Существовать в материальном мире непросто: нужно обеспечивать жизнедеятельность физического тела (еда, сон, тепло, безопасность т.е. оборона, борьба (за выживание, ресурсы, доминирование и т.д.) Это не просто даже в мирах полубогов, управляющих энергиями Вселенной ( как бы менеджеров Вселенной) Что уж говорить о жизни на нашем земном уровне, особенно в Кали-югу, где доля страдания перевешивает удовольствия и наслаждения. В Ведах говорится о гармонии во Вселенной, созданной по закону справедливости (кармы) Вот как понимают смысл и цель Творения материального мира и тел, в которые облечены духовные искры - божественные частицы, ( дживы, души) Прошу не насмехаться над комментариями, нас в школе этому не учили, ведические знания для большинства людей были недоступны. ОТВЕТЫ: Термин "материальный мир" имел бы смысл в том случае, если бы в противоположность ему существовал еще какой-то другой мир - "нематериальный мир". Слово " день" нужно потому, что существует ночь, существует темное время суток. Если бы не было ночи, то не было бы и дня. Было бы всё время светло, но дня бы не было. Поэтому правильнее говорить не о материальном, а о реальном мире. А вот для реального мира уже имеется противопоставление – мир иллюзий. Реальный мир – один для всех, мир иллюзий у каждого свой. Мир иллюзий существует в сознании человека. Мир иллюзий у разных людей может быть очень похож – это и понятно, люди всё-таки очень похожи между собой. Не так похожи, как муравьи, но тем не менее похожи. Можно представить себе какое-то гипотетическое инопланетное существо, для которого люди будут менее различимы между собой, чем для нас муравьи. Но глядя изнутри, мы поражаемся тому, какие мы разные. Реальный мир существует. Это самый важный постулат. Если это не так, то дальше вообще не о чем говорить. Мы пытаемся понять свойства реального мира. Если говорить "мы изучаем законы материального мира", то, значит, опять впадать в субъективизм. У реального мира нет никаких "законов", есть свойства. А законами мы называем наши же попытки описания свойств реального мира. Эти описания в виде "законов" нужны нам для понимания свойств.
Реальный мир не зависит от нашего восприятия.
Когда я умру, исчезнет мой мир иллюзий, исчезнет восприятие мною реального мира, но в самом реальном мире ничего не изменится. Всё так же будут плыть по небу облака, всё так же будет расти трава, всё так же будут бегать муравьи. Реальный мир изменится с моим исчезновением только в том смысле, что я сам являюсь частью реального мира, как и любой другой объект Форум: Что такое материальный мир? "Люди подобны заведенным часовым механизмам, которые идут, сами не зная для чего." Артур Шопенгауэр.
«Природа-мать мудра, да сын безмозглый» Шекспир
«Не нужно изменять мир, измени только малую частичку этого мира — самого себя, и весь мир изменится вслед за тобой». Монах Симеон Афонский. ---
Зачем нам знать процесс творения?
Сами Веды отвечают на этот вопрос – если Вы хотите выбраться из тюрьмы материального существования, Вам надо знать, как эта тюрьма устроена. Веды описывают процесс творения с точки зрения Творца, а не с точки зрения постороннего наблюдателя. Учёные фактически ничего не знают об этом. Если знания учёных о мировом океане составляют всего 5%, то что говорить о макрокосмосе.
Первое, что начал объяснять Шукадева Госвами Махараджу Парикшату – это процесс творения материального мира, за которым стоит Сам Верховный Господь.
Какова цель материального творения?
Если есть духовный мир, то с точки зрения полноты и завершённости Абсолютной Истины, должен существовать и материальный мир. 2. Материальное творение является сном Маха-Вишны. 3. Чтобы удовлетворить желания завистливых душ эксплуатировать материальную природу (а что там за забором?).
4. Материальный мир является исправительным учреждением для 10% взбунтовавшихся душ.
5. Карма живых существ из прошлого цикла творения, которую они должны реализовать. 6. Желание души быть независимой (свобода выбора живого существа), которая реализуется в материальном мире. 7. Чтобы проверить любовь души к Богу. 8. Бог создаёт материальный мир из-за счастья, блаженства. 9. Бог творит ради наслаждения объектами творения. 10. Бог творит ради игры. 11. Бог по природе Творец.
Чего ради Господь творит этот мир? (
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж) 1) Для Себя. У совершенного Бога не может быть причин сотворить что-то. Если мы хотим чего-то достичь, то значит, этого у нас сейчас нет. А это значит несовершенность. У совершенного не может быть цели и не может быть деятельности.
