Марина Евдокимова: ода крапиве и славянскому ремеслу
О Марине Евдокимовой, учителе-дефектологе детского сада №18, мы уже рассказывали в средствах массовой информации. Поводом была ее победа в 2021 году в конкурсе «Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ». Она делилась своими творческими находками в работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития и рассказывала о перспективах работы на интернет-платформе российской консалтинговой группы «Инновационные решения». Сегодня речь о другой стороне жизни Марины Владимировны – об исконно русских женских ремеслах – прядении из шерсти и крапивы, ткачестве, где она неожиданно нашла себя в совершенно новой роли. Увлечение это оказалось такой эмоциональной силы, что вовлекло в круг почитателей начинающей мастерицы не только родных, друзей и коллег, но многих из посетителей ее страниц в социальных сетях из других регионов нашей страны.
О том, как это началось, Марина Владимировна рассказывает, с трудом подбирая слова, потому что обычными словами не описать взрыв эмоций, где присутствует и восхищение, и удивление, и слезы, и озарение об извечном женском призвании, пришедшем к ней из глубин времени. Наша героиня пережила это, когда, будучи студенткой педагогического училища в составе оркестра, оказалась на экскурсии в музее деревянного зодчества «Малые Корелы».
– Я никогда не жила в деревне, – рассказывает она, – но как только вошла в дом, сложенный из бревен, наполненный деревенской утварью, со мной что-то произошло. Мой мир как бы перевернулся. Хотелось все трогать руками (а там этого делать нельзя), от восторга и еще каких-то переживаний подступали слезы, и так не хотелось выходить из этой старославянской сказки, что, образно говоря, хоть за косяки цепляйся…
Поездку в музей она повторила лишь через 30 лет. Три дня с утра до вечера провела в «Малых Корелах», и, как она говорит, «всю душу себе измотала», но поняла, что сделала правильно, приехав сюда, потому что убедилась, что ее невероятно привлекают старинные славянские ремесла.
Осваивать ремесла решила с прядения. Ей потребовалось немало времени, чтобы научиться его основам по урокам в интернете – в Воркуте не получилось найти, кто бы показал ей, как это делается воочию. Когда освоила прядение на веретене, получила в подарок от друзей старинную прялку 19 века. По словам начинающей пряхи, ее поддерживала и вдохновляла мысль, что на Руси девочек сажали за прялку уже лет с пяти, поэтому ей стыдно не научиться этому ремеслу.
Материалом для прядения сначала была собачья шерсть – у Евдокимовых три собаки из приюта и с улицы, а когда Марина Владимировна поехала летом к свекрови в Вологодскую область, увидела там заросли крапивы вдоль забора и вспомнила, что встречала видеоролики о прядения из крапивного волокна. В итоге через три дня она увозила в Воркуту сноп в 200 стеблей. Так началась «крапивная история».
– Запах у нее чарующий, – делится Марина Владимировна.– Я погрузилась в изучение крапивы, впервые узнала, что она бывает двудомной. На просторах интернета встретила мастеров в этой сфере, они пригласили меня в свои группы и стали щедро делиться знаниями, находками, рекомендациями. Это потрясающие женщины! И что интересно, гуляя с собаками, нашла заросли крапивы и в нашем овраге.
Многие знают об одежде из крапивы только из сказки Андерсена «Дикие лебеди», где сестра вязала рубашки братьям, спасая от колдовских чар. В русской традиции из крапивного волокна изготавливали постельное белье для царей, а из особо прочных нитей ткали паруса и плели рыбацкие сети.
– Раз уж я научилась прясть нити,– продолжает собеседница, – значит, надо из них ткать полотна. Муж с сыном подарили мне ткацкий станок. Какое-то время я изучала его устройство, морально готовилась к этому шагу и наконец-то смогла собрать и заправить его сама. Это великая наука. Сначала хочу научиться ткать из фабричной пряжи, наловчиться, наработать мастерство. Соткать, например, коврик из ветоши для своих собак.
