Краткий комментарий от автора сайта Салпагарова А:
Напоминаю Книга археолога Алексеевой Е.П. хотя и переиздана в 1993г "Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа", но написана в начале 60г. Что подтверждается библиографией этой монографии. В библиографии, приведенной Алексеевой Е.П. нет научных трудов изданных позже 1963г. (см. библиографию) Это годы пока ещё безраздельного господства мнения осетинского историка Абаева об ираноязычности алан. Поэтому Алексеева осторожно оговаривается: "...группа населения, говорившая по-тюркски и называвшаяся аланами....Эта группа занимала горные районы Карачая и Балкарии. На остальной территории Алании продолжали жить ираноязычные племена, часть которых явилась предками осетин." Кстати сказать горные районы Карачая и Балкарии занимают площадь в 4 раза большую чем горная часть Осетии. Не каждый ученый готов сразу рушить казалось бы устоявшиеся научные мнения, как это сделал например Л. Гумилёв. Отсидевший 6 лет за свои открытия в истории древнетюркских цивилизаций России, первым открыто сказавший правду о взаимоотношениях тюрок и славян, о истории евразийского пространства с 3 века до нашей эры до 18 века н. э. Для нас важно другое, что русская женщина археолог - доктор наук Алексеева Е.П. на основании археологических изысканий на территории современных Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии ещё в начале 60 годов установила: 1. факт идентичности захоронений и материальной культуры алан и карачайбалкарцев. (см. таблицы и читай книгу), то есть саму идентичность алан и карачайбалкарцев 2.что, карачаевцы и балкарцы являются единым аланским народом, с одинаковой этнической идентификацией т.е. с единым языком и единой духовно-материальной культурой. Что и вынесен в заголовок книги Алексеевой. Е.П. Алексеева "Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа" ВВЕДЕНИЕ Каждый народ интересуется своей историей и особенно своим происхождением. Карачаевцы и балкарцы сложили много легенд о своих родоначальниках. Эти легенды и предания передавались из поколения в поколение. Ученых уже давно волнует вопрос этногенеза карачаевцев и бал- карцев. Высказывались самые различные точки зрения, иногда со- вершенно неожиданные. Предками карачаевцев и балкарцев называли гуннов, славян, кабардинцев, ногайцев, турок, крымских татар, алан. Но большинство этих точек зрения были основаны на пред- положениях, не имевших научной основы. Некоторые исследова- тели, основываясь на данных языка и скудных письменных источников, только приступали к решению этой сложной проблемы. На научную основу вопрос о происхождении карачаевцев и балкарцев был поставлен только в конце 50-х годов. В этом от- ношении определенный интерес представляют работы Л.ИЛаврова и Х.О.Лайпанова(1.) Важнейшее значение для интересующей нас проблемы имела научная сессия в Нальчике (июль 1959 г.), специально посвященная вопросам происхождения карачаевцев и балкарцев (2.) 1 Названия статей Л.И.Лаврова и Х.О.Лайпанова, а также других авторов, которые так или иначе касались этой проблемы, даны нами в списке литературы и источников, помещенном в конце настоящей работы. 2 Сборник «О происхождении балкарцев и карачаевцев. Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. 22-26 июля 1959 г.». Нальчик, 1960, с. 6, выступление Х.Г.Берикетова. В работе сессии приняли участие ученые многих областей и республик, причем самых различных специальностей — историки, этнографы, антро- пологи, специалисты по языку и фольклору. Было сделано много интересных докладов и сообщений. Участники сессии пришли к выводу что карачаево-балкарская народность образовалась в ре- зультате смешения северо-кавказских племен с пришлыми ирано- язычными и тюркоязычными племенами. Гипотезы о монгольском, турецком, крымском происхождении были начисто отвергнуты. Сессия наметила реальные пути для дальнейшей разработки про- блемы карачаево-балкарского этногенеза. Она положила начало пло- дотворной научной работе ученых самых разных специальностей — историков, языковедов, антропологов, этнографов, археологов. Если раньше археологи этим вопросом совершенно не занима- лись, то теперь ведутся широкие археологические исследования, одной из главных задач которых является решение проблемы про- исхождения народов, в том числе карачаевцев и балкарцев. Конечно, в ранней истории Карачаево-Черкесии есть много белых пятен. Неравномерно исследованы хронологические пери- оды, например, каменного века и энеолита, недостаточное вни- мание уделяется и позднесредневековым объектам. Если адыгских курганов XIV—XVII вв. раскопано довольно много, то позднес- редневековые памятники других народов еще ждут исследования. А ведь многие загадки этого периода истории народов Карача- ево-Черкесии помогут разгадать только археологические мате- риалы ^иноземных позднесредневековых письменных источников, касающихся карачаевцев, черкесов, абазин и ногайцев, прожи- вающих в Верховьях Кубани и Зеленчуков, известно не так уж много. С 1958 г. в этом направлении ведут свои исследования архе- ологические экспедиции Карачаево-Черкесского научно-исследова- тельского института. Изучая археологические материалы, мы пришли к выводу, что предками карачаевцев и балкарцев являются: 1. Горцы, носители местной так называемой «кобанской» культуры эпохи бронзы. 2. Аланы и племена, проживавшие в Алании в эпоху раннего средневековья. 3. Болгары. 4. Кипчаки. Соответственно по этим разделам и построена настоящая работа, являющаяся некоторым итогом наших археологических исследова- ний по вопросам происхождения карачаевцев и балкарцев. Нами привлечен также материал, добытый другими археологами (Т.М.Минаевой, В.А.Кузнецовым, П.ГАкритас, Г.И.Ионе, А.П.Ру- ничем, Н.Н.Михайловым), соответствующая литература и источ- ники (список см. в конце работы), а также материалы музеев — местных и центральных (Государственного Исторического музея в Москве и Музея этнографии в С.-Петербургб). Мы сознаем, что пока еще только положено начало изучению вопроса происхождения карачаевцев и балкарцев по данным ар- хеологии. В дальнейшем археологические работы в этой области будут значительно расширены. В частности, экспедиция КЧНИИ совместно с экспедицией Ин- ститута археологии РАН проводила раскопки на Хумаринском го- родище, где обнаружены тюркские надписи так называемого рунического письма. «Руна» по-русски значит «тайна», и разные тайны открывает земля нашим археологам. Много новых интересных материалов сулят нам дать будущие раскопки и по поводу про- исхождения народов нашей области, в частности карачаевцев, и по вопросам их материальной и духовной культуры. Историческое прошлое всегда будет интересовать народы. «.. .Се- дая древность, — писал Ф.Энгельс, — при всех обстоятельствах остается необычайно интересной эпохой для всех .будущих поко- лений, ибо она является основой всего позднейшего прогресса». Глава I. ПРЕДКИ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ "Кобанцы" и Аланы Болгары Кипчаки Глава II КАРАЧАЕВЦЫ И БАЛКАРЦЫ Таблицы и приложения таблица 1-7 таблица 8-15 таблица 16-23 таблица 24-28 и приложение Библиография и Сокращения Глава I ПРЕДКИ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ 1. «КОБАНЦЫ» В XII—VII вв. до н.э., около трех тысяч лет тому назад, племена, населявшие северные склоны Центрального Кавказа, переживали последний этап эпохи бронзы. Они достигли исключительного ма- стерства в изготовлении бронзовых изделий. Топоры, кинжалы, наконечники копий, серпы, украшения, отлитые ими, до сих пор вызывают удивление и восхищение высоким качеством материала и тщательностью отделки. Впервые такие вещи были найдены у аула Верхний Кобан в Северной Осетии — отсюда и вся культура была названа «Ко- банской». На позднем этапе Кобанской культуры (рубеж VII—VI вв. до н.