РУССКИЕ САНИ: история самого древнего транспорта...

💥 ❄
На Руси сани считались более престижным средством передвижения, чем колесные повозки. Вплоть до начала XVIII века на особенно торжественные мероприятия знать и высшие духовные лица выезжали на санях даже летом.
Великая русская культура отразила роль саней в жизни народа. Десятки, а может, и сотни, всех не сочтешь, романсов сложено в их честь. А городской фольклор? «Конфетки-бараночки, словно лебеди, саночки, ой вы, кони залетные…» А «Капитанская дочка», где буранная степь и экипаж, из последних сил пробивающийся сквозь непогоду? Да одна только пронзительная картина Перова чего стоит, где вместо лошади – трое плохо одетых детей, что тащат на санях тяжелый груз. Так и называется – «Тройка».
Этот вид транспорта издавна выручал русского человека, использовавшего сани каждый день, зимой и летом, в праздники и в горе
Катерина Санница, отмечаемая 7 декабря, раньше на Руси начинала сезон катания на санях с гор. К этому дню обычно лёд на реках хорошо замерзал и естественные горы – крутые берега рек – начинали работать «аттракционом» с утра до позднего вечера.
Однако сани раньше были не только забавой и использовались круглый год.
В русских летописях сани упоминаются с IX века. А вообще возраст самых древних саней-находок исчисляется от II тысячелетия до нашей эры.
Первые сани появились у народов Севера. Но применялись они и в южных странах, например в Египте, где их использовали в похоронном обряде. Полозья прообразов современных саней находили в торфяниках Финляндии и на Северном Урале.
Устройство первых саней было гениально простым, и за тысячи лет его принцип практически не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле. Получались волокуши.
Слово «сани» является исконно русским. Уже позже его заимствовали в свои языки латыши, венгры, румыны. Лингвисты полагают, что это слово образовано от старого термина «сань», что означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, напоминающих очертаниями гигантскую змею, или же с самими полозьями, раньше имевшими сходство со змеёй. Собственно, и сама одна половина полозьев – «полоз» имеет абсолютный звуковой аналог в змеином мире. Сани называли и по-другому: возила, дровни, каптана и избушка.
Слово «сани» означало зимний экипаж, одр или повозку, на которой относили или отвозили к погребению покойников и, наконец, род носилок, на коих носили иногда знаменитых особ, «особливо женского пола».
Кроме того, сани составляли в древности наиболее парадный царский экипаж. В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами. Монастырские власти закупали сани целыми партиями и держали на специальном «санном дворе». Сохранилось описание саней, подаренных Иваном IV Волоколамскому монастырю: «Сани вяземские, подволочены бархатом немецким, алым, дуги и оглобли вязовые, хомут ременный с лисьими красными хвосты…». Это, конечно, исключительно роскошные нарядные сани. Ценились они дорого по тем временам – 2 рубля (без снасти) и 2,6 рубля (со всей снастью). Стоимость же царских саней доходила до 200-300 рублей.
До конца XVII века торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными. Сани царя Алексея Михайловича, отправившегося летом на богомолье в санях, везли восемь пар лошадей. Иностранные послы вообще уверяли, что другого транспорта на Руси не знают. Знали. Но сани были самым надёжным круглогодичным транспортом на Руси ввиду повсеместного бездорожья. В народе даже ходило поверье, что сани от Бога, а колесо – от чёрта. Видимо, немало было чертыхающихся застрявших в колёсной повозке посреди распутицы. А сани и тут выручали.
Использовали сани и в особые дни.
Торжественные санные выезды устраивались для бракосочетаний. Для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Богатая невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви – с женихом.
В последний путь также отправляли на санях.
Первая летопись о применении саней при исполнении обряда похорон относится к 1015 году – тело покойного Владимира Святославовича было доставлено на санях в церковь. Вплоть до XVII века сани использовались на похоронах великокняжеской знати и членов царской семьи и в качестве носилок для сопровождавшей гроб матери покойного или вдовы. Кроме того, принято было похоронные сани оставлять на могиле, что подчеркивало окончательное прощание.
