согласие брать на себя ответственность за своё благополучие, самому заботиться о транспорте, воде, удобной обуви. Готовность трезво оценивать свои силы и возможности. Особенно если речь идёт о такой кратковременной прогулке, как в этот раз.
«У нас есть дедушка, 88 лет, — рассказывает Дмитрий. — Ходил до недавнего времени очень много. Очень-очень нормально. 20 километров проходил. Так что ценз у нас возрастной где-то от 5 до 88. Надеюсь, и 90 лет когда-нибудь человек появится!»
За десятилетие клуб успел вдоль и поперёк исходить всю область. Путешествуют практически каждый месяц. Дмитрий рассказывает, что на карте, где они отмечают освоенные места, белых пятен уже просто не осталось.
«Летняя сотка» как вызов себе самому
Коронное событие, которое случается раз в год и к которому долго и тщательно готовятся, — это «Летняя сотка», маршрут Морское — Зеленоградск — Калининград. Да, это сто километров.
Чтобы успеть преодолеть такое расстояние, выходят в пятницу затемно и продолжают движение все следующее сутки! Конечно, с привалами, но без сна. Это непросто.
«Мозоли неожиданно появляются у тех, кто уже прошёл этот этап. Кроссовки ломаются, лопаются, отрывается подошва, — вспоминает инструктор. — Либо просто человек устал, всё плохо, давление поднялось, он сходит.
Были случаи, даже человек психологически ломался в трёх километрах до финиша. Ловил машину-попутку и уезжал домой. Потому что уже он мог идти, но... Но потом всё равно шёл снова и проходил».
Марафонцы, которые пробовали ходить вместе с клубом, рассказывает Дмитрий, признавали, что у них нагрузка легче. «Они говорят, что сто километров — это просто совсем другой уровень, чем марафон побежать. Марафон — там четыре часа, ну пять, и всё. А сто километров и сутки на ногах и без сна, это очень серьёзная нагрузка.
Зачем?.. У каждого свой ответ на этот вопрос. Наверное, чтобы попробовать: смогу или нет. Душа стремилась сделать что-то невозможное. Потом приходишь домой, отстёгиваешь протезы и ложишься спать — счастливый».
Но в таких экстремальных вылазках, как и в кроссах на время, конечно, принимают участие не все, а только самые верные пешеходы. Некоторые из них начинают с малого: преодолевают часть пути, для кого-то это 50, 60, 80 км. Но те, кто однажды решился, даже если это было очень тяжело, потом нередко планку повышают.
Впрочем, если вы не готовы к подвигам, есть как раз спокойные маршруты, когда группа не спеша идёт по тихим малонагруженным дорогам, грунтовым или лесным, по просекам. Кстати, асфальт, как сегодня, всё-таки редкость.
Главное — не встретить медведя
Но ПЯП — случай особый. Путь в Тёмкино лежит не просто так: там, в полях, есть когда-то колхозные, а сегодня заброшенные и заросшие яблоневые сады. В хорошие годы туристы уносят оттуда полные рюкзаки. Как будет на этот раз, не загадывают: все знают, что год не особо урожайный. Но это, вообще-то, не самоцель.
«Мне нравится путешествовать по области, — рассказывает одна из участниц вылазки, Маргарита. — Это же как повод выбраться, сменить обстановку. Прогуляться, что полезно для здоровья, сменить картинку. Перезагрузка полная. Совершенно, ты просто попадаешь в другое измерение».
Фото: «Клопс»
«Главное — не встретить медведя», — серьёзно подхватывает её сын, одиннадцатилетний Никита, который вместе с мамой ходит в походы так давно, что свой первый раз уже забыл.
«А я думала, он помнит, — улыбается Маргарита. — Мы тогда ходили до Светлогорска, по лесу и по побережью.
И так случайно получилось, что мы весь путь прошли в сланцах!»Парнишка занимается каратэ, так что для мамы он полноценный товарищ, который честно несёт свою часть груза. В туризме же он сам больше всего ценит эстетическую сторону.
«Леса красивые, — говорит Никита. — Особенно один, он был сказочный такой. Там прямо деревья в ряд становились».
Никита — не самый младший участник похода. Неподалёку от него за руку с мамой Аней шагает по обочине шестилетний Матвей. Ему тоже дорога вполне по плечу, хотя это как раз его первый опыт.
«Мы с Юлей, — кивает Аня на подругу рядом, — в клубе давным-давно, лет десять. Здесь и познакомились. Всю область исходили. А потом у меня перерывчик получился... Вот как раз этот самый маленький перерывчик!» Она со смехом показывает на сына.
