«Подкидыш возвращается к матери»: Как одна картина рассказала о главной проблеме Англии XIX века

«Подкидыш возвращается к матери»: Как одна картина рассказала о главной проблеме Англии XIX века - 908786384150
Английская художница Эмма Браунлоу получила известность благодаря своим жанровым картинам. Излюбленный сюжет – тема подкидышей в лондонском приюте. Самой известной картиной Браунлоу была написанная в 1858 году работа «Подкидыш, возвращенный его матери». Этот драматический сюжет раскрывает тему воссоединения матери и дочери. Работа стала частью семейной истории художницы. Кем же был отец Эммы Браунлоу, и как он связан со знаменитым полотном?

«Подкидыш, возвращенный матери»

На картине изображена драматическая сцена воссоединения семьи. Мать, когда-то оставившая своего младенца в приюте для подкидышей, вернулась за ним. Это молодая девушка с большими голубыми глазами, одетая в синее платье с шалью. Голову украшает кружевная шляпка с оранжевым бантом. Молодая няня привела к матери девочку лет четырех. 

Зритель не видит ее лица, но заметно, что у нее такие же волосы, как у матери. Зритель является свидетелей душераздирающей сцены: молодая мать явно переполнилась эмоциями при виде своей маленькой, но уже подросшей дочери, и даже уронила документ. Вполне вероятно, именно эту бумагу предоставили ей, когда она приехала в приют в первый раз. Сейчас же она вернулась, чтобы отдать сокровенный документ и забрать свою дочь.
«Подкидыш возвращается к матери»: Как одна картина рассказала о главной проблеме Англии XIX века - 908786746902
Важно обратить внимание на то, что у молодой матери нет обручального кольца. Значит она все еще не замужем. Однако, иные детали ее внешнего вида – ухоженность, элегантная шляпка и шаль – доказывают ее финансовую состоятельность. У ног девушки лежит еще один символ достатка – подарок для дочери. Это изумительная коробка, из которой мама только что достала прекрасные туфельки, шляпку, куклу и блестящий мяч. 

К слову, кукла в данном контексте – не только игрушка. Она напоминает когда-то брошенного ребенка и судьбу, которую девочка избежала благодаря приюту. Маму девочки сопровождает более взрослая женщина, которая с интересом рассматривает малышку (это может быть мама или бабушка). Картина имеет арочную композицию.
«Подкидыш возвращается к матери»: Как одна картина рассказала о главной проблеме Англии XIX века - 908786624534
Джон Браунлоу, много лет служивший секретарем больницы для подкидышей, поднявшись с должности клерка и ставший директором заведения, сам был подкидышем. Отец Эммы часто переписывался с писателем Чарльзом Диккенсом, у которого, как и у него, было трудное детство. Считается, что Диккенс использовал свой собственный опыт и опыт своего товарища в изображении знаменитых персонажей. Автор изобразила его стоящим за столом. На выпавшей у женщины квитанции зритель видит его подпись.
«Подкидыш возвращается к матери»: Как одна картина рассказала о главной проблеме Англии XIX века - 908786777878
Зал украшен четырьмя полотнами художников, которые носят скорее метафорический, чем репрезентативный характер. Они иллюстрируют истории о милосердии детей в религии, мифологии и истории. Таким образом, автор создает взаимосвязь детей-подкидышей с библейскими персонажами.

История приюта с картины

«Подкидыш возвращается к матери»: Как одна картина рассказала о главной проблеме Англии XIX века - 908786838038
Больница для подкидышей была первым приютом для брошенных детей в Лондоне. Отец Эммы Браунлоу, Джон Браунлоу, со временем стал в нем директором. Госпиталь был первой детской благотворительной организацией в Великобритании и первой общественной художественной галереей. Уильям Хогарт пожертвовал свои произведения искусства в 1740 году, что побудило многих художников, в том числе Томаса Гейнсборо и Джошуа Рейнольдса, последовать его примеру. Впоследствии даже была создана Картинная комната в 1857 году для демонстрации предметов живописи. Сегодня коллекция больницы для подкидышей насчитывает четыре столетия и содержит картины, скульптуры, гравюры, рукописи, мебель, часы, фотографии.
«Подкидыш возвращается к матери»: Как одна картина рассказала о главной проблеме Англии XIX века - 908786874390
Хоть и реабилитация незамужних женщин, попавших в сложную жизненную ситуацию, была значимой целью учреждения, очень немногим матерям удалось вернуть своих детей. Руководство приютов рассчитывало на то, что, избавившись от социальной стигмы и временного денежного бремени, эти женщины смогут встать на ноги и испытать радость материнства.
«Подкидыш возвращается к матери»: Как одна картина рассказала о главной проблеме Англии XIX века - 908786934294
К примеру, из младенцев, принятых в период между 1840 и 1860 годами, только 3% были возвращены на попечение матери или других родственников. В начале XVIII века 75% детей в возрасте до пяти лет умерли в результате голода или болезней из-за обездоленного положения лондонцев. Руководство приюта досконально изучало положение матери и принималл решение – вернуть ребенка или оставить в приюте. Воспитательный дом строго запрещал любые контакты между родителями и детьми. Однако, были случаи, когда родители в тайне вступали с ними в контакт. Браунлоу написала несколько сцен о жизни приюте. Все полотна получились очень искренними, поскольку они отражали ее личный опыт и ее социальное сознание.
«Подкидыш возвращается к матери»: Как одна картина рассказала о главной проблеме Англии XIX века - 908787170838
«Подкидыш, возвращенный матери» является частью цикла из 4 картин о подкидышах Эммы Браунлоу. Другие работы - это «Крещение» 1863 года, «Больная комната» 1864 года, «В отпуск» 1868 года.
«Подкидыш возвращается к матери»: Как одна картина рассказала о главной проблеме Англии XIX века - 908787183382

Все работы серии помимо основного сюжета имеют репродукции картин известных художников, которые пожертвовали свои полотна приюту. Ныне «Подкидыш, возвращенный своей матери» Браунлоу находится в Художественной библиотеке Бриджмена.
#ТайныИстории #ИсторияИКультура #искусство #живопись #ЖенскийСледВИстории
«Подкидыш возвращается к матери»: Как одна картина рассказала о главной проблеме Англии XIX века - 908787285526

Комментарии