Комментарии
- 4 янв 2022 19:42Наталья Макарова (Задонская)
️
- 4 янв 2022 22:30Наталья Зотова(Харламова)
- 5 янв 2022 16:06Надежда ПрокоповичВ школе учили про декабристов и их жён, периодически встречалась эта тема. И только сегодня пришла в голову мысль - а мужьям - декабристам это надо было? У них кто - нибудь спросил? Вполне возможно, что мужьям было бы спокойней на душе, знай они, что дети не сироты, а с мамой. Что жена со своими родными, в привычной обстановке. И т.д. Ведь жёны - аристократки и привычные для крестьян вещи для них катастрофа. Печь растопить - и то проблема. И ещё. Женщин предупредили, что дети, рождённые в ссылке будут крестьянами. Дети - то в чём виноваты? И потом. Мужья изначально знали на что шли. Каторгу заслужили, стало быть.
- 5 янв 2022 18:09Пелогея ПолянскаяПрочла с большим интересом.Спасибо!
- 8 янв 2022 00:13Любовь Воробьева
️
- 8 янв 2022 16:06Ольга Беккер ( Гуськова)Супер!
- 9 янв 2022 00:04Анастасия Ник1828 г свадьба, В 1839 году Ивану Александровичу по ходатайству его матери было разрешено поступить на гражданскую службу, что несколько облегчило материальное положение многодетной семьи.Между этими датами 18 родов! Она крольчиха или кошка.........
- 9 янв 2022 13:01Территория наших заблуждений ответила Анастасии НикВ статье написано, что Прасковья Анненкова рожала восемнадцать раз за свою жизнь. Но вы как то странно выстроили логическую цепочку с датами )))
- 9 янв 2022 13:43Анастасия Ник ответила Территория наших заблужденийв статье написано " Постепенно быт в ссылке наладился, однако жизнь Прасковьи была непростой: с мужем она виделась редко, и большую часть тех лет провела в одиночестве. Положение усугублялось ее беременностями: она рожала 18 раз, однако выжило лишь 6 детей. " В одиночестве она была большую часть времени до поступления Аненкова на гражданскую службу. Про 18 родов за всю жизнь в статье нет ни слова.
- 9 янв 2022 13:55Территория наших заблуждений ответила Анастасии НикВы шутите? Перечитайте отрывок, который сами же и скопировали. Там разве речь не о жизни в ссылке ведется? К тому же дальше в статье есть упоминание, что ссылка длилась 30 лет. А вы выстроили почему то временные рамки, опираясь на даты свадьбы и разрешением Аннекову пойти на службу. Но ссылка после этого длилась ещё 20 лет.
- 9 янв 2022 14:00Анастасия Ник ответила Территория наших заблужденийвот именно перечитайте внимательно что пишите. Где слова за жизнь было 18 беременностей? Ссылка,да длилась 30 лет, но в одиночестве женщина провела только то время пока супруг был в рудниках- потом они вместе жили. Так что или текст неправильно скомпонован или даты не верны.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Территория наших заблуждений
Полина Гебль: Француженка, последовавшая в ссылку за своим мужем-декабристом Иваном Анненковым
Эта сказочная, все превозмогающая любовь стала не только темой разговоров в великосветских салонах того времени, но и сюжетом для романа Александра Дюма «Учитель фехтования» и оперы А. Д. Шапорина «Декабристы» (ее первая редакция называлась «Полина Гебль»).
Полине и ее сестре пришлось зарабатывать на жизнь рукоделием. А когда Полине исполнилось 17 лет, она поступила продавщицей в модный дом в Париже. В 1823 году она приняла предложение торгового дома «Дюманси» и поехала работать в Россию.
Иван Александрович Анненков – поручик Кавалергардского полка, блестящий офицер, единственный наследник крупнейшего в России состояния и скромная служащая торгового дома. Они не могли не встретиться. Модный дом «Дюманси», в котором работала Полина, находился рядом с домом Анны Ивановны Анненковой, обожавшей делать покупки и часто бывавшей в этом магазине. Иван Алексеевич довольно часто сопровождал свою мать. Полина сразу же обратила внимание на высокого, стройного, голубоглазого и очень обходительного офицера. Иван Анненков тоже заметил красивую и прекрасно воспитанную француженку и зачастил в магазин, правда уже без матушки.
Вскоре Иван признался Полине в любви и предложил ей тайно обвенчаться. Почему тайно? Потому что он прекрасно знал: мать никогда не даст согласие на неравный брак. Полина тоже осознавала это и, несмотря на то что безумно любила Ивана, отклонила предложение стать его женой. Но не отказалась от встреч. Вскоре Полина забеременела и Анненков сделал еще одну попытку уговорить ее обвенчаться. Он даже нашел священника и свидетелей, но его любимая, видимо имея свои собственные представления о воле родителей, снова ему отказала.
