Виктор Ремизов.

Спецлагеря НКВД СССР в Алтайском крае
Часть 1
К счастью или к горю, но сегодня можно многое рассказать о некогда страшном времени. К счастью, что удовлетворяется потребность знать правду; к горю, что узнав эту правду, сам будто бы становишься участником тех событий.
Важно понимать, что ни один человек, ни один, даже самый отдаленный уголок нашей огромной страны, не оставался в стороне от ее истории. История – это водоворот событий, вовлекающий в свое кружало всех и вся.
Мне удалось быть свидетелем, как группа японских туристов, что-то делали в одной из заброшенных парковых зон г. Барнаула. Территория эта не ухожена, заросла травой, на ней выгуливали собак. Стало интересно, что здесь делают японцы? Оказалось, что они приехали на кладбище бывших японских солдат, попавших в плен во вторую мировую войну. Тогда-то я и увлёкся этой темой.
. В ходе поиска удалось найти места дислокации всех лагерей для военнопленных, кладбища, где хоронили умерших, места работ военнопленных. Единственное, что не удалось сделать, это составить список умерших военнопленных на территории Алтайского края. Но удалось узнать, что японской стороне такие списки переданы.
Были, конечно, случаи, когда меня укоряли – мол, русских солдат не всех захоронили, а тут - японцы! Подумалось, а какая разница, чей солдат: мне одинаково жалко русского, немца, еврея, украинца, итальянца, японца - всех, кто погиб на войне или из-за войны. Они выполняли волю других. А потому и не бросила работу.
О спецлагерях НКВД для военнопленных на Алтае теперь рассказать можно многое, разумеется, не все – да и кто теперь расскажет все! Абсолютное большинство военнопленных на Алтае составляли японцы, военнопленных европейских армий и Германии по базе данным в УВД края удалось обнаружить 467. Списки умерших японцев я видел, но работать мне с ними не разрешили.
Для полноты исследования, помимо спецлагерей, я решил включить и исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ), в которых содержались граждане СССР немецкой национальности. Они также находились на положении военнопленных.
В январе 1943г. в исполнение постановления Президиума Верховного Совета СССР о строительстве содового завода в селе Михайловка Алтайского края был организован исправительно-трудовой лагерь. В связи с этим на железнодорожную станцию Кулунда зимой 1943 г. эшелонами пришел большой этап заключенных из Нижне-Амурского лагеря с механизмами. Одновременно по окрестным селам и районам опербойцы ВОХРа и спецкомендатуры собрали всех женщин немецкой национальности. В имеющихся архивных документах общее количество заключенных, мобилизованных и вольнонаемных Алтайлага зафиксировано 9143 человека из них примерно 7500 женщин-немок.
Следует иметь в виду, что коренное немецкое население, которое издавна жило на алтайских землях, в начале XX века компактно образовались в Славгородском районе, граничащем с территорией Михайловского района, а потому мобилизация женщин немецкой национальности на строительство содового завода затруднений не вызвала.
К началу описываемых событий все трудоспособные женщины, мужчины, подростки немецкой национальности находились в Трудармии. Из сел мобилизовали остальных женщин, отрывали их от малых детей согнали в лагерь. Часть детей остались у соседей, знакомых, а тех, кого никто не брал увозили в Тогульский детдом. К сожалению, про этот детдом информация до сих пор закрыта.
Лагерь стал строить железную дорогу Кулунда-Михайловское, здания и печи Михайловского содового завода. Зеки и особенно женщины-немки насыпали железнодорожную насыпь в тяжелейших условиях. При поступлении в лагерь женщин осмотрел врач. Оказалось, они все больны, и против каждой фамилии стоял диагноз – «выпадение матки». А дальше еще страшнее: в графе «определены на работу» стояло – «земляные работы». И это был не весь ужас – в этом лагере не было питьевой воды. Нет, вода была, но ее нельзя было пить – из-за огромной ее минерализации. Воду пытались кипятить, но бесполезно – сода оставалась в воде. В лагере их никто не обеспечивал теплой одеждой, и тогда им разрешили съездить домой за теплыми вещами, а увидев там детей, они не могли заставить себя вернуться в лагерь. Их задерживали, и затем, осудив на 7 лет лагерей, возвращали в лагерь. Судил их созданный для этой цели «Специальный лагерный суд лагерей и колоний внутренних и конвойных войск НКВД СССР» - так он назывался.

Виктор Ремизов. - 908881206384
По такой таблице учитывали состав заключённых в лагерях НКВД
В изученных документах отсутствует информация о времени организации лагерей для военнопленных на Алтае. Любые упоминания об организации лагерей, их дислокации, численности контингента пришлось извлекать из документов порой по одной единственной строке.

