Исторический факт: летом 1941 года в небе Белоруссии впервые совершил боевой вылет штурмовик Ил-2, впоследствии — основная ударная сила ВВС Красной Армии и один из легендарных символов Великой Отечественной войны. Боевое крещение авиаторов, которым изначально приказали сдерживать передовые части вермахта на рубежах рек Березина и Днепр, было трагичным. Так, 4-й авиаполк, который целиком перевооружился на незнакомый Ил–2 незадолго до начала войны, погиб почти весь... Летчики не имели полноценной подготовки по «профилю» — прежде полк был бомбардировочным, и зачастую вылетали на штурмовку колонн и переправ без прикрытия истребителей. А ведь первые Ил–2 были одноместными, без воздушного стрелка, и оказывались беззащитными перед врагом с задней полусферы.
Часть пилотов 4-го ШАП до сих пор числится пропавшими без вести. Место захоронения других известно: Бобруйский район, Быхов, Кричев… В Дрибинском районе, в лесу за деревней Темный Лес, покоится лейтенант Андрей Алексеев. Он был сбит 13 июля, нанося удар по вражеской технике на дороге Горки — Горы, восточнее Дрибина. Самолет попал под огонь зенитной артиллерии. 26-летний летчик, командир звена, погиб. Изучением боевого пути 4-го ШАП занимается наша землячка Елена Шутова, которая сейчас проживает в России, офицер запаса. Снова приехав в родной Дрибин, Елена привезла с собой знамя авиаполка. Его развернули у братской могилы, в которой похоронен пилот Алексеев. Почтить память авиатора также приехали Виктор Жук, председатель Михеевского сельского Совета, Светлана Морозова, главный специалист отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома, Елена Шевардова, библиотекарь Темнолесской библиотеки-филиала, Андрей Красницкий, начальник обособленной группы Дрибинского района военного комиссариата Горецкого и Дрибинского районов, Владимир Хозяев, секретарь Дрибинского районного Совета ветеранов, Валентина Гомонова, заведующая Темнолесским сельским клубом. — Полк почти весь погиб — более 40 человек — защищая Могилевщину... Оставшиеся в живых летчики передали последние самолеты другому подразделению и убыли в тыл на доукомплектование. А в октябре 1941 года все центральные газеты напечатали указы Президиума Верховного Совета СССР, согласно которым 4–й полк награждался высшей наградой страны — орденом Ленина, а его командир майор Гетьман удостаивался звания Героя Советского Союза. Награды также получили летчики и техники. Впоследствии 4–й полк будет преобразован в 7–й гвардейский и войдет в состав 230–й штурмовой авиадивизии. Знамя 4-го ШАП не сохранилось. Но знамя гвардейцев отыскали в музее Вооружённых Сил СССР в Москве и сделали копию. Штандарт изготовили на собственные средства потомки военных летчиков и члены ВИК «Авиагруппа 122». Выполняю наказ: пройти со знаменем по боевому пути полка. Посещаю города, где воевали и похоронены летчики. В городе Керчь есть памятник авиаторам 230–й Кубанской Краснознаменной ордена Суворова штурмовой авиадивизии, открытый 9 мая 1968 года. В специальной нише памятника установлена капсула с фамилиями 717 человек, погибших в годы войны. Есть в списке и авиаторы, погибшие в Белоруссии летом 1941 года. В свою очередь родственники летчиков 4-го штурмового авиаполка надеются, что сбудется их мечта — установить памятник в честь 4-го ШАП на белорусской земле. Например, в Быхове, откуда пилоты вылетали на штурмовку вражеских переправ под Бобруйском, на Березине.
"Новости Дрибинщины"
В память о летчиках из 4-го ШАП
Исторический факт: летом 1941 года в небе Белоруссии впервые совершил боевой вылет штурмовик Ил-2, впоследствии — основная ударная сила ВВС Красной Армии и один из легендарных символов Великой Отечественной войны. Боевое крещение авиаторов, которым изначально приказали сдерживать передовые части вермахта на рубежах рек Березина и Днепр, было трагичным. Так, 4-й авиаполк, который целиком перевооружился на незнакомый Ил–2 незадолго до начала войны, погиб почти весь... Летчики не имели полноценной подготовки по «профилю» — прежде полк был бомбардировочным, и зачастую вылетали на штурмовку колонн и переправ без прикрытия истребителей. А ведь первые Ил–2 были одноместными, без воздушного стрелка, и оказывались беззащитными перед врагом с задней полусферы.
Часть пилотов 4-го ШАП до сих пор числится пропавшими без вести. Место захоронения других известно: Бобруйский район, Быхов, Кричев… В Дрибинском районе, в лесу за деревней Темный Лес, покоится лейтенант Андрей Алексеев. Он был сбит 13 июля, нанося удар по вражеской технике на дороге Горки — Горы, восточнее Дрибина. Самолет попал под огонь зенитной артиллерии. 26-летний летчик, командир звена, погиб.
Изучением боевого пути 4-го ШАП занимается наша землячка Елена Шутова, которая сейчас проживает в России, офицер запаса. Снова приехав в родной Дрибин, Елена привезла с собой знамя авиаполка. Его развернули у братской могилы, в которой похоронен пилот Алексеев. Почтить память авиатора также приехали Виктор Жук, председатель Михеевского сельского Совета, Светлана Морозова, главный специалист отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома, Елена Шевардова, библиотекарь Темнолесской библиотеки-филиала, Андрей Красницкий, начальник обособленной группы Дрибинского района военного комиссариата Горецкого и Дрибинского районов, Владимир Хозяев, секретарь Дрибинского районного Совета ветеранов, Валентина Гомонова, заведующая Темнолесским сельским клубом.
— Полк почти весь погиб — более 40 человек — защищая Могилевщину... Оставшиеся в живых летчики передали последние самолеты другому подразделению и убыли в тыл на доукомплектование. А в октябре 1941 года все центральные газеты напечатали указы Президиума Верховного Совета СССР, согласно которым 4–й полк награждался высшей наградой страны — орденом Ленина, а его командир майор Гетьман удостаивался звания Героя Советского Союза. Награды также получили летчики и техники.
Впоследствии 4–й полк будет преобразован в 7–й гвардейский и войдет в состав 230–й штурмовой авиадивизии. Знамя 4-го ШАП не сохранилось. Но знамя гвардейцев отыскали в музее Вооружённых Сил СССР в Москве и сделали копию. Штандарт изготовили на собственные средства потомки военных летчиков и члены ВИК «Авиагруппа 122». Выполняю наказ: пройти со знаменем по боевому пути полка. Посещаю города, где воевали и похоронены летчики.
В городе Керчь есть памятник авиаторам 230–й Кубанской Краснознаменной ордена Суворова штурмовой авиадивизии, открытый 9 мая 1968 года. В специальной нише памятника установлена капсула с фамилиями 717 человек, погибших в годы войны. Есть в списке и авиаторы, погибшие в Белоруссии летом 1941 года.
В свою очередь родственники летчиков 4-го штурмового авиаполка надеются, что сбудется их мечта — установить памятник в честь 4-го ШАП на белорусской земле. Например, в Быхове, откуда пилоты вылетали на штурмовку вражеских переправ под Бобруйском, на Березине.
Максим ТЕТЕРИН