3 марта 2023 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 140 «О праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали». «В связи с исполняющимся в 2024 году 50-летием начала строительства Байкало-Амурской магистрали…» А каким документом установлено, что в 2024 году исполняется 50 лет с начала строительства БАМа? Я, например, такого документа не знаю.
Среди сотен сообщений по поводу этого Указа в Интернете были и недоумевающие, и возмущённые, но в целом «вся страна в едином порыве…»
Основание для указа нашлось, но пришлось поискать. 17 марта 1999 года Государственная Дума приняла Постановление о праздновании 25-летия со дня строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Ну, а Дума, в свою очередь, отталкивалась от Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» № 561.
Что такое БАМ?
Это железная дорога протяжённостью 4 324 километра от Тайшета до Советской Гавани.
Кто-нибудь из современников читал Постановление № 561? Если нет, давайте прочитаем вместе.
Там нет слов «начать строительство». Там написано: «Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства построить в 1974-1983 годах…»
Там же нет и слов «…железнодорожную Байкало-Амурскую магистраль протяжённостью 4 324 км от Тайшета до Советской Гавани». Там написано: «…протяжённостью 3 145 км от г. Усть-Кута (ст. Лена) до г. Комсомольска».
А это значит, что на празднование своего 50-летия с начала строительства БАМа имеет право только участок БАМа от Усть-Кута до Комсомольска. Ещё в 1986 году вышла книга «От Байкала до Амура». Автор – В. Сунгоркин. Иллюстрации Г. Павлишина. Там с самого начала была обозначена территория, о которой в книге идёт речь, то есть от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре. И строители – комсомольцы – 45 тысяч человек. Плюс специалисты и солдаты. Именно этой «комсомольской стройке», она же «новый БАМ», она же «второй этап строительства БАМа», исполнилось в 2024 году 50 лет с начала строительства. А почему в Постановлении № 561 речь идёт только об этом участке? Да потому, что слева и справа от него железная дорога уже была построена. Как давно? Уже в 1940-е годы на Восточном участке БАМа было открыто движение поездов, которое продолжается до сегодняшних дней.
Поэтому считать началом строительства БАМа 1974 год – значит заниматься фальсификацией истории БАМа.
К началу строительства БАМа (который от Тайшета до Совгавани) имеют отношение другие постановления – 1930-х годов. Я ограничусь двумя. Началом строительства БАМа (того, который от Тайшета до Совгавани) считается Постановление Совнаркома СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги» № 542 от 13 апреля 1932 г.
23 октября 1932 года вышло Постановление Совета труда и обороны о возложении на ОГПУ (впоследствии НКВД – МВД) строительства Байкало-Амурской железной дороги с использованием для этого строительства заключённых исправительно-трудовых лагерей. Управления лагерей с 1938 года находились в Комсомольске-на-Амуре. Наш город стал «столицей» Восточного БАМа.
Когда для строительства Волжской рокады потребовались рельсы, Восточный БАМ и «Малый» БАМ (Тында – Бамовская) отправили на Волжскую рокаду почти 260 километров рельсов из 978 километров общей протяжённости рокады. На одной из схем этой магистрали в Интернете есть надпись: «Волжская рокада спасла Сталинград». Этим самым строители Восточного БАМа внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне.
После небольшого перерыва к строительству БАМа вернулись в 1943 году. Война с Японией была неизбежной, но Россия не имела выхода к Тихому океану. Поэтому Государственный Комитет Обороны принял Постановление № 3407 от 21 мая 1943 года «О строительстве железнодорожной линии Комсомольск – Советская Гавань». Управление Строительства № 500 (начальник – генерал-майор инженерных войск Ф.А. Гвоздевский) было образовано в августе 1943 года. Включало три лагеря, контингент которых пополнялся беспрерывно. Этап шёл за этапом. Условия, в которых приходилось работать строителям Восточного БАМа, – это отдельный вопрос.
Работа была проделана колоссальная. «Горный характер местности определил большие объёмы земляных работ и искусственных сооружений, а необжитость района и отсутствие путей сообщения создавали огромные трудности в сооружении трассы», – писал в Справке Ф.А. Гвоздевский.
