Опытные грузовые автомобили НАМИ-080 и НАМИ-0102, 1960 - 1965 годы.
Поисковую конструкцию нового бескапотного среднетоннажного грузовика НАМИ-080 для сельского хозяйства в конце 1950-х - начале 1960-х годов создавала группа конструкторов и инженеров под руководством А. П. Кожеурова в составе Н. И. Зубарева, И. Г. Лиходедова, В. А. Аравина, Л. Е. Глинера и других. Над внешностью кабины работал известный советский дизайнер и художник-иллюстратор Эдуард Романович Молчанов, он сделал её перекликающейся с кабиной более крупного опытного "богатыря" НАМИ-076 «Ермак», в ней прослеживались и американские мотивы.
В НАМИ-080 использовался ряд уже освоенных узлов и агрегатов от серийных машин, двигатель типа ЗМЗ-41 (V8, 5,52 л.) развивал 138 л.с. Расположенная над двигателем кабина позволяла при меньшей на 650 мм, чем у готовившегося в производство капотного ЗиЛ-130, колесной базе установить более длинную и вместительную платформу (4250 мм). При одинаковой с ним полной массе грузоподъемность составляла 4,5 вместо 4 тонн. За счет более короткой колесной базы НАМИ-080 также получил хорошую маневренность и более удачную развесовку по осям. Грузовик вышел довольно оригинальным. Так, доступ к двигателю у него осуществлялся не путем откидывания кабины, как на МАЗ-500 или ГАЗ-66, а с помощью «откидного радиатора». Завод опытных конструкций НАМИ построил два экземпляра НАМИ-080: первый прошел испытания в 1962 году, второй создавался позднее уже с учетом замечаний по первому и получился даже легче за счет нововведений.
Некоторое время спустя возникла идея создания облегченного грузовика в рамках типажа СЭВ, предусматривающего ограниченные нагрузки на оси. Требовалось обеспечить минимальный собственный вес и максимальную грузоподъемность при нагрузке на заднюю ось не более 6 тонн. Первоначально под этот проект переделали НАМИ-080, который постарались облегчить, в том числе за счет уменьшения габаритных размеров кабины (вместе с тем она потеряла и в дизайне/красоте, хотя это был только прототип и в дальнейшем возможно кабина была бы переделана). В 1965 году по этому же заданию построили автомобиль НАМИ-0102 с карбюраторным двигателем ЗМЗ-54, установленным между кабиной и кузовом и прикрытым кожухом. Из особенностей машины можно отметить новую платформу с металлическими бортами, стеклопластиковую кабину небольших размеров и пневмогидравлическую тормозную систему.
В связи с дальнейшим указанием Минавтопрома о прекращении всех экспериментальных работ, проводимых без привязки к конкретному производству, проект НАМИ-0102 вскоре был закрыт.
АВТОМОБИЛИ И ДРУГАЯ ТЕХНИКА
Опытные грузовые автомобили НАМИ-080 и НАМИ-0102, 1960 - 1965 годы.
Поисковую конструкцию нового бескапотного среднетоннажного грузовика НАМИ-080 для сельского хозяйства в конце 1950-х - начале 1960-х годов создавала группа конструкторов и инженеров под руководством А. П. Кожеурова в составе Н. И. Зубарева, И. Г. Лиходедова, В. А. Аравина, Л. Е. Глинера и других. Над внешностью кабины работал известный советский дизайнер и художник-иллюстратор Эдуард Романович Молчанов, он сделал её перекликающейся с кабиной более крупного опытного "богатыря" НАМИ-076 «Ермак», в ней прослеживались и американские мотивы.
В НАМИ-080 использовался ряд уже освоенных узлов и агрегатов от серийных машин, двигатель типа ЗМЗ-41 (V8, 5,52 л.) развивал 138 л.с. Расположенная над двигателем кабина позволяла при меньшей на 650 мм, чем у готовившегося в производство капотного ЗиЛ-130, колесной базе установить более длинную и вместительную платформу (4250 мм). При одинаковой с ним полной массе грузоподъемность составляла 4,5 вместо 4 тонн. За счет более короткой колесной базы НАМИ-080 также получил хорошую маневренность и более удачную развесовку по осям. Грузовик вышел довольно оригинальным. Так, доступ к двигателю у него осуществлялся не путем откидывания кабины, как на МАЗ-500 или ГАЗ-66, а с помощью «откидного радиатора». Завод опытных конструкций НАМИ построил два экземпляра НАМИ-080: первый прошел испытания в 1962 году, второй создавался позднее уже с учетом замечаний по первому и получился даже легче за счет нововведений.
Некоторое время спустя возникла идея создания облегченного грузовика в рамках типажа СЭВ, предусматривающего ограниченные нагрузки на оси. Требовалось обеспечить минимальный собственный вес и максимальную грузоподъемность при нагрузке на заднюю ось не более 6 тонн. Первоначально под этот проект переделали НАМИ-080, который постарались облегчить, в том числе за счет уменьшения габаритных размеров кабины (вместе с тем она потеряла и в дизайне/красоте, хотя это был только прототип и в дальнейшем возможно кабина была бы переделана). В 1965 году по этому же заданию построили автомобиль НАМИ-0102 с карбюраторным двигателем ЗМЗ-54, установленным между кабиной и кузовом и прикрытым кожухом. Из особенностей машины можно отметить новую платформу с металлическими бортами, стеклопластиковую кабину небольших размеров и пневмогидравлическую тормозную систему.
В связи с дальнейшим указанием Минавтопрома о прекращении всех экспериментальных работ, проводимых без привязки к конкретному производству, проект НАМИ-0102 вскоре был закрыт.