Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) — крупный производитель легковых, лёгких грузовых автомобилей и микроавтобусов.
Завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова (ЗИМ). Находится в Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 гг. — Горький).Является открытым акционерным обществом. За 70 лет своей истории "ГАЗ" стал центром отечественного машиностроения. Коллективом предприятия освоено более 100 различных моделей и модификаций автомобильной техники, изготовлено свыше 16 миллионов легковых и грузовых автомобилей. Все автомобильные заводы страны (ВАЗ, КАМАЗ, УАЗ, ЗАЗ, ПАЗ и другие) создавались и оснащались при непосредственном участии специалистов "ГАЗа"."ГАЗ" и сегодня занимает особое место в российском автомобилестроении. Сохраняя за собой роль мастера-универсала, автозавод, единственный в стране, выпускает как грузовые, так и легковые автомобили. Горьковский автомобильный остается традиционным поставщиком грузовых автомобилей для сельского хозяйства, надежных полноприводных грузовиков для армии, а также полуторок и легковых автомобилей среднего класса "Волга", модификации которых разрабатывались для эксплуатации в сложнейших климатических и дорожных условиях. Удельный вес ОАО "ГАЗ" в производстве автомобилей в России составляет: легковые — 7,6%, грузовые — 57%, автобусы — 46,4%.История развитияГорьковский автомобильный завод. Главный конвейер1 января 1932 года с его конвейера сошел первый 1,5-тонный грузовик ГАЗ-АА.В 1933 году — 17-местный автобус ГАЗ-03-30, выпускавшийся на Горьковском заводе автобусов (ГЗА, бывш. «Гудок Октября»).ГАЗ 64 ("козел", "Иван-Виллис")ГАЗ-64 с использованием как довоенных советских наработок по полноприводным бронеавтомобилям нового поколения, так и с использованием опыта, полученного при изучении трофейных германских бронеавтомобилей.В 1947-м производство полуторки ГАЗ-ММ было передано на УльЗиС. Тогда же освоен выпуск гусеничного снегоболотохода ГАЗ-47.В 1950-м с конвейера начал сходить представительский седан большого класса ГАЗ-12 «ЗИМ»В 1977 году, начался выпуск ГАЗ-14 «Чайка» — представителя третьего поколения легковых автомобилей большого класса. Этот автомобиль славился высоким техническим уровнем и комфортом.Начало строительства и довоенные годы" (1929-1941 г.г.) История открытого акционерного общества "ГАЗ" (ранее "Горьковский автомобильный завод") берет свое начало в 1929 г.4 марта 1929 г. принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода.6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода — около города Нижнего Новгорода.31 мая 1929 г. ВСНХ СССР и американская фирма "Ford Motor Company" заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа "Ford-А" и грузовых автомобилей типа "Ford-АА". Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой "Ford Motor Company". Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой "Austin & K".2 мая 1930 г. под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. Благодаря удачному проекту, умелому руководству, личной ответственности каждого участника завод был построен за 18 месяцев.С декабря 1932 г. на автозаводе началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А.1 января 1932 г. автозавод вступил в строй действующих.29 января 1932 г. с конвейера сошел первый автомобиль — грузовик ГАЗ-АА. (полуторка).Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам американской фирмы "Форд". Несмотря на это, они уже несколько отличались от американских прототипов: для российского варианта были усилены картер сцепления и рулевой механизм. Сочетая использование фордовских разработок с поиском и внедрением своих решений, конструкторы создали немало модификаций на базе "полуторки".В 1933 г. появился автобус служебного назначения ГАЗ-03-30. В конце 1934 г. на конвейер встал трехосный грузовик ГАЗ-ААА. Позже появился самосвал ГАЗ-410. А в 1937 г. на филиале Горьковского автомобильного завода начался выпуск санитарного автобуса ГАЗ-55. Также в те годы был создан и газогенераторный грузовик ГАЗ-42. На базе автомобиля ГАЗ-А был создан пикап ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза. Пикапы ГАЗ-4 стали сходить с конвейера в 1933 г. Важной датой в биографии завода стал день 17 апреля 1935 года, когда с конвейера сошел стотысячный автомобиль. Это был легковой ГАЗ-А. Так, в 30-е годы, впервые в СССР при технической помощи американских специалистов из "Ford Motor Company" было освоено конвейерное поточное производство автомобилей.Новой вехой в истории завода стало создание и освоение легкового автомобиля М-1. Массовое движение за овладение техникой и повышение производительности труда дали возможность в кратчайший срок провести подготовку производства новых автомобилей. По соглашению, подписанному с фирмой "Форд", этому автомобилю, как и ГАЗ-А, был также определен свой фордовский прототип. Однако конструкторский коллектив ГАЗа, возглавленный в 1933 г. талантливым специалистом и организатором А.