Первый «на Москве» монастырь☦️🌿

Данилов монастырь — старейшая московская обитель. Не позднее 1282 г. на правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, святой князь Даниил основал первый в Москве мужской монастырь с деревянным храмом во имя преподобного Даниила Столпника, своего Небесного покровителя. В этой же обители святой князь умер и был похоронен.
В 1330 г. великий князь Иоанна Калита перевел братию монастыря в Кремль, где при храме Спаса-на-Бору был устроен новый монастырь, названный Спасским. В 1490 г. великий князь Иоанн III переместил его на Крутицкий холм, где монастырь получил название «Новоспасского».
Почти два с половиной столетия Данилов монастырь находился в запустении, но все эти годы святой князь Даниил незримо охранял свою обитель. Возрождение монастыря началось при царе Иоанне Грозном, который повелел строить в монастыре новый каменный храм и устроить обитель на началах монашеского общежития. В 1652 г. были обретены мощи благоверного князя Даниила, тогда же состоялось его прославление в лике святых.
Много довелось пережить монастырю на протяжении своей истории, но самые страшные испытания ожидали его в XX в. Именно Данилов монастырь в годы богоборческих гонений сыграл важнейшую роль в истории Русской Православной Церкви. Братия монастыря во главе со своим настоятелем архиепископом Феодором (Поздеевским) сумели сохранить полнокровную монашескую жизнь. В 1930 г. монастырь был закрыт — последним в Москве, на его территории разместился детский приемник. В 1937 г. архиепископ Феодор и большинство из братии были расстреляны.
В 1983 г. монастырь был первым возвращен Русской Православной Церкви. За короткий срок восстановленному монастырю возвращен облик, исторически сложившийcя в XVII-XIX вв. На территории монастыря расположена Резиденция Святейшего Патриарха.

Первый «на Москве» монастырь☦️🌿 - 5354397687807
Первый «на Москве» монастырь☦️🌿 - 5354397688575
Первый «на Москве» монастырь☦️🌿 - 5354397688319
Первый «на Москве» монастырь☦️🌿 - 5354397688063
Первый «на Москве» монастырь☦️🌿 - 5354397689343
Первый «на Москве» монастырь☦️🌿 - 5354397689087
Некоторые святыни, которые хранятся в Даниловском монастыре:

Мощи святого благоверного князя Даниила Московского. Мощи были обретены в 1652 году и хранились в обители до 1930 года.

Рака с мощами преподобного Георгия Даниловского. Мощи были обретены вскоре после прославления на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви осенью 2000 года.

Ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца. Частица мощей святителя Николая Мирликийского подарена монастырю в 1991 году.

Ковчег с мощами святого князя Александра Невского. Святой благоверный князь Александр Невский был канонизирован через триста лет после смерти.

Икона великомученика Пантелеимона. Современная икона с частицей мощей великомученика находится в Покровской церкви.

Икона преподобного Сергия Радонежского. Небольшая икона XIX века с частицей мощей находится на аналое в северном приделе Троицкого собора.

Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Икона с частицей мощей находится в Покровском храме.

Башмачок святителя Спиридона Тримифунтского. Бархатный башмачок с частицей мощей был подарен Данилову монастырю в апреле 2007 года.

Владимирская икона Божией Матери с акафистом. Самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря, была написана для первого каменного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, освящённого 18 мая 1561 года.

Икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Написана маслом в середине XVIII века, пожертвована Данилову монастырю его ктитором Г. А. Владыкиным.

Главная отличительная черта архитектуры Даниловского монастыря — эклектичность: в комплексе сочетаются постройки различных стилей. 

Некоторые архитектурные особенности монастыря:

Святые врата и надвратная церковь Святого Симеона Столпника сооружены в классическом стиле, с имитацией многоярусных колонн причудливой формы и лепными орнаментами под козырьком перекрытия. 

Колокольня надвратной церкви состоит из трёх восьмигранных ярусов уменьшающихся кверху размеров. Звонница снабжена восемью арочными проёмами, такие же окна на следующем ярусе, и лишь последний восьмигранник сплошной. 

Здание храма Семи Соборов уникально по количеству церквей, объединённых в нём. Нижний этаж, Покровская церковь, отличается скромностью низких сводов без росписей. Верхняя часть, собственно храм Святых Отцов, выдержана в стиле московского барокко. 