– Какие-то еще направления есть на примете? – Пеку русский хлеб на ржаной закваске. Мне ее дал друг детства, старовер, несколько лет назад. Печи у меня, конечно, нет, но все «каноны» выпечки я стараюсь соблюдать. Мне очень интересно деревянное зодчество, но с этим материалом, наверное, не решусь иметь дело – все же это чисто мужская тема. Хотелось бы сделать что-то из глины. У меня есть подаренная подругой солонка из красной глины. Вот бы сделать что-то подобное: подсвечник или какой-то сувенир, но гончарный круг в доме точно бы не завела.
– Зато завели блог… – Это идея моих детей. Когда я увлеклась крапивой, то стала вдохновенно рассказывать об этом сыну Илье, мол, живу в другой реальности. Он пребывал в потрясении весь вечер, а затем заявил, что нельзя копить внутри себя столько знаний и эмоций, что надо этим делиться. Так появился мой канал на YouTube, а теперь все видеоматериалы дублирую в Дзен, на Рутубе и веду группу ВКонтакте. В моей творческой мастерской сегодня есть семь плейлистов: «Рукоделие из собачьей шерсти», «Рукоделие из крапивы двудомной», «Ткачество», «Готовим с душой», собравшая рецепты славянских и коми блюд, «Музыкальная страница» – 15 лет пою в ансамбле коми песни, «Культурное наследие» – обзор музеев, где я побывала и «Собачьи истории» – об ответственности и милосердии.
За рамками данной публикации осталось множество интересных фактов из жизни Марины Евдокимовой, которые, как она считает, и привели ее к самой себе. Это ощущение гармонии, в которой она сейчас пребывает, пробивалось к ней в течение всей предыдущей жизни. Это были детские впечатления о сказочной Василисе Прекрасной, которую любили все живые существа, восторг от изделий бабушки Эммы Павловны – врожденного художника-модельера и невероятно талантливой рукодельницы, а также от умелых рук дедушки-ювелира Захара Павловича, который отремонтировал настенные часы, принадлежавшие семье Романовых, чего не смогли сделать московские мастера, и, конечно же, свою роль сыграли «неслучайные» посещения «правильных» музеев.
Администрация города Воркуты
Марина Евдокимова: ода крапиве и славянскому ремеслу
О Марине Евдокимовой, учителе-дефектологе детского сада №18, мы уже рассказывали в средствах массовой информации. Поводом была ее победа в 2021 году в конкурсе «Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ». Она делилась своими творческими находками в работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития и рассказывала о перспективах работы на интернет-платформе российской консалтинговой группы «Инновационные решения».
Сегодня речь о другой стороне жизни Марины Владимировны – об исконно русских женских ремеслах – прядении из шерсти и крапивы, ткачестве, где она неожиданно нашла себя в совершенно новой роли. Увлечение это оказалось такой эмоциональной силы, что вовлекло в круг почитателей начинающей мастерицы не только родных, друзей и коллег, но многих из посетителей ее страниц в социальных сетях из других регионов нашей страны.
О том, как это началось, Марина Владимировна рассказывает, с трудом подбирая слова, потому что обычными словами не описать взрыв эмоций, где присутствует и восхищение, и удивление, и слезы, и озарение об извечном женском призвании, пришедшем к ней из глубин времени. Наша героиня пережила это, когда, будучи студенткой педагогического училища в составе оркестра, оказалась на экскурсии в музее деревянного зодчества «Малые Корелы».
– Я никогда не жила в деревне, – рассказывает она, – но как только вошла в дом, сложенный из бревен, наполненный деревенской утварью, со мной что-то произошло. Мой мир как бы перевернулся. Хотелось все трогать руками (а там этого делать нельзя), от восторга и еще каких-то переживаний подступали слезы, и так не хотелось выходить из этой старославянской сказки, что, образно говоря, хоть за косяки цепляйся…
Поездку в музей она повторила лишь через 30 лет. Три дня с утра до вечера провела в «Малых Корелах», и, как она говорит, «всю душу себе измотала», но поняла, что сделала правильно, приехав сюда, потому что убедилась, что ее невероятно привлекают старинные славянские ремесла.