2) Тогда можно сказать, что Бог создал этот мир ради нас. Но тогда Он - садист, мог создать что-то получше, чтобы мы не мучились.
3) Третий ответ на этот вопрос – просто так. Это означает сделать что-то не подумав.
4) Он делает это исключительно из внутреннего блаженства (от полноты). Как пьяный человек танцует. Для чего? Он действует исключительно играя, но нам кажется, что Он действует как обычный человек. Это естественное проявление природы Кришны. Лила Господа с материальной энергией – это лила творения, поддержания и уничтожения.
Это формула лилы действовать от внутренней полноты ни к чему не привязываясь.
( лила - игра, санскр.):
Страдания возникают потому что мы неправильно видим этот мир и неправильно пользуемся им.
Если мы увидим в этом мире проявление Его блаженства, Его счастья и используем этот мир по назначению, то этот мир будет дарить нам блаженство, заложенное в нём. Нам нужно понять, что такое лила, и самими начать действовать как лила (без привязанности).
Материальный мир, состоящий из четырнадцати миров, называют Деви-дхамой,
то есть обителью, где правит Деви или Дурга – олицетворенная материальная природа. Он делится на три уровня:
1. → низший (Нарака-лока, Вила-сварга)
– населяется живыми существами, которые живут исключительно для себя (демоны), бунтари против власти полубогов, против дхармы, не ведающие о преданном служении Господу. Кроме того, все они - места чувственных наслаждений. Поэтому их называют вила-сварга – или подземными райскими планетами. К ним относится: Патала, Расатала, Махатала, Талатала, Сутала, Витала, Атала
2. → средний (Бхур-лока) – планеты земного типа
На этих планетах живые существа зарабатывают карму. Находясь посреди, Земля является объектом сражений между демонами и полубогами за своё влияние
3. → высший (Сварга-лока, Дева-лока) – планеты, где живые существа в форме полубогов
хорошо отдыхают, но «деньги» заканчиваются быстро. Девы – это носители, поддержатели дхармы во Вселенной. К планетам высшего типа относятся: Бхуварлока, Сваргалока, Махалока, Джаналока, Тапалока, Сатьялока.
Понятия «низшие» и «высшие» относятся к преобладающему уровню сознания существ, населяющих эти миры
"Лока" означает определённый уровень искажённого бытия, искажённого восприятия реальности.
Относительность творения можно понять на следующем примере.
Когда материалы, вроде глины и металла, обрабатывают и изготовляют из низ разные предметы, то предметы эти отличаются от глины и металла лишь по названию и форме. Сам же материал, из которого они сделаны, остаётся неизменным. Подобно этому, когда энергии Верховного Господа превращаются в объекты этого мира, то объекты эти отличаются от самих энергий лишь по имени и форме.
Процесс творения на санскрите называется сришти, «исход»
… Материальное творение создано специально для тех джив, которые не желают служить Верховному Господу. Они получают в своё распоряжение иллюзорный мир, в котором могут попытаться быть независимыми. В Б-г 7 главе т.т.4-7 Кришна даёт нам знание о природе вещей и их взаимоотношениях (самбандха-гьян). И состоит оно в понимании простой истины – в этом мире есть всего три вещи: → материальная энергия (бхинна-пракрити – отделённая, внешняя) (7.4). Как молоко отделено от коровы.
+ Она внешняя не в том смысле, что отделена от Бога, независима от Него. Она внешняя в том смысле, что она не влияет на Самого Бога.
+ Она низшая (апара) потому что не обладает сознанием и является подчинённой (вторичной, за материей стоит сознание).
→ живое существо (джива-бхутам) (7.5), представляет собой контакт материальной и духовной энергии
которое пользуется материальной энергией. Мы поддерживаем и творим этот мир (йайедам дхарйате джагат) через закон причинно-следственных связей (кармы). + высшая (пара), потому что живая (имеет сознание) и пытается наслаждаться низшей, материальной энергией (первичной, сознание определяет форму).
→ Ишвара – как абсолютная причина всех причин (сарва карана-каранам) (т.6,7).
И Бог по отношению к материальному миру проявляется в трёх аспектах.
Кришна говорит знание означает, что всё, что ты видишь вокруг
1) исходит от Меня – Я Творец всего (позитивный источник всего сущего), + как инструментальная причина (гончар) + так и вещественная причина (глина). 2) поддерживается Мной – Я связующая сила всего 3) и Мной уничтожается – Я Разрушить (смерть) всего.