А. Липгартом, учитывая не только полученный опыт производства и эксплуатации первой модели, но и свою собственную точку зрения на отечественный автомобиль, решительно отказался от копирования американского образца. Так, вместо установки двигателя V-8 с американского аналога был форсирован с 40 до 50 л.с. и существенно модернизирован уже выпускаемый четырехцилиндровый. Но главные изменения коснулись шасси: были созданы рама повышенной прочности и новая конструкция подвески (на четырех рессорах вместо двух поперечных у аналога); спицевые колеса уступили место дисковым штампованным с шинами увеличенной размерности. Причины понятны: фордовское шасси оказалось фактически непригодным к работе в условиях российских дорог.В итоге ГАЗ-М1, как и все последующие модели легковых автомобилей ГАЗ, получился выносливым, прочным, неприхотливым. Внешний вид автомобиля тоже был изменен: за счет укрупнения передней части и удлиннения рамы и колесной базы лучше стали пропорции, более интересным стал облик всего переднего узла — крыльев капота и облицовки радиатора. Таким образом, конструкторский коллектив завода созданием автомобиля ГАЗ-М1 не только выдержал крупный экзамен, но и заложил основы конструкторской школы ГАЗа. В 1937 г. автомобиль М-1 достойно представил СССР на Всемирной промышленной выставке в Париже.У модели ГАЗ-М1 своеобразная биография. Год за годом, модернизируясь в деталях, она верой и правдой служила людям с конца 30-х до 50-х годов, включая войну. На базе М-1 был разработан и серийно выпускался пикап ГАЗ-415 грузоподъемностью 400 кг. Выпускались "Эмки" и с 6-ти цилиндровым двигателем, получившим индекс ГАЗ-11. Этот двигатель рабочим объемом 3485 куб.см. и мощностью 76 л.с. не только позволил улучшить динамику, но и открыл перспективы для его применения на будущих конструкциях грузовых автомобилей, а в годы войны — на легких танках и самоходных установках.Легковой автомобиль с новым двигателем получил индекс ГАЗ-11-73. Его первые образцы были готовы в 1938 году. Кроме силовой установки, на автомобилях был введен еще целый ряд усовершенствований: удлиненные передние рессоры, более эффективные тормоза, новый щиток приборов и др. На базе ГАЗ-11-73 был создан автомобиль ГАЗ-11-40 с кузовом фаэтон, начать серийное производство которого помешала война. А вот полноприводная модификация ГАЗ-61, созданная В.А. Грачевым, выпускалась серийно. Автомобиль мог преодолевать подъемы крутизной 38`, без труда поднимался по крутой пешеходной лестнице, преодолевал брод глубиной 720 мм. Специалисты утверждали, что при установке специальных шин с развитыми грунтозацепами ГАЗ-61 по проходимости превосходил полугусеничные машины.К концу 30-х годов ГАЗ стал ведущим автозаводом страны и дал СССР 450 тысяч автомобилей. Он освоил выпуск 17-ти моделей и модификаций автомобилей и производил 68,3% всех выпускаемых в СССР автомобилей. Большая заслуга в этом принадлежит первому директору завода С.С. Дьяконову (1898-1938).1941-1945г.г. "ГАЗ в годы войны"Великая Отечественная война потребовала переориентации завода на выпуск боевой техники.Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки: Т-60, Т-70. Наряду с грузовыми автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий, боеприпасов и различного военного снаряжения.Выдающимися конструкторами — новаторами в создании боевой техники показали себя А.А. Липгарт, Н.А. Астров, В.А. Дедков, В.А. Грачев, А.М. Кригер, Л.В. Косткин, Ю.Н. Сорочкин, В.К. Рубцов."Все для фронта, все для победы" — так, не жалея сил, автозаводцы работали в тылу. Выполняя задания фронта, люди сутками не выходили из цехов. Самоотверженно работали в годы войны фронтовые бригады В.Ф. Шубина, А. Харламова, В. Тихомирова и других. Имена инициаторов производства А.Х. Бусыгина, И.И. Кардашина, А.С. Кузьмина, В.Ф. Шубина, А.А. Липгарта, И.К. Лоскутова, А.Н. Сомова, А.Д. Проскурина вписаны в историю Великой Отечественной войны.Разрушительные налеты вражеской авиации летом 1943 года не сломили автозаводцев. Под руководством директора завода И.К. Лоскутова (1900 — 1982 г.) за сто дней и ночей они восстановили 50 зданий и сооружений, отремонтировали 9 тысяч единиц оборудования.За годы Великой Отечественной войны ГАЗ выпустил:АВТОМОБИЛЕЙ---------------------------------------------------------- 176 221 шт.; ТАНКОВ-------------------------------------------------------------- около 12 000 шт.; САМОХОДНЫХ УСТАНОВОК----------------------------------- более 9000 шт.; МИНОМЁТОВ---------------------------------------------------------------- 24 000 шт.; АВТОМОБИЛЬНЫХ МОТОРОВ--------------------------------------232 000 шт.; Снарядов для ракетной установки «КАТЮША»----------------30 000 шт.