э.) появляется железо. К западу от кобанцев, на Северо-западном Кавказе обитали племена так называемой Прикубанской культуры, одновременно Кобанской. Племена Прикубанской культуры, по мнению многих ученых, являются предками адыгов-черкесов. А кто же такие были кобанцы, жившие в горах и предгорьях Карачаево-Черкесии? Найти ответ на этот вопрос было чрезвычайно трудно, так как письменных сведений об этих племенах не имеется. И все-таки нам удалось приоткрыть плотную завесу прошлого, удалось найти нить к решению этого вопроса. Помогли нам исследования археологических памятников, рас- положенных в окрестностях аула Кызыл-Кала в верховьях реки Джегуты (экспедиция КЧНИИ, 1960 год). В двух километрах к югу от аула, на высоком скалистом мысу горного плато высится башня, построенная около 500 лет тому назад, называемая местным карачаевским населением Гошаях-Кала. Это название встречается уже в источниках начала XIX века. Ногайцы называют эту башню Джегута-Кестяне, а черкесы — Асхак или Кесхак. С башней связано много красивых легенд о княгине, живущей в ней, о подвесном мосте, перекинутом к башне через ущелье, и др. Но нас заинтересовали другие памятники, расположенные у подножия скалы, на которой высится башня. Местные жители говорили, что с восточной и западной стороны скалы находили цветные бусы, обломки железных и бронзовых предметов, гли- няных сосудов. Когда мы осматривали холм с западной стороны скалы, то обратили внимание на выкладки из крупных камней — прямо- угольные, квадратные, реже — овальные в плане, напоминающие фундаменты разрушенных домов. Размеры их различные — от 5 х 5 м до 1,5 х 1 м. Ориентированы кладки с востока на запад, реже — с юга на север. Но когда мы стали раскапывать эти кладки, то обнаружили, что это вовсе не фундаменты домов, а древние могилы. И хотя все могилы были ограблены еще в древности, на нашу долю осталось много интересного. Выкладки внутри были заполнены мелкими или крупными кам- • нями, обнаруженными сразу после снятия дерна (табл. 1.). Толщина слоя камней — до полуметра. Глубина могил небольшая — 0,60— 0,80 м. На дне могил в беспорядке лежали обломки человеческих костей — взрослых и детей, кости коня, главным образом его зубы, и различные предметы. Очевидно, каждая такая могила являлась коллективным захо- ронением группы родственников, причем вместе с погребенными клали голову коня. Пищу и питье погребенным помещали в мисочки и кувшинчики, обломки которых были найдены в большом количестве. Сосуды — лепные, из серой и коричневой глины, иногда украшенные налепами в виде овальных в плане шишечек, на бортиках — врезанные | косые линии, иногда образующие «елочку». Любопытно, что в 1 некоторых случаях среди обломков мисочек найдены раковины 1 каури (кипрэа монета) со срезанной спинкой средиземноморского происхождения. Эти раковины употреблялись у некоторых народов вместо денег (табл. 2, рис. 2). Железные предметы. Принадлеж- ности конской упряжи — трехпетельные трензеля — псалии и кольчатые удила. Ножи — бритвы. Трехперые втульчатые нако- нечники стрел. Булавки в виде стерженька с овальным расширением, в котором пробито круглое отверстие. Бронзовые наконечники стрел — втульчатые листовидные двухлопастные, трехлопастные и трехгранные, часто с острым шипом на втулке. Бусы из пасты кремовые с белыми разводами. Очень хороши украшения, отлитые из бронзы — бусы в виде вазочек, иногда — ажурные, головки баранов и медведей, слу- жившие амулетами скотоводов и охотников. В могиле 2 в северо-западном углу под камнем найден тайник; в нем — 37 бронзовых наконечников стрел, 18 железных, несколько крупных бронзовых бус, бронзовая головка барана, две бронзовые головки медведей и другие предметы. Вещи, найденные в Кызыл-Калинском могильнике, изображены на табл. 2 и 3. Наконечники стрел и другие предметы из этого могильника относятся к VI в. до н.э. Украшения и глиняные сосуды — ко- банского типа. Оружие и принадлежности конской упряжи — по- добные скифским. Как известно, в середине I тыс. до н.э. в предгорные районы Северного Кавказа стали проникать степные кочевники — скифы. Местное население приняло на вооружение скифское оружие, так как оно отличалось высокими боевыми ка- чествами. Кроме Кызыл-Калинского могильника подобные же погребения известны и в других местах Карачаево-Черкесии. Так, в местности Тамгацик (в трех километрах к северу от аула Жако, на правом берегу Малого Зеленчука) обнаружены могилы с вещами, совер- шенно подобными Кызыл-Калинским, причем некоторые из этих могил на поверхности были обозначены овальными, почти круглыми выкладками из камней. Погребения кобанского и поздне-кобанского времени, обозна- ченные на поверхности земли прямоугольными выкладками из кам- ней, известны и в Кабардино-Балкарии. Такие захоронения были исследованы нами на горе Донгат у аула Верхний Чегем в Балкарии (объединенная экспедиция КБНИИ и КЧНИИ, 1959 г.). Размеры выкладок различные — от неболь- ших — 1,70 х 0,85 м до довольно значительных — 3 х 4 м. Ориентированы выкладки (и расположенные под ними могилы) с севера на юг, с северо-запада на юго-восток, с востока на запад, причем последние преобладают. Глубина могил — 0,70—0,90 м. На дне могил лежали продольно положенные доски, на которых помещались остатки человеческих костей, а также уголь. В двух случаях более древние могилы располагались под более поздними (табл. 5, 6, 7). Донгатские погребения относятся к трем эпохам — эпохе бронзы (II тыс. до н.э.); кобанской (вернее — поздне-кобанской — рубеж VII—VI вв. до н.э.) и поздне-аланской (IX—XI вв. н.э.). В донгатских могилах поздне-кобанского времени, так же как и в кызыл-калинских погребениях, найдены зубы лошади и брон- зовые предметы — голова медведя и булавка, подобные найденным в тайнике могилы 2 Кызыл-Калы (табл. 3, 1, 2). Обломок сосуда с овальным налепом — такой же, как из могил Кызыл-Калы и Тамгацика. Наиболее типичные выкладки Донгатского могильника см. на таблицах 5—7. Таким образом, форма надмогильных сооружений в виде пря- моугольных или овальных выкладок на поверхности земли, за- полненных внутри мелким или крупным камнем, появилась в Карачаево-Черкесии и в Кабардино-Балкарии еще в кобанскую эпоху — в VII—VI вв. до н.э., а может быть и еще раньше — во II тыс н.э. — если удастся точно установить, что определенная часть догатских могил относится ко II тыс. до н.э. Это — глубоко местная, кавказская форма надмогильного со- оружения, которая, как мы покажем дальше, будет характерна и для погребений аланского времени (V—XII вв. н.э.) и для кара- чаево-балкарских захоронений XVII—XVIII вв. — ср. табл. 1 — кобанские; 4—7 — аланского времени; 26— 28 — карачаевские и балкарские. Связь и преемственность археологических культур — кобанской и аланской — наблюдается не только в устройстве могильного сооружения, но и в инвентаре — вещи кобанского времени часто сходны с вещами средневековой аланской эпохи. Так, в 1958 г. экспедиция КЧНИИ проводила работы на поселении IV—V вв. н.э. с восточной стороны аула Карт-Джурт и на Учкуланском поселении (на левом берегу реки Хурзук, между аулами Хурзук и Учкулан). На Учкуланском поселении обнаружены обломки гли- няных сосудов трех эпох — кобанской, сарматской (рубеж н.э.) и аланской. Техника изготовления разная. Кобанская керамика более грубого дела, лепная, в основном — коричневая. Сармат- ская — гончарная, коричневая или серая, очень хорошего качества. Аланская — также серая, гончарная, отличной выработки. Но форма и орнамент сосудов всех трех эпох — очень близки. Преобладают миски с загнутыми внутрь краями и кувшины, часто с овальными или круглыми в плане налепами на тулове. Ручки — с продольными врезными полосками и с трапецевидной площадкой в верхней части1. Сходны с кобанскими и аланскими бронзовые украшения, осо- бенно изображения зверей. Фигурки, головки, прорезные изобра- жения баранов, быков, львов, туров и других животных — как в кобанское, так и в аланское время. Любопытно, что эти изо- бражения сходны не только по теме, по содержанию, но и по манере изображения, по стилю. Интересно сравнить в этой связи изделия кобанской эпохи (табл. 9, 2—5) с украшениями подобного же типа аланского времени (табл. 13, 2, 4—6). Для кобанской эпохи чрезвычайно характерны украшения с изображением оленя, в частности — прорезные пряжки (табл. 10, 1, 2). Отголоски подобного стиля изображений мы находим на про- резных пряжках аланского времени, обнаруженных на Сентинской горе (агул Нижняя Теберда), в погребениях IX—X вв. (экспедиция КЧНИИ, 1959 г.). Пряжка изображена на табл. 13, 3. И в ко- банскую и в аланскую эпохи изготовлялись подвески в виде ко- лесиков (нагрудные амулеты — табл. 9, 1 — ср. табл. 13, 1) и другие сходные по форме украшения и амулеты. На территории Балкарии также найдены подобные по форме вещи и в кобанских и в аланских могильниках — керамика (на- пример, миски особых форм), бронзовые изделия — пинцеты, под- вески в виде животных и др. 1 См. приложение 1 — в конце настоящей работы. 