И тем не менее работы, начатые в октябре 1943 года, были закончены досрочно. Наркомморфлоту были переданы два морских причала в Ванино, а НКПС (Народному комиссариату путей сообщения. – Прим. «ДВК») – паромная железнодорожная переправа через Амур. Решена была главная задача: путь к океану был открыт! 20 июля 1945 года было открыто сквозное движение поездов.
Из Справки Гвоздевского: «Наибольшее количество перевозок было предъявлено военным командованием с началом военных действий против Японии по переброске воинских частей и грузов из г. Комсомольска-на-Амуре в порт Ванино и обратно».
Строители Восточного БАМа внесли свой вклад в победу и во Второй мировой войне.
И это ещё не всё.
В 1931 году был образован Государственный трест «Дальстрой», в том числе и «для формирования золотодобычи в верховьях Колымы». Для обслуживания работ треста «Дальстрой» был образован Северо-Восточный ИТЛ.
Ранее грузы и рабочая сила отправлялись на Колыму через Владивосток, теперь же благодаря строительству Восточного БАМа – через порт Ванино. Маршрут сократился на полторы тысячи километров Этим самым строители Восточного БАМа внесли вклад в экономику страны.
Но на доработку и завершение магистрали требовалось не менее двух лет. На октябрь 1945 года на трассе работали 124 тысячи человек. Решением Правительства Союза ССР № 11795 от 4.10.46г. и Приказа МВД № 324 от 5.10.46г. железнодорожная линия Комсомольск – Совгавань была передана в постоянную эксплуатацию.
Подведём итоги строительства первой очереди БАМа. Согласно плану, её протяжённость должна была составить 1 995 километров. К 1953 году было построено 1 704,4 километра. Если бы не смерть Сталина, план бы выполнили. Хотя ведь и от 260 километров рельсов, снятых с путей для строительства рокады, не стоит отказываться.
Достройка первой очереди и строительство второй очереди БАМа уже не были связаны с МВД СССР. Но это не значит, что строительство БАМа собирались прекратить, о чём можно было прочитать в ряде СМИ. Следующими строителями должны были стать Министерство путей сообщения и Министерство транспортного строительства, что следует из Постановления № 561.
*** Напомню: в годы войны вся страна работала на победу. Но только пяти предприятиям страны за наилучшие показатели в период Великой Отечественной войны Приказом по Министерству внутренних дел СССР от 14 мая 1946 года на постоянное хранение были вручены Красные знамёна с вручением грамот ВЦСПС. В числе этих организаций было и Строительство № 500 НКВД СССР.
За участие в строительстве БАМа были награждены 1 347 человек. А «благодарные» потомки не только памятника не поставили строителям легендарного Восточного БАМа, но и вообще выкинули из истории БАМа тысячи людей: строителей, проектировщиков, изыскателей, железнодорожников.
Если бы это сделали товарищи из западных районов страны, они могли и не знать, что происходило в 30 - 50-е годы на востоке страны. Но когда дальневосточник, комсомольчанин В.Ф. Зуев в 2024 году пишет книгу «БАМу – 50 лет», он сознательно участвует в фальсификации даты исторического объекта.
Если бы не Восточный БАМ, на строительстве Волжской рокады могли бы не успеть собрать нужного количества рельсов для спасения Сталинграда.
Если бы не Восточный БАМ, неизвестно, какую бы цену нам пришлось заплатить за войну с Японией.
Если бы не Восточный БАМ, неизвестно, на сколько лет замедлилось бы экономическое освоение Колымы и Арктики.
Несправедливость должна быть устранена. Датой начала строительства БАМа (от Тайшета до Совгавани) следует считать 13 апреля 1932 года. Следующий год – 80-летние годовщины победы в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне. Строители Восточного БАМа приближали эту победу. Они достойны увековечивания.
Полный текст статьи «Комсомольск-на-Амуре – «столица» восточного БАМа. БАМу – 92 года» с фотографиями доступен в Интернете на моём канале в Яндекс-дзен. Найти можно по названию статьи.
