История САЗ. Неизвестный «3506»

В 1977 году на Саранском заводе автосамосвалов был изготовлен опытный образец самосвала с задней разгрузкой ГАЗ-САЗ-3506 на шасси автомобиля ГАЗ-3302. Сейчас всем известно, что индекс «3302» принадлежит бортовой ГАЗели, выпускаемой с 1994 года. Однако мало кто знает, что впервые автомобиль Горьковского автозавода с таким индексом появился почти на двадцать лет раньше привычной ГАЗели!
История САЗ. - 950993600527
В два этапа

Во времена плановой экономики развитие модельного ряда автозаводов регулировалось не рыночными механизмами, а указаниями «сверху». В соответствии с этими указаниями все новые модели должны были быть «быстрее, выше, сильней» своих предшественников. В отношении грузовиков это означало, что одним из ключевых направлений модернизации существующих конструкций долгое время являлось повышение полезной нагрузки, что особенно ярко проявилось в период 1960…1970-х годов. Подобной гонки за грузоподъемностью в то время не избежал и самый маленький из грузовиков Горьковского автозавода – ГАЗ-51А. В соответствии с утвержденным в Министерстве автомобильной промышленности СССР типажом грузовых автомобилей на IX и Х пятилетки на смену «пятьдесят первому» должен был прийти усиленный грузовик с увеличенной на 20% (с 2,5 до 3 т) грузоподъемностью.
Задача по постановке трехтонного автомобиля на конвейер выполнялась в два этапа. На первом этапе, в соответствии с приказом Министра автомобильной промышленности за №70 от 29 мая 1973 года «О мерах по созданию и вводу мощностей по выпуску грузовых автомобилей на Горьковском объединении по производству автомобилей» в целях обеспечения выполнения установленного задания на 1973-1975 г.г. по вводу мощностей по общему выпуску грузовых автомобилей на АвтоГАЗе с учетом отставания развития мощностей по производству V-образных 8-и цилиндровых двигателей на Заволжском моторном заводе, с 1 января 1975 года взамен ГАЗ-51А на конвейер должен был встать переходный 2,5-тонный грузовик модели ГАЗ-52-04, унифицированный по ряду узлов и агрегатов с более тяжелым ГАЗ-53А. В частности, унификация должна была затронуть кабину с оперением, переднюю ось, задний мост, рулевое управление и тормозную систему. Подобная модернизация позволяла обеспечить солидное повышение запаса прочности конструкции, необходимого с учетом запланированного на ближайшую перспективу перехода к 3-тонной полезной нагрузке. Кроме того, предполагалась и существенная модернизация двигателя ГАЗ-51А, направленная на повышение ресурса с 80 до 150 тыс. км даже при грузоподъемности 3 т.
Мероприятия, запланированные по первому этапу, удалось претворить в жизнь в I квартале 1975 года, когда ветеран ГАЗ-51А уступил место на конвейере обновленному грузо-вику ГАЗ-52-04. Вслед за этим в активную фазу вошли и проектные работы по «трехтонке», включенные в план опытно-конструкторских работ Минавтопрома СССР на 1975-1980 годы. В соответствии со вступившей в силу отраслевой нормалью ОН 025.270-66, регламентиро-вавшей маркировку автомобильного транспорта, перспективной разработке был присвоен индекс ГАЗ-3302 (индекс «3301» достался разрабатывавшемуся в то же самое время преемнику «шишиги» — ГАЗ-66). Выпуск опытно-промышленной партии новых грузовиков в министерстве изначально запланировали на 1979 год.
Что же представлял собой ГАЗ-3302? Внешне он практически не отличался от серийно-го ГАЗ-52-04, хотя объем проведенной модернизации оказался весьма велик. Помимо увеличения грузоподъемности, в конструкции машины были реализованы комплексы мер по повышению ресурса до капитального ремонта со 175 до 200 тыс. км пробега, а также по снижению уровня внешнего шума до 86 дбА.
Рама «трехтонки» хоть и не была спроектирована с чистого листа, все же полностью утратила взаимозаменяемость с аналогичными деталями ГАЗ-51А и ГАЗ-52-04. Для увеличения прочности она получила усилители в зонах наибольшей концентрации напряжений, а применение новой усиленной подвески колес с рессорами в резиновых подушках вместо пальцев и необходимость иного размещения буксирного прибора потребовали удлинения лонжеронов. Наконец, у ГАЗ-3302 по сравнению с ГАЗ-52-04 на 20 мм (до 3320 мм) увеличилась колесная база. Это было обусловлено применением усиленной коробки передач модели ГАЗ-52, имеющей размер по продольной оси на 18,5 мм больше, чем у коробки ГАЗ-51А. Ее установка потребовалась из-за ожидаемого увеличения времени работы машины на низших ступенях и как следствие – роста нагрузки на данный узел. В конструкции «пятьдесят второй» коробки, унифицированной с КП ГАЗ-53А, был предусмотрен лючок под установку коробки отбора мощности для привода рабочих органов различной спецтехники.
Помимо прочего ГАЗ-3302 получил новую, весьма передовую для того времени тормозную систему с двухполостным главным цилиндром типа «тандем» и раздельным по осям приводом со своим гидровакуумным усилителем в каждом контуре. Наконец, увеличение полной массы потребовало применения усиленных колесных дисков: если у ГАЗ-52-04 наибольшая расчетная нагрузка на колесо составляла 950 кг, то для ГАЗ-3302 этот показатель увеличился до 1080 кг, что уже являлось критичным значением для шестиоконных дисков типа ГАЗ-51А. Проблему решили, использовав на перспективной машине более прочные двухоконные колесные диски.