                                Спецлагерь НКВД СССР №128
Начальник управления лагеря №128 майор «М» в квартальном отчете о состоянии режима и охраны лагеря за 1 квартал 1948г., писал, что «лагерь №128 дислоцируется – управление лагеря в г. Барнауле, в районе вагоноремонтного завода (далее ВРЗ), 1 лагерное отделение располагалось также в Барнауле на территории завода №17». Барнаульцы знают этот завод как станкостроительный. К этому времени – к началу 1948 г. – военнопленные немцы содержались только в одном лагере №128 вместе с японцами.
В своем донесении майор М. продолжал, что «В лагере МВД 128 содержится: в Управлении лагеря - японцев 782, немцев 4, в 1 лагерном отделении – японцев 568, немцев 884. Всего в лагере содержится – японцев 1360, немцев 888».
В ноябре 1945 г. все зоны лагерных отделений лагеря №128 подали в управление лагеря схемы-планы обороны лагеря, где и указали расположение зон, бараков в них и других построек с описанием их легенды. Из легенд следует, что управление лагеря №128 в 1945 г. располагалось в г. Барнауле, на поселке Осипенко, в 500 м от единой зоны 2-го и 4-го лагерных отделений. В этих же легендах указано количество военнопленных на 10 ноября 1945 г. Таим образом, было выявлено, что в 1-ом лагерном отделении на заводе №17 было 1500; в зоне 2-го и 4-го лагерных отделений на поселке Осипенко – 1000; в зоне №1 5-го лагерного отделения на заводе ВРЗ – 839; в зоне №2 5-го лагерного отделения на заводе ВРЗ – 300 и в зоне 6-го лагерного отделения на кожзаводе – 3000 военнопленных. Всего в ноябре 1945 г. в лагере №128 содержалось 6639 военнопленных.
Расположение 1-го лагерного отделения подтверждается документом от 10.11.1945г. «Схема-план обороны охраны лагеря военнопленных №128 лаготделения 1-е при 3-(заводе) 17»

На схеме указан забор, ограждающий территорию завода, здания цехов завода.
Тут же на схеме описательная часть 1-го лагерного отделения: «Легенда: 1) Зона лаготделения №1 расположена в с-в(северо-восточной) части г. Барнаула при заводе 17. В 3,5 км от ж.д. ст.(станции) Барнаула, от гарнизона 20 метров, от ядра лагеря 1284,5 км. 2) Зона рассчитана на 1500 военнопленных, содержится 1500
человек, которые используются на «Стройгазе» (крупнейшая строительная организация в Барнауле). 3) Маршрут на работу от зоны до места работы. 4) Зона охраняется 3-мя суточными и добавочными 2-мя ночными постами. 5) Зона обнесена деревянным забором высотой 3.40 метра, поверх забора (колючая) проволока в 3 нитки».
Виктор Ремизов. - 908881238896

Зоны лагерей на Алтае были оборудованы стандартно согласно приказу НКВД СССР №059 1945г. Все зоны лагеря были обнесены деревянными заборами по периметру, высотой 3 метра, а поверху шел козырек из колючей проволоки в три нитки под углом в 45 градусов. Помимо этого с внутренней и внешней сторон этого ограждения на удалении 3-5 м устраивались запретные зоны в виде одного забора в 2м высотой. В зону открывались ворота, вся зона и жилые помещения военнопленных освещались электрическим светом, на четырех вышках в Управлении и на шести 1-го логотделения по углам были установлены прожектора.
Пропускной режим был очень жесткий и организован по инструкции и приказу НКВД СССР №001132 – 1945г. Охрану осуществлял 23-ий конвойный полк. В частности, управление лагеря охраняли 56 человек, 1-ое лаготделение – 59 солдат этого полка. Помимо охраны, в лагере распоряжался вахтерский состав, в штат которых входили 3 старших и 21 рядовой вахтер.
Удалось обнаружить документ, характеризующий службу конвойных войск: «Личный состав гарнизона КВ (конвойных войск) относится добросовестно к своим служебным обязанностям. Нарушений по службе со сторон личного состава гарнизона нет, побегов за отчетный квартал в лагере нет. Обыски в лагере проводятся ежемесячно».
Убежать практически из лагеря было невозможно. Для борьбы с побегами военнопленных из местных жителей были дружинники завода: слесари, пекари, домохозяйки. Во главе стоял бригадир. У каждой бригады был свой маршрут и если случался побег, то бригады становились в дозоры, заслоны и заставы, осуществляли поиск беглеца, наблюдали за местами выхода из населенных пунктов и дорогами. В таких условиях убежать было невозможно.
Об использовании труда военнопленных 1-го лагерного отделения лагеря 128 можно судить по документу, составленному на 10 мая 1946г.: в «Стройгазе» работало 700 военнопленных, строили дома на нескольких улицах Барнаула. Эти дома долго будут самыми красивыми в городе, а барнаульцы до сих пор живут в них.