Марина КУЗЬМИНА. Фото из архива редакции «ДВК» и с канала в Яндекс-дзен «История Комсомольска-на-Амуре от Марины КУЗЬМИНОЙ»
ДВК-медиа - Дальневосточный Комсомольск
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ – «СТОЛИЦА» ВОСТОЧНОГО БАМА
3 марта 2023 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 140 «О праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали». «В связи с исполняющимся в 2024 году 50-летием начала строительства Байкало-Амурской магистрали…» А каким документом установлено, что в 2024 году исполняется 50 лет с начала строительства БАМа? Я, например, такого документа не знаю.Среди сотен сообщений по поводу этого Указа в Интернете были и недоумевающие, и возмущённые, но в целом «вся страна в едином порыве…»
Основание для указа нашлось, но пришлось поискать. 17 марта 1999 года Государственная Дума приняла Постановление о праздновании 25-летия со дня строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Ну, а Дума, в свою очередь, отталкивалась от Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» № 561.
Что такое БАМ?
Это железная дорога протяжённостью 4 324 километра от Тайшета до Советской Гавани.
Кто-нибудь из современников читал Постановление № 561?
Если нет, давайте прочитаем вместе.
Там нет слов «начать строительство». Там написано: «Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства построить в 1974-1983 годах…»
Там же нет и слов «…железнодорожную Байкало-Амурскую магистраль протяжённостью 4 324 км от Тайшета до Советской Гавани».
Там написано: «…протяжённостью 3 145 км от г. Усть-Кута (ст. Лена) до г. Комсомольска».
А это значит, что на празднование своего 50-летия с начала строительства БАМа имеет право только участок БАМа от Усть-Кута до Комсомольска.
Ещё в 1986 году вышла книга «От Байкала до Амура». Автор – В. Сунгоркин. Иллюстрации Г. Павлишина. Там с самого начала была обозначена территория, о которой в книге идёт речь, то есть от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре. И строители – комсомольцы – 45 тысяч человек. Плюс специалисты и солдаты. Именно этой «комсомольской стройке», она же «новый БАМ», она же «второй этап строительства БАМа», исполнилось в 2024 году 50 лет с начала строительства.
А почему в Постановлении № 561 речь идёт только об этом участке?
Да потому, что слева и справа от него железная дорога уже была построена. Как давно? Уже в 1940-е годы на Восточном участке БАМа было открыто движение поездов, которое продолжается до сегодняшних дней.
Поэтому считать началом строительства БАМа 1974 год – значит заниматься фальсификацией истории БАМа.
К началу строительства БАМа (который от Тайшета до Совгавани) имеют отношение другие постановления – 1930-х годов. Я ограничусь двумя.
Началом строительства БАМа (того, который от Тайшета до Совгавани) считается Постановление Совнаркома СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги» № 542 от 13 апреля 1932 г.
23 октября 1932 года вышло Постановление Совета труда и обороны о возложении на ОГПУ (впоследствии НКВД – МВД) строительства Байкало-Амурской железной дороги с использованием для этого строительства заключённых исправительно-трудовых лагерей. Управления лагерей с 1938 года находились в Комсомольске-на-Амуре. Наш город стал «столицей» Восточного БАМа.
Когда для строительства Волжской рокады потребовались рельсы, Восточный БАМ и «Малый» БАМ (Тында – Бамовская) отправили на Волжскую рокаду почти 260 километров рельсов из 978 километров общей протяжённости рокады. На одной из схем этой магистрали в Интернете есть надпись: «Волжская рокада спасла Сталинград».
Этим самым строители Восточного БАМа внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне.
После небольшого перерыва к строительству БАМа вернулись в 1943 году. Война с Японией была неизбежной, но Россия не имела выхода к Тихому океану. Поэтому Государственный Комитет Обороны принял Постановление № 3407 от 21 мая 1943 года «О строительстве железнодорожной линии Комсомольск – Советская Гавань».
Управление Строительства № 500 (начальник – генерал-майор инженерных войск Ф.А. Гвоздевский) было образовано в августе 1943 года. Включало три лагеря, контингент которых пополнялся беспрерывно. Этап шёл за этапом. Условия, в которых приходилось работать строителям Восточного БАМа, – это отдельный вопрос.
Работа была проделана колоссальная. «Горный характер местности определил большие объёмы земляных работ и искусственных сооружений, а необжитость района и отсутствие путей сообщения создавали огромные трудности в сооружении трассы», – писал в Справке Ф.А. Гвоздевский.