Это понимание Бога, как абсолютной причины всех причин, должно стать частью нашего видения мира
– эта причина духовна и эта причина прекрасна, как бы отвратительны не были те обстоятельства, в которых мы находимся. И наша задача не в том, чтобы выбирать что-то, что мне нравится и что мне не нравится. А осознанно принять всё то, что приходит ко мне по жизни. Разница между материалистом и духовным человеком в том, что духовный человек видит разницу между материей и духом (сат – асат), а материалист между хорошим и плохим (ичха – двеша).
Кришна доказывает в 7 и 9 главе Бхагавад-гиты реализм и совершенство этого мира.
Может возникнуть вопрос: мы слышали, что материальный мир – это иллюзия, это отражение духовной реальности и т.д. Но Кришна не иллюзионист (Дурьёдхана видел в Нём иллюзиониста), Кришна реалист. Наша задача понять, как эта реальность проявляется в этом мире и стать частью этой реальности. ШБ В в комментарии к «Веданта-сутре» объясняет почему в некоторых писаниях говорится от иллюзорности материального мира. Это нужно.
Чтобы пробудить в человеке отрешённость к этому временному миру.
→ Иллюзия создаётся в нашем уме, в нашем сознании (иллюзия нашей независимости от Бога, иллюзия нашего господства над этим миром). И сквозь призму этой нашей иллюзии мы соответствующим образом смотрим на окружающий нас мир. Пример калейдоскопа. → Иллюзия заключается в том, что каждый человек создаёт свою картину этого мира. → Наша позиция в этом мире иллюзорна. Насколько я вижу всё окружающее меня «моим», настолько я нахожусь в майе (в иллюзии). Насколько я вижу всё окружающее меня в связи с Богом, настолько я нахожусь в реальности.
«Верховный Господь, Личность Бога, всесовершенен, и, так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то что из Него исходит такое множество законченных частей». --- В 11.22.34 Шри Кришны говорит: «Спекулятивный спор философов — «Этот мир реален», «Нет, он не реален» — основан на неполном знании Высшей Души и нацелен только на постижение материальной двойственности. Хотя такие споры бесполезны, люди, которые отворачивают свой взор от Меня, неспособны прекратить их.» КОММЕНТАРИЙ: Если человек сомневается в существовании Верховной Личности Бога, у него неизбежно возникнут сомнения в реальности творения Господа. Таким образом, если человек не постиг Господа Кришну, все его споры о реальной или иллюзорной природе материального мира бессмыслены. Материальный мир реален, в особенности потому, что исходит из высшей реальности, Господа Кришны. Не постигнув бытие Господа Кришны, человек не сможет постичь реальность Его творения; он будет постоянно сомневаться, видит ли он что-либо на самом деле или просто думает, что видит. Эти сомнения невозможно разрешить, не приняв прибежища у Верховного Господа, а потому спорить на эти темы бесполезно. Преданные Господа не вступают в подобные споры, поскольку действительно развиваются духовно и полностью удовлетворены своими гораздо более прекрасными ощущениями в сознании Кришны. Внешняя энергия (маха-майа) «О Брахма, все, что кажется обладающим какой‑то ценностью, но при этом не связано со Мной, — нереально. Знай же, что это — Моя иллюзорная энергия, отблеск света во тьме». Шримад Бхагаватам 2.9.34 Внешняя энергия Господа называется так потому, что она как бы отделена от Него. Один раз бросив на нее Свой взгляд и так приведя ее в движение, Кришна, как правило, непосредственно не вмешивается в ее дела. Тем не менее Он полностью контролирует свою внешнюю энергию, хотя мы этого не видим. Благодаря этой кажущейся отделенности от Кришны, внешнюю энергию называют майей или иллюзией. Внешняя энергия образует этот материальный мир, состоящий из трех стихий материальной природы (благость, страсть и невежество) и результатов их взаимодействия и преобразования – материальных элементов, органов чувств, полубогов и т.д.
Мы всегда будем находится в майе: или в маха-майе или в йога-майе.
ШП говорит, что разница между ним и его учениками в том, что он боится майи, а его ученики нет.
Мы не можем недооценивать могущество этой энергии Бога.
