Как проживать эмоции без рамок и оков

Представьте, что эмоции — это краски, которыми человек раскрашивает повседневную жизнь. В детстве человек накапливает эмоциональный опыт. Он впервые переживает восторг, отчаяние, умиротворение, тревогу, интерес, страх. Его эмоциональная палитра насыщается красками. Взрослый уже не добавляет и не отнимает из этой палитры цветов. Он использует то, что есть. Если все цвета незамутненных оттенков, все по-своему красивые — повезло.

Другое дело, когда на палитре эмоций лишь мутное, странноватого цвета пятно. А человек слабо ориентируется в этой палитре и не особо разглядывает ее. Выхватывает цвет наугад, то и дело попадает в некрасивое серо-буро-малиновое пятнышко. Он не понимает, что происходит. И решает, что с эмоциями и чувствами что-то не так.

Кипящая эйфория сменяется истерической жутью, а человек совершенно не понимает свои эмоции. Все, что он может, — выпить валерьянку. Но валерьянка не помогает от самоуничижения, неуверенности в себе и конфликтов с родными. Подавленные чувства делают человека зависимым от настроения близких, сверхчувствительным к малейшим своим промахам в общении.

Когда люди запирают свои чувства, весь эмоциональный накал они выплескивают на мелочные проблемы. Например, девушка с детства пела, пела публике, пела с чувственным наслаждением. А потом отодвинула свой талант на задворки жизни, почти забыла о нем. Она загнала эмоции в рамки, но они просочились истерическим настроением и страхом темноты.

Неизвестно, сколько у нее нелепых пятен в эмоциональной палитре. Но одно из них легко разглядеть. В детстве ей недоставало душевной близости с родителями. Ее мама сдерживала свои чувства и не показывала дочери особой любви. Папа привык обижаться. Он не мог дать девушке позитивных чувств, ведь самому их неоткуда было взять.

Она все реже тянулась к кисти и палитре, реже нагружала себя мощными переживаниями.

Заложники эмоциональной травмы
Люди отодвигают подальше свою палитру эмоций — боятся угодить в пятно негатива. Побочный эффект в том, что их жизни не хватает глубины и яркости. Они страдают от душевной пустоты. Иногда люди находят безопасный, но куцый источник переживаний. Осторожно, дрожащей рукой берут краску на кончик кисти с самого уголка палитры.

Эмоционально шантажируют, вымогают эмоции. Подсаживаются на ужастики и ночные прогулки. Страдают от фобий. Заводят безобидную собачку или кошечку. Она не причинит душевной боли, в отличие от людей.

А иногда и этого не находят, просто живут эмоционально пустые.

Саша забрался на подоконник. Внимательно следит за снежинками. Зима, снегопад.

— Ты чего там сидишь?
— Я жду, пока пролетит Снежная королева.
— Спускайся, холод от окна. Тебя продует.

Саша смотрит на снег как ни в чем ни бывало. Мама Сашки видит, что ее не слушают. Тоже выглядывает на улицу.

— Ты так не скоро дождешься.
— Почему?

Нина неловко пожимает плечами. Она не знает, что Снежная королева — первая любовь Саши. Ему в сказке Андерсена больше всех жалко Снежную королеву. Она всегда одна в ледяном дворце. Кажется, на одну лишь секунду она подружилась с Каем, но Герда и Кая у нее забрала.

Саша хочет, чтобы Снежная королева прилетела за ним. Он будет складывать для нее слова из льдинок, а она будет его целовать. В ледяном дворце будет все сверкать.

— Такая пурга, она тут везде летает, — объясняет Саша маме.
— Ну, она же в сказке летает.

Саша бросает на Нину настороженный взгляд и отворачивается к снежинкам. Нина добавляет:

— Про Герду. И Кая.
— И дальше что? — нервно спрашивает ребенок. Он чувствует неладное.
— А на самом деле ее не существует.
— Ты что, ее никогда не видела?
— Нет. Ее никто не видел.
— Откуда ты знаешь, что никто? А ты просто не можешь ее видеть, ты уже взрослая.
— Слезь, пожалуйста, с подоконника, — мама тоже нервничает. Подоконник не пластиковый, а керамический, ледяной. И Сашка легко простужается. Нина тянется к ребенку в попытке обхватить его и снять, рассказывая:

— Ганс Христиан Андерсен — автор сказки про Герду, это он придумал Снежную королеву, и она есть только в книжке.

Саша уже злится. Он в порыве отчаяния, чувствуя, что его сейчас утянут со смотрового пункта, указывает пальцем в метель:

— Да вон она, что, не видно? — ребенок и сам ничего не видит в клубящемся снегу, но для него уже дело чести убедить маму, что Снежная королева есть. Для этого нужно лишь самому поверить, что она укуталась в облако, и Саша верит.
— Нет там ничего, — Нина злится в ответ, отдирая Сашу от окна. — Там только пурга.

Если ребенок утром раскашляется и засопливит, Нина скажет, что нечего было морозиться на окне. Мамы отлично умеют спасать тело ребенка, но часто невольно повреждают душу. Так, например, маленький Саша получил травму в зрительном векторе.

Полный текст:
https://www.yburlan.ru/biblioteka/kak-prozhivat-emocii-bez-ramok-i-okov

Комментарии

  • 9 июн 2024 18:55
    "Эмоциональный фон выравнивается, когда человек реализует на практике всю свою палитру чувств."
  • 10 июн 2024 14:38
    Когда на тренинге Юрий Бурлан приоткрывает нам завесу бессознательного, показывая, как рождаются наши чувства, почему появляются те или иные мысли, совершаются поступки, нам постепенно раскрывается объёмный, совершенный, целостный механизм, управляющий нами. Мы научаемся его понимать, и у нас меняется мышление.