8 Таким образом, тесная связь, преемственность кобанской и аланской культуры (в широком понимании этого термина) про- слеживается совершенно отчетливо — ив форме могильного со- оружения, и в инвентаре, в вещах. О чем же это говорит? Ответ на этот вопрос может быть только один — население, жившее в Карачаево-Черкесии и в Ка- бардино-Балкарии, продолжало здесь жить и в аланскую эпоху, в эпоху средневековья, о которой мы будем говорить в следующем разделе. Связь кобанского периода с последующими эпохами просле- живается не только на археологическом материале. По своему физическому типу карачаевцы и балкарцы принад- лежат к кавкасионскому варианту европеоидной расы, то есть к числу горцев, населяющих наиболее высокогорные районы, где и господствовала кобанская культура. В языке карачаевцев и балкарцев В.И.Абаев проследил самый древний пласт — следы языка, на котором говорили племена, носители кобанской культуры. В духовной культуре — в фольклоре, эпосе — также много общекавказских черт, восходящих к кобанской эпохе (например, культ бога охоты Апсаты и др.). Кобанские мотивы прослеживаются и в орнаментальном искус- стве карачаевцев и балкарцев, о чем пойдет речь и ниже. 2. АЛАНЫ Аланы, или как их иначе называют — асы — на рубеже нашей эры возглавили союзы кочевников-сарматов, населявших степи По- волжья, Предкавказья, Приуралья, а также Восточное Прикаспие до Аральского моря (1.) Скорее всего, среди сармато-аланского на- селения были тюркоязычные и ираноязычные племена (2.) Римский автор IV в. н.э. Аммиан Марцеллин писал об аланах, что они подчинили себе все (сарматские) племена и распространили 1 Письменные источники и данные археологии говорят о преемственности сарматов и алан — это видно в таких названиях, как роксоланы, аланорсы (аорсы — сарматское племя), в одинаковом обряде захоронения (катакомбном), в одинаковых формах оружия, украшений и т.д. Аланы являются прямыми потомками сарматов. 2 На языках иранской языковой группы в древности говорили многие племена и народы: сармато-аланы, древние персы, среднеазиатские народности — парфяне, согдийцы, хорезмийцы, саки, массагеты и др. В настоящее время ираноязычными являются народы, живущие главным образом в Азии (Иран и др.) К иранской группе относятся также осетинский, таджикский, талышский (в Азердбайжане) и другие языки. на них свое название. Возможно также, что еще в степях в аланское племенное объединение входили и не-сарматские племена. «Рабства у них не было, — пишет в другом месте Аммиан Марцеллин, — и все они одинаково благородного происхождения. В своих повозках они кочевали со скотом по бескрайним степным просторам. Роста они были высокого, имели темнорусые волосы и голубые глаза». Во время военных походов уже в первые века нашей эры они проникали в горы Кавказа, в Закавказье, в страны Передней Азии, В 70-х годах IV века аланы были разбиты центрально-ази- атскими кочевниками гуннами. Гунны частично истребили алан, часть их увлекли с собою на запад, часть — оттеснили в горы Кавказа. Таким образом, в конце IV в. н.э. горы и предгорья Северного Кавказа от Урупа и Зеленчуков до р. Аргун в Чечено-Ингушетии были заселены аланскими племенами. Аланы жили на Северном Кавказе более тысячи лет и оставили памятники материальной культуры — могильники и городища, храмы и крепости, поль- зующиеся мировой известностью. Поселившись в горах, в частности — в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, аланы встретили здесь местные племена, оби- тавшие в этих районах еще с эпохи бронзы — носителей кобанской и прикубанской культуры, о которых мы говорили выше. Аланы не истребили местное население, а слились с ним, что и отразилось в их материальной и духовной культуре и в физическом типе. По словам П.Г.Акритаса, это слияние произошло следующим образом. «Степные народы (в том числе — аланы. — ?.А), на- падая на оседлых горцев, устраняли их живую силу — мужчин, а детей и женщин не трогали. Последних превращали в своих жен, навязав им свой язык — язык победителей (в данном случае, иранский. — Е.А.). Дети росли, освоив также язык победителей и себя считали частью народа-победителя. Пришлых было в горах немного и они растворились в местном горском населении, но язык их сохранился» (Сборник «О происхождении балкарцев и карачаевцев», стр. 279). Может быть, все это происходило несколько иначе, чем пишет П.Г.Акритас. Аланы вряд ли уничтожили всех горских мужчин и захватили себе в жены всех горских женщин — как показывает анализ письменных источников и археологических памятников, очень многие горские племена продолжали жить среди алан, так же как жили и до их прихода. Но многое в словах П.ПАкритаса действительно справедливо. , Судя по всем данным, иранский язык пришельцев и в Карачае, и в Балкарии нашел широкое распространение. Так, В.И.Абаев установил в карачаевском и балкарском языках значительное ко- личество слов аланского происхождения. В названиях рек, ущелий, ю селений, местностей Карачая и Балкарии отчетливо виден аланский язык. Более 200 лексических осетино-балкарско-карачаевских схож- дений называет в своих работах В.И.Абаев, причем убедительно доказывает, что эти схождения возникли не в недавнее время, а в средние века, в аланский период. В верховьях Большого Зеленчука найдена так называемая Зе- ленчукская плита, на которой сделана ираноязычная надпись гре- ческими буквами, объясняемая из алано-осетинского языка (дигорский диалект). Таким образом, факт распространения аланского языка в I тыс. н.э. в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии не вызывает сомнения. Справедливо и то, что аланы не были многочисленными, осо- бенно, если говорить о западной Алании, то есть территории нашей области. Это подтверждается данными археологии. Аланы, как доказано многими исследователями, в частности В.А.Кузнецовым, хоронили своих покойников в так называемых катакомбах, то есть в подземных камерах. Обычно в плане ка- такомбы были овальные и имели сводчатый «потолок». Но встре- чались также круглые или прямоугольные в плане катакомбы, последние — с двухскатным «потолком». К катакомбе вел ход — дромос. Но таких камер-катакомб в нашей области известно сравни- тельно немного — они имеются в верховьях реки Байтал-Чапкан (на склоне горы Эльбурган), недалеко от Хумарского городища, в балках Шубшурук, Кубрань, Токмак-Кая, Инал и в других местах (исследования Т.М.Минаевой), а также в районе аула Уч- кекен, в частности — на Рим-Горе. Катакомбные могильники со- средоточены главным образом на северных склонах Центрального Кавказа (Северная Осетия). Большая же часть средневековых погребений Карачаево-Чер- кесии не имеет ничего общего с катакомбами — это каменные ящики, подземные и надземные склепы, грунтовые могилы, по- крытые каменными плитами. Все это — глубоко, местные погре- бальные сооружения, свойственные еще племенам кобанской и прикубанской культуры. Среди средневековых могильников Карачаево-Черкесии мы встречаем и такие, которые по устройству надмогильных сооружений очень сходны с могилами кобанского времени — Кызыл-Калин- скими и другими. Таким образом, и в аланское время какая-то часть населения сохранила обычай отмечать на поверхности земли место погребения выкладкой из крупных камней — прямоугольной, овальной или круглой в плане (могильники в урочище Куутум в Уллу-Камском ущелье, у аула Кубина и в других местах). Подобные погребения исследованы нами у аула Кызыл-Кала (экспедиция КЧНИИ I960 г., о которой шла речь выше). 11 Этот могильник расположен с западной стороны скалы, на которой находится башня Гошаях-Кала, несколько южнее могиль- ника VI в. до н.