Маха-майа, как проявление Дурга-деви является чистой преданной Господа, хотя и служит Ему особым образом, поэтому она очень любит преданных. И когда мы говорим, я преданный, я чистый преданный, то она с большим желанием идёт на общение с нами и проверяет нашу преданность. https://youtu.be/d5LXigMaWuY?si=QAPAKOMIoFNZRZVi
В чем смысл существования материального мира? Что не привлекает Бога?
→ иллюзия (заблуждение, обман, то, чего нет) – искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, которое допускает неоднозначную интерпретацию. Она проявляется в том, что мы пытаемся господствовать над материальной природой, в то время, когда находимся в тисках её строгих законов. Когда слуга пытается имитировать господина, он находится в иллюзии.
Шрила Прабхупада , комментарий к 2.9.34 «Иллюзия - это искаженное восприятие действительности, когда одну вещь принимают за другую. Неверное представление о том, что материальное мироздание не связано с энергией Господа, - это иллюзия…Представление о том, что индивидуальное «я» не связано с Высшим «Я», Господом, - это тоже иллюзия, а ложные притязания, принимающие форму концепции «я - Всевышний», - последняя ловушка все той же майи, внешней энергии Господа. Независимость, которой обладает индивидуальное живое существо, не является истинной независимостью, она лишь отражение подлинной независимости, которой обладает Верховное Существо, Господь. Необоснованные притязания обусловленных душ на полную независимость – иллюзия. Любые научные исследования вселенной или строения тела, в которых объект изучения изолируется и рассматривается вне связи с Верховным Господом, - это всего лишь интеллектуальные упражнения, на поверку оказывающиеся иллюзией.» → это магическая сила Господа (маин – кудесник, фокусник), которая вводит в заблуждение всех живых существ. «Ребенок привязан к детским играм, а юноша все свое время тратит на молодых девушек; и в старости беспокойные мысли о том и о сем не дают покоя...» Шанкарачарья.
→ майа подобна миражу, который направляет живое существо в неправильном направлении и заставляет совершать его неправильные поступки.
→ это внешняя энергия Господа (бахиранга-шакти), которая создаёт эффект нашей независимости → это ограничивающий нас предел (мияте аная), за который невозможно выйти --- Пракрити: в чём совершенство материального мира?
→ материальный мир совершенен в том смысле, что здесь есть всё необходимое, для поддержания Вселенной. Несовершенство возникает, когда мы думаем, что он несовершенен и пытаемся его усовершенствовать
→ полнота материального мира заключается в его связи с Богом через Время (энергию воли Господа).
Джива. В чём совершенство живого существа?
Полнота (совершенство) дживы заключается в её способности постичь Бога. Её полнота в материальном мире потенциальна, а пока она ощущает своё несовершенство и ущербность.
Шрила Прабхупада в комментарии к Шри Ишопанишад (Обращение) «Крошечным полноценным частицам (живым существам) предоставлены все возможности для познания полного Целого; всякого рода несовершенства — результат лишь неполноты их знаний о Полном Целом. Человеческая форма жизни дает возможность живому существу полностью проявить свое сознание. Живое существо обретает ее в процессе эволюции, последовательно воплощаясь в каждом из 8 400 000 видов жизни. Если, получив эту форму, наделенную совершенным сознанием, человек не осознает своей совершенной полноты в составе Полного Целого, то он упускает шанс реализовать свое совершенство и, подчиняясь законам материальной природы, снова попадает в эволюционный цикл. Человек сможет осознать свою полноценность только тогда, когда будет служить Полному Целому. Всякое другое служение в этом мире — социальное, политическое, общественное, международное или даже межпланетное — будет оставаться неполноценным до тех пор, пока человек не свяжет его со служением Полному Целому. Но, когда все, что делают живые существа, частицы Полного Целого, так или иначе связано с Ним, они тоже становятся полноценными».
Если мы не видим за предметами и явлениями материального мира его Творца, Связующей Силы и Разрушителя всего (отделяем в своём сознании от Бога), то мы находится в иллюзии (майе). Находясь в отделённом состоянии от Бога, в той мере насколько я отделён от Бога, настолько я вижу и всё отделённым от Него. Наше видение зависит от нашей позиции, которую мы занимаем по отношению к Богу: подчинённая; равная или высшая позиция (позиция чувственных наслаждений или позиция контроля чувств).
Карма – это закон Бога
:Иванушка Д
В чем смысл существования материального мира?
Это не просто даже в мирах полубогов, управляющих энергиями Вселенной ( как бы менеджеров Вселенной)
Что уж говорить о жизни на нашем земном уровне, особенно в Кали-югу, где доля страдания перевешивает удовольствия и наслаждения.