Виктор Ремизов. - 908881274224
Виктор Ремизов. - 908881300336
Виктор Ремизов. - 908881316464
Непосредственно на заводе №17 работало от 40 до 60 человек: в цехе №1-10-15; в литейном цехе – 30 человек. На заводе «Правда» работали 200 военнопленных, из которых 80 работали на строительстве, а 120 на разных работах в цехах и на территории завода.
В Целом на занятость военнопленных лагеря №128 выглядит так. Составлено по донесению начальника отдела охраны и режима управления лагеря №128 МВД младшего лейтенанта Т.
Виктор Ремизов. - 908881341040
Виктор Ремизов. - 908881353072
В конце донесения начальник отдела охраны решения управления лагеря 128 в «Примечании» указал: «Согласно директиве МВД СССР №7729 от 2 апреля 1946 года установлено, что военнопленные, работающие на заводе №17, соприкосновения с взрывчатыми веществами не имеют. На заводе №77 военнопленные, работающие на станках, соприкосновения с выпускаемой продукцией, не подлежащей оглашению для военнопленных, не имеют. На заводе «Правда» военнопленные, работающие на строительстве, имеют возможность соприкасаться с гражданским населением, десятнику строительства предложено сделать запретную зону». Автограф 10.05.46г.
Для благонадежных, дисциплинированных и исполнительных военнопленных были послабления. Им даже разрешалось работать без конвоя. Так в 1-ом квартале 1948г. в лагере №128 было расконвоировано 24 японца и 21 немец. К таким относились повара столовой для военнопленных, переводчики, лагерные шофера и парикмахеры.
Вся масса военнопленных не позволяла себе не выполнения приказаний, отказов от работы, саботаций и других нарушений. В одном из документов так и указано: «За истекший период случаев нарушения режима не было… в основном дисциплина контингента военнопленных удовлетворительная».
Допускалась некоторая лояльность для офицеров-военнопленных. Так на 1.01.1948г. из военнопленных японцев среднего офицерского состава было расконвоировано 4, унтер-офицеров – 10, рядовых – 4, о старших офицерах в источниках нет ничего. А на 1 марта этого же года расконвоировано японцев: 4 офицера, 7 унтер-офицеров и 7 рядовых. В лагерном отделении в Рубцовске расконвоировано 3 рядовых японца, 6 унтер-офицеров и 11 рядовых из числа немецких военнопленных.
К 1948г. лагерь №128 уменьшился. В это же время военнопленных стали возвращать на родину. В справке о списочном составе вахтеров этого лагеря на 1 мая 1948г. показаны всего 2 лагерных отделения и управление лагеря: 1. Управление лагеря №128 в г. Барнауле; 2. Лагерное отделение №1 в г. Рубцовске; 3. Лагерное отделение №2 в г. Барнауле . Сведения о количестве расконвоированных военнопленных лагеря №128 на 1 июня 1948г. упомянуты только из лагерного отделения №1 в Рубцовске и лагерного отделения №2 в Барнауле. Таковых оказалось 211 человек.
Согласно «Схема-план обороны и охраны лагерного отделения лагеря №128. Зона №1 5-го лагерного отделения» зона 1 в ноябре 1945 г. располагалась вблизи завода ВРЗ, на территории старейшего концентрационного лагеря в Барнауле, который был организован красными в декабре 1919 г. сразу после захвата власти в Барнауле. В этом лагере сидели контрреволюционеры, бывшие красные партизаны Мамонтова (оказали неподчинение большевикам), из этого лагеря летом 1920г. вместе с конвоем убежал Филипп Долматович Плотников, возглавивший крестьянскую войну против Советской власти на Алтае.
Виктор Ремизов. - 908881409136
                 Схема-план обороны и охраны лаг. отделения лагеря 128.
                                     Зона № 1 5-го лаг. отделения