э., о которой мы уже писали. На холме, Среди густой и высокой травы отчетливо видны прямоугольные выкладки из камней, совершенно похожие на те, которые мы находили на могильнике VI в. (ср. табл. 1 — кобанская и табл. 4 — аланского времени, мог. 2). Однако как показали дальнейшие, более тщательные исследо- вания, этот могильник возник по крайней мере на тысячу лет позже, чем первый. Прямоугольные кладки из камней были ориентированы с Ю на С и имели довольно значительные размеры (4 х 3 м). Под слоем дерна и чернозема находилась продолговатая могила, стенки которой были образованы мощными плитами, стоящими на ребре. Дно могилы находилось на глубине 1,20—1,30 м от поверхности земли. Костяки лежали вытянуто, головой на север. Вещи — обломки глиняных кувшинов из темно-серой глины с лощением, стеклянные бусы и др. — относятся к V—VII вв. н.э. В Балкарии, на Донгатском могильнике, как мы уже говорили, также были обнаружены погребения аланского времени (поздне- аланского этапа — IX—XI вв.), также отмеченные на поверхности прямоугольными и овальными выкладками из камней (табл. 5, 6, 7). Таким образом, и в аланское время очень хорошо видна пре- емственность в устройстве надмогильных сооружений. В аланское время в Карачае и в Балкарии население продолжает пользоваться глиняной посудой и металлическими вещами, форма которых ведет свое происхождение от кобанских прототипов — об этом мы уже говорили. Таким образом, и в средние века в Карачае и в Балкарии, среди алан, хоронивших своих покойников в катакомбах, жили и не-аланские племена — потомки древних кобанцев, которые со- хранили свои древние погребальные обычаи и древние традиции в материальной культуре. Вообще население Алании состояло не из одних алан — как показал В.А.Кузнецов, оно было многоплеменным. Поэтому, го- воря об аланской культуре, мы имеем в виду аланскую культуру в широком понимании этого слова, то есть говорим не только о культуре самих алан, но о и культуре всего многоплеменного населения Алании эпохи раннего средневековья (IV— XIII вв. н.э.). В XIII веке значительная часть алан из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии была вытеснена монгольскими завоевателями на восток, в горы Северной Осетии, где они и положили начало современным осетинам. Остатки алан сохранились лишь в высо- когорных районах Карачая и Балкарии, где они продолжали жить с потомками древних кобанцев. 12 Однако после ухода основной массы алан из этих мест, названия «Алания» и «Асия», «аланы» и «асы» — сохранились за территорией Карачая и Балкарии и за ее позднейшим населением. Так, Аланией Карачай назван на карте итальянского автора XVII века Ламберти. Грузинский историк и географ XVIII века Вахушти поместил Аланию к западу от Сванетии. Там же помещена Алания на карте «грузинских царств Кахетии и Карталинии», составленной в начале XVIII в. генеральным штабом. Название «аланы» сохранялось за карачаевцами еще дольше. Так, путешественники конца XVIII и начала XIX в. Потоцкий и Клапрот, говоря об аланах, подразумевают карачаевцев. Минг- рельцы до сих пор называют карачаевцев аланами. Слово «алан» как обращение друг к другу сохранилось у карачаевцев до насто- ящего времени. Другое название алан — асы — закрепилось за балкарцами (1.) До недавнего времени восточная часть Балкарии называлась «Ба- сиани». Область «Басиани» русские и грузинские источники конца XVIII начала XIX в. совершенно определенно связывают с верхним течением р. Черек и прилегающими районами. Как установил Л.И.Лавров, под басианами русских и грузинских источников под- разумеваются балкарцы, а В.А.Кузнецов справедливо полагает, что термин «басиани» является не чем иным, как грузинской передачей наименования «Асия». От грузин это название попало в русские источники.В материальной и духовной культуре карачаевцев и балкарцев прослеживаются элементы аланской культуры — в сходных фор- мах некоторых вещей — украшений, предметов быта, орудий труда1; в орнаменте, в некоторых мотивах нартского эпоса и др. О наличии аланского (ираноязычного) слоя в языке карачаевцев и балкарцев мы уже говорили. Все это свидетельствует о том, что аланы, которые после монгольского нашествия не ушли в Осетию, а остались в горах Карачая и Балкарии, вместе с другими племенами приняли участие в формировании карачаево-балкар- ской народности. 1 Как указывает В.А.Кузнецов название кавказского народа тулас или таулас, приводимое арабским автором X в. ибн-Дастом, следует понимать как «горцы ас», так как «таули» означает «горцы». Здесь интересно не только то, что прослеживается термин «ас», но и то, что термин «таули», «таулу», являющийся самоназванием балкарцев, встречается уже в источниках X века. В начале 60-х годов была высказана точка зрения, что аланы — тюркоязычный народ. См. «Ленинни Байрагьы», 20 и 21 апреля 1963 г. № 79 и 80; статьи «Аланла, Алания?» (У.Алиева, М.Хабичева, А.Баучиева, К.Лайпанова и Ш.Акбаева). С этой точкой зрения можно согласиться, если ее понимать так, что в средние века на определенной территории, в частности Верховьях Кубани, жила какая-то группа населения, говорившая по-тюркски и называвшаяся аланами. Такая этническая группа могла образоваться в VIII—IX вв. в результате смешения живших здесь ранее ираноязычных алан и пришлых тюркоязычных болгар. Эта группа занимала горные районы Карачая и Балкарии. На остальной территории Алании продолжали жить ираноязычные племена, часть которых явилась предками осетин. Назвать всех алан «тюрками», причем алан с самого момента их зарождения было бы неправильно — это противоречит всем имеющимся данным письменных и лингвистических источников и археологическим материалам, показывающим, что аланы с самого начала их существования являются прямыми потомками ираноязычных сарматов. Аланы унаследовали у сарматов и язык и материальную и духовную культуру. И только лишь потом, в средние века, какая-то часть аланов (далеко не все!) приняла тюркский язык. Поэтому нельзя без всяких оговорок ставить знак равенства между терминами «аланы» и «тюрки». Комментарий от автора сайта Салпагарова А: Напоминаю Книга археолога Алексеевой Е.П. хотя и переиздана в 1993г "Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа", но написана в начале 60г. Что подтверждается библиографией этой монографии. В библиографии, приведенной Алексеевой Е.П. нет научных трудов изданных позже 1963г. Это годы пока ещё безраздельного господства мнения осетинского историка Абаева об ираноязычности алан. Поэтому Алексеева осторожно оговаривается: "...группа населения, говорившая по-тюркски и называвшаяся аланами....Эта группа занимала горные районы Карачая и Балкарии. На остальной территории Алании продолжали жить ираноязычные племена, часть которых явилась предками осетин." Кстати сказать горные районы Карачая и Балкарии занимают площадь в 4 раза большую чем горная часть Осетии. Не каждый ученый готов сразу рушить казалось бы устоявшиеся научные мнения, как это сделал например Л. Гумилёв. Отсидевший 6 лет за свои открытия в истории древнетюркских цивилизаций России, первым открыто сказавший правду о взаимоотношениях тюрок и славян, о истории евразийского пространства с 3 века до нашей эры до 18 века н.э. Для нас важно другое, что русская женщина археолог- доктор наук Алексеева Е.П. на основании археологических изысканий установила: 1. факт сохраняющейся идентичности захоронений и материальной культуры алан и карачайбалкарцев. см. таблицы в главе 3, то есть саму идентичность алан и карачайбалкарцев 2.карачаевцы и балкарцы являются единым аланским народом, с одинаковой этнической идентификацией т.е. с единым языком и единой духовно-материальной культурой. Продолжение можно скачать по ссылке : http://www.elbrusoid.org/upload/iblock/8fc/karacay-balkar-drev-narod_turklib.pdf
ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕМЫ
:ELENA AZRETOVNA ATABIEVA
Краткий комментарий от автора сайта Салпагарова А:
Напоминаю Книга археолога Алексеевой Е.П. хотя и переиздана в 1993г "Карачаевцы и балкарцы древний
народ Кавказа", но написана в начале 60г. Что подтверждается библиографией этой монографии. В
библиографии, приведенной Алексеевой Е.П. нет научных трудов изданных позже 1963г. (см.
библиографию)
Это годы пока ещё безраздельного господства мнения осетинского историка Абаева об ираноязычности
алан. Поэтому Алексеева осторожно оговаривается: "...группа населения, говорившая по-тюркски и
называвшаяся аланами....Эта группа занимала горные районы Карачая и Балкарии. На остальной территории
Алании продолжали жить ираноязычные племена, часть которых явилась предками осетин." Кстати сказать
горные районы Карачая и Балкарии занимают площадь в 4 раза большую чем горная часть Осетии.