В Ведах говорится о гармонии во Вселенной, созданной по закону справедливости (кармы)
Вот как понимают смысл и цель Творения материального мира и тел, в которые облечены духовные искры - божественные частицы, ( дживы, души) Прошу не насмехаться над комментариями, нас в школе этому не учили, ведические знания для большинства людей были недоступны.
ОТВЕТЫ:
Термин "материальный мир" имел бы смысл в том случае, если бы в противоположность ему существовал еще какой-то другой мир - "нематериальный мир". Слово " день" нужно потому, что существует ночь, существует темное время суток. Если бы не было ночи, то не было бы и дня. Было бы всё время светло, но дня бы не было. Поэтому правильнее говорить не о материальном, а о реальном мире. А вот для реального мира уже имеется противопоставление – мир иллюзий. Реальный мир – один для всех, мир иллюзий у каждого свой. Мир иллюзий существует в сознании человека. Мир иллюзий у разных людей может быть очень похож – это и понятно, люди всё-таки очень похожи между собой. Не так похожи, как муравьи, но тем не менее похожи. Можно представить себе какое-то гипотетическое инопланетное существо, для которого люди будут менее различимы между собой, чем для нас муравьи. Но глядя изнутри, мы поражаемся тому, какие мы разные.
Реальный мир существует. Это самый важный постулат. Если это не так, то дальше вообще не о чем говорить. Мы пытаемся понять свойства реального мира. Если говорить "мы изучаем законы материального мира", то, значит, опять впадать в субъективизм. У реального мира нет никаких "законов", есть свойства. А законами мы называем наши же попытки описания свойств реального мира. Эти описания в виде "законов" нужны нам для понимания свойств.
Реальный мир не зависит от нашего восприятия.
Когда я умру, исчезнет мой мир иллюзий, исчезнет восприятие мною реального мира, но в самом реальном мире ничего не изменится. Всё так же будут плыть по небу облака, всё так же будет расти трава, всё так же будут бегать муравьи.Реальный мир изменится с моим исчезновением только в том смысле, что я сам являюсь частью реального мира, как и любой другой объект
Форум: Что такое материальный мир?
"Люди подобны заведенным часовым механизмам, которые идут, сами не зная для чего." Артур Шопенгауэр.
«Природа-мать мудра, да сын безмозглый» Шекспир
«Не нужно изменять мир, измени только малую частичку этого мира — самого себя, и весь мир изменится вслед за тобой». Монах Симеон Афонский.
---
Зачем нам знать процесс творения?
Сами Веды отвечают на этот вопрос – если Вы хотите выбраться из тюрьмы материального существования, Вам надо знать, как эта тюрьма устроена. Веды описывают процесс творения с точки зрения Творца, а не с точки зрения постороннего наблюдателя. Учёные фактически ничего не знают об этом. Если знания учёных о мировом океане составляют всего 5%, то что говорить о макрокосмосе.Первое, что начал объяснять Шукадева Госвами Махараджу Парикшату – это процесс творения материального мира, за которым стоит Сам Верховный Господь.
Какова цель материального творения?
Если есть духовный мир, то с точки зрения полноты и завершённости Абсолютной Истины, должен существовать и материальный мир.2. Материальное творение является сном Маха-Вишны.
3. Чтобы удовлетворить желания завистливых душ эксплуатировать материальную природу (а что там за забором?).
4. Материальный мир является исправительным учреждением для 10% взбунтовавшихся душ.
5. Карма живых существ из прошлого цикла творения, которую они должны реализовать.6. Желание души быть независимой (свобода выбора живого существа), которая реализуется в материальном мире.
7. Чтобы проверить любовь души к Богу.
8. Бог создаёт материальный мир из-за счастья, блаженства.
9. Бог творит ради наслаждения объектами творения.
10. Бог творит ради игры.
11. Бог по природе Творец.
Чего ради Господь творит этот мир? (
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж)1) Для Себя. У совершенного Бога не может быть причин сотворить что-то. Если мы хотим чего-то достичь, то значит, этого у нас сейчас нет. А это значит несовершенность. У совершенного не может быть цели и не может быть деятельности.
2) Тогда можно сказать, что Бог создал этот мир ради нас. Но тогда Он - садист, мог создать что-то получше, чтобы мы не мучились.
3) Третий ответ на этот вопрос – просто так. Это означает сделать что-то не подумав.