И тем не менее работы, начатые в октябре 1943 года, были закончены досрочно. Наркомморфлоту были переданы два морских причала в Ванино, а НКПС (Народному комиссариату путей сообщения. – Прим. «ДВК») – паромная железнодорожная переправа через Амур.
Решена была главная задача: путь к океану был открыт! 20 июля 1945 года было открыто сквозное движение поездов.
Из Справки Гвоздевского:
«Наибольшее количество перевозок было предъявлено военным командованием с началом военных действий против Японии по переброске воинских частей и грузов из г. Комсомольска-на-Амуре в порт Ванино и обратно».
Строители Восточного БАМа внесли свой вклад в победу и во Второй мировой войне.
И это ещё не всё.
В 1931 году был образован Государственный трест «Дальстрой», в том числе и «для формирования золотодобычи в верховьях Колымы». Для обслуживания работ треста «Дальстрой» был образован Северо-Восточный ИТЛ.
Ранее грузы и рабочая сила отправлялись на Колыму через Владивосток, теперь же благодаря строительству Восточного БАМа – через порт Ванино. Маршрут сократился на полторы тысячи километров
Этим самым строители Восточного БАМа внесли вклад в экономику страны.
Но на доработку и завершение магистрали требовалось не менее двух лет. На октябрь 1945 года на трассе работали 124 тысячи человек.
Решением Правительства Союза ССР № 11795 от 4.10.46г. и Приказа МВД № 324 от 5.10.46г. железнодорожная линия Комсомольск – Совгавань была передана в постоянную эксплуатацию.
Подведём итоги строительства первой очереди БАМа.
Согласно плану, её протяжённость должна была составить 1 995 километров. К 1953 году было построено 1 704,4 километра. Если бы не смерть Сталина, план бы выполнили. Хотя ведь и от 260 километров рельсов, снятых с путей для строительства рокады, не стоит отказываться.
Достройка первой очереди и строительство второй очереди БАМа уже не были связаны с МВД СССР. Но это не значит, что строительство БАМа собирались прекратить, о чём можно было прочитать в ряде СМИ. Следующими строителями должны были стать Министерство путей сообщения и Министерство транспортного строительства, что следует из Постановления № 561.
***
Напомню: в годы войны вся страна работала на победу. Но только пяти предприятиям страны за наилучшие показатели в период Великой Отечественной войны Приказом по Министерству внутренних дел СССР от 14 мая 1946 года на постоянное хранение были вручены Красные знамёна с вручением грамот ВЦСПС. В числе этих организаций было и Строительство № 500 НКВД СССР.
За участие в строительстве БАМа были награждены 1 347 человек.
А «благодарные» потомки не только памятника не поставили строителям легендарного Восточного БАМа, но и вообще выкинули из истории БАМа тысячи людей: строителей, проектировщиков, изыскателей, железнодорожников.
Если бы это сделали товарищи из западных районов страны, они могли и не знать, что происходило в 30 - 50-е годы на востоке страны. Но когда дальневосточник, комсомольчанин В.Ф. Зуев в 2024 году пишет книгу «БАМу – 50 лет», он сознательно участвует в фальсификации даты исторического объекта.
Если бы не Восточный БАМ, на строительстве Волжской рокады могли бы не успеть собрать нужного количества рельсов для спасения Сталинграда.
Если бы не Восточный БАМ, неизвестно, какую бы цену нам пришлось заплатить за войну с Японией.
Если бы не Восточный БАМ, неизвестно, на сколько лет замедлилось бы экономическое освоение Колымы и Арктики.
Несправедливость должна быть устранена. Датой начала строительства БАМа (от Тайшета до Совгавани) следует считать 13 апреля 1932 года.
Следующий год – 80-летние годовщины победы в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне. Строители Восточного БАМа приближали эту победу. Они достойны увековечивания.
Полный текст статьи «Комсомольск-на-Амуре – «столица» восточного БАМа. БАМу – 92 года» с фотографиями доступен в Интернете на моём канале в Яндекс-дзен. Найти можно по названию статьи.
Марина КУЗЬМИНА.
Фото из архива редакции «ДВК» и с канала в Яндекс-дзен «История Комсомольска-на-Амуре от Марины КУЗЬМИНОЙ»