Не каждый ученый готов сразу рушить казалось бы устоявшиеся научные мнения, как это сделал например
Л. Гумилёв. Отсидевший 6 лет за свои открытия в истории древнетюркских цивилизаций России, первым
открыто сказавший правду о взаимоотношениях тюрок и славян, о истории евразийского пространства с 3
века до нашей эры до 18 века н. э.
Для нас важно другое, что русская женщина археолог - доктор наук Алексеева Е.П. на основании
археологических изысканий на территории современных Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии ещё в
начале 60 годов установила:
1. факт идентичности захоронений и материальной культуры алан и карачайбалкарцев. (см.
таблицы и читай книгу), то есть саму идентичность алан и карачайбалкарцев
2.что, карачаевцы и балкарцы являются единым аланским народом, с одинаковой этнической
идентификацией т.е. с единым языком и единой духовно-материальной культурой. Что и вынесен в
заголовок книги Алексеевой.
Е.П. Алексеева "Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа"
ВВЕДЕНИЕ
Каждый народ интересуется своей историей и особенно своим
происхождением. Карачаевцы и балкарцы сложили много легенд
о своих родоначальниках. Эти легенды и предания передавались
из поколения в поколение.
Ученых уже давно волнует вопрос этногенеза карачаевцев и бал-
карцев. Высказывались самые различные точки зрения, иногда со-
вершенно неожиданные. Предками карачаевцев и балкарцев называли
гуннов, славян, кабардинцев, ногайцев, турок, крымских татар, алан.
Но большинство этих точек зрения были основаны на пред-
положениях, не имевших научной основы. Некоторые исследова-
тели, основываясь на данных языка и скудных письменных
источников, только приступали к решению этой сложной проблемы.
На научную основу вопрос о происхождении карачаевцев и
балкарцев был поставлен только в конце 50-х годов. В этом от-
ношении определенный интерес представляют работы Л.ИЛаврова
и Х.О.Лайпанова(1.)
Важнейшее значение для интересующей нас проблемы имела
научная сессия в Нальчике (июль 1959 г.), специально посвященная
вопросам происхождения карачаевцев и балкарцев (2.)
1 Названия статей Л.И.Лаврова и Х.О.Лайпанова, а также других авторов,
которые так или иначе касались этой проблемы, даны нами в списке литературы
и источников, помещенном в конце настоящей работы.
2 Сборник «О происхождении балкарцев и карачаевцев. Материалы научной
сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. 22-26
июля 1959 г.». Нальчик, 1960, с. 6, выступление Х.Г.Берикетова.
В работе сессии приняли участие ученые многих областей и республик, причем
самых различных специальностей — историки, этнографы, антро-
пологи, специалисты по языку и фольклору. Было сделано много
интересных докладов и сообщений. Участники сессии пришли к
выводу что карачаево-балкарская народность образовалась в ре-
зультате смешения северо-кавказских племен с пришлыми ирано-
язычными и тюркоязычными племенами. Гипотезы о монгольском,
турецком, крымском происхождении были начисто отвергнуты.
Сессия наметила реальные пути для дальнейшей разработки про-
блемы карачаево-балкарского этногенеза. Она положила начало пло-
дотворной научной работе ученых самых разных специальностей —
историков, языковедов, антропологов, этнографов, археологов.
Если раньше археологи этим вопросом совершенно не занима-
лись, то теперь ведутся широкие археологические исследования,
одной из главных задач которых является решение проблемы про-
исхождения народов, в том числе карачаевцев и балкарцев.
Конечно, в ранней истории Карачаево-Черкесии есть много
белых пятен. Неравномерно исследованы хронологические пери-
оды, например, каменного века и энеолита, недостаточное вни-
мание уделяется и позднесредневековым объектам. Если адыгских
курганов XIV—XVII вв. раскопано довольно много, то позднес-
редневековые памятники других народов еще ждут исследования.
А ведь многие загадки этого периода истории народов Карача-
ево-Черкесии помогут разгадать только археологические мате-
риалы ^иноземных позднесредневековых письменных источников,
касающихся карачаевцев, черкесов, абазин и ногайцев, прожи-
вающих в Верховьях Кубани и Зеленчуков, известно не так уж
много.
С 1958 г. в этом направлении ведут свои исследования архе-
ологические экспедиции Карачаево-Черкесского научно-исследова-
тельского института. Изучая археологические материалы, мы
пришли к выводу, что предками карачаевцев и балкарцев являются:
1. Горцы, носители местной так называемой «кобанской» культуры
эпохи бронзы. 2. Аланы и племена, проживавшие в Алании в
эпоху раннего средневековья. 3. Болгары. 4. Кипчаки.
Соответственно по этим разделам и построена настоящая работа,
являющаяся некоторым итогом наших археологических исследова-
ний по вопросам происхождения карачаевцев и балкарцев.
Нами привлечен также материал, добытый другими археологами
(Т.М.Минаевой, В.А.Кузнецовым, П.ГАкритас, Г.И.Ионе, А.П.Ру-
ничем, Н.Н.Михайловым), соответствующая литература и источ-
ники (список см. в конце работы), а также материалы музеев —
местных и центральных (Государственного Исторического музея в
Москве и Музея этнографии в С.-Петербургб).
Мы сознаем, что пока еще только положено начало изучению
вопроса происхождения карачаевцев и балкарцев по данным ар-
хеологии. В дальнейшем археологические работы в этой области
будут значительно расширены.
В частности, экспедиция КЧНИИ совместно с экспедицией Ин-
ститута археологии РАН проводила раскопки на Хумаринском го-
родище, где обнаружены тюркские надписи так называемого
рунического письма. «Руна» по-русски значит «тайна», и разные
тайны открывает земля нашим археологам. Много новых интересных
материалов сулят нам дать будущие раскопки и по поводу про-
исхождения народов нашей области, в частности карачаевцев, и
по вопросам их материальной и духовной культуры.
Историческое прошлое всегда будет интересовать народы. «.. .Се-
дая древность, — писал Ф.Энгельс, — при всех обстоятельствах
остается необычайно интересной эпохой для всех .будущих поко-
лений, ибо она является основой всего позднейшего прогресса».
Глава I. ПРЕДКИ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
"Кобанцы" и Аланы
Болгары Кипчаки
Глава II КАРАЧАЕВЦЫ И БАЛКАРЦЫ
Таблицы и приложения
таблица 1-7 таблица 8-15 таблица 16-23 таблица 24-28 и приложение Библиография и
Сокращения
Глава I
ПРЕДКИ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
1. «КОБАНЦЫ»
В XII—VII вв. до н.э., около трех тысяч лет тому назад, племена,
населявшие северные склоны Центрального Кавказа, переживали
последний этап эпохи бронзы. Они достигли исключительного ма-
стерства в изготовлении бронзовых изделий. Топоры, кинжалы,
наконечники копий, серпы, украшения, отлитые ими, до сих пор
вызывают удивление и восхищение высоким качеством материала
и тщательностью отделки.
Впервые такие вещи были найдены у аула Верхний Кобан в
Северной Осетии — отсюда и вся культура была названа «Ко-
банской».
На позднем этапе Кобанской культуры (рубеж VII—VI вв.
до н.э.) появляется железо.
К западу от кобанцев, на Северо-западном Кавказе обитали
племена так называемой Прикубанской культуры, одновременно
Кобанской.
Племена Прикубанской культуры, по мнению многих ученых,
являются предками адыгов-черкесов.
А кто же такие были кобанцы, жившие в горах и предгорьях
Карачаево-Черкесии?
Найти ответ на этот вопрос было чрезвычайно трудно, так
как письменных сведений об этих племенах не имеется. И все-таки
нам удалось приоткрыть плотную завесу прошлого, удалось найти
нить к решению этого вопроса.
Помогли нам исследования археологических памятников, рас-
положенных в окрестностях аула Кызыл-Кала в верховьях реки
Джегуты (экспедиция КЧНИИ, 1960 год).
В двух километрах к югу от аула, на высоком скалистом мысу
горного плато высится башня, построенная около 500 лет тому
назад, называемая местным карачаевским населением Гошаях-Кала.
Это название встречается уже в источниках начала XIX века.