Троицкий собор 1833–1838 годов постройки — яркий представитель московского ампира с порталом, украшенным шестью колоннами, и 8-оконным барабаном, увенчанным куполом. 

Синодальная резиденция патриарха — двухэтажное здание с элементами церковной архитектуры — башнями-шатрами и мозаикой с изображением Спасителя. 

НЕКРОПОЛЬ.. Некрополь Данилова монастыря — одно из древнейших мест погребения на территории Москвы ведет свое начало от братского кладбища, где в 1303 г. был погребен основатель обители святой благоверный князь Даниил, завещавший похоронить себя «конечного ради смирения» именно здесь. Три с половиной столетия мощи святого князя находились под спудом, вплоть до их обретения в 1652 г.

После перевода обители в Кремль на монастырском кладбище стали хоронить не только умерших иноков, но и жителей Даниловской слободы. О том, что в XVI-XVII вв. на территории монастыря проводились погребения, свидетельствуют отдельные надгробия (намогильные плиты древнего некрополя, сдвинутые со своих первоначальных мест, вторично использовались при строительстве фундамента храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов) и некоторые находки того времени (погребальные сосуды для елея).

В 1771 г. был издан царский указ о запрете хоронить умерших в городах. В соответствии с ним, почти за столетие на территории Данилова монастыря сформировался обширный некрополь, который со временем приобрел мирской характер. В 1836 г. кладбище было благоустроено: места погребения ограждены металлическими решетками, между линиями могил устроены дорожки, могильные памятники был обсажены деревьями, кустарниками и цветниками. Некрополь Данилова монастыря считался весьма престижным кладбищем в XVIII и особенно в XIX вв.


В 1876 г. территория некрополя увеличилась вдвое: с запада к монастырю была присоединена и огорожена новой стеной территория, равная по площади прежней. Теперь кладбище занимало место от восточной ограды до Соборной площади, окружало Троицкий собор, захватывало северо-западную часть старой территории и практически всю новую. На фотографиях того времени видно, что некрополь на новой территории прекрасно распланирован и весь утопает в зелени.

В течение веков на кладбище обители погребали не только настоятелей и иноков монастыря, но также и монашество и духовенство других московских монастырей обителей и приходов. В погребениях духовных лиц на монастырском кладбище участвовали братия Даниловой обители. Часто иноки во главе с настоятелем встречали похоронную процессию в Святых вратах с иконами и хоругвями и под колокольный звон провожали усопшего к месту захоронения, где служили заупокойную литию.

Уже к концу XVIII в. на монастырском кладбище стали хоронить без разбора сословий и званий. Раньше, чтобы похоронить умершего, его родственники должны были получить в полиции так называемый «билет», подтверждающий, что покойный «почил с миром», и дающий право беспрепятственно предать его земле по православному обряду. Когда-то это делалось, прежде всего, для того, чтобы исключить погребение на православном кладбище самоубийц. Но впоследствии «билет» стал свидетельствовать главным образом, что смерть данного лица не имеет криминального характера

В Даниловом монастыре хоронили главным образом зажиточных мещан, дворян средней руки, купцов, но были и захоронения титулованных особ. Многие из погребенных в обители являлись вкладчиками монастыря. Здесь нашли свой последний приют князья Голицыны, семья фон Розенов, княгиня Екатерина Петровна Хованская (сестра декабриста В. П. Ивашева), княгиня Екатерина Степановна Барятинская, генерал-майор, губернский предводитель дворянства в 1812 г. Василий Дмитриевич Арсеньев, генерал от инфантерии, писатель Иван Александрович Вельяминов, действительный статский советник Григорий Михайлович Безобразов и многие другие представители знатных российских родов.

Причем «благотворителей и благоукрасителей» монастыря, внесших значительный вклад в обитель, часто хоронили на самых почетных местах, в том числе и под храмами. Так, в подклети храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов находились усыпальницы купеческих родов Савиных и Ляпиных, интерьер которой был оформлен известным архитектором Ф. О. Шехтелем. В подклети Троицкого собора находилась усыпальница знаменитой в Москве семьи купцов-дворян Куманиных, которые вместе с почетными гражданами Москвы Шестовыми пожертвовали средства на строительство этого собора.


#МосковскиеХрамы
#МонастыриРоссии

Комментарии

Комментариев нет.