Легенда лагерного отделения №5 гласит: «Лагерное отделение расположено в западной части г. Барнаула при заводе ВРЗ. 2. Завод - от зоны в 300 метрах, там же и работают военнопленные. 3. (Находится) в 3,5 км от железнодорожной станции Барнаула. 4. От гарнизона ВВ. 500 метров. 5. от управления лагерного отделения №5 – 500 м. 6. От управления лагеря №128 – 3,5 м. 7. Зона рассчитана на 1000 военнопленных, содержится 839человек , которые используются на заводе ВРЗ. 8. Зона обнесена деревянным забором в 3,5 м высотой. Поверх забора натянуто 3 нитки проволоки. 10. Предупредительная зона обнесена 5,7. 11. Зона по периметру 180 м. 12. Освещена прожекторами. 13. Сигнализация имеется от постов к проходной будке. 14. Телефонная связь имеется с гарнизоном и лагерным отделением и 128 лагерем через город. 15. Вокруг зоны жилые дома рабочих.
Виктор Ремизов. - 908881460336
                  Схема-план обороны и охраны лаг. отделения лагеря 128.
                                Зона № 3 5-го лаг. отделения

Тяжелые лагерные условия не проходили бесследно. Смертность была высокой. При каждом лагере были устроены кладбища, а при некоторых и по нескольку.
Кладбище лагеря №128 находилось при лагерном отделении №6 В 1951г. по директиве МВД СССР была начата работа по приведению кладбищ с похороненными военнопленными в порядок. До этого же времени кладбища представляли жалкое зрелище. 17 августа 1951 г. инспектор тюремного отдела К. и зав. конторой коммунального обслуживания горколхоза М. осмотрели кладбище и составили акт. Кладбище находилось в западной части г. Барнаула возле поселка Осипенко в 2-х км. Кладбище со всех сторон было окопано канавой глубиной 1м и шириной 80 см. Кладбище было разбито на квадраты по 25 могил в каждом квадрате, очертания квадратов сохранялись, за исключением последних 3-х квадратов. Кладбище заросло травой. В кладбищенской книге было записано 378 умерших человека при проверке оказалось 378 могил. На каждой могиле был установлен опознавательный знак - зарытая металлическая стойка, надписи, сделанные краской были смыты дождем. В акте комиссия вынесла предложения: 1. Произвести прополку травы вручную без применения инструментов. 2. Поправить 10-20 могилок. 3. Выправить согнутые опознавательные знаки (50-60штук). Примерная стоимость этой работы выразилась в сумме 300-400 рублей. Здесь же имеется примечание: Огораживать кладбище деревянными столбами и колючей проволокой нет смысла. Огораживать металлической решетчатой оградой, стоимость которой выразится в несколько тысяч рублей, нет надобности, так как кладбище окопано достаточно глубокой и широкой канавой. 18 августа 1953г. был составлен уточненный план Барнаульского кладбища военнопленных.
Виктор Ремизов. - 908881514864
Сколько военнопленных из лагеря №128 захоронено на алтайской земле установить не удалось. С 1951г. лагерные кладбища стали передаваться городским коммунальным хозяйствам.
Акт

1951г. октября месяца 31 дня Копия
Мы, нижеподписавшиеся, начальник КБЧ ИТК-6 УИТЛ КУМВД по АК младший лейтенант В., завгоркомхозом г. Чесноковка пг.С. на основании указания председателя крайисполкома №90-с от 05.09.1957г. произвели прием и сдачу кладбища военнопленных, расположенного в юго-восточной стороне города Чесноковка, для дальнейшего надзора горкомхозу.
1.Кладбище оборудовано: окопной канавой 212 Х1.0Х08.
2.Установлено металлических знаков по схеме расположенного кладбища на могилах по квадратам:
Квадрат №7 литер «А» с №1 по №25.
Квадрат №6 литер «Б» с №26 по №50.
Квадрат №8 литер «В» с №51 по №75.
Квадрат №5 литер «Г» с №76 по №100.
Квадрат №4 литер «Д» с №101 по №125.
Квадрат №3 литер «Е» с №126 по №150.
Квадрат №2 литер «Ж» с №151 по №175.
Квадрат №1 литер «З» с №176 по №200.
Квадрат №9 литер «И» с №201 по №222.
Всего 222 захоронения.
1. Холмики могил оборудованы (одернены) с установлением знаков номеров могил и литеров, о чем и составил и настоящий акт.
Сдал нач. КБЧ НТК-6
Мл. лейтенант В.
Принял: завгоркомхоза т. С.
Копия верна: нач. ОН УМВД АК капитан (автограф) А.

Этот документ показывает количество умерших военнопленных по чесноковскому лаготделению лагеря 128 на сентябрь 1951г. Но лагерь был закрыт позднее, а умершие уже фиксировались гражданским ведомством.



Виктор Ремизов. - 908881572464
Виктор Ремизов. - 908881598832
Виктор Ремизов. - 908881624688
            Здание бани 5-го лаг. отделения зоны № 1 лагеря военнопленных № 128
                                                      в г. Барнауле
Виктор Ремизов. - 908881671280
      Обелиск на аллее городской больницы Новоалтайска, рядом с которым                                         располагалось 5 лагерное отделение

Комментарии