На улице сегодня жарко — даже неожиданно жарко для третьей декады сентября. «Мы как-то лет семь назад ходили по приграничной территории, — вспоминает Аня. — Тоже такая жара была! И к нам подошел представитель органов: ребята, вам туда нельзя. Мы согласились, что уходим. Но он не поверил на слово.
А он был при полном параде. И он нас провожал по жаре. Километров десять он с нами прошёл, пока мы не вышли в нужную сторону. А потом — столько же по жаре обратно...»Мужчин и женщин в группе примерно поровну. Наш спутник лет 50 в тонких очках в металлической оправе представляется Ярославом.
«Мне 57 лет, — рассказывает он. — Я работаю в РК «За Родину». А хожу в клуб уже лет шесть, наверное. Потому что интересно, хорошо, приятные впечатления. Красивые места, отвлечение от работы, хочу отдохнуть душой. Да, именно для души! Вот вышел на природу, посмотрел, подышал... И настроение поднялось».
Правдинское безъяблочное
Дорога от Правдинска до конечной точки занимает около двух часов. За разговорами даже немного неожиданно появляются на горизонте крыши Тёмкина.
Фото: «Клопс»
Все оживляются, начиная фотографировать домики с нарядными палисадниками. Неподдельный интерес у ребятишек вызывает будка таксофона.
После краткого привала и перекуса походники наконец отправляются к заброшенным садам. Под ногами шуршит солома, кое-где стоит вода. Слева выглядывают из бурьяна вершины корявых яблонь, утонувших в нём по пояс. Правда, кажется, что круглятся среди живописных ветвей разве что клубки омелы.
Фото: «Клопс»
Путешественники бодро разбредаются по зарослям, невзирая на крапиву и колючие ветки боярышника, договорившись встретиться через час.
Впрочем, уже минут через 30 большинство подтягивается к точке сбора несолоно хлебавши. Все со смехом хвалятся уловом: у кого десяток штук падалицы, у кого — две ранетки, а у кого — только горсть шиповника. Впрочем, несколько бывалых членов клуба несут полные пакеты.
Фото: «Клопс»
У Ани с Юлей — яблоки просто отличные, крупные, желтоватые. «Места знать надо, — хитро улыбаются девушки. — Ну и ещё мы лазили на дерево!»
А вот Светлане повезло набрести на яблоню, земля вокруг которой словно ковром усыпана мелкими, но сладкими и крепкими плодами. «На шарлотку прекрасно», — улыбается она и щедро отсыпает из своего пакета тем, кому повезло меньше. Так поступают многие. Совсем без добычи домой, похоже, сегодня не вернётся никто.
На прощание пешеходы делают групповое фото вместе с одним из своих талисманов. Рыжебородого вязанного крючком мужчину в шляпе витиевато зовут «Дмитрий Иванович Винсент», объясняет его тёзка-инструктор.
Фото: «Клопс»
Обратно все разбредаются группками, в своём темпе. Кто-то спешит в Правдинск на транспорт. Кто-то устраивает в Тёмкине ещё один маленький привал — Каспер и его хозяйка развлекают желающих забавными трюками. Кто-то по дороге заглядывает в придорожный лесок за грибами. Их, кстати, великое множество сразу у обочины.
Пятьдесят человек, которые провели этот день вместе, тепло прощаются до новых встреч. Не все из них знают друг друга даже по именам. Но что-то общее у них точно есть — даже у тех, кто прошёл этот путь впервые.
Возможно, это голос дороги. И если ты однажды его услышал, то обязательно на неё вернёшься.
БОМ
Вновь Дэвид Бом
Стучится лбом
В гром, дом.
Потом,
Чтоб кувырком
Чертить в альбом
Святой бином,
С которым гном
Любой знаком,
Пока Ильин
Искал любви
Меж глин равнин,
Где корабли
Влачили дни,
Что на мели
Покой мели
В сплошной пыли.
Меж наших тел
Христос хотел
Направить мел
В иной предел,
Чтоб начертать
Всю благодать,
Искать, понять,
Терять опять
Престиж и стать,
Смиряя рать,
Пока регресс
Тревожит бес,
Ломая лес,
Где блеск повес
Повёз колёс
Сансар угар
За мемуар
Знакомых чар.
Дневной гипноз
Родит склероз
Меж роз и звёзд
Восторг провёз,
Пока всерьёз апофеоз
Штампует срам
Тревог и драм.