Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью.

Джованни Лоренцо Бернини

Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. - 900534944270
Джовани Лоренцо Бернини. Похищение Прозерпины. 1621-1622 гг.
Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. - 900534944014
     
     Мраморную статую "Похищение Прозерпины Плутоном" Джованни Лоренцо Бернини начал создавать в 1621 году, ему было тогда всего 23 года. Он запечатлел момент, когда бог подземного царства лишь на мгновение явился на поверхность, чтобы похитить юную дочь Цереры.     
     Заказ на изготовление данного произведения Бернини получил от своего покровителя – кардинала Сципиона Боргезе в 1621 году. Тогда молодому скульптору было всего 23 года, однако его талант уже был замечен в кругах почитателей искусства.
     В композиции всего три персонажа, Плутон, Прозерпина и трехголовый пес Цербер, страж Ада. Два персонажа зафиксированы в момент кульминации движения, когда Плутон уже крепко сдерживает Прозерпину, а она в свою очередь уже взывает к помощи окружающих.
Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. - 900534944526
Джовани Лоренцо Бернини. Апполон и Дафна. 1622-1625 гг.

     Аполлон, Бог Света и Поэзии, пронзенный стрелой Амура, безумно влюбляется в речную нимфу Дафну. Однако Дафна предана богине Диане и обещала оставаться девственницей всю жизнь, поэтому, когда Аполлон преследует ее, она молит Богов о помощи.
     Эта скульптура показывает кульминацию истории, когда Боги помогают Дафне, и, чтобы избежать насилия Аполлона, превращают ее в лавровое дерево. Согласно истории, «оцепенение охватило ее тело, и тонкая кора закрыла ее нежную грудь, а волосы превратились в движущиеся листья.
     Скульптуру «Аполлон и Дафна» Бернини закончил в двадцать семь лет.
     
Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. - 900534944782
Джовани Лоренцо Бернини. Экстаз святой Терезы. 1651

     Мы видим испанскую монахиню и мистическую святую Терезу из Авилы. Крылатый ангел держит копье, которым пронзил сердце Терезы, и выражение экстаза заливает ее лицо.     
     Работу можно рассматривать как чрезмерно театральную, но Гомбрих утверждает, что художник преднамеренно отбросил традиции и изобразил момент обостренных эмоций, которые художники ранее не предпринимали. Это стало ключевой особенностью периода барокко, которая также присутствовала в работах Караваджо, Рубенса и Веласкеса.
Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. - 900534945550
Джованни Лоренцо Бернини. Вакханалия. Дети дразнят Фавна. 1617 г.
Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. - 900534946062
Джованни Лоренцо Бернини. Давид. 1623-1624

     Скульптура Давида изображает библейский момент незадолго до того, как молодой человек бросил камень, поразивший гигантского Голиафа. Действие, которое сделает его царем. Его тело искривлено, а выражение лица выражает концентрацию и напряжение. Глаза устремлены на цель, а его тело напряжено, как пружина. Доспехи лежат у его ног согласно тексту Библии, в котором говорится, что Давид снял доспехи, чтобы они не сковывали движений.
Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. - 900534946318
Джованни Лоренцо Бернини. Святая Бибиана, 1626 г.

     Скульптура создана в 1626 г. для римской церкви святой Бибианы (Santa Bibiana) – первого архитектурного проекта Бернини. За церковью расположен храм Минервы Медики (Minerva Medica). Святая Бибиана была приговоренная к смерти императором Юлианом Отступником и приняла ее рядом с одной из колонн церкви. Автор изобразил ее с пальмовым листом, символом мучеников. Захоронение святой проведено здесь же.
     
Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. - 900534946830
Джованни Лоренцо Бернини. Святой Лаврентий на решетке, 1617 г.

     Святой был приговорен к сожжению заживо на железной решетке. У христиан он, как ни странно, покровитель поваров. Когда с одной стороны тело уже сгорело, мученик обратился к палачам и велел им перевернуть себя. 
Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. - 900534947086
Джованни Лоренцо Бернини.  Экстаз блаженной Людовики Альбертони», 1671-1674 гг.
Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. - 900534947342
Джованни Лоренцо Бернини. Эней, Анхиз и Асканий бегущие из Трои,

     Сюжет 20-летнему скульптору снова навеян «Энеидой» Вергилия. У Анхиза и Афродиты был сын Эней и внук Асканий. Когда Троя была охвачена огнем, боги приказали им бежать. Беглецы спаслись и долгое время скитались, пока Эней не основал город в Лации.

     «Три вещи, которые необходимы для успеха в живописи и скульптуре: видеть красоту и приучать себя к этому с молодых лет, упорно работать и получать хорошие советы». Эту фразу итальянского скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини, которого часто называют создателем стиля барокко в скульптуре, можно считать кредо настоящего Художника.
Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. - 900534947598
Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. - 900534948110
Джованни Лоренцо Бернини: Автопортрет, 1623

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо (1598-1680 гг.) - знаменитый итальянский архитектор, скульптор и художник, создатель стиля барокко в наиболее целостном и образцовом его выражении. Родился в семье скульптора и живописца Пьетро Бернини в Неаполе.
Он не учил в университете теорию горного искусства, обществознание и другие науки, не связывающие его с практикой. Он просто работал и создавал прекрасные шедевры. Учился у отца.
Талант или даже гений Бернини был очевиден для его окружения. А самого молодого художника интересовала пластика тела, эмоции, выразительность, которых он добивался в своих произведениях.
Бернини был одним из последних истинных людей эпохи Возрождения в Риме, хотя его работы по праву относятся к периоду барокко, который пришел сразу после эпохи Возрождения и ознаменовал отказ от разума и рациональности в пользу эмоций, движения, драмы. и иногда лишнее. Бернини не изобрел стиль барокко, но он определенно помог популяризировать его и сделать его одним из наиболее значимых культурных выражений Италии 17-го века. Когда вы думаете о Риме сегодня, на ум приходит его художественное и архитектурное видение Рима.

#Людмила

Комментарии