Более 40 миллионов километров наездили газовские "полуторки" на "дороге жизни" только в 1941 г. Эвакуировали более полумиллиона человек, доставили более 271000 тонн продовольствия и фуража, 32000 тонн боеприпасов и вооружения, 35000 тонн горюче-смазочных веществ, 23000 тонн угля — всего 361000 тонн различных грузов. Правительство высоко оценило труд автозаводцев в годы войны, наградив завод орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.1946—1960 послевоенные годы.По окончании Великой Отечественной войны на заводе была проведена работа по замене всего довоенного модельного ряда, разработка которого была начата частично до войны и активно возобновилась в 1943—1945 гг. Уже в первом послевоенном 1946 году в серию пошли знаменитый седан «Победа» ГАЗ-М20 (прототип в 1944 году) и 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51 (прототип в 1943 году). В 1947-м производство полуторки ГАЗ-ММ было передано на УльЗиС. Тогда же освоен выпуск гусеничного снегоболотохода ГАЗ-47. В 1948 году освоен полноприводный грузовик ГАЗ-63, а в 1949-м создан прототип джипа ГАЗ-69 «Труженик». В 1950-м с конвейера начал сходить представительский седан большого класса ГАЗ-12 «ЗИМ», началось серийное производство бронетранспортёра БТР-40 (ГАЗ-40). В 1953—1954 годах было освоено производство джипов ГАЗ-69 и ГАЗ-69А (в 1955—1956 годах переданных на Ульяновский автомобильный завод — УАЗ), а также первого комфортабельного внедорожника с несущим кузовом ГАЗ-М-72 на агрегатах ГАЗ-69.ГАЗ-13 (1959—1981). В 1956 году на смену «Победе» пришёл седан среднего класса «Волга» ГАЗ-21, претерпевший на пути к массовому производству ряд модернизаций. В 1959-м «ЗИМ» сменила элегантная «Чайка» ГАЗ-13, продержавшаяся в производстве свыше двух десятилетий. Работам коллектива конструкторов и дизайнеров завода ГАЗ, таким как ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и грузовик ГАЗ-52 на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году была присуждена высшая награда — Гран-при. Во второй половине 1950-х ведётся подготовка производства третьего поколения грузовых автомобилей, включавшего модели ГАЗ-56 (грузоподъёмность 1,5 т), ГАЗ-52 (2,5 т) и ГАЗ-53 (3,5 т). Для Советской армии в 1958-м был освоен десантный 1,2-тонный грузовик ГАЗ-62 с кабиной над двигателем. К сожалению, по ряду причин полуторка ГАЗ-56 в серию так и не пошла, а освоение производства грузовиков ГАЗ-52 и ГАЗ-53 затянулось до 1960-х."Реконструкция" (70-е, 80-е годы)В 60-70-х годах была проведена широкомасштабная реконструкция завода. Она началась с переоборудования литейных цехов. Были расширены корпуса серого и ковкого чугуна, произведен монтаж нового оборудования, создан литейный №6 — первый в стране цех точного литья по выплавляемым моделям (1962 г.), пущена автоматическая линия формовочного литья, также первая в стране. Были возведены новые заводы: штампов и пресс-форм (1967 г.), коробок скоростей (1968 г.), мостов грузовых автомобилей (1972 г.). 24 августа 1971 г. на базе заводов-филиалов и производств головного предприятия образовано производственное объединение "АвтоГАЗ". В 1973 году оно переименовано в ПО "ГАЗ", в состав которого вошли 11 заводов. За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей для народного хозяйства в 1971 году автозавод награжден орденом Ленина.Начатые еще в 60-70-е годы реконструкция и техническое перевооружение особенно интенсивно развернулись в 1980-ые годы. Реконструкция 80-х — самая большая на заводе за всю историю. Только по проекту первой очереди расширения автозавода предусмотрено строительство новых производственных корпусов площадью 700 тыс.кв.м., среди которых только производственная мощность корпуса дизельных силовых агрегатов — 250 тыс.кв.м. Строительство этого объекта началось в 1984 году, а завершилось пуском завода автомобильных моторов в 1993 году. Дизелизация грузовых автомобилей — основное направление технической политики предприятия 1980-х годов. В 1984 году был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем воздушного охлаждения. Впоследствии конструкторами был создан девятитонный самосвальный автопоезд ГАЗ-6008. На этих автомобилях впервые был применен дизельный силовой агрегат, разработанный специалистами автозавода.Параллельно с выпуском модели ГАЗ-24 началось серийное производство "Волги" ГАЗ-3102. От предшественницы она отличалась новым решением передней и задней части, что придавало автомобилю большую солидность. Новым было оформление интерьера и приборной панели. На "тридцать первую" устанавливали более удобные сиденья с подголовниками. Система тормозов также была усовершенствована. Интересно, что на первых партиях автомобилей ГАЗ-3102 устанавливался двигатель с форкамерно-факельным зажиганием. По причине своей исключительности несколько лет "тридцать первая" использовалась только государственными и партийными структурами в качестве служебного автомобиля.