Осваивать ремесла решила с прядения. Ей потребовалось немало времени, чтобы научиться его основам по урокам в интернете – в Воркуте не получилось найти, кто бы показал ей, как это делается воочию. Когда освоила прядение на веретене, получила в подарок от друзей старинную прялку 19 века. По словам начинающей пряхи, ее поддерживала и вдохновляла мысль, что на Руси девочек сажали за прялку уже лет с пяти, поэтому ей стыдно не научиться этому ремеслу.
Материалом для прядения сначала была собачья шерсть – у Евдокимовых три собаки из приюта и с улицы, а когда Марина Владимировна поехала летом к свекрови в Вологодскую область, увидела там заросли крапивы вдоль забора и вспомнила, что встречала видеоролики о прядения из крапивного волокна. В итоге через три дня она увозила в Воркуту сноп в 200 стеблей. Так началась «крапивная история».
– Запах у нее чарующий, – делится Марина Владимировна.– Я погрузилась в изучение крапивы, впервые узнала, что она бывает двудомной. На просторах интернета встретила мастеров в этой сфере, они пригласили меня в свои группы и стали щедро делиться знаниями, находками, рекомендациями. Это потрясающие женщины! И что интересно, гуляя с собаками, нашла заросли крапивы и в нашем овраге.
Многие знают об одежде из крапивы только из сказки Андерсена «Дикие лебеди», где сестра вязала рубашки братьям, спасая от колдовских чар. В русской традиции из крапивного волокна изготавливали постельное белье для царей, а из особо прочных нитей ткали паруса и плели рыбацкие сети.
– Раз уж я научилась прясть нити,– продолжает собеседница, – значит, надо из них ткать полотна. Муж с сыном подарили мне ткацкий станок. Какое-то время я изучала его устройство, морально готовилась к этому шагу и наконец-то смогла собрать и заправить его сама. Это великая наука. Сначала хочу научиться ткать из фабричной пряжи, наловчиться, наработать мастерство. Соткать, например, коврик из ветоши для своих собак.
– Какие-то еще направления есть на примете?
– Пеку русский хлеб на ржаной закваске. Мне ее дал друг детства, старовер, несколько лет назад. Печи у меня, конечно, нет, но все «каноны» выпечки я стараюсь соблюдать. Мне очень интересно деревянное зодчество, но с этим материалом, наверное, не решусь иметь дело – все же это чисто мужская тема. Хотелось бы сделать что-то из глины. У меня есть подаренная подругой солонка из красной глины. Вот бы сделать что-то подобное: подсвечник или какой-то сувенир, но гончарный круг в доме точно бы не завела.
– Зато завели блог…
– Это идея моих детей. Когда я увлеклась крапивой, то стала вдохновенно рассказывать об этом сыну Илье, мол, живу в другой реальности. Он пребывал в потрясении весь вечер, а затем заявил, что нельзя копить внутри себя столько знаний и эмоций, что надо этим делиться. Так появился мой канал на YouTube, а теперь все видеоматериалы дублирую в Дзен, на Рутубе и веду группу ВКонтакте. В моей творческой мастерской сегодня есть семь плейлистов: «Рукоделие из собачьей шерсти», «Рукоделие из крапивы двудомной», «Ткачество», «Готовим с душой», собравшая рецепты славянских и коми блюд, «Музыкальная страница» – 15 лет пою в ансамбле коми песни, «Культурное наследие» – обзор музеев, где я побывала и «Собачьи истории» – об ответственности и милосердии.
За рамками данной публикации осталось множество интересных фактов из жизни Марины Евдокимовой, которые, как она считает, и привели ее к самой себе. Это ощущение гармонии, в которой она сейчас пребывает, пробивалось к ней в течение всей предыдущей жизни. Это были детские впечатления о сказочной Василисе Прекрасной, которую любили все живые существа, восторг от изделий бабушки Эммы Павловны – врожденного художника-модельера и невероятно талантливой рукодельницы, а также от умелых рук дедушки-ювелира Захара Павловича, который отремонтировал настенные часы, принадлежавшие семье Романовых, чего не смогли сделать московские мастера, и, конечно же, свою роль сыграли «неслучайные» посещения «правильных» музеев.