Ногайцы называют эту башню Джегута-Кестяне, а черкесы —
Асхак или Кесхак. С башней связано много красивых легенд о
княгине, живущей в ней, о подвесном мосте, перекинутом к башне
через ущелье, и др.
Но нас заинтересовали другие памятники, расположенные у
подножия скалы, на которой высится башня. Местные жители
говорили, что с восточной и западной стороны скалы находили
цветные бусы, обломки железных и бронзовых предметов, гли-
няных сосудов.
Когда мы осматривали холм с западной стороны скалы, то
обратили внимание на выкладки из крупных камней — прямо-
угольные, квадратные, реже — овальные в плане, напоминающие
фундаменты разрушенных домов. Размеры их различные — от
5 х 5 м до 1,5 х 1 м. Ориентированы кладки с востока на запад,
реже — с юга на север.
Но когда мы стали раскапывать эти кладки, то обнаружили,
что это вовсе не фундаменты домов, а древние могилы.
И хотя все могилы были ограблены еще в древности, на нашу
долю осталось много интересного.
Выкладки внутри были заполнены мелкими или крупными кам- •
нями, обнаруженными сразу после снятия дерна (табл. 1.). Толщина
слоя камней — до полуметра. Глубина могил небольшая — 0,60—
0,80 м. На дне могил в беспорядке лежали обломки человеческих
костей — взрослых и детей, кости коня, главным образом его
зубы, и различные предметы.
Очевидно, каждая такая могила являлась коллективным захо-
ронением группы родственников, причем вместе с погребенными
клали голову коня.
Пищу и питье погребенным помещали в мисочки и кувшинчики,
обломки которых были найдены в большом количестве. Сосуды —
лепные, из серой и коричневой глины, иногда украшенные налепами
в виде овальных в плане шишечек, на бортиках — врезанные |
косые линии, иногда образующие «елочку». Любопытно, что в 1
некоторых случаях среди обломков мисочек найдены раковины 1
каури (кипрэа монета) со срезанной спинкой средиземноморского
происхождения. Эти раковины употреблялись у некоторых народов
вместо денег (табл. 2, рис. 2). Железные предметы. Принадлеж-
ности конской упряжи — трехпетельные трензеля — псалии и
кольчатые удила. Ножи — бритвы. Трехперые втульчатые нако-
нечники стрел. Булавки в виде стерженька с овальным расширением,
в котором пробито круглое отверстие. Бронзовые наконечники
стрел — втульчатые листовидные двухлопастные, трехлопастные
и трехгранные, часто с острым шипом на втулке. Бусы из пасты
кремовые с белыми разводами.
Очень хороши украшения, отлитые из бронзы — бусы в виде
вазочек, иногда — ажурные, головки баранов и медведей, слу-
жившие амулетами скотоводов и охотников.
В могиле 2 в северо-западном углу под камнем найден тайник;
в нем — 37 бронзовых наконечников стрел, 18 железных, несколько
крупных бронзовых бус, бронзовая головка барана, две бронзовые
головки медведей и другие предметы.
Вещи, найденные в Кызыл-Калинском могильнике, изображены
на табл. 2 и 3.
Наконечники стрел и другие предметы из этого могильника
относятся к VI в. до н.э. Украшения и глиняные сосуды — ко-
банского типа. Оружие и принадлежности конской упряжи — по-
добные скифским. Как известно, в середине I тыс. до н.э. в
предгорные районы Северного Кавказа стали проникать степные
кочевники — скифы. Местное население приняло на вооружение
скифское оружие, так как оно отличалось высокими боевыми ка-
чествами.
Кроме Кызыл-Калинского могильника подобные же погребения
известны и в других местах Карачаево-Черкесии. Так, в местности
Тамгацик (в трех километрах к северу от аула Жако, на правом
берегу Малого Зеленчука) обнаружены могилы с вещами, совер-
шенно подобными Кызыл-Калинским, причем некоторые из этих
могил на поверхности были обозначены овальными, почти круглыми
выкладками из камней.
Погребения кобанского и поздне-кобанского времени, обозна-
ченные на поверхности земли прямоугольными выкладками из кам-
ней, известны и в Кабардино-Балкарии.
Такие захоронения были исследованы нами на горе Донгат у
аула Верхний Чегем в Балкарии (объединенная экспедиция КБНИИ
и КЧНИИ, 1959 г.). Размеры выкладок различные — от неболь-
ших — 1,70 х 0,85 м до довольно значительных — 3 х 4 м.
Ориентированы выкладки (и расположенные под ними могилы) с
севера на юг, с северо-запада на юго-восток, с востока на запад,
причем последние преобладают. Глубина могил — 0,70—0,90 м.
На дне могил лежали продольно положенные доски, на которых
помещались остатки человеческих костей, а также уголь. В двух
случаях более древние могилы располагались под более поздними
(табл. 5, 6, 7).
Донгатские погребения относятся к трем эпохам — эпохе бронзы
(II тыс. до н.э.); кобанской (вернее — поздне-кобанской — рубеж
VII—VI вв. до н.э.) и поздне-аланской (IX—XI вв. н.э.).
В донгатских могилах поздне-кобанского времени, так же как
и в кызыл-калинских погребениях, найдены зубы лошади и брон-
зовые предметы — голова медведя и булавка, подобные найденным
в тайнике могилы 2 Кызыл-Калы (табл. 3, 1, 2). Обломок сосуда
с овальным налепом — такой же, как из могил Кызыл-Калы и
Тамгацика.
Наиболее типичные выкладки Донгатского могильника см. на
таблицах 5—7.
Таким образом, форма надмогильных сооружений в виде пря-
моугольных или овальных выкладок на поверхности земли, за-
полненных внутри мелким или крупным камнем, появилась в
Карачаево-Черкесии и в Кабардино-Балкарии еще в кобанскую
эпоху — в VII—VI вв. до н.э., а может быть и еще раньше —
во II тыс н.э. — если удастся точно установить, что определенная
часть догатских могил относится ко II тыс. до н.э.
Это — глубоко местная, кавказская форма надмогильного со-
оружения, которая, как мы покажем дальше, будет характерна и
для погребений аланского времени (V—XII вв. н.э.) и для кара-
чаево-балкарских захоронений XVII—XVIII вв. — ср. табл. 1 —
кобанские; 4—7 — аланского времени; 26— 28 — карачаевские
и балкарские.
Связь и преемственность археологических культур — кобанской
и аланской — наблюдается не только в устройстве могильного
сооружения, но и в инвентаре — вещи кобанского времени часто
сходны с вещами средневековой аланской эпохи. Так, в 1958 г.
экспедиция КЧНИИ проводила работы на поселении IV—V вв.
н.э. с восточной стороны аула Карт-Джурт и на Учкуланском
поселении (на левом берегу реки Хурзук, между аулами Хурзук
и Учкулан). На Учкуланском поселении обнаружены обломки гли-
няных сосудов трех эпох — кобанской, сарматской (рубеж н.э.)
и аланской. Техника изготовления разная. Кобанская керамика
более грубого дела, лепная, в основном — коричневая. Сармат-
ская — гончарная, коричневая или серая, очень хорошего качества.
Аланская — также серая, гончарная, отличной выработки.
Но форма и орнамент сосудов всех трех эпох — очень близки.
Преобладают миски с загнутыми внутрь краями и кувшины, часто
с овальными или круглыми в плане налепами на тулове. Ручки —
с продольными врезными полосками и с трапецевидной площадкой
в верхней части1.
Сходны с кобанскими и аланскими бронзовые украшения, осо-
бенно изображения зверей. Фигурки, головки, прорезные изобра-
жения баранов, быков, львов, туров и других животных — как
в кобанское, так и в аланское время. Любопытно, что эти изо-
бражения сходны не только по теме, по содержанию, но и по
манере изображения, по стилю. Интересно сравнить в этой связи
изделия кобанской эпохи (табл. 9, 2—5) с украшениями подобного
же типа аланского времени (табл. 13, 2, 4—6). Для кобанской
эпохи чрезвычайно характерны украшения с изображением оленя,
в частности — прорезные пряжки (табл. 10, 1, 2).