4) Он делает это исключительно из внутреннего блаженства (от полноты). Как пьяный человек танцует. Для чего? Он действует исключительно играя, но нам кажется, что Он действует как обычный человек. Это естественное проявление природы Кришны. Лила Господа с материальной энергией – это лила творения, поддержания и уничтожения.
Это формула лилы действовать от внутренней полноты ни к чему не привязываясь.
( лила - игра, санскр.):Страдания возникают потому что мы неправильно видим этот мир и неправильно пользуемся им.
Если мы увидим в этом мире проявление Его блаженства, Его счастья и используем этот мир по назначению, то этот мир будет дарить нам блаженство, заложенное в нём. Нам нужно понять, что такое лила, и самими начать действовать как лила (без привязанности).Материальный мир, состоящий из четырнадцати миров, называют Деви-дхамой,
то есть обителью, где правит Деви или Дурга – олицетворенная материальная природа.Он делится на три уровня:
1. → низший (Нарака-лока, Вила-сварга)
– населяется живыми существами, которые живут исключительно для себя (демоны), бунтари против власти полубогов, против дхармы, не ведающие о преданном служении Господу.Кроме того, все они - места чувственных наслаждений.
Поэтому их называют вила-сварга – или подземными райскими планетами.
К ним относится: Патала, Расатала, Махатала, Талатала, Сутала, Витала, Атала
2. → средний (Бхур-лока) – планеты земного типа
На этих планетах живые существа зарабатывают карму.Находясь посреди, Земля является объектом сражений между демонами и полубогами за своё влияние
3. → высший (Сварга-лока, Дева-лока) – планеты, где живые существа в форме полубогов
хорошо отдыхают, но «деньги» заканчиваются быстро.Девы – это носители, поддержатели дхармы во Вселенной.
К планетам высшего типа относятся: Бхуварлока, Сваргалока, Махалока, Джаналока, Тапалока, Сатьялока.
Понятия «низшие» и «высшие» относятся к преобладающему уровню сознания существ, населяющих эти миры
"Лока" означает определённый уровень искажённого бытия, искажённого восприятия реальности.Относительность творения можно понять на следующем примере.
Когда материалы, вроде глины и металла, обрабатывают и изготовляют из низ разные предметы, то предметы эти отличаются от глины и металла лишь по названию и форме.Сам же материал, из которого они сделаны, остаётся неизменным. Подобно этому, когда энергии Верховного Господа превращаются в объекты этого мира, то объекты эти отличаются от самих энергий лишь по имени и форме.
Процесс творения на санскрите называется сришти, «исход»
… Материальное творение создано специально для тех джив, которые не желают служить Верховному Господу.Они получают в своё распоряжение иллюзорный мир, в котором могут попытаться быть независимыми.
В Б-г 7 главе т.т.4-7 Кришна даёт нам знание о природе вещей и их взаимоотношениях (самбандха-гьян).
И состоит оно в понимании простой истины – в этом мире есть всего три вещи:
→ материальная энергия (бхинна-пракрити – отделённая, внешняя) (7.4). Как молоко отделено от коровы.
+ Она внешняя не в том смысле, что отделена от Бога, независима от Него. Она внешняя в том смысле, что она не влияет на Самого Бога.
+ Она низшая (апара) потому что не обладает сознанием и является подчинённой (вторичной, за материей стоит сознание).
→ живое существо (джива-бхутам) (7.5), представляет собой контакт материальной и духовной энергии
которое пользуется материальной энергией.Мы поддерживаем и творим этот мир (йайедам дхарйате джагат) через закон причинно-следственных связей (кармы).
+ высшая (пара), потому что живая (имеет сознание) и пытается наслаждаться низшей, материальной энергией (первичной, сознание определяет форму).
→ Ишвара – как абсолютная причина всех причин (сарва карана-каранам) (т.6,7).
И Бог по отношению к материальному миру проявляется в трёх аспектах.Кришна говорит знание означает, что всё, что ты видишь вокруг
1) исходит от Меня – Я Творец всего (позитивный источник всего сущего),+ как инструментальная причина (гончар)
+ так и вещественная причина (глина).
2) поддерживается Мной – Я связующая сила всего
3) и Мной уничтожается – Я Разрушить (смерть) всего.
