Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) :


Экспериментальный самоходный аэровагон на реактивной тяге, представлявший собой доработанный головной моторный вагон электропоезда «ЭР22» с изменённой для улучшения аэродинамических свойств головной частью и установленными на крыше турбореактивными двигателями «АИ-25», применявшимися на пассажирском самолёте «Як-40». Создан на Калининском вагоностроительном заводе (КВЗ) в 1970 году.

Предназначен для проведения исследований, связанных с изучением поведения системы «колесо — рельс» в высокоскоростном движении. В разработках принимали участие сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения (ВНИИВ) и КБ Яковлева. Для уменьшения сопротивления воздуха на вагон устанавливались обтекатели (головной и хвостовой), также закрывалось подвагонное оборудование и автосцепка.

Максимальная достигнутая на испытаниях скорость — около 250 км/ч.

Идея создания опытного вагона-лаборатории для отработки конструкции тележки и изучения взаимодействия в паре «колесо — рельс» на скоростях движения выше 160 км/ч. появилась в СССР ☭ после того, как было выдано задание на проектирование отечественного электропоезда с конструкционной скоростью 200 км/ч. Чтобы избавиться от искажений, вносимых ведущими колёсными парами, предполагалось разработать такой вид привода, чтобы ни одна из тележек не была обмоторена. Теоретически можно было разгонять вагоны скоростными локомотивами, однако МПС СССР не располагало в то время такой техникой (наиболее быстрым локомотивом здесь считался электровоз «ЧС2М» — вариант электровоза «ЧС2» с конструкционной скоростью 180 км/ч, водивший экспрессы между Москвой и Ленинградом).

Аналогично тому, как в 60-х годах в США прошёл опытную эксплуатацию вагон с реактивной тягой M-497, в СССР также решено было построить вагон с реактивными двигателями, проектирование которого было начато по заданию Госкомитета по науке и технике.

В качестве базы для создания СВЛ было решено задействовать кузов моторного головного вагона электропоезда ЭР22, длина кузова которого (24,5 м) была больше, чем у вагонов распространённых моделей электропоездов. В итоге кузов взяли от так и не построенного состава ЭР22-67 (производство ЭР22 было завершено после постройки ЭР22-66). Тележки нового типа, использованные в конструкции СВЛ, созданы специалистами КВЗ и ВНИИВ на основе немоторных тележек вагонов того же ЭР22. Они имели пневматическую подвеску, а также дисковые тормоза с двойным приводом – электропневматическим и пневматическим. Особое внимание уделялось стояночному тормозу. Он должен был надёжно удерживать вагон на месте при пуске двигателей, быстро набиравших тягу.

Для улучшения аэродинамических свойств спереди и сзади вагона установили обтекатели, причём передний обтекатель навесили поверх штатной конструкции, и стёкла кабины получились двойные. Ходовую часть закрыли панелями. По словам главного испытателя СВЛ С.Н. Чижова, в ходе работ в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института продули 15 разных макетов вагона. Коэффициент аэродинамического сопротивления (Cx) снизился до 0,252 (приблизительно соответствует Cx спортивных автомобилей, рассчитаных на скорости 250 км/ч и более). Защита от горячих газов двигателей обеспечивалась установленным на крыше специальным экраном.

По завершении испытаний вагон стоял без дела на станции Дорошиха, где постепенно приходил в негодность для передвижения. В конце 1990-х годов рассматривался вариант передачи СВЛ в один из музеев железнодорожной техники Санкт-Петербурга, но его состояние ухудшилось настолько, что так и не удалось решить вопрос перегонки вагона.

В 2008 году нос вагона с реактивными двигателями был отрезан, покрашен и установлен как памятная стела в честь 110-летия Тверского (бывшего Калининского) вагоностроительного завода.
Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) : - 5386193840911
Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) : - 5386193841167
Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) : - 5386193841423
Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) : - 5386193841679
Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) : - 5386193841935
Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) : - 5386193842191
Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) : - 5386193842447
Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) : - 5386193842703
Скоростной вагон-лаборатория (СВЛ) : - 5386193842959

Комментарии

Комментариев нет.