Комментарии
- 20 апр 03:05Светлана ДаниловаНесравненный Филипп Ломбард (9-й негритёнок), застреленный Верой Клейсорн. Боялся играть этот эпизод - выстрел в сердце, так как у него пошаливало сердце, а есть такие приметы, которые лучше соблюсти.
- 21 апр 11:57Валентина Дибцева
- 22 апр 02:10Светлана ДаниловаЭтот фильм вообще был каким-то роковым. Умерло семь актёров, погибших по фильму, будем говорить, запланированно, и артист, который играл лодочника, и самого режиссёра не стало, и композитора, написавшего гнетущую музыку к этому фильму, и Татьяна Друбич (вера Клеймсорн) то чуть на самом деле не удушилась, играя повесившуюся, то чуть не заморозилась, пригрывая эпизод убийства Ломбарда на берегу ноябрьского моря. У артистов примета - если играть мёртвого - к смерти, особенно если сыграть человека в гробу (один из моих любимых актёров кинематографии Игорь Озеров, сыгравший Желткова в одном из моих любимых фильмов "Гранатовый браслет" - упал на мраморной лестнице, торопясь на вечер Блока во дворце культуры в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде - удар головой, сильное сотрясение мозга и мгновенная смерь, Владимир Тихонов - сын Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова, сыгравший убитого курсанта в "Русском поле", которого хоронили в братской могиле - убитую горем мать над гробом играла его же мать Нонна Мордюкова, но чего греха таить - он пил хорошо), Наталья Варлей после того, как сыграла в "Вие" Панночку в гробу, "отмолила" себя - поставила в церки свечки после съёмок этого фильма. Есть такие приметы, которые лучше соблюсти, в частности, связанные со смертью.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
•●๑ஐღ༺༻ღ Сказочный мир кино ღ•●๑ஐღ༺༻
Александр Кайдановский. Человек с другой планеты... Которому было так трудно жить среди нас
Человек-загадка: Александр КайдановскийЛетний вечер 1979 года. Москва затихает в предчувствии ночи. По улице Воровского идёт мужчина с пронзительным взглядом. Он шагает размеренно, словно вымеряя каждый шаг. Это Александр Кайдановский - человек, только что вернувшийся со съёмок фильма, который изменит судьбу не только самого актёра, но и всего советского кино.
Что творилось в его голове в тот момент? О чём думал человек, сыгравший Сталкера? Никто не знал. Да и узнать было практически невозможно.
«Саша смог сыграть самое настоящее покаяние человека перед Богом, он исповедался в своём ничтожестве» - так говорил о нём Андрей Тарковский. Но было ли это чистой игрой? Или Кайдановский действительно нёс в себе что-то таинственное, непостижимое, что-то, что делало его больше, чем просто актёром?
Он был странником между мирами - миром кино и реальной жизни. Как Сталкер, проводник в загадочную Зону, он сам был загадкой для окружающих.
Ростов-на-Дону, 1950-е годы. Мальчишка с непокорным взглядом смотрит на мир с вызовом. Он ещё не знает, что станет известным. Не знает, что его имя будут произносить с восхищением. Пока он просто Саша - сложный, непростой подросток, который пытается найти себя.
Александр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону в семье, где творческое начало и строгая дисциплина существовали бок о бок.
Его мать, Вера Александровна Онищук, была гуманитарием, окончила Московский библиотечный институт и работала в ростовских клубах, вела театральную студию в ДК «Энергетик». Отец, Леонид Львович Кайдановский, фронтовик, служил в КГБ и был человеком технического склада ума.
А потом был развод. 1960 год. Четырнадцатилетний Александр остаётся с отцом. Не по своей воле, не по выбору сердца - просто так решили взрослые. И вскоре в его жизни появляется мачеха - Ирма Михайловна Пухальская. Появляются и сводные сёстры - две девочки, рождённые в новом браке отца.
- И тут начинается настоящая драма мальчишки, - рассказывала позже одна из подруг семьи. - Мачеха, погружённая в заботы о собственных малышках, просто не находила времени и душевных сил для угрюмого подростка. А он так в этом нуждался!
Замкнутый, молчаливый, он стал ещё больше уходить в себя. Ирма Михайловна не была злой женщиной - она просто была занята своими дочерьми. А Саша... Саша чувствовал себя лишним. Чужим. Непонятым.
Много лет спустя, уже будучи известным актёром, Кайдановский назовёт свою собаку Зиной. Просто Зина - без затей. Но для него это имя значило гораздо больше, чем могли понять окружающие. Это была дань любви и благодарности женщине, которая помогла ему не сломаться в самый трудный период жизни.
Возможно, именно в том мальчишке, который прятал свою боль за маской отчуждённости, и родился будущий Сталкер - проводник в мир, где исполняются самые сокровенные желания. Ведь чего больше всего хотел в детстве сам Александр? Возможно, просто быть услышанным, понятым, любимым...
Как это часто бывает с людьми необычной судьбы, его путь к призванию не был прямым. Строительный техникум... Разве мог кто-то представить, что этот студент однажды станет символом интеллектуального кино? Но что-то внутри него уже тогда рвалось на свободу - что-то, что не могло смириться с обыденностью.