Для частных владельцев с 1985 года ГАЗ выпускал модернизированный вариант "двадцать четвертой", автомобиль с индексом ГАЗ-24-10. Он отличался более мощным двигателем, усовершенствованной подвеской, электронной бесконтактной системой зажигания, 205-миллиметровыми шинами. Внешние отличия заключались в обновленной решетке радиатора и более современном интерьере.Во второй половине 80-х по правительственному заданию началась разработка нового представительского легкового автомобиля ГАЗ-3105, который впоследствии стал мелкосерийным.В 1980 г. за большой вклад в развитие автомобилестроения и международной торговли коллектив ПО "ГАЗ" наградили престижной Международной премией "Золотой Меркурий". В марте 1981 г. с конвейера завода сошел 10 миллионный автомобиль, а в декабре 1995 г. — 15 миллионный с маркой "ГАЗ". В ноябре 1992 г. Горьковский автомобильный завод преобразован в акционерное общество открытого типа. Президентом АО "ГАЗ" избран Н.А. Пугин.Начало строительства и довоенные годы" (1929-1941 г.г.)История открытого акционерного общества "ГАЗ" (ранее "Горьковский автомобильный завод") берет свое начало в 1929 г.4 марта 1929 г. принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода.6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода — около города Нижнего Новгорода.31 мая 1929 г. ВСНХ СССР и американская фирма "Ford Motor Company" заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа "Ford-А" и грузовых автомобилей типа "Ford-АА". Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой "Ford Motor Company". Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой "Austin & K".2 мая 1930 г. под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. Благодаря удачному проекту, умелому руководству, личной ответственности каждого участника завод был построен за 18 месяцев.С декабря 1932 г. на автозаводе началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А.1 января 1932 г. автозавод вступил в строй действующих.29 января 1932 г. с конвейера сошел первый автомобиль — грузовик ГАЗ-АА. (полуторка).Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам американской фирмы "Форд". Несмотря на это, они уже несколько отличались от американских прототипов: для российского варианта были усилены картер сцепления и рулевойМодельный ряд Легковые автомобили ГАЗМОДЕЛЬ ГОД ВЫПУСКА ГАЗ-А 1932-1936 ГАЗ-М-1 1936-1942 ГАЗ-11-73 1940-1942,1945-1948ГАЗ-М20 "ПОБЕДА" 1946-1958 ГАЗ-М-12 "ЗиМ" 1950-1960 ГАЗ-21 "ВОЛГА" 1956-1970 ГАЗ-22 1962-1970 ГАЗ-23 1962-1970 ГАЗ-13 "ЧАЙКА" 1962-1970 ГАЗ-24 "ВОЛГА" 1968-1985 ГАЗ-24-02 "ВОЛГА" 1972-1986 ГАЗ-24-24 "ВОЛГА" 1971-1986 ГАЗ-14 "ЧАЙКА" 1977-1989 ГАЗ-24-10 "ВОЛГА" 1984-1992 ГАЗ-24-34 "ВОЛГА" 1986-1991 ГАЗ-3102 "ВОЛГА" 1981-2009 ГАЗ-3101 "ВОЛГА" 1984-1991 ГАЗ-310029 "ВОЛГА" 1992-1998 ГАЗ-31022 "ВОЛГА" 1992-1998 ГАЗ-3105 "ВОЛГА" 1992-1996 ГАЗ-3110 "ВОЛГА" 1997-2005 ГАЗ-310221 "ВОЛГА" 1997-2008 ГАЗ-3111 "ВОЛГА" 2001-2003, 2005 ГАЗ-31105 "ВОЛГА" 2004-2009 ГАЗ-311055 "ВОЛГА" 2005-2007 Volga Siber 2008-2010Грузовые автомобили ГАЗМОДЕЛЬ ГОД ВЫПУСКА ГАЗ-АА 1932-1938 ГАЗ-ААА 1936-1943 ГАЗ-ММ 1938-1947 ГАЗ-51 1946-1975 ГАЗ-63 1948-1968 ГАЗ-52 1961-1992 ГАЗ-53 1961-1992 ГАЗ-66 1964-1999 ГАЗ-3307 с 1989 ГАЗ-4301 1992-1995 ГАЗ-3301 1993-1995 ГАЗ-3306 с 1994 ГАЗ-3302 "ГАЗель" с1995 ГАЗ-3309 с1995 ГАЗ-3308 "Садко" с 1999 ГАЗ-3310 "Валдай" с 2004Повышенной проходимостиМОДЕЛЬ ГОД ВЫПУСКА ГАЗ-61 1941-1945 ГАЗ-64 1941-1943 ГАЗ-67 1943-1944 ГАЗ-67Б 1944-1953 ГАЗ-69 1953-1955 ГАЗ-69А 1954-1955 ГАЗ-46 МАВ 1953-1958 ГАЗ-М-72 1955-1958 ГАЗ-3937 "Водник" с 1997 ГАЗ-2330 "Тигр" с 2005 ГАЗ-2975 "Тигр" с 2005Автобусы ГАЗГАЗ-03-30 1933-1941,1945-1950ГАЗ-05-193 1936-1945 ГАЗ-55 1938-1945 ГАЗ-651 1949 ГАЗ-653 1950 ГАЗ-3221 "ГАЗель" с 1996 ГАЗ-22171 "Соболь" с 1998 ГАЗ-2217"СобольБаргузин"с 1999Военная техникаБАИ-М БА-6 БА-10 БА-20 БА-64, БА-64Б БТР-40 БТР-60 БТР-70 БТР-80 БТР-90 «Росток» БРДМ-1 БРДМ-2Экспериментальные1934 — ГАЗ-А-Аэро 1936 — ГАЗ-ВМ 1948 — Победа-НАМИ 1954 — ГАЗ-М73 1955—1957 — ГАЗ-18 1958 — ГАЗ-56 1995 — ГАЗ-2308 Атаман 1998 — ГАЗ-3103 «Волга» (4×2) 1998 — ГАЗ-3104 «Волга» (4×4) 1999 — ГАЗ-23081 «Атаман Ермак» 1999 — ГАЗ-3106 «Атаман-2», первая серия 2003 — ГАЗ-3115 проект — ГАЗ-3902 «Вепрь» 2004 — ГАЗ-3106 «Атаман-2», вторая серия 2006 — ГАЗ-2332 CityVan 2006 — ГАЗ-3121 «Тигр-2»Гусеничные транспортёрыГАЗ-47 ГАЗ-73 ГАЗ-34039 ГАЗ-34039K «Ирбис» ГАЗ-3409 «Бобр»
АВТОМОБИЛИ И ДРУГАЯ ТЕХНИКА
Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) — крупный производитель легковых, лёгких грузовых автомобилей и микроавтобусов.
Завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова (ЗИМ). Находится в Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 гг. — Горький).Является открытым акционерным обществом. За 70 лет своей истории "ГАЗ" стал центром отечественного машиностроения. Коллективом предприятия освоено более 100 различных моделей и модификаций автомобильной техники, изготовлено свыше 16 миллионов легковых и грузовых автомобилей. Все автомобильные заводы страны (ВАЗ, КАМАЗ, УАЗ, ЗАЗ, ПАЗ и другие) создавались и оснащались при непосредственном участии специалистов "ГАЗа"."ГАЗ" и сегодня занимает особое место в российском автомобилестроении. Сохраняя за собой роль мастера-универсала, автозавод, единственный в стране, выпускает как грузовые, так и легковые автомобили. Горьковский автомобильный остается традиционным поставщиком грузовых автомобилей для сельского хозяйства, надежных полноприводных грузовиков для армии, а также полуторок и легковых автомобилей среднего класса "Волга", модификации которых разрабатывались для эксплуатации в сложнейших климатических и дорожных условиях. Удельный вес ОАО "ГАЗ" в производстве автомобилей в России составляет: легковые — 7,6%, грузовые — 57%, автобусы — 46,4%.История развитияГорьковский автомобильный завод. Главный конвейер1 января 1932 года с его конвейера сошел первый 1,5-тонный грузовик ГАЗ-АА.В 1933 году — 17-местный автобус ГАЗ-03-30, выпускавшийся на Горьковском заводе автобусов (ГЗА, бывш. «Гудок Октября»).ГАЗ 64 ("козел", "Иван-Виллис")ГАЗ-64 с использованием как довоенных советских наработок по полноприводным бронеавтомобилям нового поколения, так и с использованием опыта, полученного при изучении трофейных германских бронеавтомобилей.В 1947-м производство полуторки ГАЗ-ММ было передано на УльЗиС. Тогда же освоен выпуск гусеничного снегоболотохода ГАЗ-47.В 1950-м с конвейера начал сходить представительский седан большого класса ГАЗ-12 «ЗИМ»В 1977 году, начался выпуск ГАЗ-14 «Чайка» — представителя третьего поколения легковых автомобилей большого класса. Этот автомобиль славился высоким техническим уровнем и комфортом.Начало строительства и довоенные годы" (1929-1941 г.г.) История открытого акционерного общества "ГАЗ" (ранее "Горьковский автомобильный завод") берет свое начало в 1929 г.4 марта 1929 г. принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода.6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода — около города Нижнего Новгорода.31 мая 1929 г. ВСНХ СССР и американская фирма "Ford Motor Company" заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа "Ford-А" и грузовых автомобилей типа "Ford-АА". Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой "Ford Motor Company". Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой "Austin & K".2 мая 1930 г. под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. Благодаря удачному проекту, умелому руководству, личной ответственности каждого участника завод был построен за 18 месяцев.С декабря 1932 г. на автозаводе началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А.1 января 1932 г. автозавод вступил в строй действующих.29 января 1932 г. с конвейера сошел первый автомобиль — грузовик ГАЗ-АА. (полуторка).Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам американской фирмы "Форд". Несмотря на это, они уже несколько отличались от американских прототипов: для российского варианта были усилены картер сцепления и рулевой механизм. Сочетая использование фордовских разработок с поиском и внедрением своих решений, конструкторы создали немало модификаций на базе "полуторки".В 1933 г. появился автобус служебного назначения ГАЗ-03-30. В конце 1934 г. на конвейер встал трехосный грузовик ГАЗ-ААА. Позже появился самосвал ГАЗ-410. А в 1937 г. на филиале Горьковского автомобильного завода начался выпуск санитарного автобуса ГАЗ-55. Также в те годы был создан и газогенераторный грузовик ГАЗ-42. На базе автомобиля ГАЗ-А был создан пикап ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза. Пикапы ГАЗ-4 стали сходить с конвейера в 1933 г. Важной датой в биографии завода стал день 17 апреля 1935 года, когда с конвейера сошел стотысячный автомобиль. Это был легковой ГАЗ-А. Так, в 30-е годы, впервые в СССР при технической помощи американских специалистов из "Ford Motor Company" было освоено конвейерное поточное производство автомобилей.Новой вехой в истории завода стало создание и освоение легкового автомобиля М-1. Массовое движение за овладение техникой и повышение производительности труда дали возможность в кратчайший срок провести подготовку производства новых автомобилей. По соглашению, подписанному с фирмой "Форд", этому автомобилю, как и ГАЗ-А, был также определен свой фордовский прототип. Однако конструкторский коллектив ГАЗа, возглавленный в 1933 г. талантливым специалистом и организатором А.