Это понимание Бога, как абсолютной причины всех причин, должно стать частью нашего видения мира
– эта причина духовна и эта причина прекрасна, как бы отвратительны не были те обстоятельства, в которых мы находимся.И наша задача не в том, чтобы выбирать что-то, что мне нравится и что мне не нравится. А осознанно принять всё то, что приходит ко мне по жизни.
Разница между материалистом и духовным человеком в том, что духовный человек видит разницу между материей и духом (сат – асат), а материалист между хорошим и плохим (ичха – двеша).
Кришна доказывает в 7 и 9 главе Бхагавад-гиты реализм и совершенство этого мира.
Может возникнуть вопрос: мы слышали, что материальный мир – это иллюзия, это отражение духовной реальности и т.д.Но Кришна не иллюзионист (Дурьёдхана видел в Нём иллюзиониста), Кришна реалист. Наша задача понять, как эта реальность проявляется в этом мире и стать частью этой реальности.
ШБ В в комментарии к «Веданта-сутре» объясняет почему в некоторых писаниях говорится от иллюзорности материального мира. Это нужно.
Чтобы пробудить в человеке отрешённость к этому временному миру.
→ Иллюзия создаётся в нашем уме, в нашем сознании (иллюзия нашей независимости от Бога, иллюзия нашего господства над этим миром). И сквозь призму этой нашей иллюзии мы соответствующим образом смотрим на окружающий нас мир. Пример калейдоскопа.→ Иллюзия заключается в том, что каждый человек создаёт свою картину этого мира.
→ Наша позиция в этом мире иллюзорна. Насколько я вижу всё окружающее меня «моим», настолько я нахожусь в майе (в иллюзии). Насколько я вижу всё окружающее меня в связи с Богом, настолько я нахожусь в реальности.
Совершенен ли этот материальный мир?
В «Шри Ишопанишад» обращение, говорится;ом пурнам адах пурнам идам пурнат пурнам удачйате
пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате
«Верховный Господь, Личность Бога, всесовершенен, и, так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым.
Все, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой.
И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то что из Него исходит такое множество законченных частей».
---
В 11.22.34 Шри Кришны говорит: «Спекулятивный спор философов — «Этот мир реален», «Нет, он не реален» — основан на неполном знании Высшей Души и нацелен только на постижение материальной двойственности. Хотя такие споры бесполезны, люди, которые отворачивают свой взор от Меня, неспособны прекратить их.»
КОММЕНТАРИЙ: Если человек сомневается в существовании Верховной Личности Бога, у него неизбежно возникнут сомнения в реальности творения Господа. Таким образом, если человек не постиг Господа Кришну, все его споры о реальной или иллюзорной природе материального мира бессмыслены. Материальный мир реален, в особенности потому, что исходит из высшей реальности, Господа Кришны. Не постигнув бытие Господа Кришны, человек не сможет постичь реальность Его творения; он будет постоянно сомневаться, видит ли он что-либо на самом деле или просто думает, что видит. Эти сомнения невозможно разрешить, не приняв прибежища у Верховного Господа, а потому спорить на эти темы бесполезно. Преданные Господа не вступают в подобные споры, поскольку действительно развиваются духовно и полностью удовлетворены своими гораздо более прекрасными ощущениями в сознании Кришны.
Внешняя энергия (маха-майа)
«О Брахма, все, что кажется обладающим какой‑то ценностью, но при этом не связано со Мной, — нереально. Знай же, что это — Моя иллюзорная энергия, отблеск света во тьме». Шримад Бхагаватам 2.9.34
Внешняя энергия Господа называется так потому, что она как бы отделена от Него.
Один раз бросив на нее Свой взгляд и так приведя ее в движение, Кришна, как правило, непосредственно не вмешивается в ее дела. Тем не менее Он полностью контролирует свою внешнюю энергию, хотя мы этого не видим.
Благодаря этой кажущейся отделенности от Кришны, внешнюю энергию называют майей или иллюзией.
Внешняя энергия образует этот материальный мир, состоящий из трех стихий материальной природы (благость, страсть и невежество) и результатов их взаимодействия и преобразования – материальных элементов, органов чувств, полубогов и т.д.
Мы всегда будем находится в майе: или в маха-майе или в йога-майе.
ШП говорит, что разница между ним и его учениками в том, что он боится майи, а его ученики нет.Мы не можем недооценивать могущество этой энергии Бога.
Маха-майа, как проявление Дурга-деви является чистой преданной Господа, хотя и служит Ему особым образом, поэтому она очень любит преданных.И когда мы говорим, я преданный, я чистый преданный, то она с большим желанием идёт на общение с нами и проверяет нашу преданность.
https://youtu.be/d5LXigMaWuY?si=QAPAKOMIoFNZRZVi
В чем смысл существования материального мира? Что не привлекает Бога?
