Картину «Вестник» Николай Рерих посвятил Елене Петровне Блаватской, русской путешественнице, писательнице и основательнице Теософского общества.

На картине мы видим женщину в буддийском храме, открывшую дверь вестнику - мужчине в восточном одеянии, пальцы которого сложены в мудру абхая. В буддийской иконографии это символ покровительства, доверия, спокойствия и безопасности.
Женщина, открывшая дверь, в понимании Николая Рериха - это Елена Блаватская, принявшая знания свыше и передавшая их человечеству. Стены храма украшены изображениями боддхисаттв, а за спиной вестника виден горный пейзаж. Интересно, что похожие пейзажи с характерными очертаниями гор встречаются на картинах «Чаша Христа», «Держательница мира», «Франциск Ассизский», «Огни победы» и «София Премудрость». Работая над орнаментом храма на этой картине, художник использовал стенописи пещер Дуньхуана в Восточном Туркестане. Произведение выполнено в сиреневых, фиолетовых и красных тонах, на фоне которых особенно ярко выделяются предрассветное небо и золотистый цвет нимба над головой у буддийских святых.
Николай Рерих создал два варианта картины. Одну из них, написанную в 1924 году, он подарил Теософскому обществу в Адьяре с пожеланием создать художественный музей духовного искусства имени Блаватской.
Святослав Рерих в статье «Мой Вечный Учитель» писал: «Вы должны тоже ждать и искать того вестника, который жив и который постучится в вашу дверь. Картина Николая Константиновича «Вестник» именно тем и прекрасна, что она описывает этот момент, момент вестника".
Картина Н. Рериха «Вестник», 1946 г., хранится в Государственном музее Востока.
Картина «Вестник», 1924 г., находится в Музее Теософического Общества в Адьяре, Индия. Здесь представлена копия с черно-белой фотографии.

Комментарии