А. Липгартом, учитывая не только полученный опыт производства и эксплуатации первой модели, но и свою собственную точку зрения на отечественный автомобиль, решительно отказался от копирования американского образца. Так, вместо установки двигателя V-8 с американского аналога был форсирован с 40 до 50 л.с. и существенно модернизирован уже выпускаемый четырехцилиндровый. Но главные изменения коснулись шасси: были созданы рама повышенной прочности и новая конструкция подвески (на четырех рессорах вместо двух поперечных у аналога); спицевые колеса уступили место дисковым штампованным с шинами увеличенной размерности. Причины понятны: фордовское шасси оказалось фактически непригодным к работе в условиях российских дорог.В итоге ГАЗ-М1, как и все последующие модели легковых автомобилей ГАЗ, получился выносливым, прочным, неприхотливым. Внешний вид автомобиля тоже был изменен: за счет укрупнения передней части и удлиннения рамы и колесной базы лучше стали пропорции, более интересным стал облик всего переднего узла — крыльев капота и облицовки радиатора. Таким образом, конструкторский коллектив завода созданием автомобиля ГАЗ-М1 не только выдержал крупный экзамен, но и заложил основы конструкторской школы ГАЗа. В 1937 г. автомобиль М-1 достойно представил СССР на Всемирной промышленной выставке в Париже.У модели ГАЗ-М1 своеобразная биография. Год за годом, модернизируясь в деталях, она верой и правдой служила людям с конца 30-х до 50-х годов, включая войну. На базе М-1 был разработан и серийно выпускался пикап ГАЗ-415 грузоподъемностью 400 кг. Выпускались "Эмки" и с 6-ти цилиндровым двигателем, получившим индекс ГАЗ-11. Этот двигатель рабочим объемом 3485 куб.см. и мощностью 76 л.с. не только позволил улучшить динамику, но и открыл перспективы для его применения на будущих конструкциях грузовых автомобилей, а в годы войны — на легких танках и самоходных установках.Легковой автомобиль с новым двигателем получил индекс ГАЗ-11-73. Его первые образцы были готовы в 1938 году. Кроме силовой установки, на автомобилях был введен еще целый ряд усовершенствований: удлиненные передние рессоры, более эффективные тормоза, новый щиток приборов и др. На базе ГАЗ-11-73 был создан автомобиль ГАЗ-11-40 с кузовом фаэтон, начать серийное производство которого помешала война. А вот полноприводная модификация ГАЗ-61, созданная В.А. Грачевым, выпускалась серийно. Автомобиль мог преодолевать подъемы крутизной 38`, без труда поднимался по крутой пешеходной лестнице, преодолевал брод глубиной 720 мм. Специалисты утверждали, что при установке специальных шин с развитыми грунтозацепами ГАЗ-61 по проходимости превосходил полугусеничные машины.К концу 30-х годов ГАЗ стал ведущим автозаводом страны и дал СССР 450 тысяч автомобилей. Он освоил выпуск 17-ти моделей и модификаций автомобилей и производил 68,3% всех выпускаемых в СССР автомобилей. Большая заслуга в этом принадлежит первому директору завода С.С. Дьяконову (1898-1938).1941-1945г.г. "ГАЗ в годы войны"Великая Отечественная война потребовала переориентации завода на выпуск боевой техники.Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки: Т-60, Т-70. Наряду с грузовыми автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий, боеприпасов и различного военного снаряжения.Выдающимися конструкторами — новаторами в создании боевой техники показали себя А.А. Липгарт, Н.А. Астров, В.А. Дедков, В.А. Грачев, А.М. Кригер, Л.В. Косткин, Ю.Н. Сорочкин, В.К. Рубцов."Все для фронта, все для победы" — так, не жалея сил, автозаводцы работали в тылу. Выполняя задания фронта, люди сутками не выходили из цехов. Самоотверженно работали в годы войны фронтовые бригады В.Ф. Шубина, А. Харламова, В. Тихомирова и других. Имена инициаторов производства А.Х. Бусыгина, И.И. Кардашина, А.С. Кузьмина, В.Ф. Шубина, А.А. Липгарта, И.К. Лоскутова, А.Н. Сомова, А.Д. Проскурина вписаны в историю Великой Отечественной войны.Разрушительные налеты вражеской авиации летом 1943 года не сломили автозаводцев. Под руководством директора завода И.К. Лоскутова (1900 — 1982 г.) за сто дней и ночей они восстановили 50 зданий и сооружений, отремонтировали 9 тысяч единиц оборудования.За годы Великой Отечественной войны ГАЗ выпустил:АВТОМОБИЛЕЙ---------------------------------------------------------- 176 221 шт.;
ТАНКОВ-------------------------------------------------------------- около 12 000 шт.;
САМОХОДНЫХ УСТАНОВОК----------------------------------- более 9000 шт.;
МИНОМЁТОВ---------------------------------------------------------------- 24 000 шт.;