Полную версию можно посмотреть внизуМайа-татва
→ иллюзия (заблуждение, обман, то, чего нет) – искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, которое допускает неоднозначную интерпретацию. Она проявляется в том, что мы пытаемся господствовать над материальной природой, в то время, когда находимся в тисках её строгих законов. Когда слуга пытается имитировать господина, он находится в иллюзии.Шрила Прабхупада , комментарий к 2.9.34
«Иллюзия - это искаженное восприятие действительности, когда одну вещь принимают за другую. Неверное представление о том, что материальное мироздание не связано с энергией Господа, - это иллюзия…Представление о том, что индивидуальное «я» не связано с Высшим «Я», Господом, - это тоже иллюзия, а ложные притязания, принимающие форму концепции «я - Всевышний», - последняя ловушка все той же майи, внешней энергии Господа. Независимость, которой обладает индивидуальное живое существо, не является истинной независимостью, она лишь отражение подлинной независимости, которой обладает Верховное Существо, Господь. Необоснованные притязания обусловленных душ на полную независимость – иллюзия. Любые научные исследования вселенной или строения тела, в которых объект изучения изолируется и рассматривается вне связи с Верховным Господом, - это всего лишь интеллектуальные упражнения, на поверку оказывающиеся иллюзией.»
→ это магическая сила Господа (маин – кудесник, фокусник), которая вводит в заблуждение всех живых существ. «Ребенок привязан к детским играм, а юноша все свое время тратит на молодых девушек; и в старости беспокойные мысли о том и о сем не дают покоя...» Шанкарачарья.
→ майа подобна миражу, который направляет живое существо в неправильном направлении и заставляет совершать его неправильные поступки.
→ это внешняя энергия Господа (бахиранга-шакти), которая создаёт эффект нашей независимости
→ это ограничивающий нас предел (мияте аная), за который невозможно выйти
---
Пракрити: в чём совершенство материального мира?
→ материальный мир совершенен в том смысле, что здесь есть всё необходимое, для поддержания Вселенной. Несовершенство возникает, когда мы думаем, что он несовершенен и пытаемся его усовершенствовать
→ полнота материального мира заключается в его связи с Богом через Время (энергию воли Господа).
Джива. В чём совершенство живого существа?
Полнота (совершенство) дживы заключается в её способности постичь Бога. Её полнота в материальном мире потенциальна, а пока она ощущает своё несовершенство и ущербность.Шрила Прабхупада в комментарии к Шри Ишопанишад (Обращение)
«Крошечным полноценным частицам (живым существам) предоставлены все возможности для познания полного Целого; всякого рода несовершенства — результат лишь неполноты их знаний о Полном Целом. Человеческая форма жизни дает возможность живому существу полностью проявить свое сознание. Живое существо обретает ее в процессе эволюции, последовательно воплощаясь в каждом из 8 400 000 видов жизни. Если, получив эту форму, наделенную совершенным сознанием, человек не осознает своей совершенной полноты в составе Полного Целого, то он упускает шанс реализовать свое совершенство и, подчиняясь законам материальной природы, снова попадает в эволюционный цикл.
Человек сможет осознать свою полноценность только тогда, когда будет служить Полному Целому. Всякое другое служение в этом мире — социальное, политическое, общественное, международное или даже межпланетное — будет оставаться неполноценным до тех пор, пока человек не свяжет его со служением Полному Целому. Но, когда все, что делают живые существа, частицы Полного Целого, так или иначе связано с Ним, они тоже становятся полноценными».
Если мы не видим за предметами и явлениями материального мира его Творца, Связующей Силы и Разрушителя всего (отделяем в своём сознании от Бога), то мы находится в иллюзии (майе). Находясь в отделённом состоянии от Бога, в той мере насколько я отделён от Бога, настолько я вижу и всё отделённым от Него. Наше видение зависит от нашей позиции, которую мы занимаем по отношению к Богу: подчинённая; равная или высшая позиция (позиция чувственных наслаждений или позиция контроля чувств).
В чем смысл существования материального мира?
Полная лекция из курса «Нектар преданности», прочитанного Ватсала прабху во Вриндаване в январе 2019 года.https://youtu.be/1xKdQvYAZ6w?si=djKZjnu87liaV7xO