Отголоски подобного стиля изображений мы находим на про-
резных пряжках аланского времени, обнаруженных на Сентинской
горе (агул Нижняя Теберда), в погребениях IX—X вв. (экспедиция
КЧНИИ, 1959 г.). Пряжка изображена на табл. 13, 3. И в ко-
банскую и в аланскую эпохи изготовлялись подвески в виде ко-
лесиков (нагрудные амулеты — табл. 9, 1 — ср. табл. 13, 1) и
другие сходные по форме украшения и амулеты.
На территории Балкарии также найдены подобные по форме
вещи и в кобанских и в аланских могильниках — керамика (на-
пример, миски особых форм), бронзовые изделия — пинцеты, под-
вески в виде животных и др.
1 См. приложение 1 — в конце настоящей работы.
8
Таким образом, тесная связь, преемственность кобанской и
аланской культуры (в широком понимании этого термина) про-
слеживается совершенно отчетливо — ив форме могильного со-
оружения, и в инвентаре, в вещах.
О чем же это говорит? Ответ на этот вопрос может быть
только один — население, жившее в Карачаево-Черкесии и в Ка-
бардино-Балкарии, продолжало здесь жить и в аланскую эпоху,
в эпоху средневековья, о которой мы будем говорить в следующем
разделе.
Связь кобанского периода с последующими эпохами просле-
живается не только на археологическом материале.
По своему физическому типу карачаевцы и балкарцы принад-
лежат к кавкасионскому варианту европеоидной расы, то есть к
числу горцев, населяющих наиболее высокогорные районы, где и
господствовала кобанская культура.
В языке карачаевцев и балкарцев В.И.Абаев проследил самый
древний пласт — следы языка, на котором говорили племена,
носители кобанской культуры.
В духовной культуре — в фольклоре, эпосе — также много
общекавказских черт, восходящих к кобанской эпохе (например,
культ бога охоты Апсаты и др.).
Кобанские мотивы прослеживаются и в орнаментальном искус-
стве карачаевцев и балкарцев, о чем пойдет речь и ниже.
2. АЛАНЫ
Аланы, или как их иначе называют — асы — на рубеже нашей
эры возглавили союзы кочевников-сарматов, населявших степи По-
волжья, Предкавказья, Приуралья, а также Восточное Прикаспие
до Аральского моря (1.) Скорее всего, среди сармато-аланского на-
селения были тюркоязычные и ираноязычные племена (2.)
Римский автор IV в. н.э. Аммиан Марцеллин писал об аланах,
что они подчинили себе все (сарматские) племена и распространили
1 Письменные источники и данные археологии говорят о преемственности
сарматов и алан — это видно в таких названиях, как роксоланы, аланорсы (аорсы —
сарматское племя), в одинаковом обряде захоронения (катакомбном), в одинаковых
формах оружия, украшений и т.д. Аланы являются прямыми потомками сарматов.
2 На языках иранской языковой группы в древности говорили многие племена
и народы: сармато-аланы, древние персы, среднеазиатские народности — парфяне,
согдийцы, хорезмийцы, саки, массагеты и др.
В настоящее время ираноязычными являются народы, живущие главным образом
в Азии (Иран и др.)
К иранской группе относятся также осетинский, таджикский, талышский (в
Азердбайжане) и другие языки.
на них свое название. Возможно также, что еще в степях в аланское
племенное объединение входили и не-сарматские племена.
«Рабства у них не было, — пишет в другом месте Аммиан
Марцеллин, — и все они одинаково благородного происхождения.
В своих повозках они кочевали со скотом по бескрайним степным
просторам. Роста они были высокого, имели темнорусые волосы
и голубые глаза».
Во время военных походов уже в первые века нашей эры они
проникали в горы Кавказа, в Закавказье, в страны Передней Азии,
В 70-х годах IV века аланы были разбиты центрально-ази-
атскими кочевниками гуннами. Гунны частично истребили алан,
часть их увлекли с собою на запад, часть — оттеснили в горы
Кавказа.
Таким образом, в конце IV в. н.э. горы и предгорья Северного
Кавказа от Урупа и Зеленчуков до р. Аргун в Чечено-Ингушетии
были заселены аланскими племенами. Аланы жили на Северном
Кавказе более тысячи лет и оставили памятники материальной
культуры — могильники и городища, храмы и крепости, поль-
зующиеся мировой известностью.
Поселившись в горах, в частности — в Карачаево-Черкесии и
Кабардино-Балкарии, аланы встретили здесь местные племена, оби-
тавшие в этих районах еще с эпохи бронзы — носителей кобанской
и прикубанской культуры, о которых мы говорили выше.
Аланы не истребили местное население, а слились с ним,
что и отразилось в их материальной и духовной культуре и в
физическом типе.
По словам П.Г.Акритаса, это слияние произошло следующим
образом. «Степные народы (в том числе — аланы. — ?.А), на-
падая на оседлых горцев, устраняли их живую силу — мужчин,
а детей и женщин не трогали. Последних превращали в своих
жен, навязав им свой язык — язык победителей (в данном случае,
иранский. — Е.А.). Дети росли, освоив также язык победителей
и себя считали частью народа-победителя. Пришлых было в горах
немного и они растворились в местном горском населении, но
язык их сохранился» (Сборник «О происхождении балкарцев и
карачаевцев», стр. 279).
Может быть, все это происходило несколько иначе, чем пишет
П.Г.Акритас. Аланы вряд ли уничтожили всех горских мужчин и
захватили себе в жены всех горских женщин — как показывает
анализ письменных источников и археологических памятников,
очень многие горские племена продолжали жить среди алан, так
же как жили и до их прихода. Но многое в словах П.ПАкритаса
действительно справедливо. ,
Судя по всем данным, иранский язык пришельцев и в Карачае,
и в Балкарии нашел широкое распространение. Так, В.И.Абаев
установил в карачаевском и балкарском языках значительное ко-
личество слов аланского происхождения. В названиях рек, ущелий,
ю
селений, местностей Карачая и Балкарии отчетливо виден аланский
язык. Более 200 лексических осетино-балкарско-карачаевских схож-
дений называет в своих работах В.И.Абаев, причем убедительно
доказывает, что эти схождения возникли не в недавнее время, а
в средние века, в аланский период.
В верховьях Большого Зеленчука найдена так называемая Зе-
ленчукская плита, на которой сделана ираноязычная надпись гре-
ческими буквами, объясняемая из алано-осетинского языка
(дигорский диалект).
Таким образом, факт распространения аланского языка в I тыс.
н.э. в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии не вызывает
сомнения.
Справедливо и то, что аланы не были многочисленными, осо-
бенно, если говорить о западной Алании, то есть территории нашей
области. Это подтверждается данными археологии.
Аланы, как доказано многими исследователями, в частности
В.А.Кузнецовым, хоронили своих покойников в так называемых
катакомбах, то есть в подземных камерах. Обычно в плане ка-
такомбы были овальные и имели сводчатый «потолок». Но встре-
чались также круглые или прямоугольные в плане катакомбы,
последние — с двухскатным «потолком». К катакомбе вел ход —
дромос.
Но таких камер-катакомб в нашей области известно сравни-
тельно немного — они имеются в верховьях реки Байтал-Чапкан
(на склоне горы Эльбурган), недалеко от Хумарского городища,
в балках Шубшурук, Кубрань, Токмак-Кая, Инал и в других
местах (исследования Т.М.Минаевой), а также в районе аула Уч-
кекен, в частности — на Рим-Горе. Катакомбные могильники со-
средоточены главным образом на северных склонах Центрального
Кавказа (Северная Осетия).
Большая же часть средневековых погребений Карачаево-Чер-
кесии не имеет ничего общего с катакомбами — это каменные
ящики, подземные и надземные склепы, грунтовые могилы, по-
крытые каменными плитами. Все это — глубоко, местные погре-
бальные сооружения, свойственные еще племенам кобанской и
прикубанской культуры.
Среди средневековых могильников Карачаево-Черкесии мы
встречаем и такие, которые по устройству надмогильных сооружений
очень сходны с могилами кобанского времени — Кызыл-Калин-
скими и другими.
Таким образом, и в аланское время какая-то часть населения
сохранила обычай отмечать на поверхности земли место погребения
выкладкой из крупных камней — прямоугольной, овальной или
круглой в плане (могильники в урочище Куутум в Уллу-Камском
ущелье, у аула Кубина и в других местах).
Подобные погребения исследованы нами у аула Кызыл-Кала
(экспедиция КЧНИИ I960 г., о которой шла речь выше).