Узнав, что любимый находится в заточении в Петропавловской крепости, она заплатила унтер-офицеру 200 рублей и послала ему медальон с запиской:
«Я поеду с тобой в Сибирь».
Вскоре она написала прошение на имя императора.
«Ваше Величество, позвольте матери припасть к стопам Вашего Величества и просить как милости разрешения разделить ссылку ее гражданского супруга. Я всецело жертвую собой человеку, без которого я не могу долее жить. Это самое пламенное мое желание. Я была бы его законной супругой в глазах церкви и перед законом, если бы я захотела преступить правила совестливости. Мы соединились неразрывными узами. Для меня было достаточно его любви. Соблаговолите, государь, милостиво дозволить мне разделить его изгнание. Я откажусь от своего отечества и готова всецело подчиниться Вашим законам».
Ее прошение было принято. Николай I, тронутый ее преданностью осужденному преступнику, разрешил Полине ехать в Сибирь и приказал выдать пособие на дорогу, однако ребенка брать с собой запретил. Простившись с дочерью, которую она оставила у Анны Ивановны Анненковой, Полина в декабре отправилась вслед за своим любимым.
Итак, Полина, дважды отказавшись венчаться с самым богатым женихом Москвы, стала женой ссыльнокаторжного. Она была счастлива, соединив судьбу с любимым человеком, и с гордостью носила новое имя – Прасковья Егоровна Анненкова.
Постепенно быт в ссылке наладился, однако жизнь Прасковьи была непростой: с мужем она виделась редко, и большую часть тех лет провела в одиночестве. Положение усугублялось ее беременностями: она рожала 18 раз, однако выжило лишь 6 детей.
В 1839 году Ивану Александровичу по ходатайству его матери было разрешено поступить на гражданскую службу, что несколько облегчило материальное положение многодетной семьи. Через два года семье Анненковых было разрешено переехать в Тобольск, где они и прожили 15 лет до амнистии 1856 года.
Лишь после 30 лет жизни в Сибири Анненковы получили разрешение выехать с мест ссылки. Жить в Петербурге и Москве им было запрещено. Анненковы поселились в Нижнем Новгороде в июне 1857 года.
Вскоре город посетил Александр Дюма, путешествующий по России. Нижегородский губернатор устроил в честь знаменитого писателя званый вечер, заранее предупредив, что его ждет сюрприз.
В своей книге «Путевые впечатления. В России» Дюма писал:
«Не успел я занять место, как дверь отворилась, и лакей доложил: "Граф и графиня Анненковы". Эти два имени заставили меня вздрогнуть, вызвав во мне какое-то смутное воспоминание. "Александр Дюма", – обратился губернатор Муравьев к ним. Затем, обращаясь ко мне, сказал: "Граф и графиня Анненковы, герой и героиня вашего романа „Учитель фехтования". У меня вырвался крик удивления, и я очутился в объятиях супругов».
Через несколько дней Дюма приехал в дом Анненковых. За несколько часов общения с постаревшими прототипами своих героев он узнал много интересного о сибирской жизни декабристов: о 30 годах суровых испытаний, каторжных работ и унижения, о венчании Ивана и Полины в Михаило-Архангельской острожной церкви, о смерти детей и о неугасающей любви этих уже немолодых людей. Он узнал, что именно любовь и верность помогли преодолеть им все испытания, выпавшие на их долю.
В Нижнем Новгороде Анненковы прожили еще почти 20 лет. Иван Александрович служил чиновником при губернаторе, был членом комитета по улучшению быта крестьян, участвовал в подготовке реформ, работал в земстве и избирался в мировые судьи.
Пять сроков подряд нижегородское дворянство избирало Ивана Александровича Анненкова своим предводителем. Полина тоже занималась общественной деятельностью, она была избрана попечительницей нижегородского женского Мариинского училища, а затем по просьбе М. И. Семевского, издателя «Русской старины», писала воспоминания.
Так и не освоив письменного русского языка, она диктовала их своей старшей дочери Ольге. Впервые ее воспоминания были опубликованы в 1888 году, затем неоднократно переиздавались.
Но главным в ее жизни всегда оставался муж – ее любимый Иван Александрович. До последних дней своих она ухаживала за ним, как за ребенком, и до самой смерти не снимала с руки браслета, отлитого Николаем Бестужевым из кандалов ее мужа. В 1876 году Полина умерла. Иван Александрович очень тяжело переживал смерть жены. Через год и четыре месяца после смерти Полины он ушел вслед за ней. Иван был похоронен в нижегородском Крестовоздвиженском женском монастыре, рядом со своей женой, так горячо его всю жизнь любившей и бывшей ему самым верным и преданным другом.
#ТайныИстории #ЖенскийСледВИстории