Сани служили своеобразным транспортом в иной мир. Отчаянное положение вовсе не случайно в дальнейшем определяли как «закрыть глазки да лечь на салазки». Это отголосок жестокого обычая, бытовавшего в некоторых диких местах: стариков, не способных приносить пользу в хозяйстве, попрощавшись, сталкивали с высокой горы крепко привязанными к санкам.
Сани были разнообразны. В старину они имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. При выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).
Женские сани были немного шире мужских и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков.
Детские масленичные санки назывались в старину на Руси «чунки» или «салазки».
На салазках на Масленицу с горы катались не только дети, но и молодые девушки, парни и даже пожилые люди. Все это сопровождалось смехом, звоном колокольчиков и всеобщим весельем.
Для вывоза грузов по бездорожью использовали волокуши; сани широкие и низкие назывались пошевни и розвальни.
Сани были привычным предметом обихода, поэтому часто упоминаются в фольклоре.
Когда дела шли успешно, об этом говорили: «Что на салазках под гору». Безысходность образно выражали как «езду беспутную: саней нет, впрячь нечего, да и ехать некуда». Надеясь на лучшее, говорили: «Будут сани, поедем и сами». О предусмотрительности напоминает всем известное «готовь сани летом, а телегу зимой». Про тех, кто всё делает с опозданием: «Всё наготове: сани в Казани, хомут на базаре». Известны выражения «не по Саньке санки» и «не в свои сани не садись». Транжиру-щёголя изобличали: «Саночки расписные, а дома есть нечего». А надо, чтобы было так: «Каковы сани, таковы и сами».
В народных сказках сани также часто упоминаются. На санях Емеля поехал в лес за дровами, в сани крестьянин кинул притворщицу-лису, которая потом перетаскала оттуда весь улов, в санях старик возил дочерей, свою и старухину, в лес к Морозко.
О санях складывали загадки: «Без ног бежат, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают», «Идут ножницы, разрезая белую простыню», «Под гору – коняшка, а в гору – деревяшка».
Были и скороговорки про сани для детей: «У Саньки новенькие санки»; «У маленькой Сани перевернулись сани»; «Сани едут сами у маленького Сани». А это упражнение для опытных «скороговорщиков»: «Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках… санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб». Или «…санки хлоп, Санька – вбок, Сонька – скок, Сеньку с ног».
Сани были одной из главных составляющих жизни русского человека.
Только к концу XVII века с санями для знатных особ стали соперничать кареты. Сани становились сезонным видом транспорта. И хотя в болотистых и лесистых местах Карелии, Архангельской, Вологодской и Костромской губерний сани употреблялись летом вплоть до начала XX века, в других местах в тёплые времена года сани развешивали в сенях лишь в качестве украшения.
С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. В 1908 году русский инженер Кузин снабдил сани авиационным двигателем. Его первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении всего XX века их конструкция постоянно совершенствовалась. В 1960-е годы авиаконструктор Туполев придумал сани-амфибию, которые могли плавать по мелководью, а зимой они использовались как аэросани. Снабжены они были авиационным двигателем. И, говорят, некоторые экземпляры до сих пор на ходу.
В 1935 году была сделана первая попытка «пересадить» сани на лыжные полозья. Так появились первые снегокаты – своеобразные гибриды санок и лыж. Со временем их снабдили тормозом, рулём и некоторые даже мотором. Есть и детские снегокаты, которые теперь катают с гор своих маленьких наездников. Но всё же ничто не смогло вытеснить родных нынешним папам и мамам, бабушкам и дедушкам лёгких и удобных саночек.

РУССКИЕ САНИ: история самого древнего транспорта...💥 ❄   - 951049587199
Служили сани людям век от веку,
Во временах оставив санный след.
История известна человеку
От тысяч двух до нашей эры лет.

Игрались свадьбы, иль другие свята,
Впрягалась тройка резвых лошадей.
А роспись на санях была богата.
С узорами из разных волостей.

В стихах и песнях ямщика просили:
«Помедли, брат, не гони лошаей»
О зимах пели, о Судьбе грустили
Под звон бубенцов, да скрип от саней.

Их люди «Ползущей змеей» нарекли,
У древних Славян то значило «Сань».
На смену полозьям колеса пришли,
Саням отдавая почтением дань.

В наш век колокольчик уже не звенит.
Рвет тишину современный клаксон.
Но символ Россеюшки – тройка летит,
С собой унося бубенцов перезвон…..
( Наталья Маркелова)
#БытИТрадицииРуси

Комментарии