АВТОМОБИЛЬНЫХ МОТОРОВ--------------------------------------232 000 шт.;
Снарядов для ракетной установки «КАТЮША»----------------30 000 шт.Более 40 миллионов километров наездили газовские "полуторки" на "дороге жизни" только в 1941 г. Эвакуировали более полумиллиона человек, доставили более 271000 тонн продовольствия и фуража, 32000 тонн боеприпасов и вооружения, 35000 тонн горюче-смазочных веществ, 23000 тонн угля — всего 361000 тонн различных грузов. Правительство высоко оценило труд автозаводцев в годы войны, наградив завод орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.1946—1960 послевоенные годы.По окончании Великой Отечественной войны на заводе была проведена работа по замене всего довоенного модельного ряда, разработка которого была начата частично до войны и активно возобновилась в 1943—1945 гг. Уже в первом послевоенном 1946 году в серию пошли знаменитый седан «Победа» ГАЗ-М20 (прототип в 1944 году) и 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51 (прототип в 1943 году). В 1947-м производство полуторки ГАЗ-ММ было передано на УльЗиС. Тогда же освоен выпуск гусеничного снегоболотохода ГАЗ-47. В 1948 году освоен полноприводный грузовик ГАЗ-63, а в 1949-м создан прототип джипа ГАЗ-69 «Труженик». В 1950-м с конвейера начал сходить представительский седан большого класса ГАЗ-12 «ЗИМ», началось серийное производство бронетранспортёра БТР-40 (ГАЗ-40). В 1953—1954 годах было освоено производство джипов ГАЗ-69 и ГАЗ-69А (в 1955—1956 годах переданных на Ульяновский автомобильный завод — УАЗ), а также первого комфортабельного внедорожника с несущим кузовом ГАЗ-М-72 на агрегатах ГАЗ-69.ГАЗ-13 (1959—1981). В 1956 году на смену «Победе» пришёл седан среднего класса «Волга» ГАЗ-21, претерпевший на пути к массовому производству ряд модернизаций. В 1959-м «ЗИМ» сменила элегантная «Чайка» ГАЗ-13, продержавшаяся в производстве свыше двух десятилетий. Работам коллектива конструкторов и дизайнеров завода ГАЗ, таким как ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и грузовик ГАЗ-52 на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году была присуждена высшая награда — Гран-при. Во второй половине 1950-х ведётся подготовка производства третьего поколения грузовых автомобилей, включавшего модели ГАЗ-56 (грузоподъёмность 1,5 т), ГАЗ-52 (2,5 т) и ГАЗ-53 (3,5 т). Для Советской армии в 1958-м был освоен десантный 1,2-тонный грузовик ГАЗ-62 с кабиной над двигателем. К сожалению, по ряду причин полуторка ГАЗ-56 в серию так и не пошла, а освоение производства грузовиков ГАЗ-52 и ГАЗ-53 затянулось до 1960-х."Реконструкция" (70-е, 80-е годы)В 60-70-х годах была проведена широкомасштабная реконструкция завода. Она началась с переоборудования литейных цехов. Были расширены корпуса серого и ковкого чугуна, произведен монтаж нового оборудования, создан литейный №6 — первый в стране цех точного литья по выплавляемым моделям (1962 г.), пущена автоматическая линия формовочного литья, также первая в стране. Были возведены новые заводы: штампов и пресс-форм (1967 г.), коробок скоростей (1968 г.), мостов грузовых автомобилей (1972 г.). 24 августа 1971 г. на базе заводов-филиалов и производств головного предприятия образовано производственное объединение "АвтоГАЗ". В 1973 году оно переименовано в ПО "ГАЗ", в состав которого вошли 11 заводов. За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей для народного хозяйства в 1971 году автозавод награжден орденом Ленина.Начатые еще в 60-70-е годы реконструкция и техническое перевооружение особенно интенсивно развернулись в 1980-ые годы. Реконструкция 80-х — самая большая на заводе за всю историю. Только по проекту первой очереди расширения автозавода предусмотрено строительство новых производственных корпусов площадью 700 тыс.кв.м., среди которых только производственная мощность корпуса дизельных силовых агрегатов — 250 тыс.кв.м. Строительство этого объекта началось в 1984 году, а завершилось пуском завода автомобильных моторов в 1993 году. Дизелизация грузовых автомобилей — основное направление технической политики предприятия 1980-х годов. В 1984 году был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем воздушного охлаждения. Впоследствии конструкторами был создан девятитонный самосвальный автопоезд ГАЗ-6008. На этих автомобилях впервые был применен дизельный силовой агрегат, разработанный специалистами автозавода.Параллельно с выпуском модели ГАЗ-24 началось серийное производство "Волги" ГАЗ-3102. От предшественницы она отличалась новым решением передней и задней части, что придавало автомобилю большую солидность. Новым было оформление интерьера и приборной панели. На "тридцать первую" устанавливали более удобные сиденья с подголовниками. Система тормозов также была усовершенствована. Интересно, что на первых партиях автомобилей ГАЗ-3102 устанавливался двигатель с форкамерно-факельным зажиганием. По причине своей исключительности несколько лет "тридцать первая" использовалась только государственными и партийными структурами в качестве служебного автомобиля.