Перспективное семейство
Техническим заданием на ГАЗ-3302 предусматривался выпуск целого семейства автомобилей на этой базе. Помимо стандартного грузовика с бортовой платформой в этом семействе были запланированы газобаллонная (ГАЗ-33021) и северная (ГАЗ-330201) модификации, седельный тягач для буксировки полуприцепов полной массой 7,5 т, а также различные шасси под комплектацию специализированных автомобилей.
Одним из главных потребителей шасси ГАЗ-3302 предстояло стать Саранскому заводу автосамосвалов. А потому согласно Плану опытно-конструкторских работ на 1977 год (тема 102.4513.35-77) саранским инженерам предстояло разработать на этой основе строительный автосамосвал грузоподъемностью 2,7 т, призванный прийти на смену выпускавшимся в то время моделям САЗ-3503 и САЗ-3504. Позднее ему был присвоен собственный индекс ГАЗ-САЗ-3506. К работе над этой темой был привлечен коллектив сотрудников ОГК в составе Г. В. Ларионова, Ю.Н. Зайчикова, Д.И. Сатункина, В.Я. Степашкина и Г.А. Большакова, а руководил проектными работами главный конструктор САЗа М.А. Корнилов.
История САЗ. - 950993620239
История САЗ. - 950993620495
Специально под нужды саранского завода в Горьком было изготовлено шасси ГАЗ-3302 в самосвальном исполнении. В отличие от стандартного шасси под монтаж бортовой платформы оно получило раму, укороченную в задней части и дооснащенную кронштейном «запаски» на правом лонжероне. При этом буксирный прибор автосамосвалу не полагался вовсе: вместо него на вертикальных стенках лонжеронов в задней части рамы были установлены простейшие буксирные крюки.
С целью сокращения сроков проектирования и подготовки производства, а также обеспечения надежного снабжения запасными частями еще в техническом задании на ГАЗ-САЗ-3506 была прописана необходимость его широкой унификации по узлам самосвальной установки и гидравлическому оборудованию с серийным автосамосвалом ГАЗ-САЗ-53Б. В итоге у последнего перспективный «ноль шестой» позаимствовал все основные агрегаты подъемного механизма – коробку отбора мощности, кран управления, гидравлический насос НШ-32У-Л, телескопический гидроцилиндр и масляный бак, а также инструментальный ящик. Более того, до 90% металлоконструкций платформы и надрамника (по массовой доле) были изготовлены с использованием прогрессивных гнутых профилей, также применявшихся в производстве ГАЗ-САЗ-53Б.
Платформа автосамосвала модели «3506» представляла собой сварную металлическую конструкцию, состоящую из несущего основания рамного типа, жестко соединенных с ним пе-реднего и боковых бортов и шарнирно подвешенного заднего борта. При этом стоит отметить довольно необычную форму основания: передняя часть его правого продольного лонжерона была значительно смещена к продольной оси автомобиля. Сделано это было ради того, чтобы выгадать свободное пространство для размещения запасного колеса на правом лонжероне рамы без ущерба погрузочной высоте.
Что касается переднего борта платформы, то в случае необходимости на него мог устанав-ливаться защитный козырек, предохраняющий заднюю стенку кабины от просыпавшегося гру-за. В козырьке имелось смотровое окно для контроля над процессом погрузки. Для перевозки сельскохозяйственных грузов предусматривалась возможность установки деревянных надстав-ных бортов, увеличивающих вместимость платформы до 3,6 м3. Единственный открывающийся борт – задний – имел верхнюю навеску. Согласно техзаданию, он получил полуавтоматический механизм запора: автоматическое открывание, ручное закрывание при помощи вала с рукояткой, установленного слева в передней части платформы и соединенного тягами непосредственно с запорами.
В числе прочего оборудования ГАЗ-САЗ-3506 можно отметить наличие штатных креплений для лопаты и огнетушителя, а также увязочных крючков для тента на боковых бортах.
История САЗ. - 950993637903
История САЗ. - 950993638159
История САЗ. - 950993638415
Перспективный автосамосвал должен был стать достойной заменой моделям САЗ-3503 и САЗ-3504, поскольку имел куда более выгодные эксплуатационные характеристики (грузоподъемность выше на 23%, вместимость – на 13,5%, площадь пола платформы – на 44%) при 12-процентном общем снижении материалоемкости конструкции. Достойные прочностные показатели и высокая надежность ГАЗ-САЗ-3506 были подтверждены последующей 9-летней эксплуатацией единственного построенного опытного образца на внутризаводских перевозках самых разных грузов. К сожалению, отсутствие положительного решения со стороны Минавтопрома СССР в вопросе постановки на производство грузовика ГАЗ-3302 автоматически поставило крест и на самосвале, созданном на его базе. Однако некоторые наработки и технические решения, опробованные на данной машине, были использованы саранскими конструкторами позднее при разработке других самосвальных установок, в том числе при создании семейства строительных самосвалов серии ГАЗ-САЗ-35072.

