Вы, конечно, знаете выражение: «Трясется, как осиновый лист». Народные легенды объясняют это свойство осины Божьим проклятием. На осине повесился Иуда, и с тех пор у нее дрожат листья.
Когда Иуда захотел повеситься, ему не позволило это сделать ни одно дерево: береза опустила свои ветви, груша отпугнула колючими шипами, а дуб - могуществом. А вот осина не стала ему противоречить и радостно зашелестела листьями. Именно поэтому люди прокляли ее. Кое-где у восточных славян осину считали также «чертовым деревом» (гуцулы так и вовсе называли черта - «осиновец»). Черт пытался спастись на осине от волка. Волк схватил его за ногу, и от крови черта осина стала горькой и по сей день трясется от страха. Дрожанием своих ветвей осина выдала Богородицу с младенцем Христом, когда они скрывались под ней от преследователей.
По другой версии осина, узнав, что из неё будет сделан крест для распятия, задрожала от ужаса всей листвой. Считалось, что Крест Господень был сделан из осины. К тому же, во время распятия все деревья склонили свои верхушки в знак скорби и только осина осталась прямой, за что её и обрекли на вечную дрожь. Опасались сажать осину как дерево нечистое возле дома и сидеть в ее тени. Из нее ничего не строили, ее не рубили на дрова. Считалось, что осина привлекает чертей. Поэтому в нее бьет молния, и во время грозы укрываться под ней нельзя. Чтобы мертвец не вставал из гроба, в него или его могилу вбивали осиновый кол. Ветками осины, воткнутыми в стены хлева, оберегали скот от ведьм. Если приходилось спать в лесу, осиновой палкой очерчивали вокруг себя круг, чтобы защититься от лешего.
По одной из версий мифа греко-римской мифологии в две осины превратились сёстры Фаэтона - гелиады Феба и Лампетия после того, как разгневанный Зевс убил Фаэтона ударом молнии, и тот упал в реку По. Слёзы, которые они роняли в быстрые воды реки По, становились янтарём. Белая древесина имеет характерный зеленоватый оттенок. И что самое интересное, возраст этого дерева определить практически невозможно. Ведь обычно его узнают по кольцам на срезе, а у осины их совсем не видно. Справочники по знакам, приметам и суевериям называют осину символом горестного плача и стыда, полагают, что на «языке» деревьев она означает чувствительность. Еще до принятия христианства негативное отношение к этому дереву было весьма распространенным. В литовском предании «Ель - королева ужей» повествуется, что дочь Ели - Осина совершила тяжкий грех: предав мать и отца, послужила причиной их гибели, и после смерти превратилась в дерево, названное по ее имени. Латыши объясняли дрожание листьев разгуливанием Вея Маты (Мата - значит «мать») по корням осины или сотрясанием ее злыми силами, например Марей (аналог славянской Марены, богини Зла и Смерти).
А на Феклу-заревницу (7 октября) начинали молотьбу, и самый старший из молотильщиков, взяв вырезанную из свежей осины широкую лопату, набирал ею зерно, и, перекрестившись на восток, побрасывал зерна на ветер, приговаривая: «Первую лопату - «во имя Отца», вторую - «во имя Сына», третью - «и Святого Духа». Потом шли лопаты «дедке», «бабке», «внучатам», «всем добрым людям»… Выражение «бить баклуши», оказывается, тоже имеет отношение к осине. По В. Далю: «Осина, ж. дерево Poppulus tremulus; всего более идет на щепенную (резную и точеную) деревянную посуду, почему его также зовут баклушей». - Баклушей обычно называли обрубок для выделки деревянных ложек и плошек.
ГБУ ЛНР "СКЦСОН"(предоставление социальных услуг)
Осина
Вы, конечно, знаете выражение: «Трясется, как осиновый лист». Народные легенды объясняют это свойство осины Божьим проклятием. На осине повесился Иуда, и с тех пор у нее дрожат листья.
Кое-где у восточных славян осину считали также «чертовым деревом» (гуцулы так и вовсе называли черта - «осиновец»).
Черт пытался спастись на осине от волка. Волк схватил его за ногу, и от крови черта осина стала горькой и по сей день трясется от страха. Дрожанием своих ветвей осина выдала Богородицу с младенцем Христом, когда они скрывались под ней от преследователей.
Опасались сажать осину как дерево нечистое возле дома и сидеть в ее тени. Из нее ничего не строили, ее не рубили на дрова. Считалось, что осина привлекает чертей. Поэтому в нее бьет молния, и во время грозы укрываться под ней нельзя.
Чтобы мертвец не вставал из гроба, в него или его могилу вбивали осиновый кол.
Ветками осины, воткнутыми в стены хлева, оберегали скот от ведьм.
Если приходилось спать в лесу, осиновой палкой очерчивали вокруг себя круг, чтобы защититься от лешего.
Белая древесина имеет характерный зеленоватый оттенок. И что самое интересное, возраст этого дерева определить практически невозможно. Ведь обычно его узнают по кольцам на срезе, а у осины их совсем не видно.
Справочники по знакам, приметам и суевериям называют осину символом горестного плача и стыда, полагают, что на «языке» деревьев она означает чувствительность. Еще до принятия христианства негативное отношение к этому дереву было весьма распространенным. В литовском предании «Ель - королева ужей» повествуется, что дочь Ели - Осина совершила тяжкий грех: предав мать и отца, послужила причиной их гибели, и после смерти превратилась в дерево, названное по ее имени.
Латыши объясняли дрожание листьев разгуливанием Вея Маты (Мата - значит «мать») по корням осины или сотрясанием ее злыми силами, например Марей (аналог славянской Марены, богини Зла и Смерти).