Для частных владельцев с 1985 года ГАЗ выпускал модернизированный вариант "двадцать четвертой", автомобиль с индексом ГАЗ-24-10. Он отличался более мощным двигателем, усовершенствованной подвеской, электронной бесконтактной системой зажигания, 205-миллиметровыми шинами. Внешние отличия заключались в обновленной решетке радиатора и более современном интерьере.Во второй половине 80-х по правительственному заданию началась разработка нового представительского легкового автомобиля ГАЗ-3105, который впоследствии стал мелкосерийным.В 1980 г. за большой вклад в развитие автомобилестроения и международной торговли коллектив ПО "ГАЗ" наградили престижной Международной премией "Золотой Меркурий". В марте 1981 г. с конвейера завода сошел 10 миллионный автомобиль, а в декабре 1995 г. — 15 миллионный с маркой "ГАЗ". В ноябре 1992 г. Горьковский автомобильный завод преобразован в акционерное общество открытого типа. Президентом АО "ГАЗ" избран Н.А. Пугин.Начало строительства и довоенные годы" (1929-1941 г.г.)История открытого акционерного общества "ГАЗ" (ранее "Горьковский автомобильный завод") берет свое начало в 1929 г.4 марта 1929 г. принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода.6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода — около города Нижнего Новгорода.31 мая 1929 г. ВСНХ СССР и американская фирма "Ford Motor Company" заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа "Ford-А" и грузовых автомобилей типа "Ford-АА". Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой "Ford Motor Company". Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой "Austin & K".2 мая 1930 г. под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. Благодаря удачному проекту, умелому руководству, личной ответственности каждого участника завод был построен за 18 месяцев.С декабря 1932 г. на автозаводе началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А.1 января 1932 г. автозавод вступил в строй действующих.29 января 1932 г. с конвейера сошел первый автомобиль — грузовик ГАЗ-АА. (полуторка).Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам американской фирмы "Форд". Несмотря на это, они уже несколько отличались от американских прототипов: для российского варианта были усилены картер сцепления и рулевойМодельный ряд
Легковые автомобили ГАЗМОДЕЛЬ ГОД ВЫПУСКА
ГАЗ-А 1932-1936
ГАЗ-М-1 1936-1942
ГАЗ-11-73
1940-1942,1945-1948ГАЗ-М20 "ПОБЕДА" 1946-1958
ГАЗ-М-12 "ЗиМ" 1950-1960
ГАЗ-21 "ВОЛГА" 1956-1970
ГАЗ-22 1962-1970
ГАЗ-23 1962-1970
ГАЗ-13 "ЧАЙКА" 1962-1970
ГАЗ-24 "ВОЛГА" 1968-1985
ГАЗ-24-02 "ВОЛГА" 1972-1986
ГАЗ-24-24 "ВОЛГА" 1971-1986
ГАЗ-14 "ЧАЙКА" 1977-1989
ГАЗ-24-10 "ВОЛГА" 1984-1992
ГАЗ-24-34 "ВОЛГА" 1986-1991
ГАЗ-3102 "ВОЛГА" 1981-2009
ГАЗ-3101 "ВОЛГА" 1984-1991
ГАЗ-310029 "ВОЛГА" 1992-1998
ГАЗ-31022 "ВОЛГА" 1992-1998
ГАЗ-3105 "ВОЛГА" 1992-1996
ГАЗ-3110 "ВОЛГА" 1997-2005
ГАЗ-310221 "ВОЛГА" 1997-2008
ГАЗ-3111 "ВОЛГА" 2001-2003, 2005
ГАЗ-31105 "ВОЛГА" 2004-2009
ГАЗ-311055 "ВОЛГА" 2005-2007
Volga Siber 2008-2010Грузовые автомобили ГАЗМОДЕЛЬ ГОД ВЫПУСКА
ГАЗ-АА 1932-1938
ГАЗ-ААА 1936-1943
ГАЗ-ММ 1938-1947
ГАЗ-51 1946-1975
ГАЗ-63 1948-1968
ГАЗ-52 1961-1992
ГАЗ-53 1961-1992
ГАЗ-66 1964-1999
ГАЗ-3307 с 1989
ГАЗ-4301 1992-1995
ГАЗ-3301 1993-1995
ГАЗ-3306 с 1994
ГАЗ-3302 "ГАЗель" с1995
ГАЗ-3309 с1995
ГАЗ-3308 "Садко" с 1999
ГАЗ-3310 "Валдай" с 2004Повышенной проходимостиМОДЕЛЬ ГОД ВЫПУСКА
ГАЗ-61 1941-1945
ГАЗ-64 1941-1943
ГАЗ-67 1943-1944
ГАЗ-67Б 1944-1953
ГАЗ-69 1953-1955
ГАЗ-69А 1954-1955
ГАЗ-46 МАВ 1953-1958
ГАЗ-М-72 1955-1958
ГАЗ-3937 "Водник" с 1997
ГАЗ-2330 "Тигр" с 2005
ГАЗ-2975 "Тигр" с 2005Автобусы ГАЗГАЗ-03-30
1933-1941,1945-1950ГАЗ-05-193 1936-1945
ГАЗ-55 1938-1945
ГАЗ-651 1949
ГАЗ-653 1950
ГАЗ-3221 "ГАЗель" с 1996
ГАЗ-22171 "Соболь" с 1998
ГАЗ-2217"СобольБаргузин"с 1999Военная техникаБАИ-М
БА-6
БА-10
БА-20
БА-64, БА-64Б
БТР-40
БТР-60
БТР-70
БТР-80
БТР-90 «Росток»
БРДМ-1
БРДМ-2Экспериментальные1934 — ГАЗ-А-Аэро
1936 — ГАЗ-ВМ
1948 — Победа-НАМИ
1954 — ГАЗ-М73
1955—1957 — ГАЗ-18
1958 — ГАЗ-56
1995 — ГАЗ-2308 Атаман
1998 — ГАЗ-3103 «Волга» (4×2)
1998 — ГАЗ-3104 «Волга» (4×4)
1999 — ГАЗ-23081 «Атаман Ермак»
1999 — ГАЗ-3106 «Атаман-2», первая серия
2003 — ГАЗ-3115
проект — ГАЗ-3902 «Вепрь»
2004 — ГАЗ-3106 «Атаман-2», вторая серия
2006 — ГАЗ-2332 CityVan
2006 — ГАЗ-3121 «Тигр-2»Гусеничные транспортёрыГАЗ-47
ГАЗ-73
ГАЗ-34039
ГАЗ-34039K «Ирбис»
ГАЗ-3409 «Бобр»