Оригинал статьи: журнал "Комтранс" №7/2011

Комментарии

  • 7 фев 2023 07:22
    ЭТО ГАЗ-52..
  • 7 фев 2023 19:52
    был ещё ГАЗ-САЗ-3507-01 с двухсторонней разгрузкой.
    Фотография
  • 8 фев 2023 06:44
    ПРИЧЕМ ТУТСАЗ-3507-01 реч то о чем ио ком что на фото то и обсуждаем ..
  • 12 фев 2023 21:05
    Во блин знатоки с детского сада. Самосвалы на базе ГАЗ-53 изначально выпускались с ТРЁХСТОРОННЕЙ разгрузкой. Эти автомобили все сконструированы чисто для СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, И не их вина , что много их эксплуатировалось в городских условиях и по шоссе. А когда потребовалось создать СПЕЦИАЛЬНУЮ ТЕХНИКУ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ( ЗАРЯДКЕ ) ПОСЕВНЫХ АГРЕГАТОВ, Был разработан САМОСВАЛ с ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ПОДЪЁМОМ КУЗОВА . Для ЗАРЯДКИ СЕЯЛОК,
  • 12 фев 2023 21:09
    А на фото дилетанты не могут отличить простой бортовой автомобиль от самосвала. На фото явно с деревянными бортами. Ну ника не может быть самосвал с бортовой платформой из дерева.
  • Комментарий удалён.
  • 13 фев 2023 11:23
    были одно время на ГАЗ-93 неказистые такие.
  • 29 мар 2023 13:37
    а это что?
    ФотографияФотография