Как выучить таблицу умножения (и не потратить много нервов).

Не единожды в работе сталкивалась с ситуацией, когда приходит на занятие ученик 3-го или 4-го класса и жалуется на большие проблемы с математикой. "Я не понимаю математику" - говорит ребенок, "сплошные двойки" - вздыхает мама. Предлагаю ученику различные задания, действительно, ничего не может решить. Не получается. Начинаем анализировать ошибки и видим, что ход решения уравнения часто оказывается верным, но вот в вычислениях ошибки. Та же картина при решении примеров, задач. Ребенок не может именно посчитать, вычислить. Задаю вопрос: "Хорошо ли ты знаешь таблицу умножения?" (хотя в данном случае, ответ мне уже известен, но необходимо, чтобы ученик САМ озвучил (= осознал) проблему). "Ну, так себе..." - слышу в ответ. 
Что же дальше? Дальше, согласившись с тем, что таблицу умножения учить всё-таки придётся, большинство деток начинают тяжело вздыхать, предвкушая скучную зубрёжку. Да, таблицу умножения придётся заучивать наизусть, зубрить. От этого никуда не деться. Но сделать это занятие не таким уж скучным и неинтересным нам с вами, уважаемые взрослые, вполне по силам.
Итак. Берем любой напечатанный вариант таблицы умножения, обязательно черно-белый, не цветной. И начинаем вместе с ребёнком эту самую таблицу рассматривать.
Обязательно обращаем внимание ребёнка на следующие закономерности (для создания хорошего настроения можно эти закономерности назвать "секретики"):
1. При умножении любого числа на 1, в ответе мы получаем то число, которое умножали.
2. При умножении любого числа на 10, в ответе мы получаем то число, которое умножали, но с приписанным нулём.
Таким образом, зная эти "секретики", таблицу на "1" и "10" можно не учить наизусть. Берем маркер поярче и выделяем те примеры, ответы на которые теперь всегда будут известны.
Продолжаем рассматривать таблицу и обращаем внимание ребенка на следующую закономерность:
3. От перестановки множителей значение произведения не меняется. 
А значит, в каждом столбике таблицы мы может отметить маркером первый и последний пример (умножение на "1" и "10"). Ведь это то, что мы уже знаем. Теперь наша таблица умножения имеет еще более ободряющий вид, осталось учить намного меньше
Далее каждый столбик таблицы выучивается ребенком, отмечается маркером. Не забываем о результате перестановки множителей и отмечаем примеры во всех столбиках таблицы. Так, например, выучив умножение на "2", отмечаем, как уже известный весь столбик умножения на "2" и каждый пример с множителем "2" в других столбиках.
Думаю, принцип понятен: выучил - отметил. 
На первый взгляд, всё банально, но отмечая маркером изученные части таблицы ребенок видит,что остаётся учить всё меньше и меньше, он видит, где финиш и сколько до этого самого финиша осталось. Будет хорошо, если после выучивания каждого столбика таблицы умножения, вы предложите ребенку порешать примеры на умножение для закрепления. 
И когда вся таблица умножения будет красиво раскрашена - вы победили!

Комментарии