11
Этот могильник расположен с западной стороны скалы, на
которой находится башня Гошаях-Кала, несколько южнее могиль-
ника VI в. до н.э., о которой мы уже писали.
На холме, Среди густой и высокой травы отчетливо видны
прямоугольные выкладки из камней, совершенно похожие на те,
которые мы находили на могильнике VI в. (ср. табл. 1 — кобанская
и табл. 4 — аланского времени, мог. 2).
Однако как показали дальнейшие, более тщательные исследо-
вания, этот могильник возник по крайней мере на тысячу лет
позже, чем первый.
Прямоугольные кладки из камней были ориентированы с Ю
на С и имели довольно значительные размеры (4 х 3 м). Под
слоем дерна и чернозема находилась продолговатая могила, стенки
которой были образованы мощными плитами, стоящими на ребре.
Дно могилы находилось на глубине 1,20—1,30 м от поверхности
земли. Костяки лежали вытянуто, головой на север.
Вещи — обломки глиняных кувшинов из темно-серой глины
с лощением, стеклянные бусы и др. — относятся к V—VII вв. н.э.
В Балкарии, на Донгатском могильнике, как мы уже говорили,
также были обнаружены погребения аланского времени (поздне-
аланского этапа — IX—XI вв.), также отмеченные на поверхности
прямоугольными и овальными выкладками из камней (табл. 5,
6, 7).
Таким образом, и в аланское время очень хорошо видна пре-
емственность в устройстве надмогильных сооружений.
В аланское время в Карачае и в Балкарии население продолжает
пользоваться глиняной посудой и металлическими вещами, форма
которых ведет свое происхождение от кобанских прототипов —
об этом мы уже говорили.
Таким образом, и в средние века в Карачае и в Балкарии,
среди алан, хоронивших своих покойников в катакомбах, жили и
не-аланские племена — потомки древних кобанцев, которые со-
хранили свои древние погребальные обычаи и древние традиции
в материальной культуре.
Вообще население Алании состояло не из одних алан — как
показал В.А.Кузнецов, оно было многоплеменным. Поэтому, го-
воря об аланской культуре, мы имеем в виду аланскую культуру
в широком понимании этого слова, то есть говорим не только
о культуре самих алан, но о и культуре всего многоплеменного
населения Алании эпохи раннего средневековья (IV—
XIII вв. н.э.).
В XIII веке значительная часть алан из Карачаево-Черкесии
и Кабардино-Балкарии была вытеснена монгольскими завоевателями
на восток, в горы Северной Осетии, где они и положили начало
современным осетинам. Остатки алан сохранились лишь в высо-
когорных районах Карачая и Балкарии, где они продолжали жить
с потомками древних кобанцев.
12
Однако после ухода основной массы алан из этих мест, названия
«Алания» и «Асия», «аланы» и «асы» — сохранились за территорией
Карачая и Балкарии и за ее позднейшим населением.
Так, Аланией Карачай назван на карте итальянского автора
XVII века Ламберти. Грузинский историк и географ XVIII века
Вахушти поместил Аланию к западу от Сванетии. Там же помещена
Алания на карте «грузинских царств Кахетии и Карталинии»,
составленной в начале XVIII в. генеральным штабом.
Название «аланы» сохранялось за карачаевцами еще дольше.
Так, путешественники конца XVIII и начала XIX в. Потоцкий и
Клапрот, говоря об аланах, подразумевают карачаевцев. Минг-
рельцы до сих пор называют карачаевцев аланами. Слово «алан»
как обращение друг к другу сохранилось у карачаевцев до насто-
ящего времени.
Другое название алан — асы — закрепилось за балкарцами (1.)
До недавнего времени восточная часть Балкарии называлась «Ба-
сиани». Область «Басиани» русские и грузинские источники конца
XVIII начала XIX в. совершенно определенно связывают с верхним
течением р. Черек и прилегающими районами. Как установил
Л.И.Лавров, под басианами русских и грузинских источников под-
разумеваются балкарцы, а В.А.Кузнецов справедливо полагает, что
термин «басиани» является не чем иным, как грузинской передачей
наименования «Асия». От грузин это название попало в русские
источники.В материальной и духовной культуре карачаевцев и балкарцев
прослеживаются элементы аланской культуры — в сходных фор-
мах некоторых вещей — украшений, предметов быта, орудий
труда1; в орнаменте, в некоторых мотивах нартского эпоса и др.
О наличии аланского (ираноязычного) слоя в языке карачаевцев
и балкарцев мы уже говорили. Все это свидетельствует о том,
что аланы, которые после монгольского нашествия не ушли в
Осетию, а остались в горах Карачая и Балкарии, вместе с другими
племенами приняли участие в формировании карачаево-балкар-
ской народности.
1 Как указывает В.А.Кузнецов название кавказского народа тулас или таулас,
приводимое арабским автором X в. ибн-Дастом, следует понимать как «горцы ас»,
так как «таули» означает «горцы». Здесь интересно не только то, что прослеживается
термин «ас», но и то, что термин «таули», «таулу», являющийся самоназванием
балкарцев, встречается уже в источниках X века.
В начале 60-х годов была высказана точка зрения, что аланы — тюркоязычный
народ. См. «Ленинни Байрагьы», 20 и 21 апреля 1963 г. № 79 и 80; статьи
«Аланла, Алания?» (У.Алиева, М.Хабичева, А.Баучиева, К.Лайпанова и
Ш.Акбаева).
С этой точкой зрения можно согласиться, если ее понимать так, что в средние
века на определенной территории, в частности Верховьях Кубани, жила какая-то
группа населения, говорившая по-тюркски и называвшаяся аланами. Такая
этническая группа могла образоваться в VIII—IX вв. в результате смешения живших
здесь ранее ираноязычных алан и пришлых тюркоязычных болгар.
Эта группа занимала горные районы Карачая и Балкарии. На остальной
территории Алании продолжали жить ираноязычные племена, часть которых явилась
предками осетин.
Назвать всех алан «тюрками», причем алан с самого момента их зарождения
было бы неправильно — это противоречит всем имеющимся данным письменных
и лингвистических источников и археологическим материалам, показывающим, что
аланы с самого начала их существования являются прямыми потомками
ираноязычных сарматов.
Аланы унаследовали у сарматов и язык и материальную и духовную культуру.
И только лишь потом, в средние века, какая-то часть аланов (далеко не все!)
приняла тюркский язык.
Поэтому нельзя без всяких оговорок ставить знак равенства между терминами
«аланы» и «тюрки».
Комментарий от автора сайта Салпагарова А:
Напоминаю Книга археолога Алексеевой Е.П. хотя и переиздана в 1993г "Карачаевцы и балкарцы
древний народ Кавказа", но написана в начале 60г. Что подтверждается библиографией этой
монографии. В библиографии, приведенной Алексеевой Е.П. нет научных трудов изданных позже 1963г.
Это годы пока ещё безраздельного господства мнения осетинского историка Абаева об
ираноязычности алан. Поэтому Алексеева осторожно оговаривается: "...группа населения, говорившая
по-тюркски и называвшаяся аланами....Эта группа занимала горные районы Карачая и Балкарии. На
остальной территории Алании продолжали жить ираноязычные племена, часть которых явилась
предками осетин." Кстати сказать горные районы Карачая и Балкарии занимают площадь в 4 раза
большую чем горная часть Осетии.
Не каждый ученый готов сразу рушить казалось бы устоявшиеся научные мнения, как это сделал
например Л. Гумилёв. Отсидевший 6 лет за свои открытия в истории древнетюркских цивилизаций
России, первым открыто сказавший правду о взаимоотношениях тюрок и славян, о истории
евразийского пространства с 3 века до нашей эры до 18 века н.э.
Для нас важно другое, что русская женщина археолог- доктор наук Алексеева Е.П. на основании
археологических изысканий установила:
1. факт сохраняющейся идентичности захоронений и материальной культуры алан и
карачайбалкарцев. см. таблицы в главе 3, то есть саму идентичность алан и карачайбалкарцев
2.карачаевцы и балкарцы являются единым аланским народом, с одинаковой этнической
идентификацией т.е. с единым языком и единой духовно-материальной культурой.
Продолжение можно скачать по ссылке : http://www.elbrusoid.org/upload/iblock/8fc/karacay-balkar-drev-narod_turklib.pdf