Театральное училище в Ростове стало первым шагом к мечте. Потом был резкий поворот - Москва, Школа-студия МХАТ. И снова поворот - Щукинское училище. Словно он всё время искал что-то, чего не хватало в жизни, словно метался в поисках настоящей свободы.
- Дух свободы в «Щуке» витал, но всё равно в училище был режим идеологической блокады, - вспоминал его однокурсник Борис Галкин. - И вдруг появляется среди нас Александр. Свободный, независимый. Странный человек, на первый взгляд недоступный. Трёх слов достаточно, чтобы составить его портрет: благородство, отвага и честь.
Благородство. Отвага. Честь. Разве это не идеальное описание для человека, которому предстояло стать героем не только на экране, но и в жизни?
От шпаги до Зоны
А потом пришла известность. Пришла, как это часто бывает, неожиданно и стремительно. Гильденстерн в «Гамлете», граф Монте-Кристо...
Кайдановский с его мужественной внешностью идеально вписывался в образы шпаголюбивых героев. Но было в нём что-то большее, что-то, что выходило за рамки просто привлекательной внешности.
Это что-то заметил Андрей Тарковский, когда искал актёра на роль Сталкера. Кайдановский не был похож на других. В нём жила какая-то тайна, какое-то внутреннее напряжение, которое идеально подходило для роли проводника в мистическую Зону.
Съёмки «Сталкера» стали для него не просто работой - они изменили его жизнь. Фильм принёс ему мировую известность. Но что ещё важнее - он окончательно сформировал его как личность, как человека, который не боится идти против системы.
После «Сталкера» Кайдановский произнёс фразу, которая многое объясняет в его дальнейшей судьбе: «Я не могу сниматься у режиссёров, которые глупее меня». Сколько гордости, сколько вызова в этих словах! И сколько одиночества...
Бури личной жизни
А что за этим стояло? Что скрывалось за маской непреклонности и свободолюбия? Мог ли этот сильный мужчина любить так же сильно, как играл на экране?
История его отношений с Валентиной Малявиной похожа на грозу - яркую, опасную, непредсказуемую. Они полюбили друг друга, будучи в браке с другими людьми. Их страсть была подобна стихии - неуправляемой и разрушительной. Ссоры, примирения, попытка самоубийства...
Они хотели быть вместе, но не могли - слишком разными были, слишком яркими, слишком свободолюбивыми.
Потом была Евгения Симонова. Их роман начался на съёмках фильма «Пропавшая экспедиция». Она была молода, талантлива, влюблена в другого. Но появился он - и всё изменилось. Студентка театрального училища бросает жениха ради Кайдановского, открыто признаваясь в новой любви.
А потом пятнадцатилетняя Зоя сама позвонила отцу: «Здравствуйте, я ваша дочь». И они начали узнавать друг друга заново - отец и дочь, словно чужие люди, пытающиеся найти общий язык.
Кайдановский не умел идти на компромиссы. Не умел и не хотел. Это качество восхищало в нём многих, но оно же сделало его жизнь в официальном советском кинематографе практически невозможной.
Помните его конфликт с Никитой Михалковым на съёмках фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Конфликт, закончившийся дракой... После этого их пути разошлись - Михалков больше не приглашал Кайдановского в свои проекты.
За камерой: режиссёр Кайдановский
Когда актёрской кожи стало не хватать, он взялся за режиссуру. Его фильм «Жена керосинщика» был показан на Каннском фестивале. Фильм, снятый вопреки всему - финансированию, цензуре, моде.
В 90-е он работал над новыми проектами - «Копейка» и другие. Многие из них остались незавершёнными. Как режиссёр он так и не получил широкого признания на родине. Но он говорил то, что не говорил никто. Он видел то, что не видели другие.
Последние дни
А потом была коммунальная квартира на улице Воровского. Просторная комната с высокими потолками - мастерская, убежище, крепость. Здесь он работал над сценариями, писал, думал. Здесь он жил - свободный, независимый, верный себе до конца.
А 3 декабря 1995 года он встал, оделся, прошёлся по комнате, пожаловался на недомогание и лёг на диван. Через 15 минут приехала скорая, но было уже поздно - третий инфаркт оказался роковым.
Эхо Сталкера
Он ушёл так же, как жил - стремительно, без компромиссов, не оставив ни завещания, ни прощальных слов. Ему было всего 49 лет - столько же, сколько его родителям, когда они умерли.
Похороны прошли по православному обряду. На Кунцевском кладбище в Москве появился каменный православный крест. А в сердцах тех, кто знал его, кто любил его, кто восхищался им, осталась пустота, которую невозможно заполнить.
«Он был человеком с другой планеты», - сказал о нём Михаил Глузский. - «Страшной притягательностью обладал. Вы вглядитесь в его глаза! В тот наив, которым он был так наделён».
Человек с другой планеты... Может быть, именно поэтому ему было так трудно жить среди нас? Может быть, именно поэтому он всё время искал свою Зону - место, где исполняются самые сокровенные желания?
Что было его самым сокровенным желанием? Мы никогда не узнаем. Но мы можем вглядеться в его глаза на экране - пронзительные, загадочные, полные тайны. И, может быть, там мы найдём ответ.
Александр Кайдановский - человек, которого невозможно было понять до конца. Но невозможно и забыть.
Источник https://dzen.ru/a/Z_-14uNQNhvWYNmA